Проект« Праздники и обряды на земле Подмосковья»
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

Праздник масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx972.24 КБ

Предварительный просмотр:

                ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

                        Кафедра методики преподавания дисциплин

                               художественно – эстетического цикла

                     

                       Итоговый исследовательский проект

                Праздники и обряды на земле Подмосковья

                          Анищенковой Елены Фаридовны,

              учителя духовного краеведения Подмосковья

            МОУ – Клементьевская СОШ, Можайского района,

      Слушателя курсов повышения квалификации 2011/2012 учебного года

                  «Культура и искусство Подмосковья»

                  (вариативный  кафедральный модуль 72 часа)

                                       Руководитель курсов -  Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор      

                                       

   

                                          Москва 2011

                                             Содержание

1.Ведение…………………………………………………………………………………..3

2.Разработка проекта проекта:

- История возникновения обрядов и праздника «Масленицы»…5

- Разработка сценария праздника «Масленица»………………………..11

3.Заключение……………………………………………………………………………..19

4. Список литературы………………………………………………………………….21

                                                  Введение 

      Актуальность темы. Сегодня, как никогда, перед обществом встала острая проблема  возрождения народной культуры. Из поколения в поколение передается народная мудрость и эта преемственность  может  прерваться, если мы не будем приобщать молодое поколение к традициям и культуре русского народа, к сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке.

Обрядовые и календарные праздники являлись самыми гуманными традициями. В них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлая вера в  будущее.

  Исстари человек был уверен, что песнями  и  различными обрядовыми действиями можно повлиять на природу. Обрядовые праздники сменялись один за другим  по крестьянскому календарю. История этих праздников представляет интерес и сегодня. Возрождаются обряды русского народа, а с ними и культура,  и человеческие ценности, без которых жизнь общества невозможна.

  Хорошим средством для приобщения молодого поколения к русской  народной культуре может стать внеурочная работа, в данном случае -    метод проектов, в рамках изучения курса Духовное краеведение Подмосковье и Отечественной истории .   Проектирование – такой вид деятельности, который сочетает  индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого создается конечный продукт собственного творчества детей. Школьники учатся  анализировать ситуацию выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

   Я предлагаю методическую разработку внеурочного мероприятия в форме проекта «Масленица». Данное внеклассное мероприятие имеет широкие воспитательные возможности воздействия на  школьников. А включение в подготовку и проведение мероприятия членов семьи  и педагогов  способствует пониманию ребенком важности изучения и сохранения народных традиций, как основы народной  культуры. Это  мероприятие способствует расширению кругозора, обогащает личный опыт ребенка, помогает сплочению детей, родителей, учителей через участие в празднике.          

 Итоговым продуктом совместной  исследовательской деятельности школьников должен стать  календарь, представляющий годовой цикл славянских праздников , изготовление  чучела Масленицы, выпечка Блинов, в который войдут:

  - периодичность славянских праздников, отражающих времена года, обычаи, обряды, традиции  славян, связанные с этими праздниками;

 - колядки, кричалки, зазывалки;

  - приметы

  - рецепты обрядовых блюд;

  - пословицы,  поговорки, хороводные песни;

- спортивные состязания.

                        Цели 

 - приобщение младших школьников к русской народной культуре, традициям, сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке, уважение к старшему поколению как хранителю народных традиций;

    - развитие представлений о традициях русского народа, как неотъемлемой части мировой культуры.

                            Задачи:

      - познакомить с одним из  языческих праздников, отражающими годовой календарный цикл славян;

    -  вызвать интерес к народным традициям через общение со старшим поколением (при сборе пословиц, поговорок, хороводных песен, рецептов обрядовых блюд и др.);

      сплотить школьников, учителей и родителей через совместное творческое дело, сотрудничество.

                 История возникновения обрядов и праздника «Масленицы»

    Русские Псковской губерни праздновали Масленицу с размахом. В части районов этот праздник начинали отмечать с воскресенья, получившего название Малой Маслены. В этот день подростки строили ледяные горы и при этом приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться». Поздно вечером на улицу выходила встречать Масленицу молодежь, распевая обрядовые масленичные песни. Однако наиболее распространенным днем встречи Масленицы на Псковщине был понедельник, получивший название встречи. Каждый день недели имел название, соответствующее своим особенностям:  вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий, перелом, пятница - посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье - проводы или прощеный день.

