Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie_6_klass.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

 имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова с .Варны

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНА

МО учителей        приказом директора

Естествознания        № … от ...09.2013

            рук. Ягуфарова Р.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению  «Школа юного краеведа»

6 класс на 2013 -2014  учебный год

        Составитель рабочей программы: учитель краеведения  Коренюгина  Лариса Владимировна

2. Пояснительная записка

2.1. Статус документа.        Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008
Нормативно - правовое и инструктивно – методическое обеспечение:

  •  «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404);
  • Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г.         № 01-1006);
  • Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);
  • «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г;
  •  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.     № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  • Приложение к письму Министерства образование и науки Челябинской области от 10.02.12 г. № 245135 «О преподавании учебного предмета «География» 2012-2013 учебном году»;«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ         от 17.12. 2010 г. №1897);
  • «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г.               № 03-449);
  • «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600);
  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013 № 03-02/5639  «О преподавании учебного предмета «Краеведения» 2013-2014 учебном году»;
  • Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год;
  • Положение о рабочей программе ОУ                                                                                                                                                                                        

2. 2.    Выбор данной программы обоснован тем,  что она  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го класса.  Рабочая  программа полностью реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области. Программа отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Челябинской области и местности проживания с момента возникновения Уральских гор до конца XVI века.

        Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
  Образовательные задачи: 
  - формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры; 
  - развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
  Воспитательные задачи:
  - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  -  - наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  - изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
  - общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  - совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  - формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
  Развивающие задачи:
  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
   - формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
 
          В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и практических работ.                                                                                                                                                                                                                    Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления).                                                                                                                                                                                                 Таким образом,   рабочая  программа  по краеведению способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что  соответствует образовательным задачам школы

2.3.   Место предмета в базисном учебном плане:

  • В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса краеведения на ступени основного общего образования выделено  в  6 классах 35 часов (1 час в неделю).
  • По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю.

Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:

Тема (раздел курса)

Кол-во часов по вариативной программе

Кол-во часов по рабочей программе

1.

Тема 1. Школа юного краеведа

6

6

2.

Тема 2. Геология и рельеф нашего края

6

6

3.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае

6

6

4.

Тема 4. Край рек и озер


6

6

5.

Тема 5. Природные комплексы нашего края (5час.)

6

6

Местный (школьный) компонент

5

5

Итого:

35

35

 

               Перечень и количество часов практических  работ по рабочей программе соответствует перечню и количеству практических работ  указанных в Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от  24 июля 2013 № 03-02/5639  «О преподавании учебного предмета «Краеведения» 2013-2014 учебном году».

Распределение часов практических работ:

№ урока п/п

Перечень практических работ

  вариативной программы

Перечень практических  работ   рабочей программы

3







5

Тема 1. Школа юного краеведа.

  1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села).
  2.  Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток,  определение расстояния до ближайшего моря.
  3. Ориентирование по плану местности.

Тема 1. Школа юного краеведа.

  1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села).
  2.  Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток,  определение расстояния до ближайшего моря.
  3. Ориентирование по плану местности.

7

Тема 1. Школа юного краеведа.

 4.Работа с топонимическим словарем. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Тема 1. Школа юного краеведа.

 4.Работа с топонимическим словарем. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

8



9

Тема 2.  Геология и рельеф нашего края.

  1. Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа.
  2.   Обозначение на контурной карте  месторождений полезных ископаемых.

Тема 2.  Геология и рельеф нашего края.

5. Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа.

 6. Обозначение на контурной карте  месторождений полезных ископаемых.

10

Тема 2.  Геология и рельеф нашего края.
7. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 2.  Геология и рельеф нашего края.
7. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

13

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае.

8. Организация наблюдений за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села).

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае. 
8.  Организация наблюдений за погодой  (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села).

14

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае. 
9. Построение местной «розы ветров»,  построение графика хода температуры.

