Древнерусский монастырь. Урок в 9 классе. Духовное краеведение Подмосковья.
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Куцеволова Ольга Борисовна

На уроке происходит знакомство с историей создания Троице-Сергиевой лавры. Наша школа находится в Талдомском районе Московской области. Это очень близко от Сергиева-Посада. Дети неоднократно там бывали и в Лавре тоже. Поэтому урок строится на их впечатлениях от увиденного. Кроме того на территтории нашего района имеется монастырь Александра Невского в д.Маклаково. Дети тоже о нем знают. Исходя из знаний ребят на уроке происходит изучение истории создания этого  уникального памятника православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon drevnerusskiy_monastyr._urok_v_9_klasse.zip23.41 КБ

Предварительный просмотр:

                    Древнерусский  монастырь  -  центр

                 христианской  православной  культуры

Цель: Дать  знания  о  монастыре  как  центре  православной  культуры.

Задачи: познакомить  с  историей  Троице- Сергиевой  Лавры;

               формировать  нравственное  воспитание;

               способствовать  развитию  интереса  к  истории православной

               культуры  нашего  края;

               формировать  качества  патриотизма  и  гражданственности;

Основные  понятия: Христианские  добродетели: вера,  надежда,  любовь. Талант. Притча.  Монах. Монастырь.  Духовный  смысл.  Молитвенный  подвиг.  Пророк.  Красота  рукотворная.  Красота  нерукотворная.  Духовная  красота. Просвещение.

                                                    Ход  урока

Учитель: Ребята. Мы живем совсем недалеко  от  замечательного,  исторического  места  православной  культуры. На  автомобиле  всего  1,5 часа  езды. Кто  знает  о  каком  месте я  говорю?

Предположительно, что ребята  верно ответят,  что имеется  ввиду  г.Сергиев –Посад  и  Троице- Сергиева  Лавра.

- А  кто  из  вас  был  в  Троице – Сергиевой  Лавре? Что  вы там  запомнили?

                                   Объяснение  новой  темы.

- Что  такое  притча?

Ответ: Короткий  нравоучительный  рассказ  в  иносказательной  форме.

- Кто  разговаривал  притчами и  почему?

Ответ:  Притчами  разговаривал  Иисус  Христос.  Он  учил  своих  апостолов.

- Назовите, каких  апостолов  вы  знаете?

Ответ: Матфей,  Марк,  Лука,  Иоанн.

- Откройте стр. 62 нашего учебника, посмотрите  иллюстрация 70 . Кого вы здесь видите?

Ответ: На этой иконе изображены Иисус Христос и апостолы.

1. Работа  с  учебником.

Учащиеся  читают  самостоятельно  притчу  о  талантах.

Беседа:

- Что  такое  талант? (монеты)

- Чему  учит  эта  притча?

Ответ: Люди  получают  от  бога  различные  добрые  качества,  чтобы  послужить  богу  и  ближним.

- А  какие  таланты  есть  у  вас? И  что  означает  выражение «зарыть  талант  в  землю»?

Учащиеся  рассказывают  о  своих  талантах.  И  объясняют  смысл  данного  выражения.

2.Вступительная беседа  при  переходе  к  изучению  новой  темы.

- Из  курса Всеобщей  истории вы знаете про  монахов. Так  вспомните, кто  такие  монахи?

Ответ: монахи, те,  кто  посвящает  свою  жизнь  служению  Богу.  Они  живут  в  монастырях.  Трудятся. Среди  монахов  было  много  святых. Для  них  служение  Богу – главная  задача  жизни.

3. Рассказ  учителя.

- Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  Троице-Сергиевой  Лаврой.

Лавра – это  несколько  церквей,  главная  из  которых  называется  Собором.

Святыня,  Троице-Сергиева Лавра  связана  именем  святого,  которого  вы  хорошо  знаете.

 - А какой  монастырь имеется совсем близко от нашей деревни?

Ответ: Монастырь в д.Маклаково.

- А какой это монастырь? В честь какого святого он построен?

                  (Учащиеся затрудняются ответить)

Ребята. Это Александровский женский монастырь в честь Александра Невского.

Сначала  я  расскажу  о  Троице – Сергиевой  Лавре,  а  потом  послушаем  сообщение  вашего  одноклассника,  который  согласился  мне  помочь.  Он  расскажет  о  преподобном  Сергии  Радонежском.

     Итак.  Слушайте!

