Краю-75; помним, гордимся, наследуем!
классный час по краеведению (8 класс) по теме

Власова  Наталья  Викторовна

Данный материал можно использовать в подготовке к классному часу или внеклассному мероприятию, посвящённое годовщине Краснодарского краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_kuban-75.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Всекубанский  классный   час

Тема: «  Краю-75; помним, гордимся, наследуем! »

для 8-9  классов.

Цели и задачи:

1. Развивающие: продолжать формирование навыков работы с источниками. Развивать умения делать выводы, аргументировать. Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

2. Воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, гордости за свою малую Родину. Любовь к родному краю, городу, гордость за свою страну, имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к  Родине уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

3. Образовательные: систематизировать, обобщить историю Краснодарского края в прошлом и на современном этапе, охарактеризовать яркие страницы и личности.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, карта Краснодарского края, изображения герба, флага Краснодарского края, портреты выдающихся деятелей Кубани ХХ века, картины природы и достопримечательности края, выставка книг, посвящённых истории, экономике, политике Краснодарского края, публикации о Краснодарском крае.

Тип урока: урок- путешествие.

Использованная  литература:

  • Алексеенко И.И., Алексеенко О.И и др. Новейшая история Кубани ХХ век. Краснодар, 2001г.
  • Атлас. История Кубани : Краснодарский край. Республика Адыгея. М.,1997г.
  • Актуальные вопросы экологии и охраны природы  экосистем южных регионов России и сопредельных территорий:  Материалы межреспуб. Науч.-практ. конференции 1999г. 14 апреля Куб ГУ. Краснодар, 1994г.
  • Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар , 1992г.
  • Гужин Г.С. Голиков В.И. и др. Экология Кубани. Краснодар 1995.
  • Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2000, 2001, 2002 гг.
  • Красная книга Краснодарского края. Краснодар 1994г.
  • Печерин А.И, Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 1980г.
  • Родная Кубань. Страницы истории: книга для чтения, по редакцией В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003-2004.
  • Б.А.Трёхбратов. Историко- краеведческий  словарь  школьника.Краснодар.Традиция.2007

Ход урока:

Звучит гимн Кубани: «Ты Кубань, ты наша Родина

                                        Вековой наш богатырь».

Эпиграф Слайд презентации № 2:

 Даль  степей сквозная,

 Гор размах орлиный-

 Сторона родная,

 Край наш тополиный!

 Ты весной чудесен,

 Летом щедр, как в сказке,

 Край хлебов и  песен-

 Край наш Краснодарский!

 Подкопаев В.С.

1.Организационный момент (Слайд презентации № 3-4).

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте дети. Мы с вами родились в России, с ее природными красотами, национальным достоинством  российского народа, но трудной и многострадальной судьбой. Родину, как и родителей, не выбирают. Их любят за то, что они - родители. Нельзя выбрать и страну, в которой ты родился. Мы с вами являемся частью нашей огромной и богатой страны, мы граждане России, россияне. Однако Родина это не только страна, это край, город, улица и дом в котором ты родился и рос. Сегодня мы прикоснемся к истории нашей малой Родины,к истории Краснодарского края.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера.) С чего начинается Родина?

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Есть золотые города,

И, может быть, я их увижу.

Но точно знаю, никогда

Мне не найти родней и ближе.

3.Организация  познавательной  деятельности.

Мы совершим сейчас маленький экскурс в прошлое, и поговорим об историческом прошлом и настоящем Краснодарского края. История Краснодарского края  насыщена событиями и открытиями, которые оставили свой отпечаток в сознании  каждого из нас. XX  век-век , полный бьющей через край жизненной энергией  простых людей и государственных мужей, век, насыщенный великими свершениями и столь же великими  трагедиями, загадками и парадоксальными противоречиями. ХХ век для кубанской земли и кубанцев был и динамичным богатым на события и исторические повороты, и трагичным, с человеческими жертвами и расколами, утратой этнокультурного своеобразия.

Сегодня наша главная цель: осмыслить и оценить настоящее, которое является результатом прошлого. Изучить социально-экономическое, политическое и духовное развитие Кубани в начале ХХI века. В путь, друзья!

Выходит летописец.

О времени давнем веду я рассказ,

О том, как составлен был царский указ,

Как земли Кубани казачьими стали,

Как город прекрасный потом основали.

