Урок по краеведению 6 класс "Голубое ожерелье Урала"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Старикова Ольга Владимировна

Урок по краеведению  "Голубое ожерелье Урала" содержит конспект, приложение и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goluboe_ozherele_urala.doc85 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc21 КБ
Microsoft Office document icon prays-list.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных  учебных предметов № 124 г.Челябинска

Конспект урока на тему:

«Голубое ожерелье Урала»

Работу выполнила:

Старикова Ольга Владимировна

учитель географии,

высшая категория

Челябинск, 2013

Краеведение

6 класс

Тема урока «Голубое ожерелье Урала»

Программа: Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-8 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области/Под общей редакцией кандидата исторических наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Урок-путешествие

Средства обучения: 

  1. Физическая карта Челябинской области

      2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС,2010

      3. М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для   учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск .: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.

      4. Контурные карты по географии Челябинской области.-Челябинск:АБРИС,2010

      5. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск.: АБРИС, 2010.

      6. Мультимедийный проектор

      7. Экспертные листы, карточки с заданиями

Цель: Создание условий учащимся для знакомства с озерами Челябинской области и  изучения темы урока.

Задачи урока

Образовательные:

1. Сформировать представление об озерах Челябинской области

2. Дать знания о происхождении озерных котловин

3. Закрепить знания номенклатуры

4. Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека

Развивающие:

1. Способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся

2. Продолжить формирование умений работать с картами атласа, контурными картами

3. Способствовать развитию умений составлять характеристику озер при помощи карт атласа, текста учебника и другим источникам информации

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь учащихся к Родному краю

2. Воспитывать бережное отношение к природе

3. Формирование самостоятельности, умения работать в группе

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения

Приемы обучения:

Работа с картами атласа, контурными картами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника

Планируемые результаты работы:

Познавательные УУД: находить ( в учебниках и других источниках) достоверную информацию, анализировать ( выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы.

Регулятивные УУД: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Личностные УУД: осознавать, адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и сове поведение.

Содержание урока

1. Организационный момент

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Проверка отсутствующих, установление дисциплины

Учащиеся готовятся к уроку

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в очередной раз встретились с вами на уроке краеведения, чтобы продолжить изучение родного края, узнать новое, а также закрепить то, что вам уже было известно.

Урал, а также природные объекты Урала часто встречаются в стихах южноуральских поэтов. И при изучении природы Урала невозможно обойтись без стихов Людмилы Татьяничевой.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

Как вы думаете, что имела в виду Людмила Татьяничева, говоря: «Я вижу свой синий Урал»?

Совершенно верно. Реки и озера.

 Я приглашаю вас в мир удивительной природной красоты,  в мир тайны, тишины, легкого течения водной глади.

Тема нашего урока сегодня «Голубое ожерелье Урала».

В давние времена богатство Уральских гор охранял богатырь Семигор. Было у него волшебное хрусталь-зеркало. Глянешь в него и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая колдунья. Утащила она зеркало, когда богатырь спал. Проснулся Семигор, хватился, что зеркала нет, и в погоню. Видит воровка, нагоняет богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно на скалы. Только и брызнули осколки,  осыпали леса Урала. С тех пор сверкают в них, переливаются бесчисленные хрусталь-озера.

Слайды озер

В лугах,

На ковровых просторах,         

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

                                               Л. Татьяничева

2.Этап усвоения новых знаний

Постановка задачи

Южный Урал-край озер. И называют его так неслучайно. На территории Челябинской области их насчитывается около 3170.  Среди них большие, глубокие, обмелевшие, прозрачные, светлые и темные, тинистые, заиленные, богатые рыбой и «мертвые».  Ребята, а на каких озерах Челябинской области были вы?

Озер много, изучить все невозможно. Сегодня на уроке мы рассмотрим самые поэтичные озера Челябинской области. Их называют «Младший брат Байкала», «Уральская Рица», «Голубая жемчужина».

И вы примете самое активное участие в составлении характеристики этих озер. Сегодня вы выступите в необычной для себя роли. Вы будете представителями туристических фирм. Каждая туристическая фирма будет представлять свое озеро и ваша задача составить характеристику озера, представить его и доказать, что именно на это озеро нужно совершить экскурсию в первую очередь. Вы будете поделены на три группы, один человек от группы выберет озеро, которое вы будете представлять.  В процессе добывания знаний в тетради вы будете заполнять таблицу, в которой будут данные и по озерам других туристических фирм.  

В конце урока вы должны представить прайс-лист вашей фирмы.

На столах у каждой группы находится литература,  необходимая вам для работы.

Составлять характеристику будем по плану.

1. Географическое положение ( Район расположения).

2. Общая характеристика (площадь зеркала, объем воды, глубина; соленость воды; озеро сточное или бессточное)

3. Происхождение озерной котловины

4. Значение озера

5. Легенды и мистика

Деление учащихся на группы

Работа в группах, заполнение листов, работа с литературой и планом

3. Этап проверки выполнения учащимися поставленных задач

Организация работы с литературой, с планом, заполнение таблицы

1. Нужно указать в какой части Челябинской области находится озеро и в каком районе (атлас стр. 5, 6, 8)

2. Определить объем воды (атлас стр 12)

Ребята, а на каких уроках вы определяли площадь? Какими способами вы это делали?

Сейчас я предлагаю вам высчитать площадь зеркала озера способом, который вы раньше не использовали.

