Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»
календарно-тематическое планирование по краеведению по теме

 Кочеткова Галина Евгеньевна

 

    Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_plan_raboty_kruzhka_literatura.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Т.В. Ананьева/

ФИО

Протокол   №__ от «___»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ-ООШ с. Бородаевка

      ____________/Г.Е.Кочеткова/

«__»____________2011 г.

«Утверждено»

Директор МОУ-ООШ

с. Бородаевка

       __________/Т.Р. Воронцова /

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2011 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

  краеведческого кружка

«Познай свой край»  

МОУ-ООШ с. Бородаевка

на 2011-2012 учебный год

Руководитель учитель истории высшей

квалификационной категории

Кочеткова Г.Е.

2011-2012

Пояснительная  записка

    Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  

     Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Познай свой край».   Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. В неделю для учащихся 5-9 классов, увлекающихся историей родного края и работой по сбору материалов для школьного краеведческого музея, созданного учащимися школы в 2000 году.

   Главным объектом работы  является изучение истории родного края.

   Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с  ее боевыми и  трудовыми традициями, людьми, своим трудовым и ратным подвигом способствующими ее процветанию. В процессе краеведческой работы у  учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

    Новизна. 

    Принципиальным отличием программы   является воспитательная, патриотическая  направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл  традиций  нашего народа в  различных его проявлениях. Является воспитательная, патриотическая  направленность содержания, которая выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл  традиций  нашего народа в  различных его проявлениях

    Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские  навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

    Новизна программы заключается в том, что в неё «встроен»  эпизодический курс истории России, который  позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по предмету.

     Актуальность. 

    Одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма и нравственности, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса школьников посредством среды с применением исследовательской деятельности, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей по истории, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению.

    Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами исследовательской деятельности, а также на осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению.

     Принципы построения программы:

  1. Постепенность.
  2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
  3. Акцентирование на исследовательской деятельности

Цель  — сформировать у учащихся представления о истории и  культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи программы:

 Обучающие

  1. изучать  историю с. Бородаевка, Марксовского района и Саратовской области;
  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. изучать  быт, культуру, обычаи и традиции нашего края.

Развивающие: 

  1. гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления,.
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к истории родного края.
  2. Расширение коммуникативных способностей детей.
  3. Формирование культуры и  совершенствование навыков исследовательской деятельности.

    Отличительные особенности данной программы.

    Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки  и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.

Данную программу  следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.

    Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  1. сочетание разных форм занятий
  2. содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  3. совместный характер деятельности, полнота «проживания—переживания»;
  4. используется активизирующая обучающихся  форма соревнования;
  5. осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  6. занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  7. включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в фестивалях и слетах);
  8. инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам обучающихся формировать свои подходы к процессу исследования

    Ожидаемые и прогнозируемые результаты

В результате обучения  по данной программе обучающиеся:

  1.  научатся приемам исследовательской работы;
  2. узнают историю «малой родины»;
  3.  научатся навыкам исследовательской деятельности;
  4. научаться создавать  творческие проекты;
  5.  приобретут навыки написания творческих работ;
  6.  разовьют  память, историческое мышление, творческие способности и фантазию;

  1. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края.

Задачи на 2011 – 2012 учебный год:

     посредством организации работы в школьном музее прививать учащимся глубокий интерес к истории, культуре, этнографии родного края, воспитывать патриотизм на примерах  исторического прошлого родного села.

Календарно- тематическое планирование работы



Содержание работы кружка


Сроки


Дата


1


2


3

4


Организационное занятие. Ознакомление ребят с особенностями и планом работы кружка на  2011-2012 учебный год.

Посещение школьного музея, ознакомление с экспонатами музея.

Обновление раздела «Сердце отдаю детям»


сентябрь

5,6


7, 8

«Население Саратовской области» - сбор материала и оформление проекта «Население саратовской области»

Проект «Семь чудес России»

Проект «Семь чудес села Бородаевка»


октябрь

 9

10, 11


12

Организация экскурсии для классных коллективов в музей.

Изучаем традиции народов Поволжья. Русские. Украинцы. Казахи. Немцы. Корейцы.

Подготовка и проведение праздника «Мама», посвященного дню матери


ноябрь

13

14

15

16

 Организация экскурсии для классных коллективов в музей.

Как в России новый год справлять начали

История новогодней елки.

Рождество


декабрь

17


18, 19


20

«Зимние праздники радости» Игра.

 

Из истории национальных  костюмов народов Поволжья.

 

                                                                                                                                                 История нашей школы.


январь

21

22

23


 24

Организация и проведения вечера встреч выпускников.

 Организация встречи с ветеранами войны в Афганистане.

«Мой папа – солдат России»,  «Выпускники нашей школы – участники боевых действий» - подбор материала и оформление  фотовыставки.


февраль

25


26, 27

28

«Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать».

Подготовка и проведение встречи в музее с многодетными  матерями  с. Бородаевка «Матери России»

«Великие дочери России»


март

29

30, 31

32

Поле чудес «легенды и были саратовского края»

Игра «Час у деда краеведа»

Подготовка и  проведение вечера памяти воинов-земляков «День победы»


апрель

33


34

35

Храмы Саратова и Маркса (дню России посвящается).

Из истории национального костюма. Орнамент в русском национальном костюме (дню России посвящается).

Организация экскурсии для классных коллективов в музей.


май

                                                                       

Список

членов кружка «Краеведение»

Ф.И.

