Краеведение как средство патриотического воспитания.
статья по краеведению по теме

Ерохина Валентина Викторовна

 Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Данная публикация  содержит опыт работы учителя истории, руководителя школьного краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как средство патриотического воспитания.

(из опыта работы учителя Клемовской средней школы Ерохиной В.В.)

    Важнейшей составной чертой воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям.

     Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Примеров позитивного влияния краеведения на воспитание учащихся можно привести много. Умелое, целенаправленное применение различных аспектов краеведческой работы в процессе патриотического воспитания учащихся приносит неоценимую пользу. Непосредственно соприкасаясь с прошлым своей малой родины, с её историей, традициями и обычаями земляков, ученики реально осознают свою связь с краем, с жизнью и делами людей, живших и живущих в нём, перед ними овеществляется история, они начинают понимать свою ответственность за судьбу края, за его будущее.  Это - прямой путь к воспитанию истинного, а не казенно-показушного патриотизма, не того «патриотизма», который «исчерпывается широким или узким набором мероприятий к очередному юбилею» (Горбунов Ю. Родиноведение - основа становления гражданина//Народное образование.-1988.-№9.-с.62), а патриотизма и гражданственности как чувства глубокой, личной, постоянной ответственности за судьбу своего Отечества.

    Более двадцати лет я являюсь руководителем школьного краеведческого музея и историко-краеведческого кружка.

 Основные направления деятельности музея:

  1. пополнение фондов, организация переписки и личных контактов с различными организациями и музеями (в первую очередь с Домом-музеем   В. И. Чуйкова в Серебряных Прудах и краеведческим музеем города Зарайска, пять лет мы поддерживаем связь с музеем педагогического лицея города  Волгограда.);
  2. изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;
  3. создание и обновление экспозиций, передвижных выставок;
  4. проведение экскурсий;
  5. оказание содействия преподавателям школы в использовании музейных материалов в учебном процессе (по возможности мы представляем материал всем,  кто к нам обращается);
  6. организация встреч с ветеранами войны и труда, деятелями культуры;
  7. организация походов, поездок по родному краю (цель-сбор нового материала,  познание малой Родины).

   Одна из трудных педагогических  проблем - поддерживать и  сохранять постоянный интерес  учащихся к музею и его деятельности. Главное  чтобы они видели значимость своей работы, чтобы музей был источником новых знаний.

   Музей объединяет ребят неравнодушных к истории родного края.

  О краеведах нашей школы хорошо знают не только в районе, но и области.

Они  победители районных краеведческих конференций, брейн – рингов, областного смотра конкурса музеев «История одного экспоната» в номинации «Древняя история» в 2004году, региональной викторины «Подмосковная мозаика»,посвященной юбилею Московской области, областного историко-краеведческого конкурса, посвященного 50-летию Победы в Великой Отечественной войне .

     Крепнут связи между Волгоградским педагогическим лицеем и учащимися нашей школы: дважды ребята  были в гостях в городе-герое. Само пребывание на этой священной земле оставило в душе ребят неизгладимый след. Долгие годы краеведов связывала дружба с белорусской партизанкой Надеждой Александровной  Богдановой. Делегация нашей школы дважды встречалась с ней, в музее хранятся  ее письма, ее имя носила наша пионерская дружина. В память о Н.А. Богдановой организация юных патриотов России, созданная  в нашей школе   была названа ребятами «Богдановец».

     Помогают поддерживать  интерес к краеведению уроки краеведения в 5 классе. Вот уже 10 лет они ведутся в нашей школе. Здесь ребята не только подробно знакомятся с историей края, местными  достопримечательностями, знаменитыми земляками, но и учатся, как брать интервью, пишут мемуары. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя  родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Музейная педагогика позволяет увиденное сделать личным достоянием души. Многие пятиклассники становятся затем активными кружковцами, участвуют в проведении вечеров, конференций.

На базе нашего музея прошла  первая районная краеведческая конференция школьников.

    Одной из форм работы краеведов стали школьные исторические конференции старшеклассников. Например, конференция  «Полководцы Великой Отечественной», была  посвящена выдающимся землякам, чья жизнь и деятельность связана с Подмосковьем: Г.К.Жукову, В.И.Чуйкову, К.А.Мерецкову и С.Г. Горшкову; Создаются творческие группы, вместе с учащимися составляется сценарий, подбирается материал. Каждая из групп

стремится преподнести свой материал наиболее ярко. Самыми активными участниками являются кружковцы. Приятно осознавать, что растут  дети неравнодушные к истории своей страны.

   Участие в интеллектуально-творческих заочных викторинах повышает интерес школьников к  истории и культуре своей страны, способствует сохранению исторической памяти. Историческая память-это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, родословии, культуре,

 вере (религии).

   В курсе «Краеведение» в 5-ом классе мы затрагивали вопросы православного краеведения при изучении тем «Храмы Серебряно-Прудского района», «Местночтимые святые», «Традиции и обряды родной земли», «Монастыри Подмосковья». Традиция отмечать Рождество возникла в нашей школе в 2000 г.  Мы долго готовились к представлениям: рисовали декорации, шили костюмы, репетировали. А перед выступлением объясняли ребятам смысл праздника Рождества Христова, призывали помогать тем, кто нуждается в заботе, быть отзывчивыми к чужой беде, просто делать добрые дела. Кружковцы стали инициаторами и активными участниками акции «Дорогами добра».

        Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Одной из форм работы краеведов стали « Уроки  Добра»: например, «Нам жизнь дана на добрые дела»,«Колокольчики добра», «Спешите делать добрые дела».

  Добрым делом восьмиклассников стала традиция отмечать День славянской письменности и культуры.

   Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Стержнем духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстию, сочувствию.      Курс «Духовное краеведение Подмосковья» изучают восьмиклассники. Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры - русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества). Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. Возрождение православных праздников важно для нас именно тем, что каждый из них несет воспитывающий потенциал. Подготовка к любому православному празднику - это повод еще и еще раз обратиться к национальной культуре, её истокам.

   Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, половая распущеннсть, правонарушения) Всё это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде.

«Ценностями, - по мнению академика Д.С.Лихачева,- являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и  красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощущать в другом свое, доброе». Эти нравственные ценности нашего народа нам надо не только знать, но и заботиться об их сохранении и возрождении. Они составляют нетленный арсенал нации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Статья "Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов"

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. В статье представлена система работы над про...