Рабочая программа "Достопримечательности Челябинского Урала" /7 класс/
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

Рабочая программа разработана на основе   Примерной программы учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_7_klass_kraevedenie.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школы № 1

 имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова с .Варны

             СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНА

МО учителей        приказом директора

Естествознания        № … от ...09.2013

            рук. Ягуфарова Р.Х.

Рабочая программа по краеведению

«Достопримечательности Челябинского Урала»

7 класс 2013 -2014  учебный год

Составитель рабочей программы:   учитель краеведения  Коренюгина  Лариса Владимировна

2. Пояснительная записка

2.1. Статус документа            

        Рабочая программа разработана на основе   Примерной программы учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008
Нормативно - правовое и инструктивно – методическое обеспечение:

  •  «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404);
  • Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г.         № 01-1006);
  • Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);
  • «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г;
  •  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.     № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  • Приложение к письму Министерства образование и науки Челябинской области от 10.02.12 г. № 245135 «О преподавании учебного предмета «География» 2012-2013 учебном году»; «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ         от 17.12. 2010 г. №1897);
  • «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г.               № 03-449);
  • «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600);
  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от  24 июля 2013 № 03-02/5639  «О преподавании учебного предмета «Краеведения» 2013-2014 учебном году»;
  • Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год;
  • Положение о рабочей программе ОУ.                                                                                                                                                                                        

 

       2.2.  Выбор данной программы обоснован тем,  что она  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го класса. Программа отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Челябинской области и местности проживания с момента возникновения Уральских гор до конца XVI века.
 Рабочая  программа полностью реализует идеи
Концепции краеведческого образования в Челябинской области
     
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

  Образовательные задачи: 
  - формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры; 
  - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
  - развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
  Воспитательные задачи:
  - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  - укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
  - наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  - изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
  - общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  - совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  - формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и
 социально-ответственного поведения в ней;
  Развивающие задачи:
  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  - стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  - формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  - стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
          В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и практических работ.                                                                                                                                                                                                                Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления).                                                                                                                                                                                             Таким образом,   рабочая  программа  по краеведению способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что  соответствует образовательным задачам школы.

 2.3.   Место предмета в базисном учебном плане:

  • В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса краеведения на ступени основного общего образования выделено  в  7 классах 35 часов (1 час в неделю).
  • По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю

Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:

Тема (раздел курса)

Кол-во часов по Примерной

программе

Кол-во часов по рабочей программе

1.

Введение

2

2

2.

Тема 1. Южно-зауральский край 

9

9

3.

Тема 2. Горнозаводской Урал

9

9

4.

Тема 3.  Восточно-зауральский край

9

9

5.

Местный (школьный) компонент

6

6

Итого:

35

35

    Перечень и количество часов практических  работ по рабочей программе соответствует перечню и количеству практических работ  указанных в Примерной программе.

 

Распределение часов практических работ:

№ урока

№ П. работы

Перечень практических работ  Примерной программы

Перечень практических   работ  рабочей программы

3

1

Реконструкция орудий труда древних южноуральцев

Реконструкция орудий труда древних южноуральцев

7

2

Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников

Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников

11

3

Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья.

Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья.

16

4

Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале

Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале

19

5

Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала

Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала

27

6

Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья»

Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья»

32

7

Конкурс проектов наше село в будущем

Конкурс проектов наше село в будущем

3.                                                             Календарно- тематическое планирование 2012-2013года


урока

Количество часов

Темы учебных занятий

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и регионального базисного учебного плана.

Понятие

Практические работы

Требования к уровню подготовки выпускников

Программа по краеведению. Основное содержание

2

Введение.  Краса и гордость Южного Урала.

1

1.1

Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала

Знать/понимать:

основные краеведческие понятия и термины;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского, Горнозаводского и Восточно-зауральского субрегионов

Три микрорегиона Челябинской области Субрегион, микрорегион.

2

1.2

Виды особо охраняемых природных территорий и памятников культурного наследия на Южном Урале

Знать/понимать:

основные краеведческие понятия и термины;

уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

показывать на плане и карте достопримечательностей и своего населенного пункта;

приводить примеры

Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых памятников. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия






Виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия.Природные заповедники и заказники. Национальные парки

9

Тема 1. Южно-зауральский край

3

1.1

«На древнем Даиксе»

Знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека

уметь:

соотносить даты событий истории Ю. Урала  с основными периодами отечественной истории;

рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

показывать на плане и карте расположение достопримечательностей;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

самостоятельного поиска краеведческой информации;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

Роль реки Урал в качестве природной, историка – культурной границы и пути расселения древних людей.  Стоянка первобытных людей у села Богдановка. Занятия, орудия труда

