рабочая программа краеведение 5 кл
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) по теме

Яковлева Елена Ивановна

Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx17.53 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание обучения

Требования к уровню подготовки учащихся

Диагностика

Дата

1

Введение в краеведение, что изучает   краеведение.

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования.

Знать суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

2

С чего начинается Родина.    

Понятие малая Родина. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия.

Знать историко-культурные достопримечательности

своего края

Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников).                                            

3

Основание и развитие родного края.

Знать исторические события образования края.

4

Край, в котором мы живем.

Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.                                                                                        

Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.                                                                                        

работа с картой, планом города

5

Топонимика..

Улицы города, происхождение их названий.

Знать названия улиц р.п. Коченёво и п. Мирный

Сообщения учащихся

6

Геральдика НСО

Символика родного города,  края

Знать символы НСО и Коченёвского района.

7

Рельеф НСО

Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа.

Уметь определять рельеф на территории  Коченёво и п. Мирный

8

Особенности климата.

Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

Знать изменения климатических условий на территории НСО, влияние на жизнь и здоровье людей

Дневник наблюдения

 

9

10

Водные ресурсы.

Экологические проблемы воды нашего посёлка.

Реки и озёра, экологические проблемы

Знать название рек, озёр НСО, находить их на карте.

Уметь определять экологические проблемы водных ресурсов

Экологич. акция

11

12

Особенности природы.Растительный мир .

Животный мир

Природа родного города, края, растительный и животный мир.

Знать природные условия своего края( растительный и животный мир).Уметь называть виды растений , животных территории НСО.

Созд. экологич. тропы

13

14

15

Экологические проблемы.

Просмотр фильмов об экологических проблемах НСО.

Мультимедиа урок «Летучие мыши – миф или реальность»,

Красная книга НСО, Дендрологический парк  г. Новосибирска. Просмотр фильмов об Экологических проблемах НСО.

Знать интересные места НСО с экологическими проблемами.

Уметь пользоваться Красной книгой.

16

Население края, города.

Жители р.п. Коченёво, п.Мирный

Знать  жителей р.п. Коченёво,п.Мирный

(по национальным признакам, традициям , обычаям)

Встречи с творческими людьми

17

18

Я и моя семья.

История моей семьи, составление генеалогического древа.

История моей семьи, составление генеалогического древа.

Знать историю своей семьи.Уметь составлять генеологическое дерево.

19

Экскурсия в краеведческий музей.

Фото отчёт.

итого

19



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультатива «Краеведение» в 5 классе  разрабатывается на основе следующих нормативных документов:

1) Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2)        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).

3)        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4) Школьный учебный план на 2012-2013  учебный год, утвержденный приказом директора школы от «___»_________2012 г. № __.

5) Положение о рабочей программе педагогов МКОУ Мирнинской ООШ.

                 Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе.  Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.                                                                                                  

Цели курса:

  1. формирование    представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
  2. воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  3. развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  4. способствовать воспитанию природо - и культуро охранного, экологического сознания.          

Задачи курса:

  1. пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  2. дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  3. обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  4. развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  5. расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  6. воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  7. воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
  8. формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  9. развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Программа рассчитана на 19 часов (2 полугодие)  из расчёта   1 час в неделю.                                                  Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

                                     Учебно-тематический план                                                      

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1

Введение в краеведение, что изучает   краеведение.

1

2

С чего начинается Родина.    

1

3

Основание и развитие родного края.

1

4

Край, в котором мы живем.

1

5

Топонимика. Улицы посёлка., происхождение их названий.

1

6

Геральдика. НСО

1

7

Рельеф НСО

1

8

Особенности климата.

1

9

Водные ресурсы.

2

10

Особенности природы.

2

11

Экологические проблемы

3

12

Население края, города.

1

13

Я и моя семья.

2

14

Экскурсия .

1

итого

19

                                               Содержание тем учебного курса

  1.Вводное занятие Введение в краеведение, что изучает   краеведение. (1ч).Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования.

2. С чего начинается Родина.   Понятие малая Родина. (1ч).  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).                                           

 3. Основание и развитие родного края.(1ч)                                                                                                      

 4. Край, в котором мы живем .(1 ч) Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.                                                                                         

 5. Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. (1 ч)

 6.  Геральдика. Символика родного города,  края.(1ч)                                                                    7. Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа.

8. Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

9. Водные ресурсы.(2 ч) Реки и озёра, экологические проблемы

10. Особенности природы (2ч). Природа родного города, края, растительный и животный мир.

11. Экологические проблемы (2ч). Красная книга НСО, Мультимедиа урок «Летучие мыши – миф или реальность»,Дендрологический парк  г. Новосибирска. Просмотр фильмов об Экологических проблемах НСО.

12. Население края, города.( 1 ч)Жители р.п. Коченёво, п.Мирный.

13. Я и моя семья. ( 2 ч)  История моей семьи, составление генеалогического древа.

14. Экскурсия .(1 ч) . Фото отчёт.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

           Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

     Требования к уровню подготовки

    Учащиеся должны знать

-   суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

-    значение   топонимов города, края;

-    численность населения и национальный состав;

-  основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних       вод, почвенно-растительного покрова,

-    интересные природные объекты;

-    историко-культурные достопримечательности;

-    историю и традиции родной школы;

-    крупные предприятия села,района;

-    проблемы п.Мирный, р.п.Коченёво;

-    роль  края  в жизни страны;

-    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

      должны уметь:

-    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

-     приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

-  составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

-    применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

-  наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

-  решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-   проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Формы контроля:

-    диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

-    презентации проектов учащихся;

-    выставки рисунков и фотографий учащихся;

-    анкетирование.

Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

  1.  Профессии наших родителей.
  2.  Человек интересной  судьбы.
  3.  Экологически чистое село будущего
  4.  Мой гербарий. Сбор и описание растений своей местности.
  5.  Создание туристического маршрута  
  6.  Создание экологической тропы.
  7.  Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
  8.   Семейная реликвия.
  9. История  города в названиях улиц.
  10. Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания  школьников).
  11.  Организация наблюдений за погодой своей местности.
  12.  Где родился, там и пригодился.
  13.  Создание памятки « Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
  14.  Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
  15.  Местные признаки предсказаний погоды.
  16.  Матушка природа для лечения народа.
  17.  Мой любимый уголок села.
  18.  Определение качества воды в своём населённом пункте.
  19. Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.

      Список литературы

  1. Т.А. Горелова ,Н.В.Гуляева. Природа Новосибирской области, Новосибирск 2011г.
  2. Методические материалы под редакцией Ж.Ф. Пивоваровой Природное наследие Новосибирской области., Новосибирск 2008 г., НГПУ.
  3. Н.А.Миненко История Новосибирской области, учебное пособие, Новосибирск 1975 г
  4. Интернет и видео ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Краеведение

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...

Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл

Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­ляби...

Рабочая программа краеведение

Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое  краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. -   Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...

Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостно...

Рабочая программа "Краеведение. НИСК"

             Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела  необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...

Рабочая программа «Краеведение»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»...