исследовательская работа по направлению "Великая Отечественная война"
материал по краеведению по теме

Стещенко Марина Сергеевна

 

Содержание

I.Введение

1.Цели, актуальность, практическая значимость темы ………3

II.Основная часть.

 1. Память жива. Трагические дни 1941 года.  ……………… 4

2.Никто не забыт. Ничто не забыто.   …………………………8

3.Односельчане в годы Великой Отечественной войны…….9

III.Заключение .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota._mkou_borshchenskaya_sosh.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Исследовательская работа по направлению

«Великая Отечественная война»

Тема работы:

«Великая Отечественная война в истории нашего края»

                                                                      Авторы:

Балка Артём Владимирович

Гейко Роман Сергеевич

Стещенко Ольга Александровна

обучающиеся 11 класса

Руководитель:

 Стещенко Марина Сергеевна учитель истории  

                                                      2011-2013 учебные годы

Содержание

I.Введение

1.Цели, актуальность, практическая значимость темы ………3

II.Основная часть.

 1. Память жива. Трагические дни 1941 года.  ……………… 4

2.Никто не забыт. Ничто не забыто.   …………………………8

3.Односельчане в годы Великой Отечественной войны…….9

III.Заключение .

  1. «Этот день мы приближали, как могли».

 Вклад моих земляков в победу.    ……………………   10

      2.Эпохой бессмертия мы рождены.                                                                                     Поклонимся великим тем годам      ……………………………11

IV.Список литературы    ……………………………………  12

                                                     Введение

Наша исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны

Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы военного лихолетья, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

 -  способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины;                                                                                                                                      -  узнать как можно больше информации  об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Борщень;                                                                                  -  привести в соответствие имеющие данные о точных потерях, уточнить списки погибших, списки не отмеченных на сельском обелиске и в Книге Памяти;                                                                                                                                            -показать, как отразилась война на судьбах курян, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу                                                                         -    использовать в работе  информационные технологии,  создать электронную презентацию.                                                                                                                                  

Степень изученности проблемы

В художественной и научной литературе можно найти много работ по данной проблеме, которые  мы  и  использовали.  Мы просмотрели и перечитали много книг о войне. Особенно нам понравились книги: Николая Доризо «День нынешний и день вчерашний». В этих книгах, в стихах показан весь трагизм Великой войны, жизнь в военные годы.  Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их поют и сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского.  

В более позднее  время появились новые замечательные песни такие как «День победы» Эти ПЕСНИ И КНИГИ о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы. О Памяти.                                                                                         Интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа»  И.М. Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат с фронта. Из газетных статей про период войны мы узнали много о земляках-курянах, переживших страшные годы войны. В школе мы с ребятами встречались с  ветеранами, тружениками тыла, которые много рассказывали о прошлой жизни, о истории села. Много ценных материалов у нас есть в школьном музее, которые помогают осознать величие, значимость тех героических лет.  

                             Основные этапы проекта.

 - совместная деятельность с учителем истории Стещенко М.С., работниками сельского дома культуры и сельской библиотеки  по подготовке материалов;                                                                                                                                                    -работа с первоисточниками наиболее полно освещающих избранную проблему;                                                                                                                                                - знакомства и встречи с людьми – очевидцами событий прошлых лет;                    - изучение литературы и периодической печати;                                                                     - выбор методов исследования под руководством учителя истории.                                            

 -самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;           - работа с архивными материалами, материалами  школьного музея, СДК;       -анализ собственных данных, их сопоставление;                                                                                                                         -работа по подготовке исследованных материалов к оформлению,  создание электронных презентаций.

                                             Основная часть 

1.   Память жива. Трагические дни 1943 года.

Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это мы и хотим показать в своей работе.

     Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют улицы.

В городе Курске есть улица Шубина, Героя Социалистического Труда, начальник станции Курск Пётр Алексеевич Шубин родился в селе Липиново Щигровского уезда Курской губернии в семье железнодорожника. В феврале 1943 года, был командирован на восстановление разрушенной оккупантами станции Курск. В дни Курской битвы провёл огромную работу по восстановлению железной дороги, разрушенной немецкой авиацией, обеспечил бесперебойный пропуск воинских эшелонов. 5 ноября 1943 года за исключительные заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Пётр Алексеевич Шубин первым из курян был удостоен звания Героя Социалистического Труда.  Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

 На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось  бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.                                                                                   

Вот уже 70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Сейчас можно услышать, что не осталось тайн, и мы знаем всё о той войне.  (пауза)  

22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941-42-43… год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, победы над страшным врагом - это было в 43- ем. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

Пётр Кузьмич Горовой оказался на войне, когда ему было восемнадцать. До призыва в армию оставалось ещё несколько месяцев, однако Пётр, как и многие его сверстники, обратился в военкомат с просьбой поскорее отправить его на фронт. