Рабочая программа по спецкурсу "Байкаловедение" 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Яценко Светлана Анатольевна

Программа дает возможность сформировать у учащихся 7 класса комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_program_baykaloved_7_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

          Рассмотрено

Руководитель ШМО

С.А. Яценко  

___________________

           От «___» ______  2013

           Протокол № ___

                                               Согласовано

Зам.директора по УВР

МБОУ ЦО «Каразей»

О.Н. Кузнецова

                                     _______________

                               «      »                 2013

                                                          Утверждаю

Директор МБОУ ЦО «Каразей»

 ______________И.В. Куликова

 Приказ №  ___    от  «               »  2013                       .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по байкаловедению

Ступень обучения (класс) 7 класс, основное  общее образование

Количество часов___34______________Уровень базовый

Учитель: Яценко Светлана Анатольевна

Программа разработана на основе: Авторской (радикальной) программы спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений (Авторы: Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., Иркутск, 2007)

с. Каразей

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе

  • Авторской (радикальной) программы спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-6,7 классов ОУ (Авторы: Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., Иркутск, 2007 год)

Программа рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 27.11.2006)

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

  Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у  молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся 7 и 8  классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие  гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение. Апробация программы  в  школах г. Иркутска и Иркутской области позволяет использовать ее в региональном компоненте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области.

Цель Программы: подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи Программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве  природной среды Прибайкалья, Забайкалья и  озера Байкал;
  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

Структура Программы

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс.

Программа рассчитана на 2 года обучения  и состоит из 2 разделов:

I раздел. «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 7 класс, 34 часа;

II раздел "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 8 класс, 34 часа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);
  • основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
  • острова (перечислять, кратко характеризовать);
  • особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);
  • возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);
  • горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить примеры, кратко характеризовать);современное строение котловины озера Байкал (кратко         характеризовать);
  • водный баланс озера, водообмен, химические свойства         байкальской воды (характеризовать на уровне общих         представлений);
  • температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);
  • история открытия озера Байкал, современные исследователи и         защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать);
  • современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;
  • определять по карте широту и высоту над уровнем моря         расположения озера;
  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;
  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
  • показывать направления основных течений  на карте озера;
  • работать с литературой в библиотеке и составлять         небольшие рефераты по темам урока.

Основные формы контроля: устные ответы; контрольные, самостоятельные и практические работы; тестовые задания; зачеты.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу


Литература:

  1. Кузеванова Е.А., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней. Иркутск, 2010 г
  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах.М., Мысль, 1988
  3. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению: Учебно-методическое пособие/Иркутск, 2010.
  4. Энциклопедия Сибирячка.
  5. Мультимедийные энциклопедии.
  6. Карта Байкала.
  7. Атлас Иркутской области.
  8. Фотоальбомы Байкала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по байкаловедению

 Класс: 7

Учитель: Яценко Светлана Анатольевна

Количество часов: всего 34 часа;        в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя географии Яценко С.А.

2013-2014 учебный год

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата проведения

план

факт

1.

Введение

Байкал - "жемчужина" Сибири.

1

2.

География Байкала

Географическое положение озера Байкал.

1

№1: «Определение ГП Байкала»

3.

Береговая линия.

1

4.

Острова Байкала.

2

5.

Горное окружение озера

2

6.

Особенности климата на Байкале

1

№2: «Климат озера Байкал»

7.

Ветры Байкала

1

№3: «Ветры Байкала»

8.

Сезоны года.

2

9.

Урок повторения по теме "География Байкала"

1

Итоговое тестирование

10.

Происхождение Байкала

Геологическое происхождение Байкала

2

11.

Землетрясения, вулканы.

1

№5 "Землетрясения"

12.

Полезные ископаемые.

1

№6:«Полезные ископаемые

13.

Современное геологическое строение байкальской котловины

1

14.

Повторение по теме "Происхождение Байкала"

1

тестирование

15.

Воды Байкала

Водный баланс Байкала.

1

16.

Свойства байкальской воды.

1

17.

Особенности байкальской воды.

1

№7: « Св-ва  байкальской воды»

18.

Температурный режим байкальских вод.

1

№8: Построение графиков изм-я темпер. воды по сезонам года и по глубинам»

19.

Течения в Байкале.

1

№9: «Течения Байкала»

20.

Ледовый режим.

1

21.

Урок повторения по теме "Воды Байкала"

1

тестирование

22.

Исследования озера

История открытия Байкала.

1

23.

Изучение Байкала в 19 в.

1

24.

Изучение Байкала в 20 веке.

1

25.

Методы изучения Байкала.

1

26.

Урок повторения по теме "Исследования озера"

1

27.

Охрана озера

Охрана окружающей среды.

1

28.

Влияние человека на озеро Байкал.

2

29.

Как мы охраняем озеро Байкал.

1

Итого: Практических работ – 9; тесты - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...