Заочная экскурсия на Михизееву Поляну
методическая разработка (краеведение, 8 класс) по теме

Бородина Галина Николаевна

Мероприятие посвящено освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков и связано с местом гибели мирных жителей посёлка Михизеева Поляна в Мостовском районе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihizeeva_polyana.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Освобождению Кубани

от немецко-фашистских захватчиков

посвящается


Заочная экскурсия на Михизееву Поляну


Проект подготовлен и проведён

 членами «Клуба юных журналистов»

МБОУ СОШ № 19

станицы Казанская

Краснодарского края

 (руководитель Бородина Г.Н.,

 учитель русского языка

и литературы)

Цель мероприятия:

  1. Помочь «открыть» учащимся ещё одну военную страницу истории;
  2. Воссоздать события массового расстрела жителей Мостовского района 13 ноября 1942 года;
  3. Раскрыть для учащихся понятие «народная память».

Оборудование:

  1. Запись лирических мелодий;
  2. Запись набата;
  3. Эскиз мемориала на плакате;
  4. Карта Краснодарского края с чёрными метками «траурных» мест военной истории.

Использованные материалы:

  1. Публикации муниципальной газеты «Колос» от 15 ноября 2002 г. и 24 июня 2003 г.;
  2. Публикации краевой  газеты «Краевые новости» за 21-28 сентября 2002 г. и 21-27 июня 2003 г.;
  3. В.Лукашенко. Поэма «Исповедь очевидца».

Вступительное слово учителя: Ребята нашего клуба любят путешествовать. Мы уже побывали на экскурсиях во многих живописных уголках нашего края. Но сегодня мы совершим заочную экскурсию в Мостовской район, известный своим военным прошлым…

Звучит запись звуков леса: шум ручья, пение птиц.

1 чтец:  Летом здесь царит красота неописуемая. Представьте: на стыке гор расступаются в сторонку вековые дубы да буки, и открывается глазу просторная поляна-долина – спокойная и величавая под защитой леса, нарядно усыпанная цветами клевера, сурепки, львиного зева… нога запутывается в плетях ежевики. Пьяняще пахнет мёдом. И беззвучие… Будто и не на земле нашей грешной стоишь.

2. Вот таким и застала война посёлок Михизеева Поляна, что был в Мостовском районе. Так же отмеривала годы всем подряд бестолковая кукушка, а сердитый шмель изредка перелетал с цветка на цветок. Только поляна эта не была безлюдной, как сейчас.

Звуки леса – стоп!

3. Здесь кипел своей жизнью целый посёлок, когда таким же солнечным воскресеньем 22 июня налетела война.

Звуки набата

Освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков посвящается…

4. Лесорубы, лесопереработчики – более трёхсот михизеевцев ушли на фронт. На горной поляне остались жить, дожидаться своих жёны, дети да старики. Только злая судьба рассудила по-другому: ушедшие на передовую, пройдя ад кромешный, возвращались живыми. А все, кто остался в посёлке, погибли.

Звучит печальная мелодия.

5. Маленький высокогорный посёлок Михизеева Поляна жил своей жизнью: стояли дома-бараки, была выстроена лесопилка, баня, школа, обустроен Дом культуры. Зловещее дыхание войны ощущали все жители. И только летом 42-го они увидели фашистов.

6. Они приезжали несколько раз в посёлок на лесопильню за брёвнами. Вид у них был недовольный, потому что накануне партизаны, действовавшие в окрестных лесах, взорвали мосты через горные речки, и теперь им пришлось сооружать переправу.

7. 13 ноября 1942 года, пятница. Время приближалось к полудню. Дети ещё в школе, занятия не окончились. За околицей послышались одинокие выстрелы. Женщины подумали, что опять мальчишки шалят, рвут мины. Потом они поняли, что это была далеко не детская шалость. Звери, а иначе этих нелюдей и назвать нельзя, врывались в хаты и прикладами выгоняли людей на улицу, а там всех сгоняли на лесную поляну.

8. свои действия они объяснили: «Будем читать указ!» Но люди почуяли недоброе. Потому как вытаскивали из домов даже инвалидов и больных людей. Сопротивляющихся били прикладами.

