Проект "Здесь Родины моей начало"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

Антосюк Любовь Михайловна

Данный проект создан по краеведению. В проекте показана совместная работа учителей и учащихся по созданию районной краеведческой энциклопедии, которую мы назвали "Здесь Родины моей начало".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdes_rodiny_moey_nachalo.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

На областной конкурс проектов

инновационной деятельности

классных руководителей

«Воспитание оренбуржца XXI века»

Номинация: «Воспитательная деятельность во внеурочное время»

«Здесь родины моей начало»

Проект создания школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района

 

Классный руководитель

10а класса, учитель литературы высшей категории, руководитель литобъединения «Тюльганские

родники» МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области

Антосюк Любовь Михайловна

Тюльган

2010

                                 Аннотация проекта

Название и адрес организации:

МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области, учащиеся 10а класса, члены литобъединения «Тюльганские родники»

Адрес:

462010 Оренбургская область, п.Тюльган, ул. Горького 11

Название проекта:

«Здесь родины моей начало» (школьная  краеведческая энциклопедия Тюльганского района)

ФИО руководителя проекта:

Антосюк Любовь Михайловна.

Запрашиваемая сумма: 30000 рублей

Срок реализации проекта: 9 месяцев

Цель проекта:

Создать и выпустить школьную  краеведческую энциклопедию для широкого использования в учебной и внеклассной работе, в дополнительном образовании. В дальнейшем пополнять энциклопедию новыми работами.

Задачи проекта:

  1. Организовать разновозрастные группы учащихся для работы над проектом;
  2. Определить тематическую направленность краеведческой  энциклопедии;
  3. Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;
  4. Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;
  5. Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;
  6. Развивать творческую активность, умение работать в команде;
  7. Обучить всех ребят навыкам оформительской  работы на  компьютере.

Проект направлен на формирование гражданственного и патриотического сознания учащихся, реализацию творческого потенциала учащихся, воспитание любви к родному краю, к людям, живущим здесь, а также на повышение социальной активности подростков и старшеклассников.

Деятельность по проекту:

В проекте будут участвовать 5 разновозрастных групп ребят по 5 человек  под руководством ответственных (учителя, занимающегося исследовательской деятельностью), а также учеников – консультантов 10а класса. Эти группы работают по направлениям: литературное краеведение, география края, биоэкологическое краеведение, этнография, история края. Используя исследовательские работы ребят, продолжая работать над исследованиями краеведческого характера, собирая информацию, дети готовят к выпуску и выпускают школьную  краеведческую энциклопедию Тюльганского района «Здесь родины моей начало». Она будет выпущена в форме большой папки со съемными цветными ламинированными листами формата А-4. Первичное количество страниц  - 50. Энциклопедия  ежегодно будет пополняться. Съемными листами энциклопедии можно будет пользоваться на уроках, на классных часах, при подготовке к мероприятиям.

Ожидаемые результаты:

Выпущенная энциклопедия будет конкретным продуктом деятельности самих ребят, так как их исследовательские работы не будут лежать в папках на полках и на дисках в кабинете. Учебная деятельность перейдет в практическую.  Дети получат хороший навык исследовательской деятельности, а также оформительской. Пользоваться энциклопедией будут учителя и учащиеся нашей школы (500 человек), в перспективе – учащиеся и учителя тюльганских школ и жители района.

2. Постановка проблемы

Работая над проектом, мы выделили такую проблему:

С 2003 года учащиеся нашей школы занимаются исследовательской деятельностью.

Работа проводится в рамках УНО (ученического научного общества), интегрированного спецкурса для 7- 9 класса «Человек и экосистема» (литература, биология, экология), в литобъединении «Тюльганские родники». Накопилось много материала краеведческого характера. У каждого руководителя  есть свой наработанный материал. Но нет его обобщенности и возможности использовать учителями разных предметов для различных целей, например, для организации районного праздника, праздника к юбилею школы, классных часов по теме «Малая родина»,  и т.д. Кроме того, учащиеся должны видеть, что их труд не напрасный, он необходим и полезен.

   Возникла необходимость собрать имеющийся богатый краеведческий материал в одно целое, т.е. в энциклопедию. Также возник вопрос, в каком виде ее выпустить, чтобы можно было ею широко пользоваться.

После выпуска энциклопедии ею могут пользоваться учителя и учащиеся всех школ Тюльганского района. Через 3 года (в течение которых энциклопедия будет пополняться) возможно её тиражирование.

