Урок кубановедения "Военные походы гуннов", 6 класс
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Назаренко Ольга Николаевна

Урок кубановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennye_pohody_gunnov_6_kl.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  кубановедения  в  6  классе

Тема:  Военные   походы  гуннов

Цели:

  1. Познакомить  учащихся  с  событиями,  связанными  с  появлением  кочевников-гуннов  на  Кубани;
  2. Продолжить  обучение   поиску  информации   в  историческом  источнике;
  3. Развивать  монологическую  речь  учащихся,  умение  составлять  рассказ  не  определённую  тему по  предложенному  плану.

Оборудование:  учебник  Кубановедение для 6 класса   под  редакцией  Б.А.  Трёхбратовой,  карта «Кубань  и   Причерноморье   в  IV – X вв».

Ход   урока:

  1. Организация  учащихся
  2. Актуализация  знаний

Мы  приступаем  к  изучению  темы «Кубань  в  эпоху  Средневековья».

Но  для  начала  давайте  извлечем   из  глубин  нашей  памяти  следующие знания:

-   Хронологические  рамки  эпохи  средних  веков (V – XV,  начало  XVI  вв.)

- С  какими   событиями  связывают  начало  этой  эпохи? (Великим  переселением  народов.)

-  Какой  народ  дал  толчок  к  началу  этого    события? (Гунны).

III. Изучение  нового   материала.

1.Рассказ  учителя.  На    Кавказе  эпоху  Средневековья  также  связывают   с  завоевательными  походами  гуннов.  Давайте  вспомним,   почему  в  древности   народы  кочевали  с  одного  места  на  другое? (Перемещение  народов   было  связано   с  поиском   пищи,  поиском  новых  пастбищ  для  скота).

Выдающийся   историк  и  географ   Л.Н.  Гумилев  объяснял  перемещение  народов  так:  в  первые  века  новой  эры  усиливается  активность  племён,  кочевавших  по  просторам  Евразии.  Эта  активность  объяснялась  климатическими  процессами.  В  зависимости  от  направления  движения  воздушных  потоков  степь  или  усыхала,  или  увлажнялась.   На  первые  века  новой  эры  пришёлся  период  усыхания  степи,   которое  привело  в  упадок  хозяйство  кочевников.

    Кочевники,   овладев   техникой   конного   боя   отправлялись  в  поисках  добычи  на  территорию  соседних  народов.  Одним  из  самых  воинственных  кочевых  племён  были  гунны.

  - Какой  народ  и  как  пытался   противостоять   гуннам? (Китайцы,  построив  Великую   китайскую  стену).

- Что  же  это за  народ,   мы  узнаем  из  текста  учебника.

2.   Самостоятельная  работа  учащихся  с  учебником (с. 52:  3 абзац – до  конца  пункта).

Закончить  предложения (письменно   в  тетради):

Гунны  представляли  собой………………….

Основой   общественного  строя  гуннов…………………………………

Хозяйственная  жизнь  гуннов  основывалась…………………………….

Война   для  гуннов – это ……………………………………………………

3. Рассказ  учителя.

В  конце  I -  середине II  в.  гунны  проникли  в  Среднюю  Азию,  Приуралье, Восточную  Азию,  на  Северный  Кавказ.

-Как  вы  думаете,  какова  судьба  народов,  которые  встречались  гуннам  на  пути?

Непрерывные  успешные  войны  привели  гуннов  к  Волге,  на  берегах  которой  они  задержались  почти  на  два  века.

- Как  вы  думаете  почему?

После  того,  как  гунны  всё-таки  разгромили  и присоединили  племена  Северного  Прикаспия,  они  переправились  через  Волгу  и  двинулись  на  Северный  Кавказ.

3. Работа   с  картой (с.53 учебника)

1. Проследить  гуннов  по  территории   Северного   Кавказа?

2. С  каким  народом  пришлось  столкнуться  гуннам  на  территории   Северного   Кавказа?

4. Работа  с  документом.

Слухи  о  неумолимой  жестокости  и  непобедимости  гуннов  опережал  бег  их  коней.  Сведения  об  этом  мы  черпаем  из  исторических  источников.  Чтение  текста  Аммиана   Марцеллина  о  гуннах.

Вопросы  к  тексту:

 - Как,  по свидетельствам   современников,   выглядели  гунны?

- Почему   на  поле  боя  гунны  не  знали  поражения?

???  Как  вы  думаете  чем  закончилось  столкновение  гуннов  и  народов  Северного  Кавказа?

Учитель  обобщает,  дополняет  ответы  детей:

Для   Боспорского  царства  вторжение  гуннов  оказалось  губительным,  большая  часть  его  городов  так  и  не  возродилась  после  погрома.  Боспорское   царство  перестало  существовать.

IV. Итог  урока:

Составление   рассказа  о  гуннах  по  плану:  ( план   на  доске)

а)  территория первоначального  проживания   племён;

б) особенности  общественного  строя  и  хозяйственной   жизни;

в) направления   завоевательных  походов;

г) причины,  способствовавшие  военным  победам.

Домашнее   задание: § 9,  составить   словарь  урока.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».

План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Военные походы гуннов.

Данная работа посвящена гуннам и их нашествию на Кубань в 4 - 5 веках нашей эры....

Урок математики в 6 классе "Вычитание отрицательных чисел. Урок-поход".

Сознательно, прочно усвоить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, что обеспечит базу для успешной работына уроках математики, физики и других предметов....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...