Даикс








1.Реконструкция орудий труда древних южноуральцев

4

1.2

Укрепленные поселения бронзового века

Мастерские первых металлургов. Плавильные формы, бронзовые орудия и оружие. Комплексное исследование «Страны городов»

Укрепленные поселения бронзового века в Южном Зауралье. «Страна городов»

5

1.3

«В краю кочевников»

Начало истории кочевников. Смена кочевых племен. Что скрывают древние курганы. Башня Кесене около с. Варна

Археологические памятники раннего железного века и средневековья в Южном Зауралье.Башня Кесене

6

1.4

«Лесные острова в степном море»

Природные достопримечательности Южного Зауралья. Аблязовские луга и урочище «Белый камень»

Урочище

7

1.5

«Патриарх южно-уральских городов»

На планетарной границе. Градостроительство и архитектура. Пугачевские места. Гора Извоз

2.Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников

8

1.6

«На степной границе России»

Мемориал «Тыл -  фронту» - самый грандиозный монумент на Южном Урале. Памятники ХХ века

Мемориал, монумент

9

1.7

«Торговые ворота Зауралья»

Город Троицк – музей под открытым небом Троицкая крепость. История развития с XVIII века до наших дней

10

1.8

«Металлургическая столица России»

    Памятники индустриального Магнитогорска.От станицы до города-завода. Градостроительство и архитектура.

11

1.9

Обобщающее повторение по теме Южно-зауральский край

Повторим изученное, узнаем новое

3.Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья.

9

Тема 2. Горнозаводской Урал

12

2.1

«Пещеры и Каменные Палатки»

Знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека

уметь:

соотносить даты событий истории Ю. Урала  с основными периодами отечественной истории;

рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

показывать на плане и карте расположение достопримечательностей;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

самостоятельного поиска краеведческой информации;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемаханское карстовое поле. Памятники первобытного искусства в Игнатьевской пещере. Святилища древних обитателей южноуральских гор

13

2.2

«Сердце горного края»

Национальные парки как особо охраняемые природные территории. Национальный парк «Зюраткуль».

14

2.3

«Горная страна»

Национальный парк «Таганай».Минеральное богатство национального парка. Таганай - страна камня.

Минеральные копи

15

2.4

«Младший брат Байкала»

Озеро Тургояк и остров Веры. Озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха

16

2.5

«Демидовское наследие»

Города-заводы Касли и Кыштым Касли и Кыштым - музеи под открытым небом. «Белый дом» - усадьба заводовладельцев Демидовых в Кыштыме

4.Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале

17

2.6

«Город крылатого коня»

Архитектурный ансамбль городской площади Златоуста Златоуст – родина русского булата..

18

2.7

«Уральские атомограды»

Закрытые административно-территориальные образования. Озерск, Снежинск, Трехгорный.

19

2.8

Обобщающее повторение по теме «Горнозаводской Южный Урал»

5.Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала».

9

Тема3. Восточно-зауральский край.

20

3.1

«Река времени»

Знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека

уметь:

соотносить даты событий истории Ю. Урала  с основными периодами отечественной истории;

рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

показывать на плане и карте расположение достопримечательностей;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

самостоятельного поиска краеведческой информации;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

Археологические памятники междуречья Исети и Миасса. Мастерская древних людей по изготовлению каменных орудий. Находки на берегу Аргазинского водохранилища.

21

3.2

«Пояс черный, белый, золотой»

Коелгинское и Баландинское месторождения мрамора. Золотой Пласт. Челябинский угольный бассейн

Месторождение, бассейн.

22

3.3

«Страна здоровья»

Курортные озера: Кисегач, Увильды, Хомутинино.Озерный край Восточного Зауралья. Родоновые источники и целебные грязи

23

3.4

В уездном городе

Памятники истории и архитектуры дореволюционного Челябинска. «Переселенка» и «Народный дом» в Челябинске

24

3.5

«В областном центре»

Памятники истории и архитектуры советского Челябинска. Парк Победы, «Вечный огонь», памятник «Танкистам – добровольцам» в Челябинске

25

3.6

«Семь городов под одной крышей»

Достопримечательности современного Челябинска. Районы города Челябинска

26

3.7

Современные достопримечательности Челябинска

27

3.8

Обобщающее повторение по теме «Восточно-зауральский край»

6.Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья».