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае. 
9. Построение местной «розы ветров»,  построение графика хода температуры.

17

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае.
10.  Описание погода на территории своей местности
Составление климатического очерка района, прилегающего к школе.

Тема 3.  Климат и погода в нашем крае.
10.  Описание погода на территории своей местности
Составление климатического очерка района, прилегающего к школе.

19






20




22

Тема 4.  Край рек и озер.

11. Работа с топонимическим словарем. Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

12. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села.)

13.Защита проектов по использованию и расходованию воды в быту.

Тема 4.  Край рек и озер.

11. Работа с топонимическим словарем. Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

12. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

13.Защита проектов по использованию и расходованию воды в быту.

26

Тема 5.  Природные комплексы нашего края.
14 . Определение растений по гербарию.

Тема 5.  Природные комплексы нашего края.
14 . Определение растений по гербарию.

26



29

Тема 5.  Природные комплексы нашего края.

15. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!»

16.Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области.

Тема 5.  Природные комплексы нашего края.

15. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!»

16.Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области.

   
 

  • .

   
 

3.                                                             Календарно- тематическое планирование 2012-2013года

Дата

Количество часов


Темы учебных занятий


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и регионального базисного учебного плана.

Словарь

Практические

работы

Программа по краеведению основное содержание

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Требования к уровню подготовки выпускников

6

Тема 1. Школа юного краеведа

1

1

1.1 Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний


Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний

Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире

Знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы


Краеведение


2

1

1.2 История изучения нашего края. Первопроходцы. Пионеры южноуральского краеведения

История освоения и заселения территории Освоение и заселение области. Челябинской области, своей местности

3

1

1.3 « Край на перекрестке континентов и судеб» Челябинская область – субъект Российской Федерации

Территория области, сравнение с площадями других областей, государств. Географическое положение Челябинской области на стыке двух частей света, природных областей. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Пограничные территории (соседи) Челябинской области

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.

Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута


1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села).

2.Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток,  определение расстояния до ближайшего моря.

4

1

1.4 Официальная символика Челябинской области


Географическое положение своей местности, школы.

Карта как источник информации. Официальные символы  Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы района, села

Происхождение названий местных населенных пунктов.

Другие источники информации о Челябинской области, своей местности. Отражение истории заселения и освоения области в географических названиях.

История школы

Географическая

карта – особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.



Геральдика

5

1

1. 5  История  школы, Варны, Варненского района.

Встреча со старожилами с. Варны, с учителями – ветеранами.

 Официальная символика  Варненского района,

с. Варны


3.Ориентирование по плану местности.

6

1

6.Топонимика района


Топонимика


6

Тема 2. Геология и рельеф нашего края

7

1

2.1.Рельеф Челябинского Урала

Горные породы, слагающие земную кору в районе населённого пункта, их определение.

Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование в хозяйственной деятельности человека.

Определение ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районы их залегания.

Уральские самоцветы, их уникальность и практическое значение.

Местные формы рельефа как важнейшего ландшафтообразующего компонента в районе населённого пункта. Особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте.

Горы Челябинской области.

Равнины Челябинской области

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.

Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Минеральные ресурсы Природные памятники литосферы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых



Знать/понимать: основные географические понятия и термины; уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте местоположение географических объектов;

 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы


Гольцы, курумы, терриконы, карстовые пещеры, карстовые формы рельефа, пенеплен


4.Работа с топонимическим словарем. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

8

1

2.2 « Биография» Уральских гор



5. Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа.

 










9

1

2.3 Недра Челябинского Урала и история использования их человеком


6. Обозначение на контурной карте  месторождений полезных ископаемых.


10

1

2.4 «Богатства Каменного пояса»

Хребты: Таганай,

Уреньга, Юрма, Нургуш и т. д



7. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

11

1

2.5 Михеевский ГОК. Экскурсия на карьер





12

1

2.6 Рельеф и хозяйственная деятельность населения нашего края

6

Тема 3. Климат и погода в нашем крае

13

1

3.1 Главные факторы, влияющие на местный климат




Календарь погоды. Приборы для метеонаблюдений. Главные факторы, влияющие на климат района расположения населённого пункта.

