Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
урок изучения нового материала. форма проведения -этнографическая экспедиция. урок проводится на казачьем подворье школы, используется база кабинета кубановедения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_kultura_8.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения 8 классе
Тема: Материальная культура.
Цели:
-выявить особенности традиционного уклада жизни кубанских казаков;
- выделить компоненты казачьего быта, сохранившиеся до нашего времени;
-рассмотреть влияние казачьих традиций на современное жилищное строительство;
- продолжить формирование навыка выделять главное в тексте, делать схематические записи.
Оборудование: Кубановедение, 8 класс – учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Трёхбратова, Краснодар 2011; мультимедийное оборудование.
Форма проведения: этнографическая экспедиция (учащимся заранее даётся задание подобрать справочный материал к уроку)
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Урок начинается в школьном дворе на казачьем подворье, продолжается в кабинете кубановедения.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в этнографическую экспедицию.
Справка: Этнография — часть исторической науки, изучающая народы, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Учёные – этнографы фиксируют полученные сведения с целью дальнейшей систематизации, поэтому мы с вами все полученные сведения будем отображать в этнографическом дневнике.
- Изучение нового материала.
- Предметом нашей экспедиции будет материальная культура кубанского казачества..
??? К концу урока мы с вами должны выяснить, что называют материальной культурой.
2.Вступительное слово учителя.
30 июня 1792 года императрица Екатерина II, подписала жалованную грамоту черноморцам на владение кубанскими землями. Первая партия казаков – переселенцев 25 августа 1792 года прибыла в Тамань. В течение октября прибывали на Кубань и другие переселенцы из Украины. Им предстояло жить в новом месте, осваивать новые земли. И здесь они столкнулись с проблемой: из чего строить хаты? Ведь леса-то здесь нет! Способ строительства жилья подсмотрели казаки у адыгов.
Практическая работа. Учащиеся рассматривают на подворье макет хозяйственной постройки, сделанной из прутьев. Знакомятся с технологией ограждения подворья, строительства жилища из турлука
Позже стали строить саманные хаты. При выяснении технологии строительства саманного жилища можно опереться на жизненный опыт учащихся.
??? Что общего у саманной и турлучной хаты? После просыхания глины и саманную и турлучную хаты белили, крыли соломой (или камышом).
3.Учащиеся возвращаются в класс, в тетрадях схематически оформляют новые знания.
Красивой и нарядной была казачья хата снаружи.
- Ну а теперь давайте познакомимся, как казачки украшали хаты изнутри.
- Традиционным элементом убранства кубанского жилища были рушники. Ими украшали иконы в «святом углу», зеркала в деревянных резных рамах, семейные фотографии. (Учащиеся рассматривают рушник, обращают внимание на орнамент).
Справка учащегося:
Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Впоследствии вышивка утратила своё смысловое значение и стала носить только эстетический характер.
Вывод о видах декоративно-прикладного искусства, которым занимались женщины: вышивка, плетение кружев, ткачество.
- В казачьих семьях линейных и закубанских предгорных станиц, богатых лесом, был развит промысел, связанный с изготовлением утвари из дерева. (Рассматривается утварь, определяется её предназначение.)
- Мы уже говорили об использовании глины для строительства жилья. Однако, из курса истории знаем, что глина издавна использовалась для изготовления посуды, которая широко использовалась в хозяйстве. (Рассматривание образцов глиняной посуды). Мастерами гончарами славилась станица Пашковская.
-Кузнечное ремесло, как и гончарное, является одним из старейших. Кубанские кузнецы создавали изумительные орнаменты с из металлических кружев. Это ремесло называется ковань. (Демонстрация фотографий ковани на старинных городских зданиях)
- Отразить название видов декоративно-прикладного искусства в этнографическом дневнике (учащиеся делают записи).
5. Военный быт влиял на внешний вид казака, его одежду. В течение XIX века постепенно сложились традиционные мужской и женский костюмы кубанских казаков.
Мультимедийная презентация учащихся «Традиционная мужская и женская одежда кубанских казаков»
Запись в этнографический дневник:
- Казачий форменный костюм:
-Традиционный костюм казачки:
6. В одной украинской песне, которую любят на Кубани есть такие слова: Ой, мій милий варенички хоче. Какие ещё блюда кубанской кухни вы знаете? Что вы знаете об их происхождении.
Основой питания казачьей семьи был хлеб. У казаков даже была пословица: «Хлеб да вода - казачья еда»
Сообщение учащегося:
Выпечкой хлеба занимались женщины. Не считая времени на предварительное приготовление дрожжей из хмеля, на это уходило почти два дня и ночь. Всю работу, связанную с приготовлением хлеба выполняла старшая женщина – свекровь (мать, старшая невестка).
Существовал ряд предписаний и запретов, которых старались придерживаться: нельзя печь хлеб в пятницу (день страстей Господних), если знали, что в селе есть покойник, при приготовлении теста, хлеба детям запрещалось бегать, шуметь, закрывали двери, окна. Во время еды хлеб положено было каждому съедать до конца.
Хлеб присутствовал и в различных казачьих обрядах. Вот лишь некоторые из них. С хлебом шли сваты. Его разрезание в присутствии сватов означало согласие на брак. Свадебные хлебы, каравай, шишки пекли замужние, неразведённые женщины. Около умершего стояли хлеб-соль, пшеница со свечой в стаканчике, мёд, вода. Поминали пирожками, лепёшками. Хлеб (зерно) применялся в гаданиях..
Таким образом, хлеб рассматривался как основа, олицетворение жизни.
Вывод: Наша этнографическая экспедиция подошла к концу. Исходя из рассмотренного на уроке материала, мы должны ответить на вопрос: Что такое материальная культура казаков?
Давайте определим под воздействием каких факторов складывались традиции и обычаи кубанских казаков.
- Итог урока.
Подведём итоги нашей экспедиции.
- Что было самым ИНТЕРЕСНЫМ на уроке?
- Что было самым ТРУДНЫМ на уроке?
- Что было самым ГЛАВНЫМ на уроке?
Домашнее задание: § 11, вопросы 3, 5 проиллюстрировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...