Урок кубановедения в 6 классе "Быт, обычаи и традиции казаков"
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Королева Евгения Игоревна

Для данного урока дети заранее по группам получают индивидуальные задания.

Цель урока: рассмотреть традиционную народную культуру Кубани, раскрыть образ жизни кубанских казаков.

Задачи:

- образовательная - подвести учащихся на основе исторического материала к выводу об особенностях быта, обычаев и традиций казаков.

- развивающая – развить логическое мышление, речь, творческие способности школьников.

- воспитательная – вызвать патриотические чувства, уважение к своим предкам, их жизни и быту.

- креативная – выделить элементы творчества, которые гармонично дополняют задачи урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

         

БЫТ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ

(урок кубановедения в 6 классе)

                                                                                           учителя истории МБОУ СОШ № 73

        г. Краснодара

        Королевой Евгении Игоревны

Тема урока: Быт, обычаи и традиции казаков (урок кубановедения в 6 классе, 12-13 лет)

Аннотация

Цель: рассмотреть традиционную народную культуру Кубани, раскрыть образ жизни кубанских казаков.

Задачи:

- образовательная - подвести учащихся на основе исторического материала к выводу об особенностях быта, обычаев и традиций казаков.

- развивающая – развить логическое мышление, речь, творческие способности школьников.

- воспитательная – вызвать патриотические чувства, уважение к своим предкам, их жизни и быту.

- креативная – выделить элементы творчества, которые гармонично дополняют задачи урока.

Основные понятия: быт, традиции, обычаи

Оборудование:

-презентация «Быт казаков» в XIX – начале XX в.

-фотографии казаков из семейных архивов учеников

-предметы быта казаков (прялка, рушники, чугунки, самовары, подсвечники, деревянные ложки и другие) из семейной коллекции учеников.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая работа учащихся

Класс заранее делится на пять групп, каждая из которых получает индивидуальное задание по следующим темам:

  1. Жилища и одежда казаков
  2. Отношение казаков к старшим
  3. Отношение к женщине
  4. Казак в быту, казак и гости
  5. Праздники кубанских казаков

К уроку учащиеся приносят предметы быта казаков и их фотографии.

На  уроке дети  украшают свои столы предметами быта казаков и садятся по группам, некоторые ученики готовят к уроку рисунки семей кубанских казаков, а также хутор, где могли жить казаки. По желанию ребята одеваются в костюмы казаков.

На уроке проходят выступления групп по поставленным вопросам. Затем учащиеся рассказывают подробнее о предметах быта, которые они принесли.

В конце урока проходит просмотр презентации и выступления желающих с рассказами о своих прадедах, которые были казаками.

Ход урока:

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон

Слайд 2. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы уже с вами говорили немного, что собой представляют кубанские казаки, теперь же нам предстоит вместе подробнее разобраться в их жизни, быте, обычаях и традициях. ( Слайд 3) Обратите внимание на слайд и вспомните, что значат эти определения. (Слайд 4)

К данному уроку вы были поделены на 5 групп и получили индивидуальное задание, общее для всей группы, поэтому и оценка будет зависеть от того, как отработает вся группа.

Итак, начнем!

Прежде чем рассматривать конкретно традиции казаков в определенной обстановке рассмотрим как и где жили казаки, а также их одежду.

Все внимание на 1 группу.

К выступлению 1-й группы можно добавить информацию о традиционной еде казаков.

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

А теперь перейдем к традициям и обычаям, которые соблюдались чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, так как являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные не писанные казачьи домашние законы:

1.     Уважительное отношение к старшим.

2.     Безмерное почитание гостя.

3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

О каждом из них подробнее расскажут следующие подготовленные группы.

2-5 группы

Далее ребята смотрят оставшиеся слайды презентации.

В конце урока слайд 18 со словами:

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего,

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

Что ж спасибо всем за старания и работу! Ваши вопросы и пожелания?!

Домашнее задание: написать сочинение о своих родных, которые были казаками, если же совсем нет информации по данному вопросу, то придумать рассказ об одном дне из жизни казака или казачки

Список использованных ресурсов

1. Традиции, обычаи и нравы казаков http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=118 

2. Энциклопедия Викисловарь http://ru.wiktionary.org/wiki/ 

3. О казаках. Обычаи и нравы http://www.epochtimes.ru/content/view/19490/34/ 

4. Обычаи, традиции, нравы казаков http://ryaboshtan.ru/note_9.htm 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок подготовил учитель истории МБОУ СОШ № 73 г. Краснодара Королева Евгения Игоревна Быт, обычаи и традиции казаков

Слайд 2

Быт, обычаи и традиции казаков

Слайд 3

Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон

Слайд 4

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. обстоятельствах и социальных группах в течение длит. времени. Быт - общий уклад жизни, народа, определённой социальной среды, повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит. Обычай - укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие. Основной способ управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Необходимо знать

Слайд 11

Выбрать слова, обозначающие названия элементов казачьего костюма: Команда Наталки – костюм казачки Команда Петруся – костюм казака Слова для справок: кохта, пикет, спидныця, редут, черкеска, кубанка, сапожки, шлычка, линейцы, сапоги, юбка, бешмет, башлык.

Слайд 18

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Слайд 19

Сегодня на уроке было… скучно познавательно непонятно Или…

Слайд 20

1. Традиции, обычаи и нравы казаков http :// pohodd.ru/article_info.php?articles_id=118 2. Энциклопедия Викисловарь http ://ru.wiktionary.org/wiki / 3. О казаках. Обычаи и нравы http://www.epochtimes.ru/content/view/19490/34 / 4. Обычаи, традиции, нравы казаков http:// ryaboshtan.ru/note_9.htm Список использованных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы  формирования  традиционного  мужкого  костюма  кубанских  казаков,  женский  казачий   костюм...

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"...

"Обычаи и традиции казаков"

Технологическая карта...