сцена - Канцелярия императрицы Екатерины II.Стоит трон, стол, бумага, перо. Выходит императрица Екатерина II и Генерал - фельдмаршал, князь Григорий Александрович Потемкин. Затем на сцене появляется делегация  черноморских казаков, прибывших в столицу во главе с войсковым судьей Антоном Головатым.

Летописец продолжает: Шёл год одна тысяча семьсот девяносто второй от Рождества Христова, 30 июня. Санкт-Петербург, Зимний дворец, Императрица Екатерина II вручает делегации черноморских казаков, прибывших в столицу во главе с войсковым судьей Антоном Головатым, грамоту о даровании земель на Кубани.

Императрица: Верные мои казаки, я рассмотрела ваше прошение о землях южных. Ваши чаяния совпадают с государственными интересами, спокойнее был бы тот край, ежели бы вся граница Кубани охранялась казачьими войсками. Живите, владейте землей, берегите Россию от врагов. Вот мой указ: «Черноморскому казачьему  войску в вечное владение пожаловать все земли, лежащие по правую сторону реки Кубань от устья ее к Усть-Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменяется «бдение и стража пограничная».

1-й казак: Спасибо, государыня, мы не подведем и вашу милость не забудем (забирает грамоту.)

Летописец: Там, где выгнула русло река,

        Как подкову, у глинистой кручи

        Свиток царский был предкам раскручен

                      И  прочитан под гул тростника.

2-й казак:     Здесь границу держать,

           Защищать от врагов,

           И пшеницу сажать,

           И растить казаков.

1-й казак:     Охранять рубежи казаку

            И стоять день и ночь начеку.

Летописец: Держали слово казаки

                     И долг свой с честью выполняли

                     И город у Кубань-реки

                     В честь государыни назвали.

Учитель: Краснодар (до 1920г. - Екатеринодар) был основан как военный лагерь в 1793г. черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, переселёнными на Кубань после присоединения к России Западного Предкавказья. Кошевой атаман казаков Захарий Чепега выбрал место для «казачьего града» близ Архангельского редута, заложенного великим русским полководцем А.В. Суворовым ещё в 1778 году, «Карасунский  Кут».15 августа 1793 года в войсковом правительстве собрались кошевой атаман З.Чепега, войсковые старшины и атаманы, которые решили « в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени Жизнодательницы нашей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, воздвигнуть главный город Екатеринодар, построить в нем войсковое правительство и сорок куреней…». Первые строения будущего города представляли собой украинские хаты. На краю поселения, расположившегося на берегу Карасуна, возвышались сторожевые башни; а вокруг рос дубовый лес, покрывавший тогда всё правобережье Кубани. В1860 году Екатеринодар становится центром Кубанской области, а в 1867г. получает статус города гражданского  состояния. (слайд  5,6)

2-й казак:

Этот город казачий,

Выраставший в борьбе

Видно что-то да значил

 В нашей общей судьбе.

Здесь у южных пределов,

Не ударив лицом,

Твердо веруя в дело

Он врастал в чернозем.

1-й казак:

Раздавался плечами

И под крики галчат

Ставил хаты и храмы

И растил казачат,

Для которых навеки

В мире были и есть,

Как душа в человеке,

Слава, Гордость Честь.

Учитель:Территория края до революции складывалась из Кубанской области и  Черноморской губернии.   Они были объединены в Кубанско-Черноморскую область.В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр — Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр — Ставрополь) края.

 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область.

В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.( слайд 7)

А  теперь, чтобы  двигаться  дальше, мы  сейчас с вами, дорогие  путешественники  сыграем в  игру-викторину, которая  будет  вам  встречаться  на  протяжении  всего  вашего пути. Каждая  команда  за  правильный  ответ  будет  получать  баллы.  Так  пусть  победит  знаток  и  любитель  Кубани! Первая  тема- история.( слайд 8)

( команды  в  результате  жеребьёвки  выбирают  очерёдность)

История

10

20

30

40

50

60

10 баллов  Кто командовал первым отрядом казаков, следовавших морем?

20 баллов   Как звали атамана, который двигался по суше?

30 баллов  Краснодарский край граничит с какой  областью  и  каким  краем?

40 баллов Когда г.Краснодар был освобождён от немецко-фашистских захватчиков?

50 баллов В  каком  году  Краснодар  был  переименован  в  Краснодар?                                         60 баллов  Где  установлен  памятник « Казакам-основателям земли кубанской?

