Методическая разработка "Игра "Чудесный город"
методическая разработка по краеведению по теме

Захарова Наталья Геннадьевна

Методическая разработка игры для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чудесный город" по программе Л.К.Ермолаевой. Игра может использоваться на уроках, во внеклассных мероприятиях. Принцип игры очень прост, нравится детям. На его основе можно разработать множество игр по другим темам и в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра для начальной школы115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ГОРОД»

Цель игры – способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к наследию Петербурга

Задачи игры:

  1. обучающая – обобщить знания, полученные учащимися по курсу «Чудесный город»;
  2. развивающая – способствовать формированию познавательных умений учащихся – применение знаний, совершенствование монологической речи, самостоятельности, коммуникативной культуры;
  3. воспитательная – способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, формированию собственных суждений.

Описание игры

  1. Игра – командная, могут участвовать 2 или 3 команды (3 команды – по колонкам в классе – удобная форма для проведения обобщения и повторения после изучения темы).

2. Игра организована по принципу популярной телевизионной программы «Своя игра».

3. Учащимся предлагается какое-то количество игровых полей (см. Приложение 2).

4. Игровое поле удобно сделать из плотного альбомного листа бумаги. Сделать 6 прорезей для карточек: одна - иллюстрация памятника (название темы) и пять – баллы. Их легко вынимать и вести подсчет результатов.  Такое игровое поле можно использовать многократно.

5. Одно игровое поле – одна тема. Вопросов или заданий по этой теме – 5.

6. Темы игровых полей могут быть самые разнообразные (см. Приложение 1):

реки, острова, мосты, музеи, памятники истории и культуры.

7. Каждый вопрос имеет свою стоимость – 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

8. Вопросы должны быть разного уровня сложности. К составлению заданий-вопросов можно привлечь старшеклассников.

9. Команды по очереди (очередность устанавливает жребий) выбирают игровое      поле и стоимость вопроса. Получить дополнительные баллы может следующая по кругу команда, если отвечающие затрудняются с ответом.

10. Игра может быть ограничена по времени, в ней может быть несколько этапов, стоимость и сложность вопросов от этапа к этапу может меняться, могут вводиться шутливые  вопросы или забавные ситуации.

11. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

12. Вводить или нет штрафные очки за неправильные ответы,  решает учитель, чтобы не было обид, этот вопрос нужно согласовать с детьми.

После окончания игры – подведение итогов и награждение победителей.

Приложение 1

Тема

Балл

Вопрос

Ответ

1

Реки

10

Русские летописцы называли эту реку устьем озера (его современное название – Ладога). Она несет столько же воды, сколько Днепр и Дон вместе взятые.

Нева

20

У этой речки в 1837 году, близ Комендантской дачи, произошла дуэль Пушкина с Дантесом

Черная

30

Эта река отделяет Аптекарский остров от Петроградского; раньше  она назвалась по-фински «Коорпийоки».

Карповка

40

Название свое эта река получила благодаря Александро-Невской Лавре, большую часть которой она омывает.

Монастырка

50

Эта река названа по фамилии «ученых мастеров», братьев Ивана и Николая. Они одними из первых получили в 19 веке в этих местах земельный участок, построили на нем химико-аптекарский завод и разбили сад.

Ждановка

2

Острова

10

Существует легенда, что еще до основания города Петр I любил охотиться на этом острове. Собака Петра I  Лизетта гоняла в густых кустарниках зверей, в изобилии здесь водившихся. И не случайно, ведь финское название этого острова «Яниссаари». А как называем этот остров мы?

Заячий

20

На этом острове 29 улиц носят одинаковое имя, но различить их просто.

Васильевский

30

На этом острове есть музей, а в музее экспонат, который привлекает внимание посетителей 1 раз в году – ночью.

Аптекарский

Кактус «Царица ночи»

40

Название этого острова по-фински «Кивисаари». Но если мы этот «киви» попробуем укусить, то сломаем зубы.

 

Каменный

50

Этот остров находится в устье Б.Невы. Он создан искусственным путем на месте одноименной отмели. На острове находится Центральная станция аэрации. Работники станции имеют дело с «грязью». Их утешает результат работы и название острова.

Белый

3

Музеи

10

Ну, где еще, скажи, такое

Ты вдруг услышишь на бегу:

«Сегодня кости перемою

слонам и синему киту».

Зоологический

20

На сей Васильевский на остров

Свезти со всей округи монстров.

Хранить в реторте на спирту,

Держать реторту заперту.

Кунсткамера

30

Комнат и залов идем анфиладой,

Не отвести изумленного взгляда:

Живопись, графика разных времен.

Шедевры-скульптуры, собранье икон…

Все авторы – слава великой страны,

Которой с тобой мы гордиться должны!

