программа по краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Мироненко Людмила Николаевна

Рабочая программа по краеведению для 6 класса (Южный Урал Челябинская область)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл краеведение. программа 6 кл851.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Бобровская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области

           РАССМОТРЕНО                                        СОГЛАСОВАНО                                  УТВЕРЖДАЮ                                        

            ШМО                                              Зам.директора по УВР                          Директор

      Руководитель:                                                     В.Н..  Бегашева                                     В. Е. Чернова

       «___»__________2012__г.                     «___»___________2012г.            «____»________2012__г.

         

Рабочая  учебная программа

по  краеведению  для 6-9 классов_(6 класс)_____

на 2012 -2013  учебный год

составлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008).

 Примерной  программы основного  общего  образования

Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2008.

 

Учитель: Л. Н.Мироненко

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

                                   

                                                                  2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт программы ..……………………………………………………………………………………………………..

3

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………

4-6

 Календарно-..тематический план курса …………………………………………………………………………………7-8

Содержание курса………………………………………………………………………………………………………….9-11

-

Планируемые результаты обучения по курсу …...……………………………………………………………………12-13

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ……….…………………………………14-…

Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………………………………………15…………….

Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………………………………………………………

21


 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип педагогической программы: учебная программа.

Вид Программы: рабочая программа учебного курса.

Контингент обучающихся: учащиеся 6-а и6-б класса МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области

Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала».

Ведущие принципы построения Программы: научности, последовательности, сбалансированного соотношения теории и практики.

Назначение Программы:

  1. для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по краеведческому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  2. для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
  3. для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по краеведческому образованию.

Форма обучения: очная.

Сроки освоения Программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю.

Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и алгоритмический.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (контрольная работа).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской

Области / Под общей редакцией канд. ист. наук В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2008

  1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области  (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
  2. Об  утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 года № 1089);
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011 г. № о4-997)
  4. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404;
  5. «О преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области

в 2012-2013 учебном году» (приложение № 10  к письму Министерства образования и науки Челябинской области

 от 10 .07. 2012 г. № 24/5135);

  1. Учебный план МКОУ « Бобровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 – 2013 учебный год.

Данная рабочая программа инновационного курса краеведения 6 класса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008).

Целью краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса краеведения Челябинского Южного Урала, направленного на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, , его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в их развитии.

Изучение краеведения в курсе «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» направлено на достижение следующих задач:

  1. освоение учащимися знаний об истории познания, геологии и рельефе, климате, гидрографии и природных комплексах Челябинского Южного Урала, Троицкого муниципального района,  и  с.. Бобровка  ;
  2. овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с основными источниками информации исторического, географического и культурологического краеведения; ориентироваться на местности;
  3. развитие у школьников познавательных интересов к изучению краеведения на основе наблюдений за состоянием окружающей природной среды  с.. Бобровка ;
  4. воспитание у детей уважения к истории Челябинского Южного Урала, Троицкого района и с. Бобровка о, позитивного отношения к окружающей природной среде;
  5. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ведущими принципами обучения по краеведению в 6 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.

Структура интегрированного учебного курса 6 класса определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные,исторические, культурологические элементы. В структуре курса выделяются два основных раздела: 1) экскурс в историю познания и развития региона; 2) общая географическая характеристика Челябинского Южного Урала, Троицкого района и с. Бобровка Курс включает 5 учебных тем: «Школа юного краеведа», «Геология и рельеф нашего края», «Климат и погода в нашем крае», «Край рек и озер», «Природные комплексы нашего края».

В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению Троицкого района и с. Бобровка.

На изучение курса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» в 6 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю).

В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, резерв учебного времени в объеме 5 часов, предусмотренный вариативной программой по краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента по следующим темам: «Школа юного краеведа» (2 часа), «Геология и рельеф нашего края» (2 часа), «Природные комплексы нашего края» (1 час). Исходя из особенностей содержания учебного материала, с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей шестиклассников, главы учебника «Историко-географический портрет» и «История границ», включающие параграфы с 1 по 8, изучаются обзорно за 2 часа.

При изучении курса используется учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник, книгу для чтения и справочные издания. В связи с тем, что не имеется специального учебного пособия «Тетрадь юного краеведа» Троицкий  район, АБРИС, 2008, в школе используется дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

Важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в сельской школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями. В преподавании курса реализуется этнографические, лингвистические умения

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов);  практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). На основании решения педагогического совета МОУ « Бобровская СОШ» оценка по краеведению выставляется по полугодиям.

 Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу, как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании, представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

Название темы и учебного занятия

Учебный материал

Тема 1. Школа юного краеведа (8 часов)

Гл. 1-2

           1

Вводный урок. Что изучает краеведение.

§ 1

           2

Из истории изучения нашего края. Первопроходцы.

§ 2, 3

           3

«Наш край во все стороны света» (Челябинская область вчера и сегодня)

§ 4-8

4

Челябинская область- субъект РФ (ПР)

конт.карта

           5

Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг.

доп.лит.

6

Официальные символы Троицкого района и г.Троицка: Школьный зал Славы. История  Бобровской школы (УЭ)

М/к

7

«Старые фотографии рассказали» Знаменитые люди Троицкого района (УК)

М/к доп.лит.

8

Урок – викторина. «Школа юного краеведа» (ПОУ)

Тема 2. Геология, полезные ископаемые и рельеф (5 часов)

Гл. 3

9

Рельеф Челябинского Южного Урала

§ 9

10

«Биография Уральских гор»

§ 10

11

Недра Челябинского Урала и история использования их человеком

§ 11

12

Определение местных полезных ископаемых (ПР)

М/к

13

Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края

§ 12

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 часов)

Гл. 4конт.карта

14

О метеонаблюдениях в нашем крае

§ 13

15

Погодные явления на Челябинском Южном Урале

§ 14

    16

Климатические особенности разных частей нашего края

§ 15

   17.

Фенологические наблюдения за погодой (УЭ)

   18.

Климатическая характеристика  Троицкого района (ПР)

Раб. тетр.

   19 .

Роль климата в жизни южноуральцев

16

Тема 4. Край рек и озер (6 часов)

   20

На Евразийском водоразделе

§§ 17

   21

Речная сеть Челябинского Южного Урала

§ 18

   22.

Озёра и болота, подземные воды и родники.

§ 19

   23.

Вода в жизни жителей нашего края

§ 20

   24    

Правила поведения на воде

   25.

Реки Уй и Увелька(бассейн Оби) (ПР)

Раб. тетр.

Тема 5. Природные комплексы нашего края (7 часов)

Гл. 6-7

   26.

Природные зоны и ландшафты Челябинского Южного Урала

§ 21

   27.

Почвы и растительность Челябинского Южного Урала

§ 22.

   28.

Животный мир Челябинского Южного Урала.

§ 23

   29.

Растительный и животный мир Троицкого района (УЭ)

доп.лит

  30.

Охрана природы. «Красная Книга» Челябинской области.

§ 24

   31.

Контрольная работа

   32.

Туристские ресурсы

§ 25

   33.

Тур. – краеведческие экспедиции

§ 26д

   34.

Местные формы рельефа (ПР)

Экскурсия

   35.

Экскурсия в кр. музей   Троицка. и Итоговое повторение

   Итого: 35часов

34

.35

Контрольные работы по курсу

8

Урок – викторина. «Школа юного краеведа» (ПОУ)

   31.

Контрольная работа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Школа юного краеведа (8 часов).

Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма).

Из истории изучения нашего края. Происхождение названий Уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карты Птолемея и А. Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г), Книга Большому чертежу (1627 г). Первопроходцы. Петр Рычков. Иоганн Гмелин. Петр Паллас. Иван Лепехин. Александр Гумбольдт. Пионеры южноуральского краеведения. Местные краеведы А. М. Маметьев, П. Минеев, Л. Г. Максимова, Ф. М. Утешев, С. И. Вдовина.

Челябинская область вчера и сегодня. XVII век. Первое пограничье. Под прикрытием монастырских стен. XVIII век. Оренбургский проект. Строжевые «крепостцы» и Исетская провинция. Оренбургская губерния. Заводские дачи. XIX век и начало XX века. Новая Оренбургская линия. От уездов к области.

Наш край во все стороны света. Челябинская область на карте мира, России, Урала. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В. Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа-Азия». Практическая работа. Обозначение на контурной карте Южного Урала природных и административных границ Челябинской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

Район наш Троицкий. Географическое положение района. Первые казачьи поселения на территории  Троицкого района Основание  Троицкой крепости. Основание кзачьего поселения Бобровка Практическая работа. Происхождение названий местных населенных пунктов, (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Из истории поселения Бобровка. Географическое положение Происхождение местных названий, улиц поселка. «Ориентирование». Решение задач по плану местности (определение географического положения поселка, школы, своего дома).