Температура воздуха, её изменения в течении суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей местности. Построение графика хода температуры за сутки, за месяц (на основе наблюдений за погодой на территории проживания).

     Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Ветер, причины его образования. Господствующие виды на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Составление «розы ветров» района проживания.

Погода района проживания. Признаки предсказания погоды. Фенологические наблюдения за погодой в районе проживания. Наблюдение за погодой: заполнение календаря погоды

Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров

Знать/понимать: основные географические понятия и термины;

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; вести наблюдения за погодой

Роза ветров









Гроза, смерч, суховей, куржак



8.  Организация наблюдений за погодой  (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села).


14

1

3.2 Погодные явления на Южном Урале.



9. Построение местной «розы ветров»,  построение графика хода температуры.

15

1

3.3 Опасные погодные явления




16

1

3.4 Климат в горах Южного Урала


10.  Описание погода на территории своей местности
Составление климатического очерка района, прилегающего к школе.

17

1

3.5 Климат лесостепи и степей



18

1

3.6 Роль климата в жизни южноуральцев.

Фенологические наблюдения за погодой на местности


6

Тема 4. Край рек и озер

19

1

4.1 Край рек и озер.


На евразийском водоразделе




Изучение местных поверхностных  и грунтовых вод. Влияние на формирование ландшафтов своей территории поверхностных текучих вод. Водоёмы, находящиеся на территории населённого пункта и в его окрестностях, их происхождение, гидрографическая характеристика с указанием характера и питания. Биологическое исследование водоёмов. Меры по охране водоёмов, находящихся в районе населённого пункта.  Изучение грунтовых вод (болот, источников, колодцев) их гидрологическое исследование. Рациональное использование в хозяйственной деятельности местных поверхностных и грунтовых вод.

Водные ресурсы Челябинской области: реки, характер, питание; озёра, водохранилище

Части гидросферы.

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Минеральные воды.

Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы


Знать/понимать: основные географические понятия и термины;

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

Бассейн реки. Водораздел










Речная сеть. Характер течения, режим рек



Озеро, пруд, водохранилище






11. Работа с топонимическим словарем. Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

20

1

4.2 Речная сеть



12. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

21

1

4.3

Озера и болота, подземные воды и родники




22

1

4.4 Вода в жизни жителей нашего края



13.Защита проектов по использованию и расходованию воды в быту.

23

1

4.5Гидрологическая характеристика  реки Нижний Тогузак



24

1

4.6 Водные богатства Южного Урала  

5

Тема 5. Природные комплексы нашего края

25

1

5.1 Природные комплексы нашего края

 




Изучение почвенного покрова своей территории. Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшие её свойство.

Проблемы использования в хозяйственной деятельности человека почв.

Распространение живых организмов по территории района проживания. На примере гербарных материалов описание и определение растений, произрастающих в районе проживания. Выявление зависимости между растительными группировками и местными формами рельефа и их приспособленности к данным следам обитания. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу Челябинской области. Лекарственные растения, произрастающие на территории района проживания.   Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.  Памятники природы, национальные парки и заповедники Челябинской области



Биосфера Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению

Знать:

основные географические понятия и термины;

географическую зональность и поясность;

 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 наблюдения за состоянием  почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению

Природная зона, заповедник, национальна парк, памятники природы, заказники.

Красная книга


26

1

5.2 Почвы и растительность





14.Определение растений по гербарию.

15. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!»

27

1

5.3 Животный мир



28

1

5.4 Природные зоны и ландшафты




29

1

5.5 Охрана природы


16.Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области.

30

1

5.6 Туристские ресурсы

5

Местный (школьный) компонент

31

1

1.Достопримечательности Варненского района.

