Литературная гостиная "Послушайте!"
план-конспект занятия (краеведение, 6 класс) по теме

Горбуль Людмила Васильевна

Встреча с писателем-экологом И.Ф. Зиборовым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_i.f.ziborovym._2012._7a_kl.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №6»

Литературная гостиная

«Послушайте! »

Встреча  с  писателем

И.Ф. Зиборовым

                    Режиссёр-постановщик:   

                                                             Горбуль Л.В., учитель русского языка

                                                              и  литературы  

                    Инициативная группа:

                                                                        Лаврова Анна,

                                                             Фатьянов Юрий,

                                                             Ицкова Татьяна

                    Творческая группа: 

                                                             Шакина Мария, Шалабаев Глеб,

                                                             Нешин Максим, Тарасова Ирина

                     Читатели и почитатели:                        

                                                                      обучающиеся  7А класса

                    Место проведения: 

                                                            кабинет литературы,

                           дизайн –  “литературная гостиная”

                  Дата проведения:    12  декабря 2011 года

г. Курчатов-2011

Тема внеклассного мероприятия:

Встречи в литературной гостиной.

Встреча обучающихся с курским писателем, членом Союза писателей  

          России Иваном Федотовичем Зиборовым.

 Предмет: литература

 Межпредметные связи: русский язык, краеведение, география.                        

 Цель внеклассного мероприятия: знакомство с биографией

        Зиборова И.Ф. и его творчеством.

 Планируемые результаты:

  • Личностные:  

           воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении;

          осознание каждого обучающегося личной ответственности за полученное дело.

  • Познавательные:

          приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы малой родины, знакомство с произведениями курского писателя-публициста;

          умение понимать тему и проблему литературного произведения, его жанровую специфику;

          владение элементарной литературоведческой терминологией;

          понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

          умение ориентироваться в различных источниках информации, в том

          числе в публицистическом жанре интервью;

  • Коммуникативные:

          умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы;

          умение владеть навыками выразительной речи; готовность работать в паре, выполнять задания в группе.

  • Регулятивные:

          совместно с учителем планировать последовательность этапов

          мероприятия, при необходимости изменять структуру мероприятия;

          умение давать самооценку и оценку выступлениям товарищей;

          проводить необходимую коррекцию.

Список литературы:

1. И.Ф. Зиборов. Башня Шамиля. Проза. Стихи. «Крона», Курск, 1997.

2. И.Ф. Зиборов. Пора медосбора. Курская городская типография, Курск, 1999.  

3. И.Зиборов. Главный урок. Повесть. Изготовлено: ЧП Жуков Д.М., Курчатов,    2006.

4. Калганова Т.А. Сочинение разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.

5. www.slovari.ru Электронные словари.                      

Встречу  с  писателем  проводят  ведущие (1-й и 2-й),            литературный критик,  библиографы,  ученики-чтецы.  

Ведущий 1-й:

                                   В огромном мире книг,

В огромном мире стихотворных строк

Однажды он случится – этот миг,

Когда ты скажешь: победил себя!

                    Сильнее стал и смог

Я книгу прочитать! И я мудрее стал!

О, книга! Чудо из чудес!

     Ведущий 2-й:

Ты кладовая знаний и добра,

Меня вознёсшая до самых до небес,

Дочитанная мною лишь вчера.

Тобою удивлён и околдован...

Сегодня я встречаюсь с книгой новой!

 Слово учителя:

 Дорогие друзья! Уважаемые гости нашей литературной гостиной!

Сегодня нашим собеседником будет удивительный человек, наш писатель-земляк Иван Федотович Зиборов. И.В. Зиборов  член Союза писателей России, автор 15 книг прозы и поэзии. Здесь на выставке вы видите произведения писателя.

1-й чтец:              Рюкзак и удочка не втягость,

                              Иду вдоль берега реки

                              И вижу, как магнитом, Снагость

                              В себя вбирает родники.

                              Летом по небу клином гуси,

                             И ветер свищет под крылом,

2-й чтец:             И пахнет Пушкинскою Русью

                             И на душе светлым-светло.