   Причины, побудившие представить проект на конкурс:

- необходимость для работы в школах иметь такой справочник по нашему району,

- хороший уровень подготовленности учащихся (призовые места в конкурсах),

- профессионализм и эрудиция преподавателей, которые уже несколько лет занимаются исследовательской деятельностью, обучались на курсах,

- поддержка своей деятельностью общероссийского национального проекта «Образование», национальных проектов развития туризма, рекреационных зон, проекта патриотического воспитания подрастающего поколения Оренбургской области на 2005-2010 годы.

 

3. Цель и задачи проекта

Для создания краеведческой школьной энциклопедии поставлены цели и задачи:

Цель:

Организовать работу групп детей и их руководителей и консультантов по изучению и сбору информации для школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района «Здесь родины моей начало».

Задачи:

  1. Создать  разновозрастные группы учащихся и привлечь руководителей и консультантов  для работы над проектом;
  2. Определить тематическую направленность краеведческой энциклопедии;
  3. Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;
  4. Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;
  5. Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;
  6. Развивать творческую активность, умение работать в команде;
  7. Обучить всех ребят навыкам оформительской работы на компьютере;
  8. Воспитывать умение работать в коллективе, быть ответственным за свое дело.

4. Деятельность в рамках проекта

                                                    Стратегия и методы

I этап. Работа с детьми.

Отбор участников проекта

Для осуществления проекта  в школе объявлен набор в группы экологического, этнографического, географического, истории края и литературного краеведения. Преимущество отдается тем учащимся, которые уже умеют заниматься исследованием, кто свободно работает на компьютере (это члены литобъединения «Тюльганские родники»),  но принимаются и другие желающие. В группах  по 5 человек. Консультанты в группах – учащиеся 10а класса.

Подготовка учащихся к работе

На организационном собрании руководящий совет объявляет цель и задачи работы. Разрабатываются разделы и тематика будущей энциклопедии. Каждый учащийся выбирает понравившуюся тему для разработки. Возможна работа  в парах.

Выбор темы

Учащимся  предоставляется возможность выбирать тему для разработки из имеющихся или предложить свою.

       Направления

                          Темы

                 

         Литературное краеведение

         Руководитель – Антосюк Л.М.

         Консультант – ученица 10а класса

         Стрижак Настя

«Литературный путеводитель Тюльганского района. Поэты-земляки».

«Тюльганский район в творчестве русских писателей»

«К 20-летию детского литературного объединения «Тюльганские родники»

«Юные поэты и писатели-тюльганцы»

«История районной газеты «Прогресс»

«Ташлинское дворянское гнездо. Пушкин и Е.Тимашева».

       

           Этнография

         Руководитель – Юлдашева Г.К.,

         Консультант – ученица 10а класса

          Аминова Венера

«Русские и башкиры – союз навеки».

«История башкирского костюма»

«История русского костюма»

«Народные ремесла Тюльганского района»

«Быт башкирского народа»

«Быт русского народа»

«Культурные традиции тюльганцев»

«История оренбургского пухового платка»

     

            География края

            Руководитель – Старцева Е.А.

            Консультант – ученица 10а класса

             Старцева Настя

                                                                 

«Летопись исчезнувших деревень района»

«Топонимика сел района»

«Географическое положение района»

«Экономико-географическая характеристика района»

«Природные жемчужины района»

«Национальный состав жителей района»

«Рекреационные зоны района»

                   История края

            Руководитель – Колчина О.Н.

            Консультант – ученица 10а класса

            Колчина Анна

«История возникновения Тюльганского района.  К 50-летию поселка Тюльган».

«Тюльганцы – герои и  ветераны войны»

«Тюльганцы в Афганистане и Чечне»

«Судьба  церквей Тюльганского района»

«Памятные даты Тюльганского района»

                       

            Биоэкологическое краеведение

            Руководитель – Тягина И.А.

            Консультант – ученица 10а класса

             Богданова Света

«Природные памятники Тюльганского района»

«Экологическое состояние района»

«Редкие растения и животные края»

«Экологическое состояние парка посёлка Тюльган»

«Экология и здоровье жителей района»

       

          История МОУ «Лицей №1»

          п. Тюльган

           Руководитель – Антосюк Л.М.

           Консультант – Макшанова Таня

Одаренные дети лицея.

Медалисты лицея.

«Рекорды Гиннеса»  в лицее.

Знаменитые выпускники лицея.

Спортивные рекорды лицея.

Победители олимпиад и конкурсов.

Достижения учителей лицея.

Участники и победители региональных и российских конкурсов.

Ветераны педагогического труда.

Разработка собственного варианта решения проблемы

Выбрав тему, учащиеся используют уже имеющиеся ученические исследовательские работы, или ищут и собирают информацию, или сами выполняют исследовательскую работу. Вместе с консультантом - десятиклассником макетируют страницу будущей энциклопедии.

