Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Андреева Татьяна Александровна

Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_mordvy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с материальной и духовной культурой мордовского народа в 18 веке.
  2. Показать характерные изменения в культуре мордвы в 18 веке.
  3. Научить различать характерные черты мокшанской и эрзянской одежды.
  4. Ознакомить учащихся с мордовскими словами, песнями, закличками-веснянками.

Развивающие:

  1. Развивать слуховую, зрительную, моторную память учащихся.
  2. Развивать кратковременную, оперативную и долговременную память учащихся.
  3. Развивать непроизвольное запоминание.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Развивать фонетический и речевой слух учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство требовательности  к себе и дисциплинированность.
  2. Способствовать формированию понимания учащимися целостности русской и мордовской культуры.
  3. Воспитывать у учащихся толерантность, уважение к другой культуре.

Наглядные пособия: слайды, компьютер, мультимедийный  проектор, предметы быта, мордовский национальный костюм.

Дорогие ребята!

Сегодняшний урок истории и культуры мордовского края я хотела бы начать со стихотворения.

Мордовия – часть нашей славной России

Прекрасный, чудесный ее уголок.

Лесами, полями, народом красива.

Красив ее рек говорливый поток.

Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу.

Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.

Слайд1

На этом уроке мы поговорим о материальной и духовной культуре мордвы 18 века. Давайте обратимся к презентации и посмотрим, как выглядели древние поселения мордвы. Рассмотрите слайд2.

Село по- русски, по мордовски веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля,

Что этому народу жизнь дала.

Скажите, ребята, где чаще всего располагались селения наших предков? Правильно.

Вдоль рек, озер и вековых лесов

Мордва силилась из покон веков.

Мордовские поселения были небольшими и состояли из 15-20 дворов.   Основным строительным материалом являлось дерево. Крыши домов крыли камышом или соломой.

-Скажите, ребята, где же были расположены эти селения?

Вдоль рек, озер и вековых лесов

Мордва силилась из покон веков.

Дома были небольшими и состояли из избы ( кудо ) и сеней ( кудоньголь ).

Небогатая изба, а можно кудо

Сюда стремится сердце отовсюду.

-Ребята, давайте посмотрим внутреннее убранство дома и обратим внимание на своеобразие мордовской избы. слайд 3. Внутренняя отделка изб была простой.

В избу вела одна дверь, которая состояла из двух частей: нижней и верхней. Во время топки верхняя полудверка для выхода дыма открывалась, а  нижняя оставалась закрытой. Против двери в одном из передних углов стояла печь, топившаяся по черному. Над печью также прорубалось небольшое окошко. Полы были земляные, позднее из круглых бревен. Только в 19 в появляются дощатые полы и потолки. Отличительной особенностью крестьянского дома было множество лавок, расположенных вдоль стен, не только служивших для сидения, но и бывших спальными местами. Одним из важных элементов жилища мордвы-эрзи были полати, на которых как правило спали дети. Они устраивались над дверью ( от печки до противоположной стены ) на уровне человеческого роста. В мокшанской избе делался дощатый настил ( кершпель ), занимавший все пространство от боковой стороны печи до противоположной стены. Лишь возле окна небольшой столик, на котором нехитрая пища. Слайд 4. Внимательно посмотрите на экран и вы заметите, что

Пища мордвы состояла из продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества и охоты.

-Какие продукты использовались в пищу?

 Особенно широкое применение имела ржаная мука, которая шла на выпечку хлеба из кислого теста. Кроме того выпекались разнообразные мучные изделия, например, пироги ( перяка, пряка ). Их готовили из ржаной , гречневой, реже пшеничной муки, с разнообразными начинками из овощей, мяса, рыбы. Традиционным кушаньем народов мордовского края являлись блины ( пачат ). Ели их с конопляным или коровьим маслом, кислым молоком,  подавали обычно к завтраку. Мордовские блины отличаются от русских. Обязательно использовалось пшено, гречка. Из них варили кашу, измельчали в ступе  в ступе и добавляли в тесто. У каждой хозяйки был свой рецепт. Пекли блины  толстыми и пышными. Я вам хочу предложить блины, приготовленные по старинному мордовскому рецепту. Этот рецепт ученики нашей школы записали в селе Самозлейка Ковылкинского района у своих бабушек. Этому рецепту уже более 100 лет. После того как блины были испечены, хозяйка благодарила божество печи – Каштомаву.