А. взвесить 1кв.см (картон)

Б. Вырезать фигуру озера из того же материала, взвесить.

В. Составить пропорцию, посчитать с учетом масштаба.

 Соленость воды. Что это такое? Единица измерения? От чего зависит соленость?

 Что такое озеро сточное и бессточное? Почему озеро Увильды бессточное, а соленость у него невысокая?

3. Происхождение озерной котловины (сборник стр 43). Какие виды озерных котловин вы знаете? Каковы их характеристики?

4. Значение озера для человека и его хозяйственной деятельности?

5 Легенды и мистика

1. Учащиеся работают с литературой, после каждого пункта плана заполняется таблица.

2. Учащиеся вырезают фигуру озера из картона, взвешивают на весах и определяют площадь озера

Южный Урал буквально окутан легендами. Здесь каждый уголок таит секреты. Одни названия чего стоят-Тургояк,  Зюраткуль, Увильды. И у каждого из них своя история. Красивы эти озера, красивы и легенды, сложенные о них.

Учащиеся выступают с легендами

4 Этап закрепления нового материала

Ребята, теперь ваша задача заполнить прайс-лист и  представить озеро таким образом, чтобы всем захотилось посетить его в первую очередь.

Выступают учащиеся с прайс - листами

Вы все интересно представили свои озера и очень трудно выбрать какое- то одно.

Озера, которые мы рассмотрели сегодня на уроке отнесены к гидрологическим памятникам природы Челябинской области. Но вместе с тем эти озера отнесены к числу ценнейших водоемов мира. Это значит, что они являются памятниками не только российского, но и мирового уровня.

Экологические проблемы

Выделяют экологические проблемы

5. Инструктаж домашнего задания

Объяснение домашнего задания

  1. На контурной карте обозначить озера Челябинской области
  2. «Лингвистический конструктор» (объяснить происхождение названий 5 озер Челябинской области)

Записывают домашнее задание

6. Рефлексия

Наш  урок подходит к концу. Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого давайте выполним интересное задание. Это задание называется синквейн. В переводе с французского «пять», это значит стихотворение из пяти строк.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета
  • Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия 
  • Четвертая строка — фраза, подходящая к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

 1. Перемена

 2. Шумная, веселая

 3. Бегаем, отдыхаем, едим

 4. Отдыхать – не работать

 5. Счастье

Теперь по этому  примеру,  опишите свое отношение к прошедшему уроку.

Всем спасибо за урок.

Выполняют задание

Приложение

Характеристика озера

Увильды

Зюраткуль

Тургояк

Географическое положение

Аргаяшский

Саткинский

Миасс

Площадь зеркала, кв. км

68,1

13,2

26,4

Объем воды, млн. м

1014,0

82,8

507

Глубина, м

Средняя 14 макс. 38

Средняя 4,5 макс. 9,5

Средняя 19,2 макс. 32,5

Происхождение озерной котловины

тектоническое

тектоническое

тектоническое



Предварительный просмотр:

План работы и источники литературы

1. Географическое положение (в какой части Чел.области находится, район распространения) География Челябинской области стр 60-61 в таблице

Краткий справочник Познай свой край стр 42 таблица

2. Объем воды География Челябинской области стр 60-61 в таблице

Краткий справочник Познай свой край стр 42 таблица

Глубина География Челябинской области стр 60-61 в таблице ( обозначена

Н ср- средняя глубина, Н макс -максимальная глубина). Называете обе.

Площадь зеркала считаем сами.

Соленость (соленое или пресное) текст География Челябинской области стр 62-63

Левит Южный Урал стр 54-55 текст

3. Происхождение озерной котловины текст учебника   География Челябинской области стр 60-61.   Краткий справочник Познай свой край стр 43 Зюраткуль тектоническое

 

4. Значение озера текст    География Челябинской области стр 62, 64-65;

   Левит Южный Урал стр 54-55 текст

Краткий справочник Познай свой край стр 44

5. Легенды в распечатке

       



Предварительный просмотр:

Внимание! Внимание! Внимание!

NEW  Спецпредложение

Туристическая компания____________________________________

Приглашает вас посетить уникальный памятник природы Челябинской

области озеро_____________________________________________________

Программа________________________________________________________

_________________________________________________________________

Продолжительность экскурсии______________________________________

Здесь есть все условия для любителей:

Рыбной ловли____________________________________________________

Дайвинга________________________________________________________

Природы________________________________________________________

Туристических походов___________________________________________

Рисования_______________________________________________________

Археологии_____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по географии "Своеобразие природы Урала", 8 класс

Конспект урока по географии на тему "Своеобразие природы Урала"...

Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"

Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские,  Большой Камень,  Земной пояс. Урал ...

Конспект урока по географии "Природные уникумы Урала" (8 класс)

Данный ресурс предназначен для изучения нового материала по географии в 8 классе "Природные уникумы Урала" (учебник Бариновой И.И.). Обучающиеся знакомятся с природной уникальностью Урала на примере И...

Презентация по краеведению: "Зеленое ожерелье Петербурга" для 5-9 классов

В презентации дан обзор паркам и садам С-Петербурга, которые являются зелеными островками в огромном городе.Презентация может быть использована и на внеклассных мероприятиях по экологии....

Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"

    Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...

Урок географии в 9 классе "Урал: освоение территории и хозяйство"

Изучение экономического развития районов России предполагает повторение ранее изученного материала и включения его в подготовку к ГИА. Поэтому на уроках географии в 3 четверти мною используетс...