Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска
методическая разработка по краеведению по теме

 

В настоящее время в педагогической науке накоплен большой арсенал интерактивных форм, методов и приёмов работы с обучающимися по формированию гражданственности и чувства патриотизма.

Наша методическая разработка дополняет их, внося  элементы музейной педагогики на основе самостоятельно разработанного цифрового образовательного ресурса.

«Виртуальный путеводитель»  призван создать педагогически целесообразное культурное пространство для вовлечения обучающихся в музейный мир города Иркутска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_muzeyam_irkutska.docx76.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре города Иркутска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 4

Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска.

Цикл внеклассных занятий.

Авторы разработки:

Алексеева А.В., директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 4

Скляренко Т.Г., учитель начальных классов,

Скляренко С.С., ПДО

Иркутск

2012

Аннотация.

Новизна.

В настоящее время в педагогической науке накоплен большой арсенал интерактивных форм, методов и приёмов работы с обучающимися по формированию гражданственности и чувства патриотизма.

Наша методическая разработка дополняет их, внося  элементы музейной педагогики на основе самостоятельно разработанного цифрового образовательного ресурса.

«Виртуальный путеводитель»  призван создать педагогически целесообразное культурное пространство для вовлечения обучающихся в музейный мир города Иркутска.

Основная идея педагогической деятельности.

Педагогическое воздействие занятий - экскурсий направлено на развитие у подрастающего поколения исторического сознания и музейного отношения к действительности, что является важнейшими составляющими патриотического воспитания.

Представленные в разработке конспект и материалы к занятиям, сочетают элементы  традиционных (лекция, беседа) и новых форм, методов и приёмов музейной педагогики и содержат интересный материал по краеведению.

Содержание:

Введение

Стр. 4

Основная часть

1.Формы, методы и приёмы музейной педагогики,  которые могут быть использованы при организации внеклассных  занятий – экскурсий.

Стр. 6

  1. Материалы к внеклассным занятиям цикла «Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска».
  1. Иркутский областной краеведческий музей.

Стр. 9

  1. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.

Стр. 9

  1. Усадьба декабриста С.П. Трубецкого.

Стр. 10

  1. Усадьба декабриста С.Г. Волконского.

Стр. 10

  1. Ледокол «Ангара»

Стр. 11

  1. Музей истории города Иркутска

Стр. 13

  1. Прибайкалье в лицах

Стр. 14

  1. Конспект внеклассного занятия «Музейный мир Иркутска»

Стр. 23

Список используемых источников

Стр. 24

Приложение

Инструкция по пользованию цифровым ресурсом «Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска»

Стр. 25

Введение.

   Иркутск - один из самых старых сибирских городов. Через поселение, расположенное на Ангаре, в Прибайкалье, исстари проходили торговые и дипломатические пути, связывающие Россию со странами Азии.
В ХVП-ХVШ веках Иркутск становится крупнейшим культурным центром Сибири: здесь возводятся соборы, заказываются и приобретаются произведения искусства. В 50-х годах ХIХ века возникает один из первых в Сибири музеев, открытый при Главном управлении Восточной Сибири, который впоследствии стал музеем при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества.
Сегодня в Иркутске 12 музеев и множество галерей и выставочных залов.    

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева - старейший и самый богатый художественный музей в Сибири. В нем собраны коллекция икон, картины В. Д. Поленова, В. А. Тропинина, Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, полотна мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Италии, Германии и Англии 17-19 вв., живопись, фарфоровые, деревянные, металлические, каменные изделия Японии и Китая.  

Культурные ценности и экспонаты природы сосредоточены в Областном краеведческом музее и Музее истории города Иркутска, а также в помещении исторической Спасской церкви (начало 18 в.).  

Имеются два музея ссыльных декабристов: усадьбы С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского.  

 Важнейшие специализированные музеи: минералогический им. А. В. Сидорова, истории средств связи, истории Иркутской государственной экономической академии, истории Государственного университета, байкальской фауны им. М. М. Кожова, восточно-сибирского почвоведения им. И. В. Николаева, зоологии позвоночных, боевой славы, истории аэропорта, истории вагонного депо, истории Авиационного производственного объединения, истории УВД Иркутской области, галерея деятелей культуры и искусства Иркутской губернии и области, артгалерея «Палитра» и т.д.  

    Знакомство обучающихся с историей родного края, воспитание любви к Малой Родине на наш взгляд целесообразно начинать со знакомства с основными музеями города.

Актуальность.

В эпоху стремительного развития информационных технологий появился новый вид экскурсии — «виртуальная». Наша работа направлена на привлечение поколения next в музей, через «виртуальные экскурсии» вызвать интерес к изучению истории и культуры родного края, мирового историко-культурного наследия. Для современной эпохи характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд. Новое поколение ориентировано именно на этот тип культуры, предпочитает получать информацию, представленную виртуально.

Конечно, виртуальные экскурсии, не заменят реального посещения музеев, но это отличный способ получить необходимую информацию, пробудить у обучающихся интерес и желание познакомиться с музеями города.

На наш взгляд методическая разработка «Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска» имеет большую практическую значимость поскольку:

  1. дает обзор основных музеев города;
  2. позволяет учителю не зависимо от наличия  доступа к интернету попасть на сайт того или иного музея, познакомиться с его историей и экспозициями;
  3. закрепить знанияобучающихся в игровой форме
  4. самостоятельно разработать различные занятия для обучающихся разного возраста.

Цель: познакомить с новыми подходами в организации внеклассных мероприятий по Иркутсковедению,  с интерактивными формами, методами и приемами музейной педагогики, которые направлены на формирование нравственности, активной жизненной позиции, чувства патриотизма.

Задачи:

для педагогов:

- оказание методической и практической помощи учителям начальных классов, преподающим курс «Иркутсковедение»;

для обучающихся:

— приобщение обучающихся к  культуре народов Сибири  на основе постижения их традиций, обычаев, обрядов, предметного мира;

- воспитание чувства гордости за свой родной город, и желания сохранять и приумножать его достояния;

— формирование активной жизненной позиции.

Основная часть.

  1. Формы, методы и приёмы музейной педагогики,  который могут быть использованы при организации внеклассных  занятий– экскурсий.

Практика показывает, что сегодня в основе многих воспитательных систем лежит музейная педагогика. Это обусловлено тем, что музей несет на себе важную общественную миссию – через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру, тем самым, формируя нравственность, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Музейная педагогика понимается нами, как — интеграция музея, музееведения и педагогической науки. Это педагогика открытой среды, наиболее эффективно проявляющая себя в условиях содружества школы и музея.

При разработке внеклассных занятий, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста (по В.И. Слободчикову, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину), мы можем проектировать педагогический акцент на систему представлений ребенка на развитие его практических натуралистических умений.

Классической формой общения музея с посетителем была и остается экскурсия. Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Задача педагога, использующего экскурсию, как структурный элемент воспитательного внеклассного занятия — помочь ребенку ощутить ценность предметно-образного мира культуры, вызвать душевный резонанс, дать почувствовать дух эпохи, воспринять духовно-эмоциональный опыт предыдущих поколений.

Виртуальная экскурсия –один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт.

Не имея возможности во время занятия  подключиться к сети Интернет учитель может разработать мультимедийную экскурсию самостоятельно. Такая  экскурсия также относится к разряду виртуальных. Достоинства данной экскурсии в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

Для активизации деятельности обучающихся занятия – экскурсии могут быть проведены в форме: экскурсия-игра, экскурсия-исследование,     экскурсия-конкурс, экскурсия – ярмарка, экскурсия – работа с музейными экспонатами, экскурсия – историческая личность, экскурсия – викторина.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогут активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, манипулировать предметами. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, трогать их, выполнять с ними определённые задания. Это могут быть какие-то серийные предметы, научно-вспомогательный фонд, копии документов. Тогда, дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки, зарисовки и т.д.

Так же на занятиях - экскурсиях для младших школьников применяется эвристический метод, создаются игровые моменты, привносятся элементы театрализации и перевоплощения.

Каждое занятие обязательно должно включать этап мотивации, актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт, зачем он находится в музее, необходимо ли ему это, то его дальнейшая деятельность будет малоэффективна.

Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы:

-         «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;

-         постановка цели в форме игровой задачи;

-         формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;

-         постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.

Проведение занятия - экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Если виртуальная экскурсия предполагает посещение сайта музея, то следует обратить внимание обучающихся на способы навигации по сайту.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для них: нарисовать наиболее понравившийся экспонат, составить кроссворд по узнанным терминам, подготовить сообщение.

  1. Материалы к внеклассным занятиям цикла «Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска».
  1. Иркутский областной краеведческий музей.

Один из старейших музеев России, был основан в декабре 1782 года по инициативе иркутского губернатора Ф.Клички, который призвал отцов города пожертвовать средства на строительство музея и первой книгохранительницы. Откликнулись местные купцы - Мельниковы, Дударовские, Медведниковы, Трапезниковы, Баснины, Сибиряковы и Бутины. Значительную сумму внес и сам губернатор Ф.Кличка. Организаторами и главными учредителями "музеума" и библиотеки стали корреспондент Академии наук натуралист Александр Карамышев, ведавший библиотекой, и почетный член Академии наук Эрик Лаксман. Во время своих путешествий по России Э.Лаксман собрал уникальные минералогические коллекции и гербарии, которые составили основу двух музеев - музея Петербургского горного института и Иркутского.

В 1879 г. в Иркутске случился пожар, уничтоживший большую часть города, в т.ч. здание музея на Тихвинской площади и более 22 тысяч уникальных экспонатов, погибла богатейшая библиотека, насчитывавшая более 10 тысяч книг. Но иркутяне не представляли свой город без музея: от частных лиц и организаций стали поступать коллекции, книги для библиотеки, денежные пожертвования. Иркутяне начали сбор на строительство нового каменного здания музея, и 6 октября 1883 г. состоялось его торжественное открытие.

В настоящее время в музее более 300 тыс. экспонатов. Экспозиция "История Иркутской области от палеолита до наших дней" знакомит с коллекцией этнографических предметов из кости, дерева, металла, одеждой практически всех народов Сибири. Музей имеет крупнейшее собрание предметов православного культа, шаманства, ламаизма, коллекции украшений, оружия. Среди уникальных памятников материальной культуры собрание нефритовых изделий новокаменного века. Собрание монет является крупнейшим в Сибири. Музей хранит редкие письменные документы XVII в. об освоении Сибири. 

Структура музея включает 6 научных отделов: отдел истории, отдел природы, выставочный отдел, отдел фондов, методико-информационный отдел, библиотека.

  1. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.

Старейший и самый богатый художественный музей в Сибири. В основу музея было положено собрание произведений искусства видного иркутского общественного деятеля Владимира Платоновича Сукачёва (1849-1920). В музее хранилось 250 картин русских и западноевропейских художников прошлого столетия. К этому собранию произведений живописи были присоединены коллекции китайских картин и скульптур, собранные Восточно-Сибирским отделом Географического общества. Так возникла Иркутская картинная галерея. Сейчас в коллекции музея хранится более 14 тыс. произведений искусства. В музейном собрании представлена богатая коллекция древних русских и сибирских икон, культовая деревянная скульптура XVIII в.

Портретная галерея русской коллекции музея содержит картины В.Д.Поленова, В.А.Тропинина, Д.Г.Левицкого, К.П.Брюллова, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева.

В коллекции западноевропейской живописи есть полотна мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Италии, Германии и Англии XVII-XIX вв.

Коллекция произведений Японии и Китая включает все виды искусств: живопись, фарфоровые, деревянные, металлические, каменные изделия с IIIпоХХв. 

  1. Усадьба декабриста С.П. Трубецкого.

Музей был открыт 29 декабря 1970 г. в доме, история которого связана с семьей Трубецких. Небольшой особняк по улице Арсенальной был построен в середине XIX в., как считают, для одной из дочерей декабриста С.П.Трубецкого. С 1845 г., с момента переезда семей Трубецких и Волконских в Иркутск до амнистии 1856 г., губернская столица на протяжении 11 лет была центром декабристской колонии Восточной Сибири. Политические ссыльные оказали благотворное влияние на культурное и политическое развитие Сибири. Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни декабристов на каторге в Восточной Сибири (1826-1856 гг.). В музее хранятся подлинные вещи семьи Трубецких, мебель, вышивки княгини Е.И.Трубецкой, живописные работы ее дочери. В 1856 г., после 30-летней каторги и ссылки, декабристы получили амнистию. Из 121 сосланного в Сибири в живых осталось 19 человек, 16 из них вернулись в европейскую часть России. О жизни декабристов в Сибири и подвиге их жен, последовавших добровольно в ссылку вслед мужьям, снят художественный фильм "Звезда пленительного счастья". Режиссер В.Могуль.

  1. Усадьба декабриста С.Г. Волконского.

Дом Волконских первоначально был построен в 1838 г. в с. Урик Иркутской губернии. В 1846 г. Волконские приобрели участок земли в Иркутске против Спасо-Преображенской церкви и перенесли свой дом из с. Урик в Иркутск. По воспоминаниям современников, дом Волконских скоро стал главным центром иркутской общественной жизни. Здесь часто устраивались балы и маскарады для молодежи, проводились литературные, музыкальные и театральные вечера. С этим домом связано 17 лет из 30, проведенных семьей князя С.Г.Волконского в Сибири. 10 декабря 1985 г. после реставрации, продолжавшейся 11 лет, музей принял первых посетителей. Музей является ведущим среди музеев страны, рассказывающих об истории декабристов в России. Аналогичные музеи созданы в местах ссылки декабристов в городах Петровск-Забайкальский, Чита, Ялуторовск Тюменской области. В музее хранятся подлинные вещи семьи Волконских и других декабристов. Музей проводит музыкально-литературные вечера, салоны, ежегодно в декабре - декабристские вечера.

  1. Ледокол «Ангара».

     В конце прошлого столетия началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Для скорейшего завершения работ решено было организовать строительство сразу на нескольких участках. В 1891 году начали укладку рельсов от Владивостока, в следующем году - от Челябинска до Оби, еще через год - от Оби до Иркутска. В 1895 году начались работы на участке Мысовая - Сретенка. Исключительно сложные топографические и геологические условия встретились при постройке Кругобайкальского участка дороги. Необходимо было пробить 39 туннелей разной длины в тяжелых породах, соорудить большое количество мостов, насыпей, галерей. Из-за трудностей при постройке поздний ввод в эксплуатацию Кругобайкальского участка надолго задержал бы открытие сквозного движения по всей магистрали. А это никак не вписывалось в планы правительства. К тому же ухудшались отношения с нашим восточным соседом - Японией - и необходимо было как можно скорее связать Дальний Восток с центром России надежной коммуникацией. Это обстоятельство и породило у тогдашнего министра путей сообщения князя Хилкова мысль об организации железнодорожной паромной переправы через Байкал, как временной меры, позволяющей до постройки Кругобайкальской железной дороги связать ст. Байкал и ст. Мысовую на восточном берегу Байкала "плавучим мостом". Он предложил в начале 1895 года Комитету по постройке Сибирской железной дороги рассмотреть подобный вариант решения вопроса применительно к Байкалу.
     После долгих рассуждений и сомнений 29 ноября 1895 года Комитет принял решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри. 30 декабря того же года был заключен контракт с английской фирмой "Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К0" в Ньюкасле на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями.