Геологический памятник природы «Белый камень». Гидрологический памятник природы «Шумный брод» и скальные выходы в долине р. Тогузак





Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.  Памятники природы, национальные парки и заповедники Челябинской области

Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению


Знать:

основные географические понятия и термины;

причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению

32

1

2. Башня Кесене


33

1

3«Круглый камень» у с. Владимировка

34

1

4. Повторение по курсу «Введение  в краеведение Челябинского Урала»

35

1

5. Итоговая контрольная работа по курсу «Введение  в краеведение Челябинского Урала»

Корректировка КТП

  4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:

  • Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: Учебник для основной школы ./ В.В.Дерягин, М.С. Гитис.  - Челябинск: АБРИС,2009;
  •  Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002;
  • Варненский район. Тетрадь юного краеведа. М.С. Гитис, А.А. Кормилицын, А.П. Моисеев- Челябинск: «АБРИС», 2008;
  • Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2012;
  • Контурная карта. Челябинская область. – Челябинск: АБРИС, 2012

Справочные издания:
  1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004
  2. Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997
  3. Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003

 5.Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать:

  • изученные виды источников краеведческой информации;
  • основные краеведческие понятия и термины;
  • значение официальной символики Челябинской области, своего муниципального района;
  • основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала;
  • изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека; географическая зональность;

уметь;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  •   показывать на карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение Челябинска, местных достопримечательностей своей местности;
  • составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы родного края;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • самостоятельного поиска краеведческой информации;
  • ориентирование на местности и чтение географических карт;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности;
  • проведения наблюдения за погодой;
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

6. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению.  КИМ

Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в  6 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243)

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Электронный ресурс

http//www.org@it.-n/ru

kraeved_74@mail.ru

http:kray.ucoz.ru/

«Образовательная программа Челябинской области» по краеведению

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, М. С. Гитис, Е. В. Андреева) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина)

Гитис М. С., Кормилицын А. А., Рабочая учебная программа основного общего образования по краеведению (фрагмент). – ГОУ ДПО ЧИППКРО, МОУ СОШ п. Новый Урал Варненского района Челябинской области, 2009. – (на правах рукописи).

Приложение 1.

Итоговая работа по краеведению (составитель Коренюгина Л.В)

1 вариант

Тема1. Географическое положение

1. Площадь Челябинской области равна:

1. 88,5 тыс.кв.км; 2.  88,5 млн., кв.км; 3. 88,5 кв.км

2.На территории области  ... городов;

1) 24; 2) 30; 3) 14

3. Географический центр Челябинской области располагается в… районе;

1. Варненском; 2. Чесменском; 3. Уйском

Тема2. Геология. Рельеф

  1. Горные хребты Уральских гор тянутся в… направлении:

1)меридиональном; 2) широтном.

2. Горные сооружения Южного Урала часть … складчатости:

1)молодой; 2)средней; 3)древней

3. Определите географические координаты самой высокой горы Челябинской области

4. Горючие полезные ископаемые Челябинской области  представлены… бассейнами:

1)Буроугольными; 2) нефтяными; 3) каменноугольными.

5. Самый высокий  и красивый хребет Южного Урала:

1)Уреньга; 2) Юрма; 3) Зигальга

Тема 3. Климат

  1. Какие воздушные массы преобладают на территории области?

1) восточные; 2) западные; 3) северные

2. Приведите 2-3 примера муниципальных районов по климатической характеристике:

Климат тёплый, засушливый, резко континентальный. Лето жарке, зима суровая. Годовая сумма осадков не превышает 350мм. Значительные запасы тепла и недостаток влаги приводят к частой повторяемости засух и суховеев.