   В понедельник утром дети собирались на снежных горах и говорили: «Звал, позвал честный Семик широку Масленицу к себе в гости на двор». В Островском  дети, съезжая на салазках с ледяных гор, кричали: «Приехала Масленица!» Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы по блину и пели песни Масленице. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

  Катание с гор, на катках, сделанных на озерах и реках, заменялось или совмещалось в конце недели с катанием на лошадях. Катались вдоль большой деревни или села либо гужом, либо рядом в несколько саней. Устраивали катание и по деревням. Катанию с гор или на лошадях приписывалось магическое значение: «... чем больше кто катается..., тем длиннее у того уродится лен». В Палкинском районе дети во время катания на санях кричали: «Лен-ленок, уродись, золотист, шелковист, чтоб как шелк». Возможно, масленичное катание является одним из вариантов древнего магического обряда катания по земле с целью воздействовать на ее плодородие или приобщиться к ее продуцирующей силе.

   Катание на лошадях было также своеобразным смотром молодежи и новых супружеских пар. Так, в селе Пожеревицы Порховского уезда в последнее воскресенье Масляной недели собиралась масса катающихся. Катались целый день взад-вперед, чтобы показать всем себя, сани, лошадь. У кого нет лошади - смотрят. Девушки в самых лучших одеждах становились в одну линию вдоль дороги. Катающиеся парни предлагали им проехать. В Торопецком уезде празднично наряженные девушки ожидали своей очереди прокатиться на санях с горы. В Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест.

  Особое значение в Масленицу придавалось выезду молодых пар, поженившихся во время Мясоеда. Появляясь в деревне, молодожены должны были продемонстрировать материальное благополучие семьи: разнообразие одежды, сменяемой несколько раз в течение дня, расписные сани, лошадей и богатую конскую упряжь. Помимо этого молодых заставляли публично целоваться доказывая крепость брачных уз.

  Общерусские обычаи, связанные с молодоженами, были широко распространены и на Псковщине. Одним из важных обычаев считался приезд зятя к теще на блины. При последнем свидании на второй день свадьбы теща усиленно зазывала молодых в гости на Масленицу. Повожены обычно приезжали к родителям молодой в среду и гостили два-три дня. Это было первое после свадьбы посещение деревни, где родилась молодуха.

   Теща ухаживала за зятем и старалась кормить его досыта. Каждая трапеза непременно заканчивалась подачей ритуального блюда - яичницы. Родители были особенно предусмотрительны, если их гость был недоволен молодой женою; тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, - это хороший знак, если же от края - значит испытывает неудовольствие.

 На Масленицу в Псковской губерне приходился обычай ритуального выкупа молодой жены у ее родной общины (в основном у мужского населения). Крестьяне из Печорского края считали обязательным поднять на «ура» нового зятя, приехавшего в деревню. Означало это следующее: во время гостьбы у родителей молодуха изготавливала шелугу - небольшой мяч из тряпок или из мешка с зашитыми в нем черепками от тарелок и кринок. Шелугу отдавали мужскому населению деревни для игры: ее трясли, бросали, подкидывали ногами, разрывали. Продолжалось это до тех пор, пока молодой не выкупит шелугу. В качестве выкупа предлагали вино, водку, деньги, различные продукты (обычно яйца, печенье). В некоторых местах молодую катали или угрожали прокатить по деревне на перевернутой бороне. В этом случае с молодого также требовали выкуп за жену, выросшую в данной общине. Девушек и парней, оставшихся после свадебного сезона холостыми, в Масленицу «наказывали». Крестьяне Палкинского района считали, что тех, «кто замуж не вышел, сожгут в Маслену».

Наибольшего разгула и веселья масленичные гулянья достигали во второй половине недели. В первые дни Масленицы взрослое население и молодежь работали до обеда, а после него гуляли по улице или собирались на вечорки, подобные святочным. Со среды или с четверга все без исключения отдавались праздничным развлечениям. В Холмском у. в среду делали антропоморфное чучело Масленицы, одевали его в вывернутую шубу, шапку, кушак, лапти. До конца недели ребятишки возили чучело на санях по всем деревням. Сани с Масленицей сопровождала ряженая молодежь. В других местах чучело закрепляли на столбе, украшенном лентами, соломой, пучками льна, вениками, сковородками, блинами. Масленицу мог изображать ряженый мужик с гармошкой, восседавший на колесе, которое крепилось на вершине столба. Сопровождавшие Масленицу, и молодежь, и взрослые, ряженые или в лучших одеждах, исполняли обрядовые песни:

«А мы Масленицу встречали,

Мы на горушку выходили,

Коня ворона выводили,

Сыра с маслицем вывозили».

   Обилие пищи и питья было характерной чертой русской Масленицы повсеместно. Мясо в масленичную неделю, согласно церковным установлениям, есть запрещалось, поэтому неделю перед постом называли сыропустной. Зато каждый день хозяйки готовили в большом количестве блины, которые ели с различными приправами: яйцами, сметаной, маслом, сыром (творогом), снетками, и разнообразные молочные, рыбные, овощные, мучные блюда. Крестьяне за время Масленицы стремились наесться «на весь Великий пост». Масленичное ритуальное объедание накануне пробуждения природы, по народным представлениям, должно было обеспечить общине подобное изобилие пищи в будущем.