II этап.  Работа руководителей проекта

Ответственные за группы – руководители групп. Это преподаватели

литературы – Антосюк Любовь Михайловна

биологии и экологии – Тягина Ирина Алексеевна

географии – Старцева Елена Александровна

технологии – Юлдашева Гульшат Калеевна

истории – Колчина Ольга Николаевна

Руководители решают организационные вопросы, вместе с десятиклассниками-консультантами ведут консультации с учащимися по подготовке материалов, планируя каждый этап работы.  Разрабатывают стандарты оформления энциклопедии, критерии оценки ученических работ. Организуют необходимые поездки, встречи. Подводят итоги работы в форме презентаций, круглых столов, заседаний и т.д. Награждают учащихся.

III этап.  Работа с партнерами в социуме.

Работа с партнерами начинается с установления сотрудничества. Целью сотрудничества являются консультации  с точки зрения достоверности некоторых материалов, помощи в нужных вопросах.  Группам необходимо сотрудничество с работниками библиотек, редакции газеты «Прогресс», со специалистами районной и поселковой администрации,

с частными предпринимателями.

                                             

Методы работы

Для достижения цели используем методы:

Групповая работа, работа в парах.

В группе с ребятами (по 5 человек) работает консультант-десятиклассник. Эти учащиеся уже несколько лет занимаются исследовательской деятельностью, имеют хороший опыт. И теперь они помогают другим детям реализовать план.

Работа с литературой:

  1.  Накопление материала:
  1. изучение литературы и источников
  2. ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях
  3. консультация
  4. наблюдение
  1. Осмысление собранного материала:
  1. сравнение
  2. измерение
  3. анализ и синтез
  4. обобщение
  5. аналогия
  6. моделирование

3. Проверка и уточнение фактов:

  1. критика
  2. уточнение сделанных выводов
  3. корректировка
  4. обсуждение результатов
  5. эксперимент
  6. проверка на практике.

Практический метод:

     Анкетирование, социологический опрос, беседы, фотосъемки.                               

Механизм реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно. На каждом этапе руководители групп и консультанты  работают по скоординированному плану.

I этап. Организационный. Цели и задачи работы. Определение  тем в группах. Установление сотрудничества с библиотекой, администрацией, газетой «Прогресс».  Встречи детей с сотрудниками. Подготовка ресурсов.

II этап. Разработка тем. Сбор информации. Обработка имеющихся исследований в группах.

III этап. Консультации с учащимися. Работа над исследованиями. Подбор информации, иллюстративного материала. Макетирование детьми страниц энциклопедии.

IV этап. Участие детей в работе районного семинара «Одаренные дети». Подготовка к защите работ. Отбор детьми материала для энциклопедии. Макетирование детьми страниц энциклопедии.

V этап. Презентация новых исследовательских работ. Макетирование детьми страниц энциклопедии. Компьютерная обработка  страниц энциклопедии.

VI этап. Выпуск энциклопедии. Детская презентация в лицее, в районной библиотеке. Рефлексия.

Материальное поощрение детей - участников.

Ресурсы и источники

Ресурсы

Источники

Компьютеры

Принтер

Сканер

Краска

Бумага белая

Бумага цветная

Проектор

Ламинатор + ризограф

Фотоаппарат  цифровой

Плёнка ламинаторная

Флэш – диск

Материальное поощрение детей

Папка для энциклопедии

Организация поездок по району

Проектор

Диски

Лицей №1

требуется

требуется

требуется

Частный предприниматель Каратун М.П.

Требуется

Лицей №1

Лицей №1

требуется

требуется

требуется

требуется

требуется

требуется

Лицей №1

требуется

                                5.  Календарный план – график работ по проекту

                  Этапы, сроки

       Содержание работы

                        Сентябрь  

                       1 этап

 Организационный. Цели и задачи работы. Определение  тем в группах. Установление сотрудничества с библиотекой, администрацией, газетой «Прогресс».  Встречи детей с сотрудниками. Подготовка ресурсов.

                        Октябрь

                        2 этап

Разработка тем. Сбор информации. Обработка имеющихся исследований в группах.

                        Ноябрь  

                        3 этап

Консультации с учащимися. Работа над исследованиями. Подбор информации, иллюстративного материала. Макетирование детьми страниц энциклопедии.

                      Январь-февраль

                       4 этап

Участие детей в работе районного семинара «Одаренные дети». Подготовка к защите работ. Отбор детьми материала для энциклопедии. Макетирование детьми страниц энциклопедии.

                       Март

                        5 этап

Презентация новых исследовательских работ. Макетирование детьми страниц энциклопедии. Компьютерная обработка  страниц энциклопедии.

                        Май

                        6 этап

Выпуск энциклопедии. Детская презентация в лицее, в районной библиотеке. Рефлексия.

Материальное поощрение детей - участников.

                                           

                                         

6. Ожидаемые результаты проекта

Энциклопедия будет иметь такой вид.

Материал печатается на твердой  цветной бумаге. Страницы иллюстрированы рисунками, фотографиями, схемами, картами.

Энциклопедия будет выпущена в одном экземпляре. Ежегодно будет пополняться. В дальнейшем возможно тиражирование. Пользоваться могут учителя и ученики  по необходимости как любым другим справочником в библиотеке в читальном зале.

Издание такого пособия должно стать культурным явлением в нашем районе.

                                   

7. Оценка результатов

1. Критерии оценки исследовательских работ для энциклопедии и их защита:

  1. Постановка задач: четкость формулировки цели и причин выбора темы, пути достижения цели……………………………….                    5 баллов.
  2. Решение задачи: четкость формулировок, логичность изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знания …                                    

                                                                                                         25 баллов.

  1. Оформление………………………………………………… 10 баллов.
  2. Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, умение заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение ………………………………………………….                      10 баллов.

2. Для  оценки результатов проекта проведем анкетирование.

                                                           Анкета

  1. Нужна ли школьная краеведческая энциклопедия?
  2. Актуальны ли материалы энциклопедии?
  3. Интересны ли материалы?
  4. Будете ли вы использовать в своей работе подобные материалы?
  5. Стоит ли тиражировать энциклопедию?
  6. Могли бы вы принять участие в ее составлении?
  7. Какие разделы  вы хотите предложить еще?

3.  Сбор отзывов о прочитанной энциклопедии.

4. Мнение Районного отдела образования, работников библиотек.

  1. Рефлексия.

                                     Рефлексия ««Я», «Мы», «Дело» после проекта»

Ф. И. ______________________________________________________________________________________

Группа _______

Я

Как чувствовал себя в процессе работы_________________________________________________________

Было ли мне комфортно ______________________________________________________________________

С каким настроением работал _________________________________________________________________

Доволен ли собой____________________________________________________________________________

Мы

Насколько комфортно мне работалось в малой группе ____________________________________________

Я помогал товарищам________________________________________________________________________

Они помогали мне ___________________________________________________________________________

Авторитетен ли я в теме исследования __________________________________________________________
У меня были затруднения в работе с группой____________________________________________________

Дело

Я достиг цели работы________________________________________________________________________

Мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен (подчеркни)

В чём затруднился___________________________________________________________________________

Почему____________________________________________________________________________________

Как мне преодолеть свои проблемы_____________________________________________________________

                                       

8. Устойчивость проекта

Проект будет иметь дальнейшее развитие.  В 2013 году осенью нашей школе исполнится 20 лет. Над этим  изданием  мы будем кропотливо работать, чтобы представить его к юбилею школы.

Дальнейшее финансирование и продолжение работы планируется за счет

- спонсорской помощи предпринимателя Каратуна М.П.,

- партнерства со специалистами районной администрации,

- помощи администрации лицея №1,

- сотрудничества с редакцией газеты «Прогресс»

При заинтересованности в изданной энциклопедии возможно сотрудничество с учащимися школ района и пополнении материалов новыми данными. В дальнейшей работе, при тиражировании школьной  краеведческой энциклопедии Тюльганского района «Здесь родины моей начало», будет использован имеющийся в школе ризограф.

 

                                   9.  Распространение результатов

Информация о результатах данного проекта будет распространяться через презентацию в районной библиотеке, в школьной библиотеке, а также в статьях рекламного характера в газете «Прогресс».

Изданная энциклопедия будет использована  в МОУ «Лицей №1» п.Тюльган, учителя и учащиеся других школ могут использовать съёмные листы энциклопедии из библиотеки лицея.

                                              10. Управление проектом

                                                  Проект

                                                         

                                                       

       

                                                   Антосюк Л.М.                                                                    

Организационная часть                                                  Практическая часть

Руководители групп                                                      Руководители групп

и консультанты                                                              и консультанты

                   

 Организационный. Цели и задачи                               Подготовка ресурсов.

 работы. Определение  тем.                                           Обработка имеющихся исследований.

Установление сотрудничества с                                    Подготовка работ к защите.

библиотекой, администрацией,                                      Компьютерная обработка

газетой «Прогресс».                                                         материалов.

Разработка тем. Сбор информации.                               Обеспечение материальными

Организация семинара                                                   ресурсами.

«Одаренные дети».                                                            Материальное поощрение                                                                  

Организация презентации                                               участников.

энциклопедии.

                                   

11. Краткое резюме исполнителей проекта

В осуществлении проекта заняты:

Руководитель проекта: Антосюк Любовь Михайловна

Ответственные в группах:

Антосюк Любовь Михайловна – учитель литературы высшей категории, образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2006 года, 16 лет ведет детское литературное объединение «Родники», 5 лет возглавляет школьный краеведческий клуб «Истоки», 6 лет  занимается исследовательской деятельностью в  ученическом  научном обществе.

Тягина Ирина Алексеевна – учитель биологии и экологии высшей категории,  образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2006 года, 16 лет возглавляет ученическое экологическое объединение «Ремиза», 7 лет  занимается исследовательской деятельностью в  ученическом  научном обществе.

Юлдашева Гульшат Калеевна – учитель технологии высшей категории, образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2008 года, 6 лет ведет этнографический кружок в составе клуба «Истоки». 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.

Старцева Елена Александровна – учитель географии высшей категории, образование высшее, 6 лет ведет курс географии края в клубе «Истоки», 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.

Колчина Ольга Николаевна – учитель истории высшей  категории, образование высшее,

6 лет ведет курс истории  края в клубе «Истоки», 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.

Консультанты-учащиеся 10а класса:

Стрижак Настя,

Старцева Настя,

Колчина Анна,

Аминова Венера,

Богданова Света,

Макшанова Таня.

                                               12.   Бюджет проекта

Наименование

Стоимость

руб

Количество

шт.

Всего

руб

Имеется у

партнера

Имеется у

заявителя

Требуется

руб.

Компьютеры

Проектор MITSUBISHI

Ламинатор EXLA4     +

Ризограф RISO KS800

Принтер hp d4163

Сканер Canon

Принтерная краска

- цветная

- чёрная

Бумага белая

Бумага цветная

Плёнка ламинаторная

Фотоаппарат  цифровой

Флэш-диск

Диски

Папка для энциклопедии

Материальное поощрение детей

Организация поездок по району

23355

26776

49000

4500

2349

900

300

120

250

800

6000

800

10

200

100

5100

6

1

1

1

1

1

1

1

1

2 п

1

1

60

1

60

1401300

26776

49000

4500

2349

1200

120

250

1600

6000

800

600

200

6000

5100

120

140130

26776

49000

     

4500

2349

1200

250

1600

6000

800

600

200

6000

5100

Запрашиваемая сумма ____30000___________________________________ рублей

Имеющиеся средства __216 026_(двести шестнадцать тысяч двадцать шесть) рублей

Общая сумма               __246026______________________________________ рублей

Деятельность руководителей проекта и групп  добровольная.

 

Комментарий к планируемым расходам.

Для осуществления проекта необходимы 6 компьютеров (для каждой группы по одному, учитывая, что некоторые учащиеся имеют компьютеры дома). Компьютеры необходимы для оформления исследовательских  работ и страниц энциклопедии.

Сканер нужен для иллюстрирования страниц энциклопедии.

Принтер – для оформления работ в печатном виде.

Проектор необходим для презентаций и рекламы энциклопедии.

Флэш – диск нужен для перенесения фотографий, иллюстраций и материалов в компьютер.

Диски  необходимы для детей, чтобы содержать на них информацию и работать дома.

Цветная  и чёрная  краска нужны для оформления страниц энциклопедии и исследовательских работ учащихся.

 Белая бумага необходима для работ учащихся. Цветная – для страниц энциклопедии.

Ламинатор и плёнка ламинаторная  нужны для ламинирования страниц энциклопедии в целях сохранности.

Цифровой фотоаппарат необходим для изготовления качественных фотографий в энциклопедию, что позволит не использовать фотобумагу.

Папка для энциклопедии нужна качественная, с крупным зажимом.

Для сбора некоторых материалов необходимы поездки по району.

В целях поощрения  учащихся необходимы финансовые средства для приобретения сувениров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Конкурсно-игровая программа "Здесь Родины моей начало!"

Разработка (сценарий и презентация) конкурсно-игровой программы "Здесь Родины поей начало!" содержит конкурсные задания на знание географии,  флоры и фауны республики Татарстан....

Здесь родины мой начало. Мой край-Мордовия моя.

Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, любовь к свое...

" Здесь родины моей начало"

                 Сценарий встречи с почетными жителями Кемеровской области в рамках интерактивной пресс-конференции " Детский взгляд на взрослы...

Внеклассное мероприятие "Здесь Родины моей Начало"

Внеклассное мероприятие "Здесь Родины моей начало"...