     Сборку ледокола, доставленного по частям из Англии всеми видами транспорта (от водного до конной тяги), начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле. Работами руководил инженер-судостроитель Вацлав Александрович Заблоцкий. Рабочих разных специальностей привезли с петербургских заводов. На сборке присутствовал представитель фирмы-изготовителя инженер Ханди.
     Торжественный спуск парома-ледокола состоялся 17 июня 1899 года со служением молебна и при большом стечении народа. После спуска пароходы Я. А. Немчинова (Яков Андреевич Немчинов - известный пароходовладелец на Байкале, кяхтинский 1-й гильдии купец, "чайный король". При нем пароходство на Байкале достигло наивысшего расцвета. После его смерти в 1900 году наследники сдавали пароходы другим сибирским пароходовладельцам) увели пока еще беспомощного гиганта к станции Байкал, там его установили в специальную "вилку" для достройки.

24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен "Байкалом". Малоизвестный факт: император отклонил название "Николай", с которым к нему "верноподданнически" обратилось Министерство путей сообщения.
     До конца года на "Байкал" были установлены котлы; вертикальные паровые машины (одна в носовой части, две - в кормовой); вспомогательные механизмы, велась отделка помещений. Гребные валы и винты смонтировали еще на стапеле.
     В первый пробный рейс "Байкал" вышел 4 января 1900 года. Командовал судном во время испытаний сам В. А. Заблоцкий. За зиму ледокол совершил несколько пробных рейсов, "знакомясь" с байкальскими льдами. "Байкал" довольно свободно шел во льду толщиной до 70 см. Форсировал ледяные поля толщиной до 1 м, но при этом сильно сотрясался корпус ледокола-парома, что могло привести к сходу с рельсов состава. Испытания показали, что круглогодичную навигацию "Байкал" обеспечить не сможет: местные льды оказались мощнее льдов Американских озер.
     В то время, когда части "Байкала" уже доставлялись из Англии, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола для Байкала. Он должен был быть меньших размеров и приспособлен для выполнения вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом "Байкал". Контракт с той же фирмой был заключен в конце 1898 года. Условия его были аналогичны предыдущему. В течение первой половины 1899 года части вспомогательного ледокола были доставлены в Ревель (ныне Таллинн), откуда по железной дороге они прибыли на Байкал. Сборка второго ледокола началась 18 июня 1899 года на стапеле, освободившемся после спуска "Байкала". Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное количество рабочих на сборке - 290 человек.

     Спуск ледокола, получившего название ""Ангара", так же торжественно, с молебном, состоялся 25 июля 1900 года в полной готовности, а 1 августа он включился в работу переправы. "Ангара" выглядела изящней своего собрата. Небольшая надстройка, высокие, скошенные назад трубы создавали впечатление стремительности, заваленные внутрь борта придавали ей сходство с "Ермаком" - детищем той же фирмы, первым в мире линейным ледоколом. Размерения судна: длина - 61 м, ширина - 10.7 м, высота борта - 7.6 м, осадка кормой при полной загрузке достигала 4.7 м. Установлено было четыре огнетрубных котлалокомобильного типа. В качестве топлива использовался каменный уголь из Черемхова, запаса его в 230 т хватало на 115 часов хода судна, одна паровая машина тройного расширения (такая же, как на "Байкале") вращала гребной винт диаметром 3.5 м. Для пассажиров 1-го и 2-го классов оборудованы каюты на 60 мест. Помещение 3-го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола. Во время русско-японской войны "Ангара" брала на борт 1000 человек. Для размещения груза и багажа имелись два трюма емкостью 653 м3 и грузоподъемностью 250 т. Корпус ледокола - стальной, клепаный, толщина ледового пояса 25 мм.

Первым капитаном "Ангары" был Иоганн Фридрих Мазур. На родине в Либаве (ныне Лисная) он окончил мореходное училище. Принимал участие в перегоне парохода "Иоанн Кронштадтский" из Англии на Байкал, построенного по заказу пароходовладельца Я. А. Немчинова. Был капитаном на его пароходе "Иннокентий", который Немчинов безвозмездно предоставил экспедиции Ф. К. Дриженко, проводившей гидрографические работы на Байкале. "Ангарой" Мазур командовал до 1906 года.

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году "Ангарами вместе с "Байкалом" ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Однако первые зимние рейсы показали полную непригодность Мысовской гавани. Ветрами она, вследствие мелководья, забивалась льдом до самого дна. В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал осуществлялась по льду на лошадях.

  1. Музей истории города Иркутска.

Музей открыт для посетителей 6 октября 1996 года. Выбрав в качестве основного объекта своего внимания историю города, музей представляет жизнь иркутян на разных исторических отрезках через быт, традиции и уклад жизни. Основной определяющей характеристикой музея является музейный фонд, составляющий более 60 000 единиц хранения (по состоянию на 2008 год).

В музее представлены диорамы развития города Иркутска в XVII - XIX вв., макеты Иркутского острога и Вознесенского мужского монастыря. Музей имеет статус комплексного городского музея, что позволяет вести не только краеведческую работу, но и устраивать выставки художников и фотохудожников, мастеров прикладного искусства, проводить массовые мероприятия, литературно-музыкальные вечера и салоны.

Музей истории города Иркутска состоит из основного отдела (Отдел истории) и филиалов, созданных в разное время. В 2010 году у музея четыре действующих филиала:

  1. Городской выставочный центр им. В. С. Рогаля.
  2. Солдаты Отечества.
  3. Музей городского быта.
  4. Дом ремёсел.

  1. Прибайкалье в лицах.
  1. Рогаль Виталий Сергеевич (1915-2004)


Народный художник России, Заслуженный деятель искусств России, Почетный гражданин г. Иркутска


Рогаль Виталий Сергеевич был одним из ведущих живописцев направления классического реализма, в поздних работах прослеживается также органичный синтез экспрессионизма и реализма (цикл работ о Монголии).

Родился 9 августа 1915 года в с. СнегирёвкаТетиевскогорайона, Киевской области в крестьянской семье. После окончания семилетней школы работал в совхозе. В 1934 году поступает и в 1935 году заканчивает рабфак Харьковского строительного института. Вместе с семьей переезжает в Восточную Сибирь. В 1936 году поступает в Иркутскийизопедтехникум, учится у преподавателей: А.И. Вологдина, А.П. Жибинова, А.К. Руденко и др. В 1941 году защищает диплом с отличием картиной "Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь". 
       В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны призван в действующую армию. Был ранен. На фронте прошли несколько выставок его работ: Витебск, Каунас, Черняховск, Порт-Артур. После демобилизации, с 1947 года работает художником производственных мастерских Иркутского областного общества "Художник", тогда же принят в члены областного Союза художников. В 1948 году избирается председателем правления областного Союза художников, а с 1951 года - председателем правления Иркутского отделения художественного фонда. С 1952 года В.С. Рогаль - постоянный участник республиканских и всесоюзных выставок. В 1955 году вновь избран председателем правления областного Союза художников. На первом Всесоюзном съезде советских художников В.С. Рогаль избирается членом правления Союза художников СССР. В 1960 году В.С. Рогаль участвует в работе Учредительного съезда Союза художников РСФСР, избран членом правления от зоны Сибири и Дальнего Востока. Приказами Министерства культуры РСФСР В.С. Рогаль назначался председателем Зонального выставочного комитета "Сибирь социалистическая". Звание заслуженного художника России присвоено Виталию Сергеевичу Рогалю в 1962 году, а с 1972 года - В.С. Рогаль - Заслуженный деятель искусств Российской федерации.       В 1977 году состоялась первая персональная выставка В.С. Рогаля в г. Улан-Батор. В 1980 году В.С. Рогаль избран председателем правления Иркутской организации СХ РСФСР, и в этом же году ему присваивается звание "Народного художника РСФСР". В 1982 году в Иркутске проходит персональная выставка художника - "По Монголии", а в 1983 году состоится его творческая поездка в Монголию с выставкой "Дорогами дружбы". С 1985 года В.С. Рогаль является организатором и постоянным участником творческих поездок иркутских художников на стройку века - Байкало-Амурскую магистраль. В этом же году в Иркутске состоялась его персональная выставка к 70-летию со дня рождения и 50-летию его творческой деятельности. В 1999 году В.С. Рогаль передал городу коллекцию своих работ и свой архив-летопись. Администрация г. Иркутска решает разместить коллекцию, и архив художника в новом, построенном на деньги города здании, филиале музея истории города Иркутска - городском выставочном центре, и присвоить ему имя Народного художника России В.С. Рогаля. Звания "Почетный гражданин г. Иркутска" В.С. Рогаль удостоен решением 6-й сессии 19 созыва Иркутского городского совета народных депутатов от 25.03.1986 года в связи с 300-летием присвоения статуса города. 

Имеет государственные награды: два ордена Красной Звезды, юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне, орден Дружбы народов, медаль МНР "Найрамдал" В данное время он продолжает активную общественную и творческую деятельность.

  1. Сукачев Владимир Платонович (1849-1919)

Владимир Платонович Сукачев родился в Иркутске в 1849 году, в семье чиновника министерства юстиции. Будучи учеником Иркутской гимназии, которую он окончил в 1867 году, юноша впитывал в себя идеи декабристов, а также политических ссыльных из числа петрашевцев и польских повстанцев, находившихся в Иркутске.

Окончив естественный факультет Киевского университета, Сукачев переходит на юридический факультет Петербургского университета. Здесь, в столице России, окончательно сформировались его просветительские идеалы, которым он посвятил всю свою последующую жизнь.

Избранный городским головой Иркутска, В.П.Сукачев многое сделал для города. Получив наследство по завещанию своего дяди, богатого золотопромышленника Трапезникова, В.П.Сукачев часть этого капитала направил на благотворительные цели. Особенно большое внимание Владимир Платонович уделил народному образованию. На его средства построены Глазковская, Крестовоздвиженская и Знаменская начальные школы. На территории собственной усадьбы В.П.Сукачев основал женскую начальную бесплатную четырехклассную школу, которую возглавила его жена Надежда Владимировна. На личные средства Сукачевых был также открыт приют для престарелых женщин.

Сукачев является одним из инициаторов постройки здания театра. Он организовал среди местного купечества сбор средств для его строительства.

Много сил и энергии отдал В.П.Сукачев работе Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, членом которого состоял. На свои средства он организовал экспедицию Г.Н.Потанина в Монголию и Китай, а все ценнейшие материалы, собранные ею, передал в музей общества.

На личные средства Сукачевым изданы книги: в 1892 г. - "Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири" и "Первое столетие Иркутска", вышедшая в Петербурге в 1902 году. Эти книги являются ценнейшим пособием для изучения истории Иркутска. В 1900 году им издаются "Открытые письма" с видами Байкала и Иркутска. Все сборы от реализации этих изданий были направлены в пользу Общества содействия учащимся сибирякам в Петербурге и Общества иркутских общедоступных курсов.