   Исполнение обрядовых песен на Масленицу девушками и женщинами было широко распространено.

 Главным ритуалом масленичной обрядности были проводы Масленицы, включая сожжение чучела или заменявших его колеса, пучка соломы. В течение недели дети и подростки тайно собирали по дворам ненужную солому, дрова, старые вещи, поломанные бороны, корыта и притаскивали все это на возвышенное место на паровом поле для костра. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело или колесо доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение. Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели: «Мы Масленицу первые повстречали, мы широкую первые сожигали». Издалека мелькали огни масленичных костров соседних деревень.

   Вместе с Масленицей в огне сгорали нерабочий хозяйственный инвентарь, оставшиеся с прошлого года солома, очесы льна, то есть остатки старого, уже ушедшего года. По представлениям крестьян, объяснявших этот обычай своим детям, на масленичных кострах сгорают блины, масло, молоко, после чего наступает Великий пост. При догорании костров подмечали, как стелется дым: столбом вверх - к хорошему урожаю, по земле - к неурожаю.

Связь масленичных костров с аграрной магией подчеркивали многие исследователи. Уничтожение мифического существа, которое изображало чучело Масленицы, имело целью способствовать плодородию земли и всего живого. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, символизировавшее растительную силу природы, сгорая, возвращало эту силу земле. В Масленице видят также и олицетворение зимы, которая уходит, уступая место весне.

     Блины, являвшиеся обязательной пищей на Масленицу, повсеместно у русских считались и поминальным блюдом. Так, первый блин, испеченный на Масленицу, оставляли для умерших родственников. О наличии поминального комплекса в масленичной обрядности свидетельствует традиционное посещение кладбища в субботу или воскресенье. Последний масленичный ужин завершался ритуальным блюдом сковородой (яичницей), которое, по обычаю, оставляли на столе для предков. В некоторых местах трапеза заканчивалась следующим образом: «берут на палец немного масла из чашки и съедают без хлеба, остатки вина и посуда остаются на столе до утра, так как ночью придут ужинать умершие родственники». Этот обряд в деревнях, расположенных близ Талабского озера, получил название заколупывания Масленицы.

 «Как только зазвонят к вечерне, веселье в толпе обрывается и сменяется постным настроением. После вечерни начинается прощение грехов друг другу. Старики заходят на могилы и там, поклонившись до земли перед могилами родных, говорят: «Прости меня грешного». Потом идут к соседям и просят у них прощения - так в конце XIX в. заканчивалась в псковских деревнях масленичная неделя. Основной формой очистительных обрядов, совершавшихся по окончании масленичного разгула, было взаимное прощение. Сначала просили прощения внутри семьи: младшие кланялись в ноги старшим и просили прощения за все прегрешения, совершенные в течение года, затем - старшие у младших.

                             СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА  «МАСЛЕНИЦА»

Ст. Скоморох-Сказитель:

Масленица –древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков.

Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!

Ведущий:

Что ни лес, ни трава расстилается,

Под ногами лежат расстояньица,

Неоглядны российские стороны,

Ох, и буйны русские головы!

А земля-то духом объятая,

А Россия  - людьми то богатая!

Что ни лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!

Выбегают  скоморохи :

Все скоморохи:

     Здравствуйте, гости, милости просим.

     Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Скоморохи                              

Едет масленица- дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет масленица семь деньков!

Ведущая:

 Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

Старший скоморох :

  ВСТРЕЧА!

Скоморох            

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Скоморох:            

     Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра,  сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!

 Скоморохи          

      Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

въезжает на санях  «Масленица».

Скоморохи  :     ( танцуют вокруг Масленицы.)

А мы масленицу дожидали,  (в хороводе притопы 2 вправо, 2 влево)

Сыром горочку укладали,    

Маслом горочку поливали,    

Наша горочка, будь катлива,  

Наша масленица, будь гульлива. (Масленицу поднимают вверх)

Ст. скоморох    :

Вторник – ЗАИГРЫШ!

Ведущая:

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных  горок.

Скоморох:              

 Ох, хорошо  на снежных горках покататься:

Чем выше гора — тем выше рожь и пшеница,

Чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен.

Организация   эстафеты

 Скоморох:

Эй, Масленица-объедуха - денег приберуха

 Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!

 А на Масленицу-то

 ...есть до икоты,

пить до перехоты,

петь до насаду,

плясать до упаду.

Скоморох:

Мы прокатимся по солнцу,

Сделав полный оборот,

Мы весне дорогу мастим

Ну-ка  с песнями вперед!

Ст. Скоморох:

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!