Каштомава, матушка!

Держательница печи, серебряная!

Спасибо тебе, спасибо.

Спасибо, что хорошо испекла,

Спасибо, что хорошо сготовила,

Очень хорошо их испекла,

Очень красиво их сделала:

Не сожгла их верха,

Не обуглила их низа.

 Из жидких кушаний были распространены щи ( лям ), разнообразные супы и похлебки. У мордвы в качестве обрядового блюда бытовала селянка. Весьма распространены были каши из разнообразных круп, сваренных на воде или молоке. Особенно любима была  пшенная каша. Она являлась не только повседневным , но и обрядовым блюдом. Значительное место в питание занимали дикорастущие ягоды: малина, рябина, калина, земляника, а также грибы.

Для такого многообразия пищи использовалась и своеобразная посуда, домашняя утварь

-Давайте обратимся к следующему слайду и посмотрим какую же посуду использовала мордва. Слайд 5 Утварь мордвы изготовлялась из глины, дерева, реже металла. Для варки пищи применялись хорошо обожженные горшки небольших размеров для хранения зерна и других продуктов – большие толстостенные корчаги. , (Показать)  

-У каждой вещи есть своя история. Эта не исключение. Эту посуду ребята принесли от своих бабушек, которые тоже получили ее от своих родителей. Она передавалась из поколения в поколение.

-Как вы думаете, что в них готовили?

Большим разнообразием отличались высокие, наподобие кадушки, выдолбленные из липы и украшенные резным орнаментом пари. Средняя высота парей достигала 80-90 см., на них навешивали массивные чугунные скобы для замков. Подобный сундук обязательно готовил в подарок невесте к свадьбе  будущий свекор. Они применялись для хранения холста, женской одежды и украшений. В одной из мифических песен так говориться про парь:

                                     Тридцать лет я прожила,

                                     Тридцать годов я прожила,

                                     Три паря добра у меня,

                                     Три сундука у меня пожитков.

 Разнообразна была деревянная долбленая и бондарная утварь ( мерники, кадушки, солонки, ложки, ковши, чашки, лохани, корыта, маслобойки и т.д. )  Слайд 6Для зерна использовались почти двухметровой высоты мерники, выдолбленные из липы или осины. Вы убедились как умело использовался мордвой один из главных материалов – дерево. Из луба и лычка делали кузова, кошели, ложкарницы, солонки и др. предметы. Широко были распространены плетенные изделия из прута и камыша. С 18 века начинают входить в быт металлическая, стеклянная, фаянсовая посуда и другие предметы промышленного производства.

От своеобразия быта давайте перейдем к внешнему виду мордвы и самобытности ее наряда.Слайд7

 Особой красотой отличалась национальная одежда. Давайте посмотрим на мордовский костюм.

Комплекс национальной одежды мордвы, характерный для 18 века сложился в основном на рубеже 1 и 2 тысячелетий. К 17 веку мужская одежда мордвы мало чем отличалась от русской. Большинство крестьян носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Верхняя одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Женская одежда продолжала сохранять разнообразие. Одежду мордовских женщин не спутаешь не с каким другим.

- Ребята, скажите чей костюм украшен богаче вышивкой?

- Назовите отличия в длине костюма.

 Основным элементом мордовского женского костюма была рубаха ( панар ) У эрзи она шилась из двух полотен холста, а у мокши из трех. На груди делался вырез края которого скреплялись кольцевой застежкой ( сюльгамо ). Рукава рубахи были прямыми. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали настоем корня подмаренника, отваром луковой шелухи, почек березы, коры ольхи и различных трав.

Особенно богатой была вышивка эрзянских рубах.

- Какие еще отличия в костюме эрзи и мокши вы смогли заметить?

  Особо хочется отметить головные уборы. Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми. У эрзянок преобладали высокие головные уборы на твердой основе конической , прямоугольной или круглой формы. У мокши были широко распространены тканные головные полотенца ( платенця, пря руця ). Носили мордовки также холщевые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками. Они были известны под русским названием сорока.

 Мокшанки недостаток вышивки компенсировали количеством украшений. Они носили большое количество украшений.

- Ребята посмотрите какие это украшения.