9. Женщины с детьми на руках спотыкались, падали, а немцы не обращали на это никакого внимания. Они спешили побыстрей расправиться со своими жертвами. «Да вы не бойтесь,- подошёл от фашистов какой-то старик, и на русском продолжил, - это вас на митинг».

10. Подбежали полицаи и прикладами  стали разбивать людей, как скот, на группы. Анна Кузнецова держала на руках трёхлетнего братишку, а за ручку – двоюродную сестрёнку семи лет. Раздались выстрелы. Ребятишки попадали первыми. За ними Анна. Пуля угодила и в идущую рядом с ней бабушку, и та упала на Кузнецову. И тем спасла девчонку от неминуемой смерти.

11. мурашки бегут по коже, и стягивает затылок от боли: вот здесь, на этом самом месте, сгрудилась беспомощная толпа женщин, стариков и детей. Страх усилился, когда полицаи стали отделять группы за группой и уводить в лес. Послышались выстрелы.

12. – За что вы нас?! Бога побойтесь! Детей пощадите!!! – женские мольбы и плач разносились и были слышны далеко по ущелью.

13. – Бабы, да прикройте же детворе хоть чем-нибудь глаза!

К вырытым самими же михизеевцами траншеям подгоняли очередную партию смертников. И ямы наполнялись, наполнялись. Тех, кого не убили, докалывали штыками.

14. После расстрела второй группы у Анны Мамонтовой начались преждевременные роды. Её полоснул автоматной очередью бургомистр Зубов. А крошечную новорожденную другой каратель схватил за ножки и с размаха шлёпнул о ствол дерева.

15. Всю злобу и ненависть к палачам выплеснула учительница, общая любимица сельчан Нина Плешивая: «Вам этого наши вовек не простят!» Нину Викторовну заставили досмотреть казнь до конца и расстреляли последней вместе с тремя детьми.

16. Бойня продолжалась до самого вечера. В сумерках на Михизеевой Поляне осталось семь мест, где возвышались горы трупов. Назавтра прибежавшим с хуторов перепуганным людям запретят хоронить убитых в течение недели.

17. Вечером фашисты-варвары пировали, пели песни, а потом стали поджигать бараки, в которых жили люди. На следующее утро, проспавшись и отрезвев, сами пришли в ужас, видя, что они натворили.

18. Через неделю, в пятницу, жители соседних посёлков похоронили своих земляков. Вдумайтесь в эти цифры: 20 мужчин, 72 женщины, 13 младенцев до года, 19 детей до трёх лет, 24 – до пяти, 27 – до десяти, 33 подростка. Всего было расстреляно 208 человек, 115 из них – дети.

Мелодия.

19. 13 ноября 1942 года. Это был последний день посёлка. Здесь и до сих пор никто не живёт. Не могут: слишком много горя, очень много горя оставила война.

20. Семь крестов сейчас здесь. Семь чёрных православных крестов. Они стоят в разных местах, обрамляя поляну. И это жуткое зрелище. На фоне ликующей роскоши природы их траур смотрится ещё страшнее, чем в непогоду.

21. Неизвестно, откуда в воздухе потянуло – или это только кажется – не ароматом медовых трав, а кисло-горьким запахом крови и пороховой гари.

22. Материнство не взять у земли,

      Не отнять, как не вычерпать моря.

      Кто поверил, что землю сожгли?

      Нет, она почернела от горя.

23. У подножия одного из крестов лежит…подошва от детского башмачка. Вместе с пластом земли это безмолвное свидетельство преступления поднялось наружу. И никто не решился убрать маленький кожаный следок, добросовестно прошитый гвоздями.

24. Там среди леса время оставило каркас маленькой кроватки. Лежит на земле чёрный железный прямоугольничек, а внутри него, как в колыбели, стоит семидесятилетнее  дерево. Природа поставила свой памятник убиенным.

