ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»
план-конспект урока (краеведение, 7 класс) по теме

Подрядчикова Светлана Владимировна

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»

Учитель Подрядчикова Светлана Владимировна.

Предмет:  История и культура Санкт-Петербурга, 7-й класс.
Цель урока: Продолжить изучение материала по теме «Петровский Петербург».

Задачи:
- обучающие: продолжить формирование умения описывать памятники искусства;

- развивающие: продолжить формирование умения ориентироваться по карте города;
- воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Оснащение урока: презентация по теме урока, раздаточный материал для учащихся, план урока и таблица на доске.

Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.

Основные виды деятельности учащихся: просмотр презентации; работа с картой города и таблицей; фронтальная беседа, общий вывод, письменная работа.

План урока:

1. Почему и когда Петербург стал столицей?

2. Кто и где управлял Россией в новом городе?

3. Кто помогал Петру I вершить судьбу России?

4. Какие памятники новой столицы напоминают о православных традициях Московской Руси и о новых петербургских традициях?

5. Почему столицу называют «зеркалом российской истории?

Домашнее задание: § 11, подготовить сообщение об одном из памятников петровской эпохи.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя
(с указанием действий с оборудованием)

Деятельность учащихся

Время
(мин.)

1

Организацион-ный момент

     Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела "Петровский Петербург". Приступим к работе.

 На партах перед учениками заранее положен раздаточный материал

1

 2

Проверка

домашнего

задания

 На прошедших уроках мы говорили  с вами о том, как возник наш город. Вспомним основные моменты - выполните задания на бланках, лежащих  перед вами.

 Учащиеся выполняют письменное задание по вариантам «Маршруты № 4, № 5»

10

3

Проверка

знаний и умений

обучающихся

для подготовки

к новой теме

Вводное слово учителя: Новый город возник на болотах… Здесь произошло слияние Запада и Востока. На исконно русской земле строили, ориентируясь на голландскую, итальянскую и французскую архитектуру.

- В чем еще проявилась новизна нашего города?

Попытайтесь сформулировать тему нашего  урока.

Учащиеся могут сказать, что Петербург изначально строился по плану, с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями, как город-крепость и столица России.

3

4

Постановка

цели занятия

перед

обучающимися

Итак, тема нашего урока "СПб - новая столица России» Слайд1 Какую роль отводил Петр I своему городу,  как видел свое место в нем? В чем проявилась преемственность Петербургом старых московских традиций? На эти вопросы вам нужно будет ответить в конце урока, а чтобы сделать это легко – в помощь вам «Карта путешествий», на которой вам нужно будет найти и отметить объекты по ходу презентации, и таблица, куда вы будете заносить замеченные факты.

Учащиеся формулируют тему, знакомятся с планом урока, готовятся выполнять задание по карте города и таблице

2

5

Организация

восприятия

и осмысления

новой

информации,

т.е. усвоение

исходных

знаний, творческое

применение и

добывание

знаний,

освоение

способа

деятельности

путем

решения

проблемных

задач,

построенных на

основе ранее

усвоенных

знаний и умений

Рассказ учителя в ходе презентации:

Удивительной была скорость, с которой строился город. Поразительно, что поначалу не могли определить ему имя: Петрополь, Петрополис... Лишь спустя некоторое время утвердилось название Санкт-Петербург — город святого Петра. Название непривычное для русского уха. Но ещё более удивительно то, что этот молодой город, строящийся на землях, юридически принадлежавших Шведскому королевству, стал… столицей России. На Петровских воротах крепости появился герб Российского государства. Официального указа о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург никогда не было. Город стал столицей огромного Российского государства по воле одного человека — царя Петра I.

  • Как вы думаете, почему Петр принял такое решение?

Когда же Санкт-Петербург стал столицей? И вновь историки спорят. В некоторых исследованиях авторы указывают  1712 год как дату превращения Санкт-Петербурга в столицу.  Слайды 2, 3. К 1712 г. состоялась свадьба Петра I и Екатерины. Венчание проходило в Исаакиевской церкви около Адмиралтейства. Это был вызов традициям Московской Руси!

- От какого слова произошло само слово «столица»?

Петр I поселился в Петербурге – семья, дома… В современном Санкт-Петербурге сохранились памятники, которые напоминают о Петре.