Тема 4. Реки и озёра

  1. Питание рек области преимущественно:

1) дождевое; 2)снеговое; 3)подземное

2. К бассейну реки Тобол относятся реки:

1) Миасс, Уй, Синташты;

2) Уфа, Ай, Уфалейка;

3) Урал,Темир, Зингейка

3. Самое высокогорное озеро области:

1) Зюраткуль; 2) Тургояк; 3)Кисегач

Тема 5. Природные комплексы

1. Лесостепная растительность характеризуется:

1) берёзовыми колками,  в подлеске -рябина, боярышник, шиповник др. кустарники; осоково-злаковым травянистым покровом;

2) разнотравно- злаковыми, луговыми  степями на тучных и обыкновенных чернозёмах;

3) светлохвойными лесами, представленные двумя основными породами: сосной и берёзой, злаково- высокотравными и вейниково- осоковыми лугами.

Итоговая работа по краеведению за 2009гг

1 вариант-ответы

Тема1. Географическое положение

1. Площадь Челябинской области равна:

1. 88,5 тыс.кв.км; 2. . 88,5 млн., кв.км; 3. 88,5 кв.км

2.На территории области  ... городов;

1) 24; 2) 30; 3) 14

3. Географический центр Челябинской области располагается в… районе;

1. Варненском; 2. Чесменском; 3. Уйском

Тема2. Геология. Рельеф

  1. Горные хребты Уральских гор тянутся в… направлении:

1)меридиональном; 2) широтном.

2. Горные сооружения Южного Урала часть … складчатости:

1)молодой; 2)средней; 3)древней

3. Определите географические координаты самой высокой горы Челябинской области

4. Горючие полезные ископаемые Челябинской области  представлены… бассейнами:

1)Буроугольными; 2) нефтяными; 3) каменноугольными.

5. Самый высокий  и красивый хребет Южного Урала:

1)Уреньга; 2) Юрма; 3) Зигальга

Тема 3. Климат

  1. Какие воздушные массы преобладают на территории области?

1) восточные; 2) западные; 3) северные

2. Приведите 2-3 примера муниципальных районов по климатической характеристике:

Климат тёплый, засушливый, резко континентальный. Лето жарке, зима суровая. Годовая сумма осадков не превышает 350мм. Значительные запасы тепла и недостаток влаги приводят к частой повторяемости засух и суховеев.

Тема 4. Реки и озёра

  1. Питание рек области преимущественно:

1) дождевое; 2)снеговое; 3)подземное

2. К бассейну реки Тобол относятся реки:

1) Миасс, Уй, Синташты;

2) Уфа, Ай, Уфалейка;

3) Урал,Темир, Зингейка

3. Самое высокогорное озеро области:

1) Зюраткуль; 2) Тургояк; 3)Кисегач

Тема 5. Природные комплексы

1. Лесостепная растительность характеризуется:

1) берёзовыми колками,  в подлеске -рябина, боярышник, шиповник др. кустарники; осоково-злаковым травянистым покровом;

2) разнотравно- злаковыми, луговыми  степями на тучных и обыкновенных чернозёмах;

3) светлохвойными лесами, представленные двумя основными породами: сосной и берёзой, злаково- высокотравными и вейниково- осоковыми лугами.

Итоговая работа по краеведению за 2009гг

2 вариант

Тема1. Географическое положение

1. Челябинская область располагается на…  Урала.

 1) севере; 2) западе; 3)юге; 4) востоке

2.На территории области  ... муниципальных районов;

1) 27; 2) 30; 3) 14

3. Обелиск «Европа-Азия» находится недалеко от;

1. Челябинска; 2. Златоуста; 3. Магнитогорска

Тема2. Геология. Рельеф

  1. Горные хребты Уральских гор образовались:

1) в докембрии; 2) палеогене; 3) мезозое.

2. Горные сооружения располагаются на … Челябинской области:

1)севере; 2)юге; 3)востоке; 4) западе

3. Определите географические координаты самой низкой точки  Челябинской области

4. Основой металлургической промышленности  в Челябинской области является:

1)железная руда; 2) медная руда; 3) никель и кобальт.