Класс

1

Анисимов Илья

5

2

Володько Оксана

5

3

Калиев Равиль

5

4

Пак Максим

5

5

Полякова Людмила

5

6

Торак Виктория

5

7

Долотова Софья

6

8

Вербицкий Алексей

6

9

Ким Татьяна

6

10

Шень Оксана

6

Литература

Индустриализация и коллективизация в Саратовском Поволжье (конец 1920-х гг. – 1941 г.)

Основная литература:

  1. Данилов В.Н. Саратовский край в годы первых пятилеток (1928-1940) // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  2. Данилов В.Н. Саратов накануне Великой Отечественной войны: состояние экономики и социальной сферы // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  3. Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья// Вопросы истории. 1991. №6.

Культурное развитие Саратовского региона в 1920-е – 1930-е гг.

Основная литература:

  1. Короткова Т.И. «Идти впереди жизни». Саратов, 1987.
  2. Саратовская область за 50 лет. Саратов, 1967.
  3. Саратовская область за 70 лет. Саратов, 1987.
  4. Яшин А.И., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов, 1990.

Немецкая автономия на Волге от возникновения до ликвидации (1918-1941 гг.)

Основная литература:

  1. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 1. 1918-1923. Саратов, 1992.
  2. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 2. 1924-1941. Саратов, 1994.
  3. Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. Саратов, 2002.
  4. Голод 33-го и немцы Поволжья // Волга. 1995. № 5/6.
  5. Ерина Е.М. Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге. Саратов, 1995.
  6. Из истории культуры немцев Поволжья: Сб. ст. Саратов, 1933.
  7. Исаков К. 1941: другие немцы // Новое время. 1990. № 17.
  8. Кичихин А.Н. Советские немцы: откуда, куда и почему? // Военно-исторический журнал. 1990. № 8,9.
  9. Терехин С. Дважды переселённые // Волга. 1989. № 6.

Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Основная литература:

  1. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов. 1976.
  2. Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941-1945) Саратов, 1980.
  3. Всё - для фронта, всё – для победы: (Саратовская область в годы Великой Отечественной войны). Саратов, 1985.
  4. Данилов В.Н. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  5. Корешкова З.Н. Советские женщины на трудовом фронте Великой Отечественной войны. Саратов, 1975.
  6. Левин И.С. Грозные годы. Саратов, 1984.
  7. Саратовская область за 70 лет. Саратов, 1987.
  8. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов, 1972.
  9. Фролов Д.Ф. Трудовые подвиги саратовцев в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Поволжский край. Саратов, 1979. Вып. 9.
  10. Цирков А.В. Промышленность Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Саратов, 1969.

Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту

Основная литература:

  1. Артисевич В.А. Высшая школа Саратова для фронта. Саратов, 1974.
  2. Артисевич В.А. Вузы Саратова – тылу и фронту в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Саратов, 1986.
  3. Баринов Д.Б. Творческая интеллигенция Саратова в период Великой Отечественной войны (1941-1942) // Вопросы отечественной  и всеобщей истории: Сб. статей молодых историков Саратова. Саратов, 1991.
  4. Баринов Д.Б. Саратовский край – фронту в 1941-1945 // Саратовское Поволжье: история и современность. Саратов, 1999.
  5. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1976.
  6. Ванчинов Д.П., Шабанов Н.И. Саратов – прифронтовой город (1941-1945). Саратов, 1985.
  7. Данилов В.Н. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  8. Дятькин А.М., Овчинников Р.В. Родной земли любимый образ. Саратов, 2002.
  9. Палькин В.А. Они ковали победу тылу. Саратов, 2002.

Саратовская область в 1946-1964 гг.

Основная литература:

  1. Баринов Д.Б. Театральная жизнь Саратова послевоенного времени (1946-1953) // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  2. Гижов  В.А. Литературная жизнь Саратова в контексте идеологических кампаний послевоенного времени // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  3. Кузнецова Н.В. Восстановление и развитие экономики Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953). Волгоград, 2003.
  4. Наумов С.Ю. Саратовская область в послевоенный период восстановления народного хозяйства // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  5. Островский В.Б., Вениг Б.Л. По старым саратовским трактатам. Саратов, 1966.
  6. Саратовская область за 50 лет. Саратов, 1967.
  7. Саратовская область за 70 лет. Саратов, 1987.
  8. Семёнов В.Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998.

Саратовская область в 1965-1985 гг.

Основная литература:

  1. Наумов С.Ю. Основные направления и достижения в развитии экономики области в 1966-1985 гг. // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  2. Очерки истории Саратовской организации КПСС. Ч. 3. 1938-1980. Саратов, 1982.
  3. Политика и культура в российской провинции. М. - СПб., 2001.
  4. Семёнов В.Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998.
  5. Щербаков В.А. Экономика мелиоративного производства в Поволжье. Саратов, 1992.
  6. Яшин А.И., Валиев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов, 1990.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Велопутешествие "Познай свой край"

Велопутешествие это мероприятие, которое способствует и формированию здорового образа жизни и познание истории своего края. Это своего рода туристическая экскурсия. В основе лежит исследование краевед...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

ПРОГРАММА дополнительного образования краеведческого кружка «ИСТОКИ»

Содержание программы кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, походы, проектная и исследовательская деятельность...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»

Краеведение  - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....

Рабочая программа элективного курса "Я познаю свой край" 5 класс

Программа элективного курса "Я познаю свой край" разработана для учащихся 5 класса. Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ....

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край". Классы: 6,7

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край" Классы: 6,7...