Слайды 5,6. В Первоначальном, Летнем и Зимнем дворцах Пётр I жил со своим «сердешным другом Катеринушкой». Во дворцах Пётр I отдыхал, играл в шахматы и бильярд, работал на токарном станке (в те времена это было развлечением многих европейских монархов).

Слайд 7-13. Но, глядя из окон своих жилищ на невские волны, он обдумывал важные для всей России решения. Пётр I занимался «кабинетными» — государственными делами.

Слайд 14. В царские дворцы частенько наведывались приближённые к Петру I люди, служившие ему и Отечеству: сенаторы, президенты коллегий, адмиралы...

  • Какие качества ценил царь в приближённых?

Слайд 15. Дворянская слобода. Оттуда рано утром отправлялись на службу государственные деятели. Сенаторы направлялись в Сенат. Там они обсуждали законы российского государства. «Служилые люди» собирались в здании Коллегий на Троицкой площади, где размещались исполнительные органы власти Российского государства. Для застройки города царь пригласил архитекторов-иностранцев. С ними нас познакомят ребята. Слайд 16. 

-Вспомните, как назывался стиль в европейской архитектуре, характерный для XVII-XVIII вв.? Что его отличает?

Петровское, или раннее барокко – стиль в архитектуре, характерный для петровского Санкт-Петербурга. Слайд 17. 

Слайд 18. В наши дни о бывшем столичном значении города напоминает здание Двенадцати коллегий, расположенное на Васильевском острове.

Слайды 19-20. Дворец генерал-губернатора А.Д.Меншикова на Васильевском острове начали строить в 1710 г. по проекту итальянца Джованни Марио Фонтана. В то время это здание было самым великолепным в городе.  

Слайд 21. Петр I увлекся собирательством всего необычного, интересного, поучительного. В 1718 г. началось строительство здания, предназначенного для хранения и показа редкостей, получившего название Кунсткамера.

Слайд 22. Ки́кины пала́ты — это единственный сохранившийся до нашего времени дом одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952—1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.

Слайд 23. Карта петровского барокко.

Слайды 24-26.Как в православной Московии испокон веку строились храмы, так и в Петербурге закладывались церкви, соборы и даже монастырь.

- Назовите известные вам храмы?

И самое главное событие тех лет, определившее развитие  России на последующие два столетия, — торжественное провозгласил России империей, состоялось в Троицкой церкви после заключения Ништадтского мира 22 октября 1721 года. Представители Сената и Синода просили Петра принять титул императора, отца Отечества и Великого. С тех пор и повелось — Пётр Великий.

- А кому был посвящен первый монастырь города? Как он называется? Как вы думаете, почему Петр I приказал построить его?

В 1710 г. там, где в Неву впадает река Монастырка, царь повелел поставить большой монастырь во имя Александра Невского. Он  выбрал это место согласно легенде о том, что именно здесь произошла в 1240 г. знаменитая Невская битва со шведами.  Подлинное место сражения было установлено намного позже. Слайд 27.

- Что сегодня является символом города? Слайд 28. Его строительство завершилось после смерти Петра I, но императора похоронили в недостроенном соборе. Храм стал усыпальницей (местом захоронения) российских императоров.

Слайд 29.Иноверческие храмы – впервые в России! Как уже говорилось, на территории первой крепости на Заячьем острове рядом с деревянным Петропавловским собором соорудили лютеранскую церковь св. Матвея. В Немецкой слободе на подворье генерала Крюйса находилась лютеранская кирха. Позднее ее перенесли на Большую першпективную улицу (ныне Невский проспект).

Слайд 30. Санкт-Петербург был «зеркалом», в котором отражались изменения, происходившие в стране. Именно в Петербурге начала действовать Тайная канцелярия.

  • Что это?

Их пытали, сажали в казематы Петропавловской крепости, которая стала первой в России политической тюрьмой. Первым узником этой тюрьмы стал царевич Алексей Петрович (от первого брака с Лопухиной). Изменников казнили на Троицкой площади.

Учащиеся заносят данные в таблицу

Учащиеся могут предположить, что Пётр I  хотел создать новый город — «окно в Европу», что Петром I двигали личные чувства: ненависть к московской старине, желание забыть о стрелецких бунтах, восхищение Амстердамом…

Записывают дату в тетради.