История Бобровской школы. Экскурсия в школьный музей. Достижения и рекорды школы. Директора школы. Учителя школы разных лет. Выпускники школы разных лет. Достижения выпускников. Школьная Книга Почета. Книга Спортивной Славы школы. Беседа с ветеранами – учителями, выпускниками школы об истории образовательного учреждения.

Знаменитые люди Троицкого района. Урок-конференция. Жители Троицкого района и поселения Бобровка– Герои Советского Союза, , награжденные орденами и медалями. Имена, занесенные в Книгу Почета района,», в Энциклопедию Челябинской области. Беседы с родителями и родственниками о семейных реликвиях.

Символы нашего края. Челябинская область — субъект РФ. Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб, гимн, флаг Троицкого района Практическая работа. Изображение и описание символа п, школы, семьи.

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 часов).

Рельеф Челябинского Урала. Три ступени высоты. Знаменитые географические пункты Челябинской области: самая высокая (г. Б.Нургуш) и самая низкая (долина р. Уй на границе с Курганской областью) точки. Практическая работа. Горная решетка Урала. Беседа со старшеклассниками-туристами о восхождениях на горы Южного Урала.

«Биография Уральских гор». История формирования и геологическое строение Урала. Как рождаются и исчезают горы. «Лингвистический конструктор».

Богатства «Каменного пояса». Горные породы, их происхождение и определение. Древняя история «подземных кладовых». Редкие и уникальные ископаемые, практическое значение. «Яшмовый пояс». Способы обработки камней. Богатства недр Челябинского Южного Урала в искусстве, художественной литературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова. Картины П. Рейхета, А.Альховского, В. Чуднова, В.Романова, Т.Федоровой, В. Лукка об Ильменах.

Практическая работа. Определение местных полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурной карте районов их залегания. Полезные ископаемые, добываемые на территории Троицкого района , их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. Кварцитный Карьер.. Месторождения камня-плиточника, песка, кварцитов. Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края. Формы рельефа Троицкого района, особенности их происхождения и размещения. Рельеф и местная топонимика. Влияние рельефа на освоение территории. Места естественных или искусственных обнажений горных пород. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов. Памятник природы Троицкого района

Практическая работа. Обозначение на контурной карте местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Экскурсия в картинную галерею, Экскурсия в  Кварцитный Карьер Фотовыставка «Пейзажи окрестностей п. Бобровка Беседа с местным мастером о камнерезном искусстве. Изделия из поделочных и драгоценных камней.

Повторительно-обобщающий урок. Викторина юных краеведов.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 часов).

О метеонаблюдениях в нашем крае. История метеонаблюдений. Знаменитый челябинский метеоролог Т. Л. Ишукова. Современные приборы для метеорологических наблюдений.

Погодные явления на Южном Урале. Солнечная радиация. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Осадки, их виды, распределение по сезонам года. Климатические закономерности. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Климатические особенности разных частей нашего края. Главные факторы, влияющие на местный климат. Климат в горах Южного Урала. Климат степей и лесостепей.

Климатическая характеристика Троицкого  района. «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области, Троицкого района и п. Бобровка. Разница в температурном режиме различных частей Троицкого района. Практическая работа. Заполнение календаря наблюдений за погодой. Подсчет среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности. Составление климатического очерка о Троицком  районе и п. Бобровка.  .

Экскурсия. Фенологические наблюдения за весенними изменениями в природе на местности.

Роль климата в жизни южноуральцев. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Влияние человека на климат.

Тема 4. Край рек и озер (6 часов).

На Евразийском водоразделе. Речные бассейны и водоразделы. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Челябинского Южного Урала. М.А.Андреева. Водные богатства Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Речная сеть Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Характер течения, речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Практическая работа. Происхождение названий рек.

Озёра и болота, подземные воды и родники. Три полосы озер на Челябинском Южном Урале. Типы озер. Численность озер. Озерные здравницы. Пруды и водохранилища. Болота. Происхождение названий водоемов. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Меры по экономному использованию и охране водных объектов с. Бобровка., Троицка и   Троицкого района. Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области.

Вода в жизни жителей нашего края. «Вододействующие» заводы и «железные» караваны. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод в Челябинской области.

Встреча с медиком. Правила безопасного поведения и спасания на водах в разные времена года.

Река Уй - главная река Троицкого района и ее притоки. Практическая работа. Численность и протяженность местных рек. Беседа со старожилами о местных источниках и водоемах, легенды, предания. Учебный проект по экономному использованию и охране вод Троицкого района

Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 часов).