(подведение  итогов  первого  раунда)

       

Учитель. Краснодарский край прежде всего славится своими людьми, потому что более трудолюбивых, гостеприимных трудно найти. Казаки очень любят свою землю и нежно о ней заботятся. Именно поэтому Кубань называют всероссийской житницей, жемчужиной России.

Как вы думаете, если Кубань – всероссийская житница, какая профессия наиболее почетная у нас в крае?... Конечно, хлебороб. В любую погоду: в снег, дождь, нестерпимую жару - он заботится о том, чтобы на нашем столе всегда был душистый каравай.( слайд 9 )

Слайды с меняющимися изображениями труда хлеборобов в сопровождении песней «Ой, да Краснодарский край» в исполнении Кубанского казачьего хора.

Учитель .   Но забота о родной земле проявляется не только в поле, но и в исследованиях, кропотливом труде ученых-селекционеров, получивших самые высокие награды страны за свою любовь к земле и людям.

1-й «биограф»  рассказывает о трудовом подвиге академика П.П.Лукьяненко

2-й «биограф»     о М.И.Хаджинове

 3-й «биограф»    о В.С.Пустовойте.

(портреты  закрепляем  на  доске)

Во  все  времена  для  края  главным  богатством  для  него  оставались  люди. Вот  и  сейчас. Чтобы  продолжить  путь  дальше  мы снова  сыграем  в  игру.

Тема  вторая-Персонали ( слайд 10)

Персонали

10

20

30

40

50

60

 

10 баллов Этот  человек является  просветителем  Черномории, протоирей. Отдавал  все  силы  и  средства  делу  развития  просвещения. (К.В. Россинский)

20 баллов  Лётчик-истребитель, он родился  в  1913  году. В  годы  войны совершил  455  боевых  вылетов и  подбил  30  немецких  самолётов. ( А.И.Покрышкин)

30 баллов  Талантливый  композитор-мелодист. Автор  музыки  к  театральным  и  телевизионным  спектаклям, кинофильмам. ( Г.Ф.Пономаренко)

40  баллов Уроженец  ст.Выселки. Государственный, политический  и  общественный  деятель. За  2000-2012  год  Кубань  превратил  в  одну  из  наиболее  динамично  развивающих  территорий  России. ( А.Н.Ткачёв)

50 баллов. Уроженец  ст.Пластуновской. В  1996  году был  избран  губернатором  Краснодарского  края. С декабря  2007  г. является  представителем  Законадательного  собрания  краснодарского  края  в  Совете  федерации  Федерального  Собрания  РФ. ( Н.И.Кондратенко)

60  баллов  Его  называют  Пластуновским Церетели. Все  архитектурные  сооружения  в  ст.Пластуновской  -это  творения  местного  мастера. Кто он? (Николай  Антонович  Малюк)

(подведение  итогов   второго  раунда)

Учитель   Любовь к труду, умение не щадить себя ради поставленной цели – одно из ярких качеств, которое испокон веков вырабатывалось в наших земляках. Мы живём в мирное время. Где же можно применить сегодня свою богатырскую силу? Конечно в спорте.

И  вот, мы  друзья  подошли   с вами  к  третьему  раунду  Тема –Спорт ( слайд 11)

Спорт

10

20

30

40

50

60

10  баллов. Воспитанник сочинской школы тенниса, вышел в элиту мирового тенниса. Олимпийский чемпион на олимпиаде в Сиднее (Евгений Кафельников).

20  баллов  Музей его имени находится в г. Ейске. В начале ХХ века этого тяжелоатлета называли самым сильным человеком планеты (Иван Поддубный).

30  баллов Одна из самых титулованных батутисток мира: двукратная чемпионка Европы, четырехкратная обладательница кубка мира, чемпионка Олимпийских игр в Сиднее (2000 г) в прыжках на батуте (Ирина Караваева).

40  баллов.Заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте. Шестикратный чемпион Европы, пятикратный чемпион мира, олимпийский чемпион в г. Сиднее. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый титулованный батутист планеты (Москаленко Александр).

50  баллов.Гандболист, участник пяти Олимпиад, трехкратный олимпийский чемпион. Капитан и знаменосец команды России на Олимпиаде 2000 в г. Сиднее. Почетный гражданин г. Краснодара (Андрей Лавров).