(  Тихо  звучит  церковная  музыка.  Ребята  слушают  заворожено)

     Прославленная  обитель  Живоначальной  Троицы была  основана  преподобным  Сергием  Радонежским  в  1337  году.  На  протяжении  многих  веков  эта  обитель  является  одной  из  самых  почитаемых  русских  святынь.  Это  крупнейший  центр  духовного  просвещения  и  культуры.  В  Лавре  веками  собиралась  библиотека  рукописных  и  старопечатных  книг.  Постриженниками  Лавры  основаны  и  духовно  обустроены  сотни  русских  монастырей.

     За  свою  долгую  историю  Троицкий  монастырь  неоднократно  подвергался  нападению  неприятелей.  В  1608 – 1610 годах  обитель  выдержала  осаду  тридцатитысячного  войска  польских  и  литовских  интервентов.  В  монастыре  находилось  в  осаде  около  трех  тысяч  человек.  Это  была  поистине беспримерная  оборона  .  Она  ознаменовалась  чудесными  явлениями  преподобного  Сергия  Радонежского  и  других  угодников  Божиих,  укреплявших дух  героических  защитников  православной  твердыни.  

      В  1774  году  монастырь  получил  почетное  наименование  Лавры.

Славный  период  в  истории  Лавры  связан  с  именем  митрополита

Московского  Платона  Левшина. В  XVIII – XIX  веках  в  окрестностях  Лавры  другие  монастыри.  Это  небольшие  обители,  духовно  и  административно  связанные  с  лаврой.  Они  явили  миру  замечательных  старцев – подвижников.

     В  1920  году  Лавра  была  закрыта,  как и многие  другие  православные  обители.  Вы  это  знаете  из  уроков  истории.  И  вот  в  Великую  субботу 1946  года  ожили  колокола  и  возвестили  о  первом  после  закрытия  богослужении  в  Успенском  соборе.

     Этот  монастырь  и  ныне  занимает  выдающееся  место  в  жизни  православной  Русской  Церкви.  В  Троице – Сергиеву  Лавру  стекаются  тысячи  паломников  со  всех  концов  нашей  страны  и  даже  из  стран  ближнего  и  дальнего  зарубежья.

     С  1814 года  на  территории  Троице – Сергиевой  Лавры  находится  Московская  Духовная  академия – старейшее  высшее  учебное  заведение  России,  основанное  в  1685  году,  но  после  пожара  1812 года  была  переведена  в  Лавру  и  размещена  в  бывших  Царских  чертогах.  В  1919  году  она  была  закрыта  и  возродилась  в  1946 году.

На доске записан проблемный вопрос, на который нужно будет ответить после выступления ученика: -Почему преподобного Сергия Радонежского называют « Игуменом земли русской»?

4. Сообщение  учащегося.

     Основатель  Троице –Сергиевой  Лавры преподобный   Сергий ( в  быту

Варфоломей )  был  сыном  Ростовских  бояр  Кирилла  и  Марии. Они  переселились  к  Москве  поближе.  В  7 лет  его  отдали  учиться,  но  грамота  давалась  мальчику  тяжело,  хотя  он  очень  хотел  учиться.  Он  молился  и  днем  и  ночью.  Просил  у  Бога  открыть  ему  дверь  книжного  разумения.  Однажды  в  поле  он  увидел  под  дубом  старца,  который  молился. Мальчик  сообщил  старцу  о  своей беде.  Старец,  выслушав  мальчика , стал  молиться  о его  просвещении.  Затем  достал  часть  просфоры  и  благословил  мальчика.  И господь дал ему память и разумение.

Варфоломей стал легко усваивать книжную мудрость. У мальчика возникло сильное желание еще больше служить Богу. Он был скромен. Вкушал обычно только хлеб и воду, а в постные дни вообще воздерживался от пищи.

После смерти родителей он оставил наследство младшему брату Петру, а со старшим братом Стефаном поселился в лесу. Они рубили лес, строили церковь. Эту церковь освятил митрополит Феогност в честь Святой  Троицы.

    Стефан оставил брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве. Варфоломей был пострижен под именем Сергий и остался жить в лесу. Много искушений перенес юный монах, но молитва и терпение преодолели все трудности и напасти. Мимо его кельи пробегали волки, проходили медведи, но ни один хищник не тронул Сергия. Однажды Сергий

разделил с медведем  хлеб, и тот стал приходить к келье. Сергий всегда кормил медведя, даже последним куском хлеба.

    Слава о нем быстро распространилась. К нему стали приходить иноки, желающие спастись под его  руководством. Сергия стали просить принять сан священника, но он долго не соглашался. Но однажды он сказал: « Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю господню.»  Было это в 1354 году.

     Жизнь и труды преподобного Сергия имеют  в истории русского монашества особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием.

      Вокруг обители стали  селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве. Средства обители стали возрастать.