25. Но, кроме немых свидетелей казни, остались и живые рассказчики. До сих пор плачет при скорбных воспоминаниях Николай Петрович Копанев. Мальчишкой он чудом уцелел при расстреле. Рассказывает:

26. – Вот нас догнали до кустарника, сумерки стали ещё гуще. Каратели расположились вдоль терновника полукольцом, стали перезаряжать своё оружие. Я глянул в их пьяные морды. В это время люди кричали не по-человечески: кто Бога просил, кто чёрта вспоминал. Всё это я помню, а вот после моего взгляда на лица фашистов  от нервного перенапряжения и страха память моя потерялась. Когда очнулся, отчётливо услышал голос младшей семилетней сестрёнки Дуни: «Мама, мамочка!» Но всё заглушили очередные залпы… Справа от меня лежала мёртвая сестра Нина 14-ти лет, мама. И тут моя рука коснулась чего-то липкого. Это была голова Дуни. Пулей выбило ей мозги, запачкало одежду…

27. Он поклялся отомстить. В 17 лет отпросился на фронт. Дошёл до Берлина, видел его падение, торжествовал над поверженным врагом! Но горе разве избыть…

Выступление местного поэта Виталия Михайловича Лукашенко с чтением поэмы «Исповедь очевидца».

Годы мчатся неустанно. Михизеева Поляна

Зеленеет пышно летнею порой.

Только память неустанно, Михизеева Поляна,

Возвращает нас с тобой в сорок второй…

Нас ударами прикладов выгоняли за ограду

Голых – женщин, и детей, и стариков.

За дешёвую отраду, в виде выпивки в награду

Палачи вели на гибель земляков.

А фашисты издевались, прихвостни вовсю старались,

Отправляя земляков своих в расход.

Власть фашистов приумножить – весь посёлок уничтожить,

Чтоб никто не встретил солнечный восход.

Вижу, как ощерив зубы, пьяный бургомистр Зубов

Анну Мамонтову пулями прошил.

А другой, схватив за ножку народившуюся крошку,

В миг единый жизни девочку лишил.

Стонут горы – исполины, гибнет наш народ невинный,

Прикрывая глазки маленьких ребят.

Вдруг учительница Нина, словно очередью длинной:

- Наши этого вовек вам не простят!

Слышу, как вскричала Дуня: -Мама, мамочка, мамуля!...

Злобный выстрел её голос оборвал.

И не выдержали нервы, без сознания я первый

В свежевыкопанный ров лицом упал…

Говорят, что время лечит. Мы теперь уже далече

От войны, от тех кровавых страшных дней.

Только легче, знайте люди, нам с Поляною не будет,

Семь крестов напоминанием на ней.

Да ещё лежит в сторонке, у лесной зелёной кромки,

Почернев с годами, детская кровать.

В ней, как будто в колыбели, листья дерево одели,

Может, это моя мамочка…Как знать?!

Кто-то скажет, как ни странно: - Мы ведь все не без сознанья,

Но Всевышний по делам нам всем воздаст.

Михизееву Поляну будем помнить постоянно,

Наша память нам забыть её не даст.

28. Николай Копанев стал героем документального фильма «Свидетель обвинения», созданного по заказу администрации Краснодарского края. Фильм снят на основе редких архивных материалов и стал составной частью той большой работы, которая ведётся сейчас по возрождению страшных страниц нашей истории.

29. Нам, молодым, нужно знать и помнить, для чего уничтожили фашисты мирное население в Ейске, в Усть-Лабинском, Крымском районах, в Краснодаре – всего в жуткий «бункер смерти» было брошено более шестидесяти тысяч женщин, детей, стариков.

Сообщения о «чёрных» метках Краснодарского края:

30. С первых дней оккупации началось методичное уничтожение местных жителей. Почти полгода ежедневно в часы рассвета в окрестностях села Белая Глина звучали автоматные очереди. Это фашисты расстреливали белоглинцев, жителей близлежащих сёл и станиц и людей, пытавшихся убежать от ужасов войны. Около 4-х тысяч местных жителей и, возможно, почти такое же количество беженцев были уничтожены фашистами. В 5-ти километрах от Белой Глины у дороги на высоком постаменте стоит скульптура солдата, а в лесополосе установлены надгробия, чтобы каждый мог поклониться тем, кто там похоронен.

31. В Армавире и Краснодаре уничтожение людей проходило по-иному. Там оккупанты регулярно проводили «рейды зачисток», хватая и бросая в «душегубки» мирных жителей независимо от возраста и пола. Только по официальным данным, в Краснодаре замучено в «душегубке» около 14 тысяч человек. В честь невинно погибших краснодарцев в Первомайской роще воздвигнут мемориал.