5. Самый длинный хребет в области:

1)Уреньга; 2) Юрма; 3) Зигальга

Тема 3. Климат

  1. Какие тип климата преобладают на территории области?

1) умеренно- континентальный 2) континентальный; 3) резко континентальный

2. Приведите 2-3 примера муниципальных районов по климатической характеристике:

Климат умеренно тёплый, достаточно увлажненный. Лето сравнительно прохладное. Зима прохладная. Годовая сумма осадков 600мм и более

Тема 4. Реки и озёра

  1. Питание рек области преимущественно:

1) дождевое; 2)снеговое; 3)подземное

2. К бассейну реки Волга относятся реки:

1) Миасс, Уй, Синташты;

2) Уфа, Ай, Уфалейка;

3) Урал,Темир, Зингейка

3. Самое глубокое озеро области:

1) Увильды; 2) Тургояк; 3)Кисегач

Тема 5. Природные комплексы

1. Горно- лесная зона  характеризуется:

1) берёзовыми колками,  в подлеске -рябина, боярышник, шиповник др. кустарники; осоково-злаковым травянистым покровом;

2) разнотравно- злаковыми, луговыми  степями на тучных и обыкновенных чернозёмах;

3) светлохвойными лесами, представленные двумя основными породами: сосной и берёзой, злаково- высокотравными и вейниково- осоковыми лугами.

Итоговая работа по краеведению за 2009гг

2 вариант ответы

Тема1. Географическое положение

1. Челябинская область располагается на…  Урала.

 1) севере; 2) западе; 3)юге; 4) востоке

2.На территории области  ... муниципальных районов;

1) 27; 2) 30; 3) 14

3. Обелиск «Европа-Азия» находится недалеко от;

1. Челябинска; 2. Златоуста; 3. Магнитогорска

Тема2. Геология. Рельеф

  1. Горные хребты Уральских гор образовались:

1) в докембрии; 2) палеогене; 3) мезозое.

2. Горные сооружения располагаются на … Челябинской области:

1)севере; 2)юге; 3)Востоке; 4) западе

3. Определите географические координаты самой низкой точки  Челябинской области

4. Основой металлургической промышленности  в Челябинской области является:

1)железная руда; 2) медная руда; 3) никель и кобальт.

5. Самый длинный хребет в области:

1)Уреньга; 2) Юрма; 3) Зигальга

Тема 3. Климат

  1. Какие тип климата преобладают на территории области?

1) умеренно- континентальный 2) континентальный; 3) резко континентальный

2. Приведите 2-3 примера муниципальных районов по климатической характеристике:

Климат умеренно тёплый, достаточно увлажненный. Лето сравнительно прохладное. Зима прохладная. Годовая сумма осадков 600мм и более

Тема 4. Реки и озёра

  1. Питание рек области преимущественно:

1) дождевое; 2)снеговое; 3)подземное

2. К бассейну реки Волга относятся реки:

1) Миасс, Уй, Синташты;

2) Уфа, Ай, Уфалейка;

3) Урал,Темир, Зингейка

3. Самое глубокое озеро области:

1) Увильды; 2) Тургояк; 3)Кисегач

Тема 5. Природные комплексы

1. Горно- лесная зона  характеризуется:

1) берёзовыми колками,  в подлеске -рябина, боярышник, шиповник др. кустарники; осоково-злаковым травянистым покровом;

2) разнотравно- злаковыми, луговыми  степями на тучных и обыкновенных чернозёмах;

3) светлохвойными лесами, представленные двумя основными породами: сосной и берёзой, злаково- высокотравными и вейниково- осоковыми лугами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...

рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов

Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса  МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...

Рабочая программа Наименование кружка "Юный натуралист" класс 5-6 класс

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Курс предназначен для обучающихся 3-4 классов. Задача курса-формировать знания о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурно...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...