60  баллов. Участник  III  олимпиад, двухкратный  олимпийский  чемпион 1992, 2000 г. ( Дмитрий  Филиппов) (слайд 12)

И у вас, ребята, есть возможность стать участниками Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А для этого нужно много потрудиться. Встаньте те, кто занимается в спортивных секциях.

А теперь те, кто делает дома хотя бы иногда зарядку, играет в мяч, катается на велосипеде, плавает в речке.

А теперь встаньте те, кому нравится заниматься на уроке физкультуры в школе.

Ребята  скажите, а  какое  спортивное  событие  происходило  в  мире  летом?

Правильно  летняя  олимпиада  в  Лондоне. И  8 олимпийских  кубанских чемпионов  вернулись  домой  с  медалями.

( рассказ  о  кубанских  чемпионах  подготовленного ученика)

Торжественная церемония награждения прошла в Москве, в Александровском зале Большого Кремлевского дворца. Государственные награды получили победители лондонской Олимпиады, среди которых 8 кубанских спортсменов.

За большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне Орденом Дружбы награжден Арсен Галстян – олимпийский чемпион по дзюдо в категории до 60 кг.

Серебряным призерам Олимпиады – штангисту Александру Иванову, борцу Бесику Кудухову, батутисту Дмитрию Ушакову, теннисистке Марии Шараповой, а также «бронзовым» олимпийцам легкоатлетке Татьяне Черновой и пловцу Даниле Изотову руководитель Администрации Президента Сергей Иванов вручил медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Еще один бронзовый медалист от Краснодарского края баскетболист Тимофей Мозгов удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Также, по итогам игр почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта Росси» присвоено Дмитрию Ушакову и Тимофею Мозгову.

4.  Закрепление  пройденного материала.  Вот  и  подошло  наше  путешествие  к  концу. Подведём  итоги  нашей  игры-викторины. И  чтобы  определить  победителя. Предлагается  подраунд  « Кот  в  мешке» .

На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.

1 команда. Почему казаки говорили: “Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит” (на мальчиков выделялся земельный пай по исполнению им 17 лет, на девочку не полагалось ничего, она уходила жить в семью мужа. Но казачьи семьи всегда радовались первенцу девочке – “сначала нянька – говорили они, – а потом лялька”).

2 команда “Як казак народывся, сатана зажурывся”. (Казаки всегда были глубоковерующим православным народом. В каждой хате был святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранилась Библия. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В первые же годы после переселения в куренях стали строить церкви).

3 команда.“Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю” (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю). Казаки считали позором для себя заниматься торговлей и ремеслом. Это было делом иногородних. Задачей казака была защита Царя и Отечества.  (слайд 13)

 ( учитель  подводит  итог  игры –викторины и  награждает  команду-победителя)

5. Итог  урока  

Учитель Земля кубанская - древняя земля. С давних времен человек тянулся в этот благословенный край. Сегодня Кубань - крупный промышленный, аграрный и торговый регион России. Основу экономического потенциала Краснодарского края составляют агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство, промышленность строительных материалов. Кубань поистине житница России, центр культуры и туризма. Большое внимание исполнительная власть Кубани уделяет развитию органов местного самоуправления, демократии, воспитанию гражданственности и патриотизма. Краснодарский край – частица нашей великой Родины – России.

Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины , дела тех кто своим трудом приумножил ее богатство, храните и берегите нашу любимую Кубань.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час "Краю-75: помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа для учащихся 11 класса на 1 сентября 2012 года, посвящена дню рождения Краснодарского края....

Единый Всекубанский класснй час "Краю-75! помним! Гордимся! Наследуем!"

Классный час составлен в соответствии с методическими рекомендациями работниками образования. Содержит презентацию. Предполагается проводить данный классный час в актовом зале, с приглашением  зн...

Единый Всекубанский классный час «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Классный час к 1 сентября.Данная разработка поможет учителю в проведении классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"...

Всекубанский классный час :"«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка классного часа на 1 сентября 2012г , посвященного 75-летию Краснодарского края, прилагается конспект классного часа, презентация...

Кубановедение. Классный час "Краснодарскому краю- 75: помним, гордимся, наследуем"

Материал для Единого Всекубанского классного  часа  "Краснодарскому краю- 75: помним, гордимся, наследуем". 1 сентября 2012....

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

Единый Всекубанский классный час, посвящённый 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа,   посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края  "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»...