Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Назаренко Ольга Николаевна

урок  изучения  нового  материала. форма  проведения -этнографическая  экспедиция. урок  проводится  на  казачьем  подворье  школы,  используется  база  кабинета  кубановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialnaya_kultura_8.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   кубановедения   8   классе

Тема:  Материальная   культура.

Цели:

-выявить  особенности    традиционного  уклада  жизни  кубанских   казаков;

- выделить   компоненты  казачьего   быта,  сохранившиеся  до  нашего  времени;

-рассмотреть   влияние  казачьих   традиций   на  современное   жилищное  строительство;

- продолжить  формирование  навыка  выделять  главное  в  тексте,  делать  схематические  записи.

Оборудование:   Кубановедение,  8  класс – учебное  пособие  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  Трёхбратова,  Краснодар  2011;   мультимедийное  оборудование.

Форма  проведения:  этнографическая  экспедиция (учащимся  заранее  даётся  задание подобрать  справочный  материал  к  уроку)

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный  момент.

Урок  начинается   в  школьном  дворе   на  казачьем  подворье,  продолжается   в  кабинете  кубановедения.  

Сегодня  на  уроке  мы  с вами  отправляемся   в  этнографическую  экспедицию.  

Справка: Этнография — часть исторической науки, изучающая народы, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Учёные – этнографы  фиксируют  полученные  сведения  с  целью  дальнейшей  систематизации,   поэтому  мы  с  вами  все  полученные  сведения  будем  отображать  в  этнографическом  дневнике.

  1. Изучение  нового  материала.
  1. Предметом  нашей  экспедиции  будет  материальная  культура кубанского  казачества..  

???  К  концу  урока  мы  с  вами  должны  выяснить,  что   называют  материальной   культурой.

2.Вступительное  слово  учителя.

30  июня  1792  года  императрица    Екатерина   II, подписала  жалованную  грамоту    черноморцам    на  владение  кубанскими  землями.  Первая   партия     казаков – переселенцев  25  августа   1792  года  прибыла  в  Тамань.  В  течение   октября  прибывали   на  Кубань и  другие переселенцы  из  Украины.   Им  предстояло    жить  в  новом  месте,  осваивать   новые  земли.    И  здесь  они  столкнулись  с  проблемой:  из  чего   строить  хаты?   Ведь  леса-то  здесь  нет!   Способ  строительства  жилья  подсмотрели  казаки  у  адыгов.

Практическая работа.  Учащиеся  рассматривают  на  подворье  макет  хозяйственной  постройки,  сделанной  из  прутьев. Знакомятся    с технологией  ограждения  подворья,  строительства  жилища  из  турлука

    Позже  стали  строить  саманные  хаты.  При  выяснении  технологии  строительства  саманного  жилища  можно  опереться  на  жизненный  опыт  учащихся.

??? Что  общего  у  саманной  и  турлучной  хаты?  После  просыхания  глины  и  саманную  и  турлучную  хаты  белили,  крыли  соломой (или  камышом).

3.Учащиеся  возвращаются  в  класс,  в  тетрадях  схематически  оформляют  новые  знания.

    Красивой   и  нарядной  была  казачья  хата  снаружи.

  1. Ну  а  теперь  давайте  познакомимся,   как  казачки  украшали  хаты  изнутри.

-    Традиционным  элементом  убранства  кубанского  жилища  были  рушники.  Ими  украшали  иконы  в  «святом   углу», зеркала в  деревянных  резных рамах,  семейные  фотографии.  (Учащиеся   рассматривают   рушник,  обращают  внимание  на  орнамент).

Справка  учащегося:

                       Рушни́к — расшитое декоративное полотенце   из домотканого холста.    Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узорывышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Впоследствии  вышивка  утратила  своё  смысловое  значение  и   стала  носить  только  эстетический  характер.

Вывод  о  видах  декоративно-прикладного  искусства,  которым  занимались  женщины:  вышивка,  плетение  кружев,  ткачество.