32. Более 6 тысяч армавирцев и жителей Новокубанского и Успенского районов были расстреляны фашистами близ города Армавир у посёлка Красная Поляна. Здесь же расстреляны дети, эвакуированные из Ленинграда. Ленинградцев поселили в детском доме станицы Бесскорбная. Когда уже стало ясно, что фашисты всё-таки захватят станицу, жители всех детей разобрали по домам. Но когда фашисты вошли в Бесскорбную, одна из сотрудниц детского дома выдала всех ленинградских детей и семьи, которые укрывали их.

33. В Отрадненском районе две братские могилы мирных жителей – жертв фашистского террора. Одна из них находится на берегу реки Уруп, между станицами Передовая и Удобная, в ней похоронены более 350 человек, 200 из них – дети.

34. Страшное напоминание о прошедшей войне – могилы детей, погибших во время оккупации Кубани фашистскими войсками. Это и могила Муси Пинкензона, мальчика-музыканта, расстрелянного фашистами осенью 42-го в городе Усть-Лабинске, и могила Жени Дороша, юного партизана, замученного, как и Володя Головатый, в застенках гестапо Краснодара, и могила Жени Бондаревой, погибшей в бою с фашистами на берегу Малой Лабы.

35. Памятники жертвам фашизма есть почти в каждом районе края.

36. Память о воинах, погибших в боях за Кубань, о мирных жителях, ставших жертвами фашистского террора, о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, для жителей Кубани священна. Вот уже 40 лет с 9 апреля по 9 мая ежегодно проводится месячник по ремонту и благоустройству памятников военной истории края. Учащиеся школ и студенты, служащие и рабочие, пенсионеры и бизнесмены принимают участие в этом, ставшем уже традиционным, мероприятии.

37. В Армавире, Кропоткине, Новороссийске, Ейске, Туапсе, Приморско-Ахтарске, Горячем Ключе и районах: Новопокровском, Новокубанском, нашем Кавказском, Гулькевичском, Абинском, Тихорецком и других – возрождена добрая традиция шефства над памятниками военной истории.

38. Десять лет назад Михизееву Поляну посетил губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачёв. Он был потрясён, когда обнаружил, что массовое убийство михизеевцев известно лишь местным жителям да краеведам.

- Так быть не должно! – воскликнул губернатор. – Нам нужно изучать уроки Великой Отечественной войны. Нам нужно помнить, какие шрамы остались на нашей собственной земле.

39. Она вынесет всё, переждёт,-

       Не записывай землю в калеки!

     Кто сказал, что земля не поёт,

     Что она замолчала навеки?

Нет, звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь земля – это наша душа,-

Сапогами не вытопчешь душу!

40. Десять лет назад, в день траурной даты, в Мостовском районе состоялось открытие мемориального памятника, но это только первый этап. Теперь на Михизеевой Поляне экскурсанты и приезжающие смогут поклониться памяти погибших и воочию увидеть, где располагались жилые дома, школа, Дом культуры…

41. По проекту архитекторов построен памятник, основу которого составил колокол, а мраморные плиты увековечат имена погибших.

42. В этом году исполнилось 70 лет со дня кровавой расправы над ни в чём не повинными жителями лесного посёлка. Слишком щедро полита кровью наша земля, чтобы забывать об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочная экскурсия по блоковским местам в Подмосковье"

Презентация содержит слайды, передающие красоту русской природы, окружавшей поэта с раннего детства, атмосферу родового поместья Шахматово. Каждое изображение сопровождается стихотворными строками А...

Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть

Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...

«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс

Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...

Заочная экскурсия по Некрасовским местам

"Всему начало здесь, в краю моем родимом!"  Н. А. Некрасов...

Заочная экскурсия в Ясную Поляну

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская область...

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Ясная Поляна имение Л. Н. Толстого....

Экскурсия на Красную Поляну: "Маршрут выходного дня"

Красная поляна удивительное и уникальное по своей красоте и природе место. Экскурсии на красную поляну популярны, и летом и зимой,Красная поляна излюбленное место любителей горнолыжных видов...