Ведущая:

 В среду тещи приглашают своих зятьев на  блины, зятья приносят подарки- расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Хозяюшки: (Делятся на две команды, девочки и мальчики – перекличка)

Все что есть в печи, все на стол мечи!

Молодцы:

Где лад,

Хозяюшки:

там и клад.

Молодцы:  

Где любовь да совет,  

Хозяюшки:

там и горя нет.

     Молодцы:

Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

   Хозяюшки:

Принимайте молоду –

Разбирайте по блину!

5 детей разбирают «блины»

     Ст. Скоморох:  (обращается к залу)

 А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!

1.  Делу время,.......... (зал отвечает:...потехе час)

2.  Землю красит солнце, ................а человека.... труд.

3.  Терпение и труд...................... все перетрут

4.  Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь

5.   Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей

Ведущая:

    Четвертый день масленицы  Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ!  С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Ст.скоморох:

РАЗГУЛЯЙ!

Масленица расстелись!

Молодцы – поборись!

Подходи стар и млад,

Перетягивать канат!

Организовывает «Перетягивание каната»

Потешились силушкой богатырскою!

Ведущая:

Пятница - тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Тёща

Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу  и сказать (шепчет Невестке на ушко)

Невестка________ обращается к Месяцу

«Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!»

Ведущая:

Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”

  Золовка — это сестра мужа.  И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.

     Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,

содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Ст. скоморох:

Подходи, народ честной:

И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы!

Игра «Бояре, а мы к вам пришли».

Ведущая:

Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

Все:  

Прощай, Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго,

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

Прощай, Масленица, прощай, Широкая!

Ведущая:

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».  Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Скоморох:

Весну пора звать!  

Все:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

  Появление Весны с Солнышком на руках.  

ВЕСНА              

Идем с обильными хлебами,

С высокими снопами,

С малиной, смородиной,

Со всякой садовиной,

Весна и Солнышко  вместе:

      С солнышком, с ливнями,

      С песнями дивными,

      С трудом, заботой,

      С весельем и Угощеньем!

Все:

      Милости просим!

   

 

(Сожжение чучела под кричалку)

Все:

Гори, гори  ясно

Чтобы не погасло

Музыка, блины, угощенья.

                                 

                                 Заключение

Традиционная культура русского народа ярко отражена в народном календаре, корни которой уходят еще в язычество. Потребность измерять время возникла у всех народов, как только осозналась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь. В старину на Руси основным занятием было земледелие, поэтому культура и основная масса праздников и связанные с ними традиции и обряды носили земледельческий характер. В старину на Руси жизненный клад народа изначально определялся в первую очередь сменой времен года поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре цикла: зимний и летний солнцевороты, весенние и осенние равноденствия.

     Много традиций было у русских людей в те времена, когда не показывали телевизоры, и не ездили по улицам машины. Однако, и сейчас мы видим на городских праздниках отчаянных мужиков, карабкающихся на ледяные столбы за не таким уж дорогим призом; и сейчас угощают блинами на Масленицу, и сейчас мы просим прощения у близких и друзей в Прощённое воскресенье… Может быть Масленица возвращается?

    В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация незнающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций – изучались, внедрялись в нашу жизнь, как необходимый элемент русской народной культуры.

         

                                   Список литературы

  1. Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Изд.: Изд-во Казанского университета, 19732.
  2.  Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., Энциклопедия обрядов и обычаев. С-Пб: "Респекс", 1997 г.

   3. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия.      Изд.: Эксмо, 2003

  4..Некрылова А. Ф. Круглый год. Изд: «Правда» М., 1989г.

   5.Масленица. Праздники народов России : энциклопедия. — М., 2002. — С. 10,сост.С.В.Волков.

  6. Шорыгина Т. А. Сценарии детских праздников. Изд: Творческий Центр «Сфера»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники и обряды народов мира.

Урок МХК в 8 классе и презентация к нему знакомит учеников с праздниками и обрядами народов мира....

Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Праздники и обряды казаков....

Религиозные праздники и обряды народов мира

Презентация на тему: "Религиозные праздники и обряды народов мира"....

Урок в 6 классе по теме: "Национальные праздники и обряды".

Данную презентацию возможно использовать при изучении темы "Обычаи, традиции, правила поведения", а также при проведении классных часов, родительских собраний....

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...

Великая Победа: наследие и наследники. Юные герои мирного времени - жители земли Подмосковья.

У каждого времени свой цвет, вкус, запах ...и свои герои. Война - красно-черная, горькая и соленая на вкус, горькая от горя и соленая от слез, и пахнет дымом пожарищ и порохов. У войны свои герои: сил...

Память святого князя Александра Невского на землях Подмосковья (игра-путешествие)

Цель игры: расширение культурного кругозора обучающихся в области духовно-нравственной культуры, повышение интереса к изучению жизни и эпохи князя Александра Невского, освоение исторического и краевед...