Природные зоны и ландшафты Челябинского Урала. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Челябинского Урала. Животные, растения Челябинского Урала фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Почвы и растительность Челябинского Южного Урала. Почвенно-растительный покров. Разнообразие растительности. Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания.

Животный мир Челябинского Южного Урала. Животный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Акклиматизация новых видов. Животные – синантропы, спутники человека.

Растительный и животный мир Троицкого района. Учебная экскурсия. Картинная галерея (фотовыставка). Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Памятники природы Троицкого района. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в Троицком районе. Местные лекарственные и ядовитые растения. Беседа с лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками п Бобровка . об интересных местных растениях, повадках животных района.

Охрана природы. Особые режимы природопользования. «Красная Книга» Челябинской области.

Туристические ресурсы Челябинского Южного Урала. Виды туризма. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Краеведческие экспедиции по Южному Уралу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать:

  1. значение официальных символов Челябинской области, Нагайбакского муниципального района;
  2. основные направления краеведческих исследований: географическое, историческое, культурологическое;
  3. изученные источники краеведческой информации: географические названия (топонимы), географические карты и планы, данные полевых наблюдений;
  4. краеведческие понятия и термины: краевед, краеведение, экология, топонимика, легенда, граница, рельеф, климат, погода, метеорология, водораздел, бассейн реки, речной сток, ландшафт, природный комплекс, флора, гербарий, фауна, животные-синантропы, туризм, экспедиция;
  5. знаменитых путешественников и исследователей Челябинского Южного Урала: С.У.Ремезов, П.И.Рычков, И.Гмелин, П.С.Паллас, И.И.Лепёхин; В.И.Вернадский, А.П.Карпинский, А.Е.Ферсман, Н.Г.Гарин-Михайловский, Т.И.Таранина, Т.Л.Ишукова, М.А.Андреева, Н.П.Строкова;
  6. причины образования ветра, факторы, определяющие климат и погоду в Челябинской области, Троицком районе;
  7. изменение природной среды Южного Урала в результате деятельности человека; географическую зональность.

Уметь:

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  2. определять и показывать по карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение города Челябинска, три «ступени высоты» Челябинского Южного Урала, три полосы озер в Челябинской области, местных достопримечательностей Троицкого района;
  3. объяснять (приводить версии) происхождения географических названий Урал, Челябинск, поселка Бобровка и его улиц,
  4. описывать маршрут по плану местности;
  5. определять направления и расстояния по плану п Бобровка. Троицкого района и ближайших окрестностей, компасу, Солнцу и местным признакам; абсолютные и относительные высоты точек;
  6. проводить глазомерную съёмку небольшого участка местности полярным способом;
  7. определять на глаз и с помощью нивелира высоту холма или другой формы рельефа; определять крутизну склона на глаз и с помощью эклиметра;
  8. определять по образцам местные горные породы и минералы (не менее 10 названий);
  9. определять изменения температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; высоту по разнице в атмосферном давлении;
  10. составлять график хода температур воздуха за месяц, строить диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающие зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц;
  11. составлять характеристику климата отдельных пунктов Челябинской области;
  12. описывать по плану рекуУй
  13. определять механический состав местной почвы;
  14. определять редкие, сорные, лекарственные и ядовитые местные растения (всего не менее 50 названий);
  15. выявлять на местности и описывать фенологические изменения в природе;
  16. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала, адаптации человека к местным условиям;
  17. составлять краткую характеристику п. Бобровка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. организации самостоятельных наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, высотой Солнца над горизонтом, уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;
  2. предсказания погоды по местным признакам;
  3. выявления особенностей компонентов природы своей местности и объяснения их взаимосвязей;
  4. определения качества окружающей сельской среды;
  5. составления и соблюдения туристских правил безопасного поведения в лесу, горах и на воде в разные времена года,
  6. составления маршрутов походов и экскурсий, ориентирования на местности;
  7. защиты людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

СОСТАВ ИСПОЛЬЗУЕМОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

пособия

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Кузнецов В.М., ред.

Введение в краеведение Челябинского Южного Урала. 6 класс (35 ч.) // Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: – Челябинск: АБРИС, 2008.

Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2009.

Деряги А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С.

Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

* Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Маркова А.С. Практикум  по краеведению.6 класс- Челябинск-2010

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: АБРИС, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2008.