На грудь надевали низки бус, ожерелья из монет, на руки медные и серебряные кольца, перстни, браслеты. . Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, которые кроме эстетической выполняли охранительную функцию. Украшения-обереги ведут свою историю от различных талисманов и амулетов, в качестве которых изначально использовались кости, зубы, шерсть животных. Постепенно украшения стали изготавливаться из метала, продолжая сохранять форму животных и птиц. Нередко металлические украшения делались таким образом, чтобы они при ходьбе производили шум. Это должно было отгонять злые силы от их хозяйки.  Поверх рубахи мордовки носили верхнюю распашную одежду из холста. Как и рубаху ее украшали вышивкой.Слайд8 Обязательными для костюма мордовок были пояса ( каркс ) , которые вязали спицами или крючком, прикрепляя к нему многочисленные подвески. Сколько выдумки, старания, мастерства, терпения должна приложить женщина, чтобы сотворить то, что мы видим. Набедренным украшением эрзянок служил пулай. Это было довольно тяжелое украшение которое весило несколько килограмм.  Обратите внимание на обувь женщины – мордовки. Праздничной обовью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами ( кемот, кемть ). На широкий каблук прибивались медные подковки. Может потому мы слышим четкий ритм в танце, когда женщины в праздники танцуют, притоптывая каблучками. Повседневной обувью служили лапти.( Показать ) Мордовские лапти отличаются от русских. У них более высокие борта и они плелись на обе ноги. Носили лапти с портянками или суконными онучами, причем у мокши преобладали онучи черного цвета.

  Нельзя обойти вниманием духовную культуру мордвы и ее особенности. Духовная культура мордвы.Слайд9 До принятия христианства мордва представляла, что в мире существует большое количество богов. Они покровительствовали определенным силам природы, занятиям, объектам, территориям. Своих богов мордва представляла в человеческом облике, но они могли превращаться в зверей, растения или выступать в получеловеческом-полузверином виде. Спецификой мордовской мифологии является преобладание женских божеств. Наши предки полагали, что божества могут быть как добрыми так и злыми, и, естественно хотели, чтобы боги им помогали. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания устраивались моления (озкст ), Слайд10 на которых совершались жертвоприношения, воздавались молитвы ( озномат ). Эти моленья постепенно перешли в песни. Давайте послушаем одну из песен, в которой любовь к родной земле, родному краю, к людям.

  Но не может жить без праздника народ, жизнь которого проходит в трудах и заботах. Возможно потому обряды и праздники являются важной частью народной культуры и передаются из поколения в поколение. Каждый праздник сопровождался исполнением обрядовых песен Радость от пробуждения природы, радость от сбора богатого урожая и рождения нового человека, да мало ли причин, чтобы обратиться к силам природы, попросить у нее помощи и защиты, порадоваться вместе с природой. . Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны. В день весеннего равноденствия ( 21 марта ) мордва и русские пекли « жаворонков» из теста. Дети поднимались с ними на крыши домов или на пригорок и исполняли заклички-веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и принести с собой тепло.

Жаворонки, услышьте нас,

Скорее заметьте нас!

Скорее прилетите.

Весеннее тепло принесите.  

     Сегодня мы вам покажем фрагмент такого обряда.

Теперь, ребята, давайте посмотрим, какие мордовские слова вы запомнили.( словарик)

Слайд11

Вот и подошел к концу наш урок и в заключении давайте обратимся к последнему слайду и обратим внимание, что включает в себя понятие культура мордовского народа. Слайд12

А закончить наш урок мне хочется такими словами:

Мордовия – часть нашей славной России

Прекрасная родина светлой мечты,

Не сыщешь нигде в мире края красивей.

Об этом всегда помню я, помни ты

Урок по истории и культуре Мордовского края в 7 классе

«Быт и нравы мордвы в XVIII веке»

Разработала:

Учитель истории и краеведения

МОУ Учхозская средняя

общеобразовательная школа

Андреева Т.А.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории: "Изменение в культуре и быте в XVIII веке"

Презентация к уроку истории: "Изменение в культуре и быте в XVIII веке"...

Изменения в культуре в первой четверти XVIII века

Задания для самостоятельной работы по истории для 7 класса...

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»

Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"

Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...

Реформы Петра I в духовной жизни России I четверти XVIII века

Данный ресурс представляет собой презентацию к уроку по теме "Преобразования Петра I области культуры и быта".  Материал включает в себя  вопросы для повторения ранее изученного ма...