Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край"
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Уткина Марина Викторовна

Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край" для обучения детей 13-16 лет.Рассчитана на 3 года.В основе занятий - подготовка и проведение экскурсий,походов по литературным местам Тульской области,взаимодействие с ЦДО "Турист".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tulskiy_kray.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Программа туристско-краеведческой направленности

                                            «Тульский край»

Авторская дополнительная

образовательная программа

Направленность -                                                                                                       Автор

туристско-краеведческая                                                Уткина Марина Викторовна

Уровень реализации -                                   учитель русского языка и литературы

среднее общее образование                                                 МБОУСОШ №15 г.Тулы

Возраст – 13-16 лет

                                    ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми ,которые помогли бы им впоследствии успешно войти в современное общество. Это требует от человека творческих способностей, творческой активности , социальной мобильности, готовности к возможным сменам профессий, общего кругозора, более широкого набора культурных средств.

Данная краеведческая программа путем изучения исторического, культурного и природного наследия родного Тульского края, участия в поисковой и исследовательской работе позволяет воспитывать у обучающихся детей самостоятельность, творческий подход к делу, сознание общественной значимости проводимой работы, стремление стать полезным для общества человеком. Участвуя в походах и экскурсиях, обучающийся закрепляет учебный материал по литературе ,полученный на уроках, в познавательной форме расширяет свои познания в области краеведения. Таким образом, выступая как метод воспитания, краеведение помогает воспитывать творческую личность патриота- гражданина.

Занятия по краеведческой программе «Тульский край» проходят на природе, на классном часе, на уроке. В основе программы лежат личностно-деятельностный подход к обучающимся, создание благоприятных условий для самоактуализации  личности и ее социализации. Программа «Тульский край» предполагает сотрудничество с центром «Турист», с туристическими фирмами Тульской области ,с музеями Тульской области. В воспитательной работе задействованы родители обучающихся.

Экскурсии и походы как однодневные, так и многодневные являются основной формой работы программы. Полученные  в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. Целью экскурсий и походов по литературным местам Тульской области является углубление, закрепление, обобщение исторического литературного материала на базе вещественных и письменных исторических источников. Методы, с помощью которых обучающиеся дети осваивают данную программу:  экскурсия – урок, экскурсия –викторина, урок-поход, музейный праздник и так далее .

Необходимость разработки этой программы появилась вследствие низкого уровня учебной мотивации в классе, в котором я работаю, низкого уровня сплоченности коллектива обучающихся, узкого кругозора детей.

Цель данной программы - создание педагогических условий для всестороннего развития личности посредством краеведения.

Задачи программы:

  • Изучение литературы, истории, культуры , природы родного Тульского края;
  • Формирование бережного , уважительного отношения к памятникам истории и культуры;
  • Привитие навыков коллективизма;
  • Усвоение методов экскурсоводческой ,литературной, туристической деятельности;
  • Воспитание патриота и гражданина;
  • Создание в коллективе обучающихся обстановки доброжелательности ,психологического комфорта, удовлетворения детей в общении;
  • Привитие навыков поведения в общественных местах;

Программа носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:

  • Специализация – литературное и географическое  краеведение;
  • Техника безопасности;
  • Подготовка, проведение и подведение итогов мероприятия;
  • Проектная деятельность обучающихся;

Занятия реализуются в следующих формах:

-поход выходного дня;

          -трехдневный поход;

          -экскурсия;

          -викторина;

          - тематические диктанты;

          -творческие работы;

           -выставки;

           -беседы;

           -встречи с интересными людьми

Программа предполагает использование всех видов межпредметных связей с литературой, географией, изобразительным искусством, музыкой, музееведением, геологией, экологией.

В результате изучения программы обучающиеся приобретают знания о великих земляках, всемирно известных писателях и поэтах ,  природе родного края ,получают представление о музейных фондах, музейных экспозициях, правилах поведения в музее, транспорте, на природе, получают навыки учебно-исследовательской,оформительской,литературной,культурно-просветительской, экскурсоводческой,туристической деятельности.