Русский

музей

40

В этом музее-храме снаружи и внутри живет  древнее искусство. Оно родилось в Др. Греции, расцвета достигло в Византии, оттуда пришло на Русь, но было забыто. В 18 веке его возродил знаменитый ученый. Всего 2000 опытов, и вот уже 4 000 оттенков разных цветов сверкают и переливаются на солнце и при свете свечей.

«Спас-на крови»

50

В этом музее хранится самая большая коллекция оловянных солдатиков.

Музей А.В.Суворова

4

Дворцовая площадь

10

Какое событие описывает очевидец? «Площадь замерла. Глубокая тишина прерывалась глухим звуком кабестанов. Гранитный колосс  медленно и величаво поднимался. В течение ста минут, пока двигалась установка монолита, все с ужасом опасались катастрофы…»

Установка Александровской колонны

20

Почему одна петербургская барыня приказывала своему кучеру ехать в объезд Дворцовой пл.?

Колонна держится на постаменте только силой собственного веса

30

Это «чудо» весит 19 тонн, однако кажется изящной и легкой. Чтобы установить это «чудо» в зале понадобилось привлечь 770 рабочих и пришлось разобрать часть стены. Что это? Где это?

Колыванская ваза

Эрмитаж

40

Однажды один русский царь (его имя вы назовете), глядя из окна своей спальни (где?) на строящееся здание (какое?), вдруг велел призвать архитектора этого здания (кого?) и сказал ему: «Хочу, чтобы римская колесница везла Славу ко мне во дворец!»

Николай I

Зимний дворец

Карл Росси

Колесница на здании Главного штаба

50

На этом месте в петровское время стоял дом главного токаря, любимца Петра I, механика Андрея Константиновича Нартова

На месте Штаба Гвардейского корпуса

5

Петропавловская крепость

10

Какое имя получила крепость при рождении?

Санкт-Питербурх

20

Если хочешь «ворочать миллионами», куда надо устроиться на работу?

Монетный

Двор

30

Где в крепости в аллегорической форме рассказывается библейская  история о Симоне-волхве?

Барельеф на Петровских воротах

40

Трудно поверить, что воздушные арки и стройные колонны, замысловатый орнамент и крылатые херувимы – все это было когда-то обычным деревянным брусом.

Иконостас Петропавловского собора

50

Среди них герои Отечественной войны 1812 года – генералы Иван Никитич Скобелев и Иван Александрович Набоков…

Коменданты крепости (похоронены на Комендантском кладбище)

6

Памятники скульптуры

10

Работая над созданием постамента для этого памятника, скульптор собрал в своем доме настоящий зверинец.

Памятник И.А.Крылову

(ск. П.К.Клодт)

20

Единственная в мире конная статуя – 2 точки опоры.

Памятник Николаю I

(ск. П.К.Клодт)

30

Легенда рассказывает: «Окончилась блокада, памятник освободили от мешков с песком, которыми его бережно укрыли в начале войны. На следующее утро на груди героя памятника кто-то мелом нарисовал медаль «За оборону Ленинграда».

«Медный всадник»

40

«История века в десяти биографиях» – так иногда говорят историки об этом памятнике.

Памятник

Екатерине II

50

Где в камне увековечены знаменитые строчки А.С.Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье…»?

Университетская наб.

7

Адмирал-тейство

10

Найди лишнего: Гороховая ул. – Невский пр. – Московский пр. – Вознесенский пр.

Московский пр.

20

Теперь они в обтесанный гранит

Впились могучими клешнями краба,

И кованая цепь их не гремит

У статуй и колонн Морского штаба

                                            Вс. Рождественский

Якоря

30

Три слона, три кита… (продолжите)

«Морские нимфы с земной сферой»

40

Когда и с какой целью адмиралтейскую иглу «покорили» альпинисты?

Война, маскировка шпиля

50

«Черный ящик»

Это изображение служило клеймом Адмиралтейства, им помечали корабельные сосны по берегам северных рек; такие вековые сосны можно отыскать и сейчас.

кораблик

8

Зимний дворец

10

Найди ошибку

На изображении отсутствуют статуи на крыше

20

Вижу зеленое спящее море,

Волны застыли в зеленом узоре.

Что ни волна, то иная волна

И зелена под волной глубина.


В каком зале побывал поэт О. Тарутин?

Малахитовый зал

30

Названье свое оправдал он вполне,

Здесь каждый с искусством наедине…

Как переводится на русский язык название музея?

Эрмитаж – «уголок уединения»

40

Среди шедевров Эрмитажа

Не ошибусь, коль назову,

Наверно, лучшие пейзажи –

Большие окна на …


Что можно увидеть из окон музея?

Нева

Дворцовая пл.

Адмиралтейство

Миллионная ул.

Зимняя канавка

50

Любите ли вы сказки? Помните, какая удивительная история произошла с одним литературным героем. В поисках черевичек, которые носила сама царица, он попал в Зимний дворец и увидел там много чудес: «Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! …боже ты мой, что за перила! Какая работа!…» Вы уже догадались, что так восхитило героя?  Назовите его имя, название произведения и его автора.