Владимир Платонович, еще будучи студентом Петербургского университета, не пропускал ни одной художественной выставки, устраиваемой в столице. Эта страсть к живописи у него сохранилась на всю жизнь. Он коллекционировал картины русских и зарубежных художников. Вначале произведения живописи служили украшением его жилища, а позднее он специально в своем доме по Ланинской улице (сейчас детский парк по ул.Декабрьских событий) отвел под картинную галерею двенадцать комнат.

Сукачев учился в Петербургском университете в шестидесятые годы, в период острой идейной борьбы в России того времени, и находился в среде прогрессивной интеллигенции. Бывая на выставках передвижников, близких ему по духу и убеждению, он полюбил их творчество. Он заводит знакомство со многими художниками и посещает их мастерские. Наиболее понравившиеся полотна приобретает для себя. Вначале Владимир Платонович покупает картины Ф.А.Бронникова "Покинутая", М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармоникой", И.Е.Репина "Нищая", Л.И.Соломаткина "Утро у трактира", К.А.Трутовского "Помещики - политики". Позднее в его галерее появляются жанровые полотна: "Гаваньский чиновник" Н.Г.Богданова, "Домой" П.Н.Грузинского, "Одинокая" Д.Г.Жукова, "На полустанке" В.Г.Казанцева, "Заструненный волк" А.Д.Кившенко, "Зимний вечер" Г.П.Кондратенко, "Белая ночь" П.О.Ковалевского, "Савойяр" и "Князь Репнин" К.Е.Маковского, "Первый дебют" М.Г.Малышева, "На склоне лет" А.Д.Муратова, "В луговых зарослях" и "Косцы" В.Д.Орловского, "Няня" X.П.Платонова, "Загнанные лошади" Н.Г.Сверчкова, "Безумный" Н.Л.Скадовского, "Рыбак" В.П.Худоярова, пейзажи Айвазовского, Боголюбова, Васильковского, Вельца, В.П.Верещагина, Джогина, Дубовского, Ендогурова, М.К.Клодта, Лагорио, Мещерского, Сергеева, Судковского и других художников.

Возникновение галереи В.П.Сукачева в Иркутске, так же как и появление галереи П.М.Третьякова в Москве, связано с историей живописи в России второй половины XIX века, с борьбою за идейный реализм. Поэтому Сукачев стремился как можно полнее и многограннее представить в своей коллекции новое, демократическое направление русского реалистического искусства.

Помимо основного собрания картин русских художников, В.П.Сукачев, будучи за границей, приобретал произведения западноевропейских живописцев. В его коллекции появляются картины XIX века немецких художников В.Векса "Вечер на болоте", А.Тамма "Пешеходы" и "Пейзаж с козами", австрийца А.Ригера "Сенокос", итальянца Амиратто "Капри" и "Неаполь". Владимир Платонович из-за границы привез копии с картин крупнейших художников Возрождения: Аллори, Гвидо Рени, Корреджио, Мурильо, Рибера, Рафаэля, Рубенса, Соссафератто. Сукачев был обладателем ценнейшего оригинала великого французского художника Н.Пуссена "Избрание апостолов".

Для жителей Иркутска создание картинной галереи явилось большим событием. По воскресным дням в нее разрешался свободный доступ всем гражданам города, а учащиеся посещали ее по договоренности с Владимиром Платоновичем в любой день.

Он мечтал выстроить специальное здание под картинную галерею.Но из-за отсутствия средств Сукачев не смог построить здание галереи.

В 1905 году он переехал в Петербург, а картинную галерею оставил на попечение своего доверенного Н.И.Глушкова. В столице он начал издавать журнал "Сибирские вопросы", который существовал с 1905 до 1914 года. В этом еженедельном журнале печатались произведения сибирских писателей, статьи по экономике, истории Сибири и Дальнего Востока. Даже помещались материалы, которые не пропускались сибирской цензурой на местах.

Последний раз В.П.Сукачев был в Иркутске в 1910 году и хотел подарить городу свою картинную галерею. Но городские власти потребовали, чтобы Сукачев построил специальное помещение для галереи и полностью его оборудовал. Только при этих условиях они могут принять дар. Возмутившись таким отношением к галерее, Сукачев покинул Иркутск, а картины оставил в своем особняке Н.И.Глушкову.

В начале 1917 года серьезно больной В.П.Сукачев вместе с женой, дочерью и внуком уезжает лечиться в Крым. Тяжкий недуг подорвал его здоровье, и Владимиру Платоновичу Сукачеву не удалось дожить до тех дней, когда галерея стала собственностью народа, доступной для всех слоев населения.

Доверенный Сукачева в Иркутске Н.И.Глушков сохранил галерею полностью и она постановлением Губревкома в феврале 1920 года была национализирована и передана государству. За последующие годы на базе галереи В.П.Сукачева вырос крупнейший художественный музей Сибири -Иркутский художественный музей.

  1. Трубецкой Сергей Петрович (1790-1860)

Трубецкой Сергей Петрович происходил из древнего княжеского рода. Отец его, Петр Сергеевич Трубецкой, был губернским предводителем дворянства.