                             Пусть не всегда (есть в сердце льдинки),

                             Но всем прогнозам вопреки

                             Под Рыльском, в Банищах, в глубинке,

                             Ещё журчали ручейки.

   

Ведущий 2-й:   Поют ручейки – и льётся живая вода. Сочиняет

Поэт – и звучит живое слово. Кто же он,  Иван Федотович Зиборов?

Сообщение библиографов о писателе

1-й:   Родился Иван Зиборов 19 июня в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. Трудным было детство у всего послевоенного поколения ребятишек: и бедным, и голодным.

2-й:   Но Ванюше всегда хотелось учиться, ходить в школу, с замиранием сердца слушать учителей.

1-й:   И конечно же, не случайно он поступил в Курский госпединститут. Это был вполне осознанный выбор. После окончания вуза в 1963-1965 годах служил в Советской армии. Потом работал учителем биологии, химии, географии в Демьяновской школе Орловской области.

2-й:  Но всегда тянуло в родные места. А дома, известно, и небо синее, и солнце ярче, и песни звонче... Аромат медуниц сильнее, а главное –  соловьи зовут!

1-й:  Иван Федотович возвращается на Курщину в 1968 году. Он уже не только учитель, он уже журналист-публицист (член Союза журналистов с 1965 г.) С 1982 по 2002 год работает собственным корреспондентом областной газеты «Курская правда».

С 1985 года – член Союза писателей России.

2-й:  Иван Федотович Зиборов – Почётный гражданин города Курчатова, четырежды лауреат областной журналисткой премии им. В.Овечкина, награждён Серебряным пером Союза журналистов России.

С 2005 года является Председателем Курчатовского отделения международного фонда славянской письменности и культуры; 25 лет Иван Федотович руководил литературным объединением «Курчатовские самоцветы». Многим начинающим литераторам помог найти себя.

1-й:  Членами Союза писателей России стали Е.И.Латаев, О.Ф. Романов.

2-й:   Вот такой замечательный, уважаемый человек сегодня у нас в гостях! (Аплодисменты)

1-й:   Иван Федотович, Вам слово!

Выступление И.Ф. Зиборова:  – Спасибо, дорогие ребята, что пригласили меня к вам на встречу. В литературную гостиную.

Вот услышал свою биографию и будто заново жизнь прожил. Кажется, совсем недавно писал:

Мне шестьдесят. Осталось мало жить.

И не нужны мне ни орёл, ни решка...

Тревожусь: а успею ль застолбить

Ещё одну, хоть маленькую вешку?

И вот радуюсь: успел! недавно вышла новая книга «Главный урок». Это повесть для школьников, для таких, как вы и постарше. Вы сегодня послушаете меня, а я вас. Я ещё продолжаю учиться, прислушиваюсь, и для меня важно ваше мнение, отклики, оценки.

Встречу в гостиной вы назвали очень необычно – «По-слу-шай-те!» Это очень правильно. Надо уметь слушать друг друга.

Литературный критик: В стихотворениях Ивана Федотовича столько любви и теплоты к живой природе, что кажется, мир оживает вокруг тебя.

3-й чтец:              Ручейки сбегают с горушки,

Ветерок пропах весной,

Но молчит сегодня скворушка,

Взял, как видно, выходной.  

Литературный критик:   В Берендеевом царстве поэта всё сказочно красиво. Все краски – яркие, все звуки – нежные. И всё-всё до боли знакомо: цветы, деревья, пчёлы, птицы. Всё живёт, всё говорит, спорит с тобою, радуется тебе или сочувствует... Оживает Берендеево царство, и ты, маленький его житель, начинаешь понимать: это моя родная земля, это моя малая родина.

Наш замечательный поэт посвятил Курской земле сотни проникновенных, задушевных строк.

1-й чтец:               С невысокого пригорка,

                               Взгляд прищуривши слегка,

Хорошо на реку Морквость

Посмотреть. Невелика.

В ивняковом ожерелье

От большой, видать, любви,

Затевают песнопенье

Зоревые соловьи.

В перещёлках этих звонких

Слышен речки говорок

Про родимую сторонку,

Про отечества дымок.

