Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС
статья по краеведению по теме

Куликов Александр Петрович

В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС

С 1 сентября 2012 года начальная школа приступила к обучению учащихся по ФГОС. Требования  новых стандартов образования заставляет пересмотреть не только традиционный подход к обучению, но и организацию внеурочной деятельности.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности.

Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствии со своей шкалой ценностей.        Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся во второй половине дня в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

В средней школе интерес к внеурочной деятельности  среди учащихся заметно падает, т.к.  общение со сверстниками занимает всё свободное время. Как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?

Одним из вариантов решения данной проблемы может явиться участие школьников в научно-практических конференциях или проектах, но темой исследования должно стать что-то необычное, не связанное со школьными предметами. Так, например, в нашей гимназии учителем физической культуры и была организована экскурсионная поездка учащихся в с. Полчаниновка Татищевского района Саратовской области. Прогулка по селу, по большому заброшенному парку привела к беседе о старинной усадьбе А.Н. Минха. В результате поездки учащиеся 8- и 9 класса провели исследование русских усадеб в Полчаниновской волости. После этой работы силами участников поездки  были проведены тематические классные часы в 6 «А» классе.

Судьба и жизнь на благо Родины А.Н. Минха не оставила равнодушными учениц 8 класса. После поездки был  разработан учебно-практический проект по спасению приусадебного парка в с. Полчаниновка. Проект был признан лучшим  на региональном экологическом конкурсе «Природа и человек».

В этом году учащиеся гимназии были на экскурсии в Ботаническом саду СГУ им. Н.Г. Чернышевского, и привлекли внимание научных сотрудников своей идеей по развитию парков Татищевского района. В результате ученикам предложили осуществить совместную деятельность в с. Полчаниновка. Дело в том, что в парке, заложенном самим А.Н. Минхом, растут растения – экзоты для нашей широты. К сожалению, парк  находится в заброшенном состоянии. Работники Ботанического сада предложили учащимся провести исследовательскую работу по изучению влияния растений – экзотов на местную фауну.

Следующим этапом стал выход на Саратовский экономический университет. Здесь детьми был предложен план по созданию проекта туристического маршрута с целью привлечь внимание взрослых людей к решению проблемы и найти необходимые средства для ее решения.

Самое главное – такое применение детской любознательности и мобильности привело их в состояние постоянного поиска новых идей, к самостоятельной постановке проблемы и нахождения путей ее решения.

Таким образом, небольшое путешествие помогло объединить учащихся в активное движение по изучению архитектурного краеведения Саратовской области, организации волонтёрского движения по восстановлению и расчистки заброшенного парка, изучению представителей фауны Саратовской области.

Во время реализации  внеурочной деятельности представители классного коллектива получили уникальную возможность: реализовать себя в качестве юных исследователей, проявить инициативу в принятии решений, познакомиться поближе друг с другом для участия в социальных акциях. А учительский состав получил возможность для объединения своих усилий в достижении педагогических целей.

Авторы: Куликов Александр Петрович - учитель физической культуры МОУ «Гимназия №58», Банникова Оксана Александровна - учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия№58».

Список возможной литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
  3.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. 
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 
  6. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию  сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011-№1.-С.24-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся основной школы.

В данной работе описывается внеурочная деятельность в аспекте физического и спортивного развития...

Выступление на пед.совете и районном семинаре заместителей директоров "Организация проектной деятельности в основной школе"

Презентация содержит основные методы, приёмы и виды проектной деятельности в 5-6 классах созласно требованиям ФГОС...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС

В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Она  обусловлена ускорением ...

Доклад "Моделирование современного урока и внеурочной деятельности в основной школе в контексте ФГОС ОО"

Доклад о требованиях к современному уроку в условиях образовательного стандарта второго поколения"...