«О чем говорят экспозиции школьного музея»
опыты и эксперименты (краеведение) по теме

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinnatullina_ramziya_khakkyevna.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Зиннатуллина Рамзия Хаккыевна, МОБУ ДОД «ЦДТ», учитель ОБЖ

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ

Тема выступления: «О чем говорят экспозиции  школьного музея»

   Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его                                                                                                                                  трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Эти качества я стараюсь привить детям на занятиях  краеведческого  объединения «Тураем».

  Стержнем деятельности  объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Все начинается с  инициативы. В  каждом селе есть жители, которые хотят передать свои знания и опыт потомкам. Есть любознательные дети, которые хотят узнать историю села, узнать о жизни почетных работников предприятий сельской администрации.

   Краеведческая работа достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большой отдачи, поэтому, необходима индивидуальная работа с воспитанниками.

  Зал Боевой Славы -  верный друг и помощник учителей, классных руководителей в воспитании патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Мне, жителю села Тураево, горячо любящему этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба нашего района перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал. Нам есть чем гордиться. Зал Боевой Славы в 2011 году занял 1 место по итогам районного конкурса среди школьных музеев. А по итогам Республиканского конкурса «На лучшую организацию работы в этнографическом музее» в минувшем году  мы заняли 1 место в Республике.

  Это служит хорошим стимулом.  Краеведческая работа увлекает детей, развивает жажду знаний, стремление к поискам. В результате поисково-исследовательской работы был собран обширный материал, который разместить на стендах  оказалось невозможно. Тогда совет музея предложил оформлять красочные альбомы.      

  К 67-летию Великой Победы учащиеся собрали богатый материал о наших  земляках-ветеранах,  а также был обновлен зал Боевой Славы. Учащиеся сделали своими руками композиции и макеты,  посвящённые памяти Великой Отечественной войны. А также опубликовали статьи в районной газете о ветеранах войны и тыла «Бу көннәрнең даны сүнмәс”, “Илдә тынычлык булсын”, “Турайга эвакуацияләнгән кешеләр”, “Бөек Җиңү”, “Бөек Ватан сугышы  батыры”.С  огромным  интересом изучили экспозиции, посвященные ветеранам войны, в том числе учителям, бывшим ученикам школы. Например, на стенде «Учителя школы – участники Великой Отечественной войны» рассказывается о бывшем директоре Ахмерове Миргалиме Валиевиче. В результате исследовательской работы изучили  биографию.  Нам удалось встретиться вдовой и дочерью фронтовика и слушать интересные воспоминания о ветеране. Она бережно хранит личные документы: трудовую книжку, военный билет, справки, выданные в 1930 - 1950 годах, многочисленные грамоты и фотографии, автобиографию, характеристику на директора Тураевской семилетней школы, всего 37 различных документов.  Ахмеров М.В.  работал председателем колхоза, был активным агитатором. Об этом свидетельствуют Благодарственные письма и Почетные грамоты.    

   Нургалеев Муса Нургалеевич работал после войны в школе и преподавал уроки физики, математики, технологию. Большое  место занимают личные документы, справки и благодарственные письма  в зале боевой славы.

   Мы  выступили на научно-практической конференции «Служение Отечеству: события и имена» посвященной 65 -летию Победы в Великой Отечественной войне 1945-1945 годах о фронтовике-учителе Нургалееве Мусе Нургалеевиче. Он является единственным офицером в нашем селе. В музее сохранилась справка т, где объявлена благодарность за отличные боевые действия в освобождении города Первомайск в составе соединения генерал-майора  Акименко.

  Фронтовик был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями « За взятие Будапешта», « За взятие Вены», « За освобождение Праги», « За победу над Германией в 1941-1945 годах». После войны был награжден медалью Жукова и Почётным знаком ветерана 11-й гвардейской армии. Получил письменные благодарности Верховного Главнокомандующего за участие в освобождении 16-ти городов западноевропейских стран.

   В музее большое место отведено Героям Советского Союза – землякам. На уроках истории, в классных часах на патриотическую тему учащиеся охотно изучают материалы и стенды в музее. Было бы ошибкой, конечно, ограничиваться только славными именами. Война против фашизма была подлинно народной, героизм был массовым. Подвиги совершали не только те, кто отмечен Золотыми Звездами.  В музее накоплен богатый материал о ветеранах войны и тыла, они размещены на стендах в зале боевой славы и в многочисленных альбомах.

   Сейчас в школе учится поколение, для которого Великая Отечественная война – такая же глубокая история, как гражданская. Значит, нужно донести, приблизить далекие для них события. В зале боевой славы 65- летию  Победы был сооружен блиндаж и создана панорама о ВОВ. Проходя возле них, дети как-то становятся серьезнее, обрывают обычную возню и шалости. Ведь на них смотрят герои войны и труда. Разве можно плохо учиться в той школе, где когда-то учились такие достойные защитники отечества.  С большим вниманием рассматривают ребята в музее фотографии знатных людей, которые за свой труд удостоены высоких наград Родины. Многие из школьников узнают своих дедушек и бабушек, родителей, и их сердце охватывает гордость. Ребята воочию видят взаимосвязь и преемственность  поколений, они глубже осознают и то, что самый уважаемый человек в селе, в районе, у них формируется стремление подражать старшим, продолжать их дело.

  Эпоха великого переселения народов — один из ярких периодов в истории Евразии, характеризующийся значительным изменением карты расселения древних этносов, что способствовало формированию нового этапа взаимодействия различных, в том числе и современных народов.

  Одним из оригинальных и значимых памятников этого рода в Приуралье является Тураевский курганный могильник, расположенный у д. Тураево.

 Уникальность этого археологического объекта определяется тем, что рядом с курганами, явно оставленными пришлой группой воинов, располагалась значительная бескурганная часть, принадлежавшая местному финно-угорскому населению.  В этнографическом зале помещен стенд о Тураевском курганном могильнике. Мы ведем исследовательскую работу, а также выступаем на научно-практических конференциях и рассказываем об этом археологическом объекте.   Делясь опытом с краеведами других школ, совет музея напоминает им, что начинать поиск «самого дорогого» экспоната надо, как говорится, у себя дома, в своей родной деревне, городе, в микрорайоне школы. И если ребята возьмутся за изучение истории родного колхоза, сельского Совета, своего города, им охотно помогут государственные музеи, архивы, организации, местное население.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

"Говорят экспонаты школьного музея" .Сочинение Голушко Эли, 11 класс.

"Говорят  экспонаты школьного музея". Сочинение об участнике войны Елизове Т.П. ученицы 11 класса Голушко Эли....

Из опыта работы музея краеведения. Подготовка к смотру-конкурсу музеев.

Добрый день, уважаемые коллеги! Руководитель краеведческого объединения «Уголок России», учитель истории и обществознания Алёхина А.И. Краеведческий музей ГБОУ СОШ пос. Кировский действует 15 лет. Хоч...

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...