     Звучит музыкальный фрагмент из «Пушкинского венка»     Г.В. Свиридова.

2-й -3-й чтецы:  (Чтение стихотворений «Какая ширь...», «Ласточки»

Литературный критик:  Ласточки объявили весну! Душа просится послушать музыку полей, чтобы освежить чувства, чтобы услышать новые звуки и наполнить ими взволнованное сердце. Умный, наблюдательный знаток природы, Иван Федотович подмечает самое, казалось бы, незаметное – простые травы, милые луговые цветы.

Литературный критик:   обратимся к особенностям поэтической речи нашего автора: она образная, метафоричная. Какие художественные средства-тропы мы находим в стихотворениях Ивана Федотовича? Какую роль они играют? (Учащиеся приводят примеры эпитетов, олицетворений, метафор, сравнений:  “ивняковое ожерелье реки”,  “зоревые соловьи”, “зверобоя очи карие”,  “травяные хвори” и другие.)

И.Ф.Зиборов:  Спасибо, мои юные читатели-исследователи! Вы очень внимательны. Это просто удивительно, как тонко вы подмечаете переносное значение слов, разбираете поэтические образы. Я всегда говорю школьникам: «Лучше читайте стихи, чем повторяйте какие-нибудь глупые, недостойные слова».

1-й чтец:              Над долиной чибис кружит,

                              Перепёлок перезвон,

                              У ромашки сто подружек –

                              Сколько девичьих имён!

Со своей Иван тут Марьей.

Вероника, чуть дыша.

зверобоя очи карие

Изучает не спеша.

Положив не между прочим

Руку другу на плечо,

Засмотрелся колокольчик

На Венерин башмачок.

Ведущий 1-й:  Венерин башмачок такое удивительное название получил за свои цветки, чуть склонённые набочок; светло-жёлтые цветки напоминают изящные женские башмачки. Может быть, именно такие носила Венера, Богиня любви. Венерин башмачок – исчезающий вид; это растение занесено в «Красную книгу». 

Ведущий 2-й:  Тема охраны природы, защиты растений – одна из главных в творчестве И.Ф. Зиборова. Как Вы пришли к ней, Иван Федотович?

И.Ф.Зиборов:  Неожиданно. Весной в майском лесу на знакомой поляне не увидел ландышей. Дошёл в поисках до чащобы. «Так вот куда ты спрятался от людского многоголосья, от бензиновой вони, – сказал я цветку. А в сердце словно кольнуло: измельчал стебелёк, отступил, быть может, на свой последний рубеж... Вот здесь, я вижу, вы принесли «Красную книгу»– обязательно почитайте её. Очень грустная книга. Читать её будет невыносимо тяжело: от каждой страницы веет холодом и печалью, как если бы ты получил одновременно сотню телеграмм, в которых сообщается о безвременной кончине твоих близких, родственников, друзей и товарищей.

2-й чтец:             Голову склонивши набочок,

                             Он на мир поглядывал уныло.

                            Что с тобой, Венерин башмачок?

                            Что-нибудь серьёзное случилось?

                             Оскудела почва под тобой,

                             Доконали травяные хвори?

                            Может, дождь протопал стороной?

                            Может, стали холоднее зори?

                            В голосе не сдерживая дрожь,

                            Он промолвил, поклонившись низко:

                         – Ты какую песню запоёшь

                            В «Красной книге»?

        

Инсценирование сказки  «Кто милее и краше?»

От автора: Заспорили между собою цветы, кто из них милее и краше.

       Ромашка:   Конечно же, я! Ромашка! Вы посмотрите, какой у меня заглядистый венчик! Без меня и луг не луг, и солнце не такое яркое и приветливое.

      Вероника:  Но у тебя нет запаха! И гордишься ты одними ресницами! Весь запах на лугу от меня. От Вероники!

     От автора:  Душица скромно качнула фиолетовыми соцветьями. И гордо добавила:

     Душица:  Мои цветы тоже очень душистые и полезные, считаются лекарственными.

    От автора:  Тут зверобой вступил в спор:

   Зверобой:  Я вот хоть и не ароматен, но тоже обладаю целительной силой. Сто болезней могу излечить.