Детство и юность Трубецкой провел в Н.Новгороде и в загородном имении в с. Лапшиха. До 16 лет обучался дома, а затем в Московском университете, где слушал лекции по истории и экономике. В 1808 г. Сергей Петрович поступает на военную службу в чине прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка, участвует в Бородинской битве и заграничных походах русской армии 1813-1815 гг. В 1818 г. Трубецкой произведен в штабс-капитаны, с 1822 г. он уже полковник и служит в генеральном штабе.

В 1816 гг. Трубецкой становится одним из основателей первой тайной декабристской организации "Союз спасения". В 1818 г. он входит в состав "Союза благоденствия", а затем избирается членом думы Северного общества.

С.П.Трубецкой был избран военным руководителем (диктатором), готовящегося восстания, принял участие в разработке и составлении "Манифеста к русскому народу" - программного документа общества. Согласно плану С.П. Трубецкого, один отряд декабристов под командованием Якубовича должен был захватить Зимний дворец и арестовать императорскую семью, второй, под руководством полковника Булатова, - овладеть Петропавловской крепостью, державшей под прицелом своих пушек центр Санкт-Петербурга, третий - вместе с Трубецким выступить к Сенату и заставить сенаторов подписать "Манифест к русскому народу", в котором объявлялось о состоявшемся в России перевороте и дальнейшихреформах. Убедившись, что план восстания нарушен (Якубович и Булатов не решились осуществить свою часть плана, а сенаторы, присягнув Николаю, разъехались по домам), С.П.Трубецкой счел восстание обреченным на неудачу и на Сенатскую площадь не явился. Он понимал, что любая попытка военных действий в сложившихся условиях вызовет бесполезное пролитие крови, отсутствие же "диктатора" на площади оставляла надежду, пусть и слабую, что удастся обойтись без жертв. Эта надежда не оправдалась. Однако, в отличие от историков, сами декабристы никогда не упрекали Трубецкой за его поведение.

14 декабря 1825 г. Верховный Уголовный суд приговорил С.П.Трубецкого к смертной казни, замененной на 20 лет каторги. В Сибири он пробыл 30 лет, из них 13 лет провел на каторжных работах. Освобожден по амнистии 1856 г. Скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Жена С.П. Трубецкого Екатерина Ивановна, урожденная графиня Лаваль, одной из первых отправилась вслед за мужем в добровольную ссылку в Сибирь. Умерла в Иркутске в 1854 году. С.П.Трубецкой оставил "Записки", которые были напечатаны впервые А.И.Герценом в Лондоне.

  1. Князь Волконский Сергей Григорьевич (1788 – 1865)

     Сергей Григорьевич родился в 1788 году в семье видного боевого генерала.

В военные годы в 1807 - 1814 гг. он выделился как храбрый и дельный офицер; участвовал в 58 сражениях. 28 лет от роду он был генералом свиты Его Величества.

В 1814 - 1815 гг. много путешествовал, многое видел, много думал. Из впечатлений войны и путешествия Волконский вынес прогрессивный образ мыслей. Назначенный бригадным генералом, он вносил много гуманности в отношения к подчиненным.

В 1819 г., вследствие перевода его из одной части в другую без его согласия, он взял бессрочный отпуск. Вступив в ""Союз Благоденствия"", Волконский, по его закрытии, принял большое участие в основании и деятельности Южного Общества, будучи очень дружен с Пестелем . В это время он вновь вернулся к командованию на юге России.

В январе 1825 г. Волконский женился на М.Н. Раевской. После 14 декабря Волконский привел свою бригаду к присяге, но уже в начале 1826 г. был арестован.Он был признан виновным в том, что участвовал в умысле на цареубийство и истребление всей императорской фамилии.Кроме того, причина ареста заключалась и в том, что он участвовал в управлении Южным Обществом и старался о соединении его с Северным; действовал в умысле на отторжение областей от империи и употреблял поддельную печать Полевого Аудиториата"". Последние два обвинения были неосновательны.Отнесенный к 1 разряду, Волконский был приговорен к 20 годам каторги и вечному поселению.

 После работ в Нерчинске и на Петровском заводе Волконский с 1837 г. жил около Иркутска с семьей.

В 1841 г. Волконскому было предложено отдать на воспитание сына и дочь в казенные заведения, но под условием лишения их фамилии. Но тем не менее, князь Волконский отказался.

В 1856 г. Волконский вернулся в Россию, но состоял под надзором полиции.

Он возвратился в Москву маститым старцем, умудренным и примиренным, полным горячего, радостного сочувствия к реформам царствования Александра II, преимущественно к крестьянскому делу, полным незыблемой веры в Россию и любви к ней, и высокой внутренней простоты"" (по словам И. Аксакова).

Скончался он в 1865 году.  Оставил ""Записки"", обрывающиеся на полу слове на описании первого допроса. Они представляют первостепенный исторический документ.Живые, но спокойно написанные картины войны и мира, житейские встречи, интересные, острые наблюдения над жизнью России и Европы, короткие, но содержательные рассуждения очень умного человека по разным предметам - таково содержание ""Записок"". Они были изданы сыном автора, князем М.С. Волконским.

  1. Вампилов Александр Валентинович (19.08.1937 г. - 17.08.1972 г.) - русский драматург.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось..."

Между тем первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре.

Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним -А. Санин. В 1962 году редакция "Советской молодежи" решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща" и "Сто рублей новыми деньгами".