      Слух о святом Сергии достиг Константинополя. Патриарх  Филофей прислал ему благословение и грамоту. Митрополит Алексей любил Сергия как друга. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) чтил преподобного Сергия, как отца своего. Просил у него благословения на битву с ненавистными монголо-татарами.

     Еще при жизни Сергий Радонежский совершал чудеса. Один раз ему явилась в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашающих воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.

Учитель. Ребята на стр. 116 нашего учебника  размещена иллюстрация иконы, рассказывающая об этом событии. Давайте рассмотрим ее.

Ученик продолжает рассказ. Когда Сергий молился о братии, он услышал голос: « Сергий!» Открыл окно и увидел, что небо ярко озарилось дивным светом.  И он снова услышал голос: «Ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву. Посмотри, как много иноков собралось

во имя Святой Троицы»! И тут Сергий увидел великое множество прекрасных райских птиц.

Через 30 лет после его кончины ( 25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Выслушивается несколько мнений и делается вывод.

5. Беседа.

- Что же такое монашеский подвиг?

-Как вы это можете объяснить на примере жизни Сергия Радонежского?

-Какие вы знаете монашеские обеты?  (целомудрие, послушание, нестяжательство)

6.Работа с учебником.

- Сейчас мы прочитаем на стр.47 -48 как воспринимались православные монастыри верующими.

 Учащиеся читают текст ( можно самостоятельно, можно вслух) Я всегда прошу читать вслух.

Вопрос: - как же воспринимают монастыри верующие? Давайте прочитаем .

Какие строчки нам говорят об этом?

- «Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле…»

- А теперь скажите. Монастыри – это какая красота: рукотворная или нерукотворная?

( учащиеся конечно говорят. Что монастыри – это творение рук человека.

Творение великих мастеров-зодчих.)

- А какая же красота нерукотворная?

Ответ: Этот красота природы.

Ученица читает наизусть стихотворение из учебника стр. 51-52 «Ферапонтово»

Вопрос:

- Почему в стихотворении говорится, что красоту узрела душа, а не глаза?

Ответ: такую красоту может видеть человек только по- настоящему верующий в Бога, понимающий Божию красоту.

Рассказ 7. учителя

 -  Произведения православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту. Это сами здания, краски, используемы на фресках или иконах, но это внутренняя красота. Красота души мастера . Ребята. Ведь в свои работы мастер вкладывает душу, только тогда он настоящий мастер.

В памятнике мировой культуры – священной книге Библии рассказано, как

был сотворен человек: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему

и по подобию Нашему».

« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

      Вот этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.

     Очень важный момент, ребята, создание произведения религиозного искусства православными мастерами  всегда начиналось с совместной (соборной ) молитвы к Богу. А ведь некоторые православные мастера были монахами. И вот перед началом работы они просили у Бога помощи.

     Внешняя красота христианской православной культуры отражает духовную красоту молитвенного  устроения души его создателей.

          Мы сегодня говорим с вами о Троице – Сергиевой лавре.

- Скажите. А где изображают Святую Троицу?

Ответ: на иконах.

- Ребята. Это не случайно. Икона – символ единства. Любимой иконой Сергия Радонежского была икона  Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.

8. Итог урока

        Учитель. Ребята наступил XX век. Его  20-е годы, это ужасное время по отношению к православной культуре  со стороны власти. Многие монастыри закрывались. Советская власть вела борьбу с религией. Все проявления религиозных чувств запрещались, а люди, свято верившие в Бога, подвергались гонению.

    Рассказы о святынях – русских монастырях нужно было вести как рассказы о памятниках архитектуры такого-то века.

                 В начале урока я вас спрашивала о том, кто из вас был в Троице-Сергиенвой лавре.  Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева .

                           Ученик читает стихотворение наизусть.

Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей,

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

- Ребята. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

                         Выслушивается мнение почти всех учеников.

9. Закрепление.

Вопросы:

- Что такое талант?

-Какие основные христианские добродетели отражает  христианская православная культура?

-В чем проявился монашеский подвиг Сергия Радонежского?

Домашнее задание: Прочитать стр. 44-45. Ответить на вопрос 5 стр.52.

 

                                                           

        

                   

                            МОУ   ЕРМОЛИНСКАЯ   ООШ

  ТАЛДОМСКИЙ  РАЙОН     МОСКОВСКАЯ   ОБЛАСТЬ

        

                                       ТЕМА

          «Древнерусский  монастырь – центр

         христианской  православной  культуры»

                                                                                   

Урок:  Духовное краеведение

                                                                                            Подмосковья в 8 классе

Учитель:  Куцеволова Ольга Борисовна

        

                           

                         2001 – 2012  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала....

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...