Рапбочая программа по краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы по географическому      краеведению  для общеобразовательных школ, авторы Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_6.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «краеведение»

для обучающихся 6 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка.

         Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы по географическому      краеведению  для общеобразовательных школ, авторы Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина.

Данная программа содержит план изучения учебного материала по географическому краеведению и предназначена для обучающихся 6 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса, поэтому содержание программы ориентировано  на деятельностный  подход в обучении. Рабочая учебная программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту обучающихся.

Рабочая учебная программа предназначена для обучения в  МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области.

Цель учебного предмета:

Создание природного образа малой родины.

Задачи курса:

  1. Сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе.
  2.  Показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

      3.    Научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

4.    Продолжить работу по обучению школьников приемам пространственного ориентирования в условиях своего населенного пункта и в сельской местности.

5.    Создать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Специфика предмета:

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирования всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает  изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

На уроках географического краеведения планируется использовать следующие формы, методы, приемы обучения:

  1. Практические работы на местности;
  2. Наблюдения за окружающей средой;
  3. Экскурсии и походы;
  4.  Работа с краеведческой литературой;
  5. Познавательные игры.

Ожидаемые образовательные результаты.

В результате изучения краеведения в 6 классе обучающиеся  приобрести умения:

  1. Определять географическое положение родного края, города, поселка; определять координаты района;
  2. Составлять календарь погоды своей местности;
  3. Объяснить особенности взаимодействия человека и природы родного края.

Учебно-тематический план

Тематический блок

Кол-во  часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Введение

1

2.

История исследования природы Саратовской области. Саратовцы-исследователи континентов. Методы исследования.

3

1

3.

Особенности географического положения области, района

2

1

1

4.

Строение земной коры. Минеральные и горные породы

2

5.

Рельеф Саратовской области, своего района

2

1

1

6.

Воды суши Саратовской  области

4

7.

Атмосфера. Климат области

5

1

1

8.

Природные комплексы Саратовской области

3

9.

План местности

5

1

10

Население области, своего района.

3

1

11.

Резерв

4

Всего

34

5

4

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок. Тема учебного занятия

Количество часов

Введение.

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии связанные с краеведением.

1

История исследования Саратовской области, методы исследования.


Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге.

Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым  (природа края).

Практическая работа:

Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.

Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

3

Особенности географического положения области, района.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге.

Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта.

Определение координат Саратова, своего пункта.


 

2

Строение земной карты. Минералы и горные породы.


Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.

2

  Рельеф Саратовской области, своего района

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.

Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески.

2

Воды суши Саратовской области.

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.

4

Атмосфера. Климат области.

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.

5

Природные комплексы Саратовской области.

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района.  Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.

Экологические проблемы Саратовской области.

Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.

3

План местности.

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта.

Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.

5

Население области, своего района .

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.

3

Резерв

4

Календарно – тематический план.


ур.

Тема урока

Дата

планируемая

Дата

фактическая

1

Введение. Что изучает географическое краеведение.

2

Изучение природы нашего края с древнейших времён.    

3

Саратовцы - исследователи континентов Покорители горных вершин и Антарктиды

4

Практическая работа: «Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.

5

Особенности географического положения области, района

6

Расположение области, района на материке. Части света, Восточно-европейской равнине.

Практическая работа: «Географическое положение области, своей местности»

7

Строение земной коры. Минеральные и горные породы. Геологическое строение

8

Практическая работа: «Определение горных пород по образцам».

9

Рельеф Саратовской области, своего района. Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья

10

Практическая работа: «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых»

11

Воды суши Саратовской области.

12

Внутренние воды области. Воды суши: поверхностные и подземные. Волга- главная река области.

13

Реки Волжского бассейна. Реки бессточного бассейна. Озёра.

14

Практическая работа:  «Нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки».

15

Атмосфера. Климат области

16

Методы исследования

17

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха                              

18

Ветры, господствующие в области. Роза ветров

19

Климат своего района.

 Практическая работа: «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм».

20

 Природные комплексы Саратовской области. Типы почв Саратовской области.

21

 Растительный и животный мир Саратовской области, своего района. Природные зоны области, своего района.

22

 Памятники природы правобережья и левобережья. Экологические проблемы.

23

План местности.

24

Условные топографические знаки

25

Ориентирование по плану и компасу

26

Глазомерные съёмки (полярная, маршрутная)

27

Практическая работа с топографической картой                                            

28

Население области. Своего района.

29

История заселения, освоения области, своего района. Типы населений.

30

Народы, национальности, традиции

31-34

Резерв времени- 4 часа

Информационно – методическое обеспечение.

Литература для учителя

  1. Востряков А.В.,Коваьский Ф.И. геология и полезные ископаемые Саратовской области.- Издательство СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство СГУ, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях- Издательство СГУ, 1984.
  4. Доклад  о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г.- Саратов,2006.
  5. Практические работы по географии 6-9 кл/ под ред. И.И. Бариновой.-М.: «Школа-Пресс»,2001.

Литература для учащихся

  1. А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География саратовской области.- Саратов. Изд. «Лицей»,2005.
  2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское издательство, 1983.
  3. Палькин Н.Е. О,Волга!- М., Молодая гвардия, 1985.
  4. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова.-Саратов Изд-во СГУ, 1989.
  5. ХудяковД.С. Земля саратовская- Саратов «Соотечественник», «Кадр»,1998

Интернет-ресурсы

  www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.

 www.wikipedia.oгg - Википедия, свободная энциклопедия

 www. intегnеt-sсhооl.ru - Интернет - школа. Просвещение. RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Программа по краеведению 5 класс.

Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...