Занятия ,практические умения и навыки, приобретенные обучающимися во время занятий , носят прикладной характер и могут быть использованы ими в дальнейшей учебе, участии различных конкурсов , в сдаче экзаменов ,пригодятся в жизни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1.Анкетирование

2.Наблюдение

3.Собеседование с обучающими и их родителями

4.Мини-викторины, кроссворды по краеведению

5.Обсуждение типовых ситуаций

6.Конкурсы, олимпиады

7.Выставки результатов проектной деятельности

8.Самовыражение обучающихся

9.Общая оценка труда педагога

Учебно-тематический план 1 года обучения

Название разделов и тем

всего

теория

практика

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Совместное классное родительское собрание. Встреча с интересным человеком Боровковым А.Д.

1

1

-

3

Литература и Тульский край. Викторина

2

1

1

4

Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»

Уроки внеклассного чтения

1

1

-

5

Ясная поляна в жизни каждого туляка.

1

-

1

6

Создание презентаций о писателях и поэтах Тульского края. Защита презентаций.

4

2

2

7

Поход выходного дня. Кочеки. Музей-заповедник »Ясная Поляна»

5

-

5

8

Подготовка в туристическому походу. Правила поведения на природе.

2

1

1

9

Участие в городской Школе безопасности. Встреча с людьми профессии - спасатель

3

1

2

10

З-хдневный поход по Веневскому району

20

8

12

Содержание изучаемого курса 1 года обучения

1.Вводная беседа. Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности.  Техника безопасности, пожарная безопасность, ПДД, инструктаж по антитеррористическим действиям .Правила поведения в музеях.

2. Классное родительское собрание. Собрание совместно с обучающимися. Цели и задачи учебно-воспитательной деятельности по программы «Тульский край». Материальное обеспечение программы. Знакомство  с планом работы кружка «Юный турист». Встреча с педагогом – инструктором (центр «Турист»).

3.Литература и Тульский край.

Знаменитые туляки: Л.Н.Толстой,И.С.Тургенев,В.А.Жуковский,А.Т.Болотов,Хомяков,И.А.Бунин,С.А.Есенин,В.В.Вересаев

Краткая характеристика географических районов, в которых родились, работали и творили великие земляки, великие люди России.

Практическое занятие – викторина.

4.Л.Н.Толстой »Детство, отрочество, юность» Внеклассное чтение произведений. Ясная поляна в творчестве писателя.

5.Ясная поляна в жизни каждого туляка. Беседа. Просмотр фотографий. Обмен впечатлениями от посещения памятного места.

6.Создание презентаций о писателях и поэтах и их защита.Обсуждение тем для презентации. Знакомство с технологией создания презентаций. Защита презентаций на уроках литературы.

7.Поход выходного дня. Кочеки. Музей-заповедник «Ясная Поляна». Пеший поход в музей – заповедник «Ясная Поляна». Посещение храма и фамильного захоронения рода Толстых в местечке Кочеки. Посещение могилы Л.Н.Толстого.

8.Участие в городской Школе безопасности. Встреча с людьми особой профессии – спасателей. Ориентирование по местности. Лазание по скалам в специальном снаряжении.

9.З-хдневный поход по Веневскому району. Венев – монастырь в с. Дедиловские выселки. »Лисьи« норы, »бобровые« плотины. Источник «Двенадцать ключей». Легенда появления источника. Реки Венева и Осетр. Знакомство с природой Веневского района Тульской области.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

Иметь представление:

-о планах и задачах программы в целом и на новый учебный год;

-о литературной карте Тульского края, памятных местах области

Должны знать:

-основы поведения в музее,

-правила поведения во время туристического пешего похода,

-памятные места Тульской области, писателей и поэтов, чьи имена связаны с Тульским краем;

Должны уметь:

-создавать презентацию;

-разбирать палатку, разжигать костер,

Должны иметь навыки:

-поведения в храме,

-ориентирования на местности,

-участия в групповых походах,

Учебно-тематический план 2 года обучения

Название разделов и тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Пеший поход в Заокский район

6

1

5

3

Экскурсия по усадьбе А.Т. Болотова Дворяниново

2

-

2

4

Работа с текстом «А.Т.Болотов – наш земляк»

1

-

1

5

Создание презентации, электронных газет

2

-

2

6

Участие в игре «Город-герой»

4

1

3

7

Родительское собрание

1

1

-

8

Участие во

всероссийских конкурсах

2

1

1

9

Подготовка к походу по Тульской области

1

1

-

20

6

14

10

З-х дневный поход в Чернский район. Бежин луг. Спасское-Лутовиново

Содержание изучаемого курса 2 года обучения

1.Вводная беседа. Правила поведения на природе.

2.Пеший поход в Заокский район. Краткая характеристика Заокского района Тульской области. Природа Тульского края.

3.Экскурсия по усадьбе А.Т.Болотова  Дворяниново. Фотозарисовки Дворянинова. Знакомство с биографией А.Т.Болотова

4.Работа с текстом «А.Т. Болотов – наш земляк».На уроке русского языка работа с текстом. Определение темы, идеи, стиля, особенностей языка .

5.Создание презентации. Консультация по созданию творческой работы

6.Участие в игре «Город-герой». Подготовка к краеведческой игре, изучение основных фактов о Великой Отечественной войне в Туле и ее роли в защите Москвы.

7.Родительское собрание. Итоги воспитательной работы .Благодарность родителям за поддержку. Результаты краеведческой деятельности. Выступление инструктора по туризму .

8.Участие во всероссийских конкурсах. Портфолио ученика. Настрой на участие в различных конкурсах краеведческой направленности.

9. Подготовка к походу по Тульской области. Задачи похода в Чернский район Тульской области. Инструктаж по ПДД, мерах предостороженности и д.р. Обзор произведений И.С. Тургенева.

10.З-х дневный поход в Чернский район. Бежин луг. Спасское-Лутовиново. Посещение праздника "Песни Бежин луга". Поход по тургеневским местам. Экскурсия в Спасское -Лутовиново. Ночевка в лесу. Меры предостороженности  на водоемах.

Ожижаемые результаты 2 года обучения

Иметь представление:

-о планах и задачах на новый учебный год;

Должны знать:

-карту Тульской области;

-общие сведения о А.Т.Болотове;

-сферы деятельности знаменитого земляка;

-историю присвоения  звания «город – герой» Туле;

-историческую справку военных действий города Тулы;

-произведения И.С. Тургенева, согласно возрасту;

-географическое местонахождение памятных мест Тульской области (Заокский район, Чернский район);

Должны уметь:

-обработать результаты летнего похода;

-подготовить экскурсию;

Должны иметь навыки:

-оказывать первую медицинскую помощь,

-подготовить материал для экскурсии,

 -ориентироваться  на местности,

-участвовать в групповых походах,

Учебно-тематический план 3 года обучения

Название разделов и тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводная беседа

1

-

-

2

Подведение итогов летнего похода

2

-

2

3

Экскурсия в г.Богородицк

5

2

3

4

Работа с текстом »Приглашаем в музей-дворец графов Бобринских

1

-

1

5

Проектная деятельность в новом учебном году.Индивидуальные консультации.

2

1

1

6

Экскурсия в музей оружия г.Тулы. Выставки

3

1

2

7

Участие в школьных олимпиадах

2

-

2

8.

Встреча с интересным человеком

9

Защита проектов на краеведческую тему.

8

-

8

10

Подготовка к летнему походу

2

1

1

11

Экскурсия на теплоходе по Оке. Таруса (К.Паустовский, М.Цветаева)

5

2

3

30

7

23

Содержание изучаемого курса 3 года обучения

1.Вводная беседа.Планы на новый учебный год.Задачи обучения.