6

Достопримечательности Варненского района

28

1

Географическое положение Варненского района, с.Варна

Знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека

уметь:

соотносить даты событий истории Ю. Урала  с основными периодами отечественной истории;

рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

показывать на плане и карте расположение достопримечательностей;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

самостоятельного поиска краеведческой информации;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

На планетарной границе Площадь района. Длина пограничной линии. Крайние точки. Своеобразие архитектурного облика села

29

1

Освоение нашего района древними людьми

 Памятники археологии. Древние поселения и погребения. Каменный, бронзовый и железный века. Стоянки каменного века у пос. Дружный. Укрепленные поселения бронзового века «Исиней» и «Чекатай», «Кулевчи III». Курганы «с усами» у с. Городище. Курганы раннего железного века у с. Варна. [Мавзолей Кесене – памятник архитектуры республиканского значения

30

1

Оренбургский проект

Памятники истории и культуры. Научные исследования. Оренбургская экспедиция. Николаевское укрепление – памятник истории Новолинейного района

31

1

Казачий край

Заселение и освоение Новолинейного района. Казачьи дома дореволюционной постройки. Памятник участникам

32

1

Визитные карточки сельских поселений


Планировка населенного пункта как следствие взаимодействия географических, технологических факторов. Гражданской войны в с. Катенино. Памятник-реалия «Трактор Фордзон» и памятник «Слава труду» в с. Варна. Памятник героям войны и тыла

7.Конкурс проектов наше село в будущем

33

1

Беречь завещано. Памятники природы. Геологический памятник природы «Белый камень». Гидрологический памятник природы «Шумный брод»

Памятники природы. Особо охраняемые природные территории. Геологический памятник природы «Белый камень». Гидрологический памятник природы «Шумный брод» и скальные выходы в долине р. Тогузак. «Круглый камень» у с. Владимировка

34

1

Обобщающее повторение по курсу «Достопримечательности Челябинского Урала»

35

1

Итоговый тест по курсу «Достопримечательности Челябинского Урала»

4.  Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:

  • Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы /под  ред. Г.С. Шкребня.- Челябинск: АБРИС, 2009;
  • Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.
  • Варненский район. Тетрадь юного краеведа. М.С. Гитис, А.А. Кормилицын, А.П. Моисеев- Челябинск: «АБРИС», 2008;
  • Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2012;
  • Контурная карта. Челябинская область. – Челябинск: АБРИС, 2012

Справочные издания:
  1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004
  2. Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997
  3. Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003
 

 5.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

Знать/понимать:

  • изученные виды источников краеведческой информации;
  • основные краеведческие понятия и термины;
  • значение официальных символов Челябинской области, своего муниципального образования;
  • основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;
  • результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
  • изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека; географическую зональность;
  • особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Ю.Урала4
  • специфику географического положения АТУ Челябинской области- субъекта РФ;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся входе исторического развития Челябинского Урала

уметь:

  • соотносить даты событий истории Ю.Урала с основными периодами отечественной истории;
  • рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  • показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение города Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Ю.Урала, адаптация человека к местным условиям, и их влияние на формирование культуры народов Ю.Урала; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Челябинской области;
  • составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы родного края;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • самостоятельного поиска краеведческой информации;
  • для понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
  • ориентирования на местности и чтение географических карт;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности;
  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края;
  • использование знаний об историческом пути и традициях народов Ю.Урала в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

 

6. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению.  КИМ

Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в  7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования

(Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243).

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Специальная литература:
  1. Кирин, Ф.Я. География Челябинской области / Ф.Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1981
  2. Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. - Челябинск: ЮУКИ, 1969
  3. Урал и Приуралье. – М.: Наука, 1968
  4. Доордовикская история Урала, Тектоника, металлогения. - Свердловск: УПЦ АН СССР, 1980
  5. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. - Челябинск: «Рифей», 1994
  6. Матвеев, А.К. Вершины Каменного пояса / А.К. Матвеев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1990
  7. Атлас. Озерный край. - Челябинск: «Абрис», 2002
  8. Андреева, М.А. Озера Среднего и Южного Урала / М.А. Андреева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1973
  9. Захаров, С.Г. Мы изучаем озера: учебно-методическое пособие для учителей общеобр. школ и педагогов доп. обр. / С.Г. Захаров. – Челябинск, 2001
  10. Захаров, С.Г. Озеро Большой Кисегач / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002
  11. Захаров, С.Г. Озеро Еловое / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002
  12. Андреева, М.А. Реки Челябинской области: учеб. пособие по спецкурсу / М.А. Андреева, В.Б. Калишев. – Челябинск: ЧГПИ, 1991
  13. Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998
  14. Румянцева, А.Я. Климат Челябинской области / А.Я. Румянцева. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988

Электронный ресурс:

http//www.org@it.-n/ru

kraeved_74@mail.ru

http:kray.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Черный, белый и золотой пояс Челябинского Урала"

Презентация к уроку   предназначена для учителей краеведения Челябинской  области. Тема  рассматривается в 7 классе при изучении раздела "Южно-Зауральский край"  В презентации...

Рельеф Челябинского Урала.

Разработка урока по краеведению в форме урока-путешествия....

Игра по теме "Рельеф Челябинского Урала".

Игра проводится для закрепления знаний по теме....

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...