Челябинская область. Контурные карты. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Кузнецов В.М., Гитис М.С.,

Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2002.
  2. Атнагулов И.Р. Нагайбаки. Опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала ХХ века. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.
  3. Виноградов Н. Б., Гитис М. С., Кузнецов В. М. Историческое краеведение- Челябинск: АБРИС, 2007.
  4. Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учебное пособие. Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  5. Гитис М. С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.
  6. Гитис М. С., Моисеев А. П. Верхнеуральский район. Тетрадь юного краеведа. - Челябинск. - АБРИС. - 2004.
  7. Капитонова Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область. Вып. 2. Челябинск: АРБИС, 2008.
  8. Край Нагайбакский. Заповедные уголки Южноуралья. Челябинск: Рифей, 1997.
  9. Левит А. И. Южный Урал: география, экология, природопользование. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  10. Маметьев А.М., Моисеев А.М. Край Нагайбакский (Нагайбакскому району – 70 лет). Челябинск, 1997.
  11. Матвеев А. С. Промысловые животные. Челябинск: АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  12. Моисеев А.П. Топонимическое краеведение. Челябинская область. Челябинск: АБРИС, 2009.
  13. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2000.
  14. Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинск. АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  15. Челябинская область: Энциклопедия в 7 т. / Под ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2007-2008.
  16. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина. Топонимический словарь. Челябинск: ЮУКИ, 1989.

Приложение

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Цель проведения контрольной работы – оценка уровня подготовки обучающихся по курсу

План (спецификация) контрольной работы:

Код

задания

Проверяемые элементы

содержания образования

Уровень

сложности

задания

Тип

задания

Макс. балл

за задание

А1

Знаменитые географические пункты

Челябинской области

П

ВО

2

А2

Местные формы рельефа

Б

ВО

1

А3

Климат и погода на Южном Урале

Б

ВО

1

А4

Край рек и озёр

Б

ВО

1

А5

Флора и фауна Южного Урала

Б

ВО

1

А6

* Географическое положение п.Бобровка Троицкого района

П

ВО

2

В1

Южный Урал в литературе и искусстве

П

КО

2

В2

Границы и территория Челябинской области

П

КО

3

В3

* История населенного пункта и школы п.Бобровка

П

КО

2

С1

* Топонимика и геральдика Троицкого района, названия и символы

В

РО

5

Всего

20

* Проверяется местный материал (школьный компонент)

Уровень сложности задания:

Тип задания:

Б – базовый

П – повышенный

В – высокий

ВО – задание с выбором ответа

КО – задание с кратким открытым ответом

РО – задание с развернутым открытым ответом


Контрольная работа по курсу «Введение в краеведение»

Учени             6 класса

МОУ

(фамилия, имя)

Вариант I

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.

Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

В каком районе Челябинской области

находится этот знаменитый указатель?

1

Карталинский

2

Октябрьский

3

Уйский

А2

Какой географический объект относится к естественным формам рельефа?

1

Карьер

2

Курган

3

Овраг

А3

Какой город называют «самым мокрым» в Челябинской области?

1

Аша

2

Миасс

3

Нязепетровск

А4

Как называется самое крупное водохранилище в Челябинской области?

1

Аргазинское

2

Увильды

3

Шершнёвское

А5

Каких животных наиболее удачно акклиматизировали на Южном Урале?

1

Млекопитающие

2

Птицы

3

Рыбы

А6

В какой природной зоне находится наш населенный пункт – п. Бобровка

1

Лесной

2

Лесостепной

3

Степной

Часть 2 состоит из 3 заданий. Ответы к этим заданиям необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слова, сочетания букв или цифр, (например, Челябинск, АБВГ, 1234), и вписать в прямоугольник.

В1

Кто автор известных стихотворных строк:

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал!

В2

Соотнесите соседние территории и границы Челябинской области:

1. Республика

Башкортостан

2. Курганская

область

3. Оренбургская

область

4. Свердловская

Область

А) восточная

Б) западная

В) северная

Г) южная

1.

2.

3.

4.

В3

В каком году был основан наш населенный пункт – поселок Кассельский? Если точно не помните, укажите примерный период.

Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.

С1

Знаете ли Вы, как называется наука, изучающая географические названия? Попробуйте объяснить название нашего населенного пункта – поселка Бобровка  . Когда появилось это название? Знаете ли Вы похожие названия? Иногда городам и селам меняют названия. Как Вы думаете, нужно ли это делать?


Контрольная работа по курсу «Введение в краеведение»

Учени             6 класса

МОУ

(фамилия, имя)

Вариант II

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.

Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

Вблизи какого города в Челябинской области находится этот знаменитый обелиск?

1

Златоуст

2

Магнитогорск

3

Челябинск

А2

Как называются отвалы горной породы, извлеченной во время добычи полезных ископаемых?

1

Гольцы

2

Курумы

3

Терриконы

А3

Какой город называют «самым солнечным» в нашей Челябинской области?

1

Верхнеуральск

2

Троицк

3

Южноуральск

А4

Как называется река – самый древний географический объект Челябинской области, попавший на карту?

1

Урал

2

Миасс

3

Чусовая

А5

Какой вид деревьев называется «пионером» заселения пожарищ и является самым распространённым на территории Челябинской области?

1

Береза

2

Осина

3

Сосна

А6

В бассейне какой реки находится наш населенный пункт – поселок  Бобровка

1

Кама

2

Тобол

3

Урал

Часть 2 состоит из 3 заданий. Ответы на эти задания необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слова, сочетания букв или цифр, (например, Челябинск, АБВГ, 1234), и вписать в прямоугольник.

В1

Кто автор известных сказов «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», описывающих уральскую природу и жителей горных заводов?

В2

Соотнесите населённые пункты и крайние точки Челябинской области

1. Аша

2. Бреды

3. Верхний Уфалей

4. Октябрьское

А) восточная

Б) западная

В) северная

Г) южная

1.

2.

3.

4.

В3

В каком году состоялось открытие нашей Бобровской школы? Если точно не помните, укажите примерный период.

Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.

С1

Знаете ли Вы, как называется наука, изучающая гербы? Опишите герб нашего района. Что на нём изображено, что он символизирует? Знаете ли Вы, когда он появился? Есть ли похожие гербы? Как Вы думаете, для чего нужен герб?


Указания к проверке и оцениванию контрольной работы

1) Дробные баллы (0,25; 1,5) при оценивании не допускаются.

2) В заданиях А1-В1 выставляются максимальные баллы (1 или 2).

3) В заданиях В2-С1 баллы выставляются от 1 до максимального.

Код

Правильный ответ

Баллы

I вариант

II вариант

А1

3

1

2

А2

3

3

1

А3

1

2

1

А4

1

1

1

А5

3

1

1

А6

3

3

2

В1

Л.К.Татьяничева

П.П.Бажов

2

В2

Б А Г В

Б Г В А

1-3

В3

В 1842 г.

*

1-2

С1

Связный рассказ. Основное содержание ответов:

1-5

1) Наука о географических названиях - топонимика.

2)* Казачий поселок назван в память сражения русских войск с армией Наполеона при местечке Кассель в Германии 30 – 31 сентября 1813 г. от лат. кастеллум – «крепость», «укрепление».

3)* 28  февраля 1843 г. были утверждены «Правила переселения на земли Оренбургского казачьего войска», где под № 1 среди поселений Новолинейного района был указан Кассель.

4)* Среди подобных названий в честь побед русского оружия – Фершампенуаз, Арси, Остроленко, Париж (Нагайбакский р-н), Варна, Бреды и т.д.

5) Названия менять нежелательно, к ним необходимо относится уважительно, т.к. это – источники исторической информации.

1) Наука о гербах – геральдика.

2)* На гербе Нагайбакского района – серебряный меч, обвитый листьями, который говорит о преемственности прошлог, настоящего и будущего, боевую и трудовую славу многих поколений жителей района. Золотые колосья - символ плодородия, развитого сельского хозяйства образуют букву «Н» - первую в названии района,. Лазурный фон ассоциируется с водой, указывает на реки района и расположенные на его территории памятники природы.

3)* Герб был утвержден 28 ноября 2002 г.

4)* Указание признака группировки по значению или внешним признакам - «с растениями», «говорящие», по особенностям местности).

5) Герб и флаг  – это символы, «визитные карточки района), источники исторической информации, они объединяют, сплачивают жителей, к ним необходимо относится уважительно.

Возможны иные формулировки, отличающиеся от примерных ответов, но не искажающие правильного смысла ответа

* Правильный ответ определен учителем (вопрос по местному материалу)

4) Отметка за работу выставляется в соответствии со шкалой перевода

Суммарный балл

% выполнения

Отметка по 5-балльной шкале

16-20

80-100

«5»

12-15

60-75

«4»

8-11

40-55

«3»

0 -  7

  0-35

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Программа по краеведению 5 класс.

Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...