2.Подведение итогов летнего похода. Итоги летнего похода.Создание фотогазеты"Тургеневское лето".Публикация в СМИ.

3.Экскурсия в г.Богородицк.Экскурсия от турфирмы "7-я тур" об истории Богородицка.Прогулка по парку А.Т.Болотова.Посещение храма.Экскурсия по музею-дворцу графов Бобринских.Посещение выставки камней и минералов.Посещение выставки "Русский фарфор"

4.Работа с текстом »Приглашаем в музей-дворец графов   Бобринских". Урок русского языка.Закрепление знаний, полученных на экскурсии.

5.Проектная деятельность в новом учебном году. Выбор тем для проекта.Индивидуальные консультации

 6.Экскурсия в музей оружия г.Тулы. Выставки. Посещение нового музея оружия.

 7.Участие в школьных олимпиадах .Школьные олимпиады по литературе.

  8.Встреча с интересным человеком. Встреча с деятелем искусства.

  9.Защита проектов на краеведческую тему "Тульская земля" Выставка творческих работ.Портфолио ученика.Участие в конкурсах.

Проведение экскурсий в краеведческом музее для младших школьников.

  10.Подготовка к летнему походу.Инструкция по походу. Краткая характеристика местности,куда готовится поход.Выступление инструктора по туризму.М.Цветаева и К.паустовский и Тульский край.

  11.Экскурсия на теплоходе по Оке. Таруса (К.Паустовский,  

 М.Цветаева.Фотозарисовки.Посещение музеев.Закрепление походных навыков.

Ожидаемые результаты 3 года обучения:

Иметь представление:

-о литературном краеведении;

-об историческом краеведении;

Должны знать:

-период Великой Отечественной войны города и области;

-историю Богородицкого района;

-деятельность А.Т.Болотова;

-животный и растительный мир парка А.Т. Болотова;

-храмы Тульской области;

Должны уметь:

-вести  экскурсию,

-оказать первую медицинскую помощь;

-устроить бивак;

-Собрать индивидуально снаряжение и групповое для многодневного похода;

Должны иметь навыки:

-подготовки материала для проведения экскурсии;

-подготовки и проведения  похода;

               Методическое обеспечение программы

1.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал и техническое оснащение классных часов, уроков

Аудио-видеоматериалы;

-аудиокасета с Гимном России, Тулы

-диск с записями песен о Великой Отечественной войне,

-диск с записями песен о Туле

-диск »К юбилею Центрального района г.Тулы»

-диск «Союз слова и музыки»

-диск »Коллеция словарей «

- компьютер

-музыкальный центр

2.Формы подведения итогов: добровольческий проект »Тульская земля», экскурсии для младших  классов

                  Список использованной литературы:

1.Афанасьев В.В.»Родного неба милый свет…»М,Дет.лит.1981.-240с.,ил.

2.Афремов И.История Тульского края. Историческое обозрение

Тульской губернии. И.Афремов.- Тула .Приокское кн.из-во,2002.-253 с.ил.

3.Болотов А.Т.Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков.М.Современник,1986-764 с.

4.Гордость земли Тульской(Замечательные люди нашего края)-Т. сост. С.Д. Ошевский –Тула,Приокск.кн.из-во1991-397 с.ил.

5.Гусев С.И.Тайны Тульских улиц.-Тула:Дизайн-коллегия,2011-288 с., илл.

6.Езерская Г.Живые, трепетные нити… Из-во »Советская Россия»,М-1975

7.Новиков В.А. И.С.Тургенев в Тульском крае. Тула, Приокское книжное издательство,1990 г.

8.Побежимов С.Знакомые незнакомцы. Краткий словарь

псевдонимов. Тула»Филин»,1996

9.Поспелов Е.М.Школьный топонимический словарь, Из-во» Просвещение»,1988

10.Тульский краеведческий альманах. Выпуск №4 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"

Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны.  Большинст...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории ...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...