Главная лестница

Кузнец Вакула

Н.В.Гоголь

«Ночь перед рождеством»

9

Исаакиевский собор

10

Колонна, арка, портик, фронтон

Что лишнее?

Арка

20

Сколько раз в соборе можно «встретить» его создателя арх. Монферрана?

3

30

«А.Невский одерживает победу над шведами», «А.Невский принимает монашеский чин», «Перенесение мощей А.Невского из Владимира в СПб». Где можно увидеть эти рельефные сюжеты?

На дверях собора

40

Согласились бы вы работать швейцаром в соборе?

Нет, вес створки дверей  – 9,7 тонны, хотя движутся они на колесиках, открывать их все равно тяжело.

50

«Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает»

Кому помешал Исаакий?

Памятник Николаю I

10

Петропав-ловская крепость

10

Назовите атрибуты святых апостолов Петра и Павла

Ключи

меч

20

Зотов, Головкин, Меншиков, Трубецкой, Нарышкин… Их именами названы…?

Бастионы крепости

30

Главный начальник в крепости – комендант. О комендантах крепости хранят память…

Комендантский дом

Комендантская пристань

кладбище

40

«Черный ящик»

Этот материал использовали в 18 веке для того, чтобы придать крепости вид нарядный, торжественный, соответствующий красоте Невы и окружающей местности

Что в черном ящике?

Гранит

50

В арке Невских ворот разместился своеобразный музей. Как бы вы его назвали?

Музей наводнений

11

Петропавловский собор

10

Колонна, пилястра, волюта, арка, шпиль

Что лишнее?

Арка

20

Сколько портиков у ППС?

2

30

Из какого материала выполнен иконостас  собора?

Липа

40

Знал ли Петр I, что после смерти он будет похоронен в соборе?

Сам выбрал место

50

Кто такой Петр Телушкин, и почему его имя всегда упоминается при рассказе о шпиле собора?

Сумел выпрямить шпиль после удара молнии

12

Петровские ворота

10

«Черный ящик»

атрибуты святого апостола Петра

Ключи

20

Этот предмет, расположенный над аркой ворот, подчеркивает значимость крепости в жизни государства.

Герб России

30

Трезини, Оснер, Петр, Афина, Минерва, Екатерина… Кто лишний?

Екатерина

40

«Черный ящик»

символ мудрости в руке одной из богинь

Змея

50

Ворота прославляют победу русского оружия в ……………………. войне

Северной

13

Александровская колонна

10

Гранит суровый, величавый,

Обломок довременных скал.

Как знак побед, как символ славы

Ты перед царским домом встал!


В честь каких побед установлен памятник?

Отечественная война 1812 года

20

Из какого материала выполнены барельефы на постаменте памятника?

Бронза

30

Верно ли утверждение: «Александровская колонна имеет форму цилиндра и удерживается на постаменте силой собственного веса»

Да

40

Восстановите надпись на постаменте памятника

Александру I – благодарная Россия

50

Где оставил свой автограф архитектор Монферран?

На плите под статуей ангела

14

«Медный всадник»

10

Кто назвал этот памятник «Медным всадником»?

А.С.Пушкин

20

Как называется постамент памятника?

«Гром-камень»

30

Ск. Э.М.Фальконе получил за создание памятника 2 медали: золотую и серебряную. Золотую медаль он оставил себе. Кому и за что скульптор вручил серебряную медаль?

Своей ученице Мари-Анн Колло за создание головы статуи

40

На какой дворец на противоположном берегу Невы указывает рукой Петр?

Меншиковский дворец

50

После открытия памятника в СПб стали модными трости, в ручку которых вставляли кусочки некого материала. Какого?

Кусочки гранита, оставшиеся после обработки постамента

Приложение 2

ИГРОВОЕ    ПОЛЕ

Иллюстрация

  памятника

50



40


30


20


10



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»

Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...

Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"

Содержит не только сценарий  и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...

Учебно-методические материалы музейного урока "Бунинский Елец – образ города на страницах рассказа И.А. Бунина «Над городом», «Подснежник»"

Учебно-методические материалы для проблемно-диалогического музейного урока для 6 класса "Бунинский Елец – образ города на страницах рассказа И.А. Бунина «Над городом», «Подснежник»"....

Методическая разработка "Город, в котором я живу"

Край родной, ты с малых лет всегда со мной,Милый край, лесной, сиреневый, грибной,Для меня поют здесь песни соловьи,И для меня журчат весенние ручьи!Мой край родной, горжусь тобой,Живу тобой, дышу тоб...

Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»

Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...

Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области

Справка о выступлениях на заседаниях заместителей директоров по УВР,  участии в качестве члена жюри на конференции "Школа-Наука-Вуз"...

Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области

Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области...