-  В  казачьих  семьях  линейных  и   закубанских   предгорных   станиц,  богатых  лесом,  был развит  промысел,  связанный  с  изготовлением  утвари  из  дерева.   (Рассматривается  утварь, определяется  её  предназначение.)

- Мы  уже  говорили  об  использовании  глины  для  строительства  жилья.  Однако,   из курса  истории знаем,  что  глина  издавна  использовалась  для  изготовления  посуды,  которая  широко  использовалась в  хозяйстве. (Рассматривание  образцов  глиняной  посуды). Мастерами  гончарами  славилась  станица  Пашковская.  

-Кузнечное  ремесло,  как  и  гончарное,  является  одним  из  старейших.  Кубанские  кузнецы создавали  изумительные  орнаменты  с из  металлических  кружев.  Это   ремесло  называется  ковань.   (Демонстрация    фотографий  ковани  на  старинных  городских  зданиях)

- Отразить  название  видов  декоративно-прикладного  искусства  в  этнографическом  дневнике (учащиеся  делают  записи).

5. Военный  быт  влиял  на  внешний  вид  казака,  его  одежду.  В  течение  XIX  века   постепенно  сложились  традиционные  мужской  и   женский  костюмы  кубанских  казаков.

Мультимедийная  презентация  учащихся   «Традиционная  мужская  и  женская  одежда  кубанских  казаков»

Запись  в  этнографический  дневник:

- Казачий  форменный  костюм:

-Традиционный  костюм  казачки:

6. В  одной  украинской  песне,  которую  любят  на  Кубани  есть  такие    слова: Ой, мій милий варенички хоче.  Какие  ещё  блюда  кубанской  кухни  вы  знаете?  Что  вы  знаете  об их  происхождении.

Основой  питания  казачьей  семьи  был хлеб.  У  казаков  даже была  пословица: «Хлеб  да  вода  - казачья  еда»

Сообщение  учащегося:

      Выпечкой  хлеба  занимались  женщины.  Не  считая  времени на  предварительное  приготовление  дрожжей  из  хмеля,  на  это уходило  почти два  дня  и  ночь.  Всю  работу,  связанную  с  приготовлением  хлеба  выполняла  старшая  женщина – свекровь (мать,  старшая  невестка).

       Существовал  ряд  предписаний  и  запретов,  которых  старались  придерживаться:  нельзя  печь  хлеб  в  пятницу (день  страстей  Господних), если  знали,  что  в  селе  есть  покойник,  при  приготовлении  теста,  хлеба  детям  запрещалось  бегать,  шуметь,  закрывали  двери,  окна. Во  время  еды  хлеб  положено  было  каждому  съедать  до  конца.

      Хлеб  присутствовал  и  в  различных  казачьих  обрядах.   Вот  лишь  некоторые  из  них. С хлебом  шли  сваты.  Его  разрезание  в  присутствии  сватов  означало  согласие  на  брак.  Свадебные  хлебы,  каравай,  шишки  пекли  замужние,  неразведённые  женщины.  Около    умершего  стояли  хлеб-соль,  пшеница  со  свечой  в  стаканчике,  мёд,  вода.   Поминали  пирожками,  лепёшками. Хлеб (зерно)  применялся  в  гаданиях..

   Таким  образом,  хлеб   рассматривался  как  основа,  олицетворение    жизни.

     Вывод: Наша  этнографическая экспедиция  подошла  к  концу.  Исходя  из  рассмотренного  на  уроке  материала,    мы  должны ответить  на  вопрос:  Что    такое  материальная  культура  казаков?

 

     Давайте    определим  под  воздействием   каких  факторов   складывались  традиции  и  обычаи   кубанских  казаков.

  1. Итог  урока.

Подведём  итоги  нашей  экспедиции.

- Что  было  самым  ИНТЕРЕСНЫМ   на  уроке?

- Что  было  самым   ТРУДНЫМ   на  уроке?

- Что  было  самым   ГЛАВНЫМ   на  уроке?

Домашнее  задание: § 11,  вопросы  3,  5   проиллюстрировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...