Учащиеся предполагают («стол», «престол» - т.е. место, где живет правитель)

Учащиеся отмечают на «Карте путешествий» домик Петра I, Летний и Зимний дворцы, Летний сад и заносят данные в таблицу.

Учащиеся отвечают (ум, сообразительность, талант, ответственность и послушание — беспрекословное подчинение Петру I).

Двое учащихся представляют подготовленные сообщения о Д.Трезини и Ж.-Б. Леблоне.

Учащиеся вспоминают понятие «барокко», называют его характерные черты (большие размеры, декоративность, изломанность линий),

записывают в тетрадь определение, заносят данные в таблицу.

Учащиеся отмечают на «Карте путешествий» здание Двенадцати коллегий, Дворец А.Д.Меншикова, Кунсткамеру, Ки́кины пала́ты.

Учащиеся заносят данные в таблицу

Учащиеся называют (храмы, построенные в честь святых: Петра и Павла, Исаакия. Троицкая.

В честь военных побед соорудили деревянные церкви: Сампсониевская церковь, церковь святого Пантелеймона. Наносят их на «Карту путешествий».

Учащиеся отвечают (Александру Невскому, Александро-Невская лавра. Петр I понимал, что городу нужна священная реликвия, которая поселит в душах людей веру в прочное будущее, гордость за славное прошлое). Наносят его на «Карту путешествий», заносят данные в таблицу/.

Учащиеся отвечают (Петропавловский собор). Наносят его на «Карту путешествий».

Учащиеся отмечают новшество в графе «Новое» в таблице.

Учащиеся вспоминают (она наказывала тех, кто не поддерживал Петра I. Таких  людей объявляли государственными преступниками. Достаточно было выкрикнуть: «Слово и дело!», как появлялись люди и арестовывали человека, на которого указывал доносчик).

20

7

Обобщение

изучаемого

на уроке

Итак, что нового вы сегодня узнали? (Учитель выслушивает ответы по плану урока, уточняет и помогает формулировать при необходимости)

Учащиеся отвечают на вопросы плана

3

8

Контроль

результатов

А теперь время показать свои новые знания, выполнив самостоятельную работу (учитель раздает листочки с вариантами контрольных вопросов)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, используя заполненную ими «Карту путешествий

3

9

Подведение

итогов урока, оценка знаний, домашнее

задание

Ребята, какое лично для вас значение имеет сегодняшний урок?

Сегодня вы прекрасно поработали на уроке и получили отличный результат. Оценки за урок… Всем огромное спасибо. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учащиеся делают вывод, что от воли Петра I много зависело, и облик города очень во многом сложился благодаря ему.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

1

                                         Таблица «Новые и старые традиции в Санкт-Петербурге»

Новое

Старое

«Иностранное» имя, европейские архитекторы

«Слободы», как на всей Руси

Начал строится на землях, не принадлежащих России,

по заранее определенному плану

Царь управляет государством через личные контакты

с подданными и прежними методами

Цари, начиная с Петра I, рождаются, венчаются,

живут, умирают и упокаиваются в Петербурге

Строятся православные храмы

Строятся инославные храмы

Святой покровитель города – русский

полководец Александр Невский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Санкт – Петербург- «вторая столица» России"

Тема:Санкт – Петербург-  «вторая  столица» России Тип  урока: комбинированныйЗадачи:Создать образ  о  Санкт – Петербурге, как о «второй  столице» России;Развив...

Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга...

План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.

Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....

Открытый урок на тему: "Санкт-Петербург - новая столица России."

Цель урока:Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства.Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историчес...

Санкт-Петербург – новая столица России

Разработка урока по курсу "История и культура Санкт-Петербурга" - краеведческий компонент. Урок изучения нового материала по теме "Петровский Петербург"....

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "« Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes. (Лицо города – визитная карточка страны.) Thema: Санкт-Петербург. Достопримечательности города.»"

1. Учить чтению текста о Санкт – Петербурге  с полным  пониманием содержания прочитанного, извлекать нужную информацию из прочитанного и выражать свое отношение к прочитанному.  У...

План-Конспект занятия "Улицы Санкт -Петербурга"

Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.Вызвать у детей интерес к жизни родного города.Закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, го...