    От автора: Иван-чай долго стоял и помалкивал. Неужели не видно, что именно он раскрасавец парень.

    Иван-чай:  Конечно, красавец! Одни листья чего стоят. Не то что у Ромашки или  Вероники. И для чая пригож. А измельчи корни, добавь муки, испеки хлеб. Да ему цены не будет. Шиверкия, что ж ты молчишь? Они все вон как хвалятся!

    Шиверкия:  А мне хвалиться нечем. Плакать хочется. Меня, Шиверкию подольскую, занесли в «Красную книгу»...

     От автора:  Застыдились цветы, пригорюнились. Правду говорит Шиверкия. Как бы самим не угодить в эту самую книгу.

3-й чтец:               Виновато

В ночь ненастную.

В сердце раненный печалью,

Я листаю «Книгу красную»,

Словно скорбный поминальник.

Ведущий 1-й:   Когда читаешь такие строки, то всегда задумываешься: что могу сделать я, чтобы красота не исчезла?

Ведущий 2-й:  Что должны сделать все мы, чтобы природа преобразилась, восстановилась, чтобы мир вокруг нас расцвёл яркими красками?

Ведущий 1-й:  Я думаю, надо много знать, чтобы действовать.

Ведущий 2-й:   В поэтических этюдах писателя открываются нам названия курских деревень, рек, лесов, лугов. Послушайте, какие необыкновенные названия у речек и речушек: Обеста, Амонька, Дублянка, Избица, Морквость, Цуканово-Бобрик. Наши одноклассники выучили стихотворения о них.

Чтение стихотворений учениками – по выбору.

Ведущий 1-й:  Мне нравятся у Ивана Федотовича стихотворения, посвящённые Афанасию Фету. А.А. Фет некоторое время жил в курской Воробьёвке, в своём имении. Иван Федотович посвятил знаменитому лирику вот такие строки:

1-й чтец:              Май уже клонился к лету,

Соловьи входили в раж.

Не спалось в то утро Фету,

Он ходил по кабинету

И брался за карандаш.

Рассказать, что солнце встало,

Что звенит в полях овёс,

Что листва затрепетала

У раскидистых берёз.

Мужики, щадя поэта,

Объезжали дом у лип,

Чтоб высоким думам Фета

Не мешал тележный скрип.

Ведущий 1-й:

Слово для художественного чтения предоставляем нашему гостю.

И.Ф.Зиборов:   Вы ещё не ездили в музей Фета, в Воробьёвку? Обязательно побывайте! Я прочитаю стихотворение, написанное под впечатлением после посещения фетовского дома.

Поднялся рано я, до свету.

В груди волненья не унять:

Пришёл я поклониться Фету,

Букет невянок передать.

Шепчу его святое имя,

Сам, как и он, давно уж сед.

Не знаю, примет иль не примет,

Возьмёт иль не возьмёт букет.

Не отвлеку ль, не помешаю?

А сердце убыстряет прыть.

Стою у двери, не решаюсь

Ни приоткрыть и не открыть.

Чтение автором новых произведений («Река Рыло», о городе     Рыльске, о древнерусских воинах из дружины Буй-Тур Всеволода,          рыльского  князя; стихи из «Детской страницы»)

Учитель:  Спасибо нашему гостю за его добрые пожелания-напутствия. Спасибо за прекрасные поэтические строки, полные чистой родниковой воды, за книги – честные, волнующие, зовущие к хорошим делам.

       Ведущий 1-й:        Остаться в памяти людей

На год, на жизнь или века...

Остаться, чтобы каждый день

Растить в себе Че-ло-ве-ка!

Ведущий 2-й:      Ты – человек, и ты силён!

                             Ты мал ещё, но ты смышлён.

                                 Вперёд, мой юный друг, и тихо

                                 Ты открывай страницы книги,

                                 Как Пушкин открывал и Фет...

                                 Мир книг заполнил Интернет!

                                 Но лучше поступают всё же те,

                                  Кто знает адреса библиотек!..*

*Горбуль Л.В., автор стихотворения «Остаться в памяти людей...»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...