В 1964 году Вампилов покидает "Советскую молодежь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами.

Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу "Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. Впервые пьесу е поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете "Советская Клайпеда", которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга.

В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.

Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы.

Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это была "Двадцать минут с ангелом". Затем появились "Прощание в июне", "Случай с метранпажем", "Старший сын", "Утиная охота" (обе- 1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса "Прощание в июне". А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание"-Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера "Провинциальных анекдотов" в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: "Ленфильм" подписывает с ним договор на сценарий "Сосновых родников". Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно незнакомые люди.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

  1. План - конспект внеклассного занятия «Музейный мир Иркутска».

Форма проведения: викторина

Цели игры: повысить интерес учащихся к истории г. Иркутска,  проверить знания учащихся по истории музеев города, воспитать чувство гордости за свою малую родину.

Эпиграф:

«У каждого музея – замечательная миссия:
Сберечь все то, что создано, и передать потомкам,
Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо,
И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам!»  /Е. Матвеева/

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. ЦОР «Виртуальный путеводитель по музеям города Иркутска»
  4. Карточки – пазлы с изображением музеев города

Вопросы викторины:

  1. Назовите первый провинциальный музей в России, основанный в 1782 году? (Иркутский областной краеведческий музей)
  2. Чьи и какие коллекции составили основу двух музеев - музея Петербургского горного института и Иркутского ( Э.Лаксман собрал уникальные минералогические коллекции и гербарии)
  3. В каком году в Иркутске произошел пожар уничтоживший здание краеведческого музея на Тихвинской площади и более 22 тысяч уникальных экспонатов? (1879 г. )
  4. Собрание произведений искусства какого видного иркутского общественного деятеля легли в основу Художественного музея? (Владимира Платоновича Сукачёва)
  5. Что основал на территории собственной усадьбы В.П.Сукачев?(женскую начальную бесплатную четырехклассную школу)
  6. Назовите фамилии декабристов, чьи усадьбы являются составной частью историко -  мемориального музея декабристов? (Сергей Петрович Трубецкой, Сергей Григорьевич Волконский)
  7. Кто был первым капитаном  ледокола"Ангары" ? (был Иоганн Фридрих Мазур)
  8. Назовите единственное из первых судов ледокольного типа, сохранившееся до наших дней? (ледокол «Ангара»)
  9. Назовите имя народного художника, заслуженного деятеля искусств России, почетного гражданина г. Иркутска чье имя носит один из выставочных центров города (Рогаль Виталий Сергеевич)
  10. Какой музей имеет четыре  действующих филиала: Городской выставочный центр им. В. С. Рогаля, Солдаты Отечества, Музей городского быта, Дом ремёсел.? (Музей истории города Иркутска)

Список используемых источников.

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24
  2. Ванслова Е.Г. Программа и методические материалы для учителя начальных классов и педагога дополнительного образования. Курс «Музей и культура» в 1-4 классах образовательных учреждений. — М., 2004.
  3. XXVII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение» // Сб. материалов — М., 2005.
  4. Департамент образования города Москвы. Научно-исследовательский институт развития образования. Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания // Материалы научно-практической конференции — М., 2004. Е.Г. Ванслова Патриотизм — неотъемлемая часть исторического сознания и пути его формирования средствами музейной педагогики.
  5. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой. Гуманитарный издательский центр «Владос» — М., 2001.
  6. Современная отечественная история в музейных экспозициях // Материалы научно-практической конференции музейных работников в г. Вологде в 2003 г. — М., 2004.
  7. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. В 2-х т. Иркутск, 1983.; Васильев А. С.П.Трубецкой. Л., 1976; Гордин А. События и люди 14 декабря. Л., 1985; Зеленцов В.Д. Декабристы-нижегородцы / Записки краеведов. Горький, 1975.
  8. Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Сочинения — М., 1982. 575 с.
  9. Цыганок Г.И. Формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения музейными средствами, с. 139-140.
  10.  Интернет ресурсы:

 http://www.vampilov.net.ru/

http://museum.irkutsk.ru/

http://angara.gavailer.ru/

http://history.irk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Санкт-Петербург - город-музей и город музеев"

Представлено занятие с использование ИКТ (сопровождение: презентация, разработанная учащимися школы-интерната и представленная на ученических чтениях...

конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"

Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного  обучения....

Виртуальные экскурсии по музеям

дополнительный материал для уроков литературы...

«Иркутск – середина земли» к 355-летию города Иркутска

В 1661 году на высоком правом берегу Ангары был заложен острог, первое время называвшейся Яндашевским. Строительство острога вели казаки отряда Похабова. Первоначальное название острога не прижилось, ...

Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения

Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения...

!!!!!!COVID19.!!!!!! Мы дети мира. ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР "РАДУГА" МАОУ города Иркутска гимназия № 2,в рамках карантина (сидим дома, посвященный ситуации с COVID19) Шнейвас Э.Ю, Мой фильм (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) 2020 год.

Мы дети мира. ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР "РАДУГА" МАОУ города Иркутска гимназия № 2,  в рамках карантина (сидим дома, посвященный ситуации с COVID19) Шнейвас Э.Ю, Мой фильм ССЫЛКА (Мой ХОР!!!...

Виртуальная экскурсия по музеям Мордовии.

Данный материал способствует развитию ценностного отношения к мордовской культуре,истории мордовского края....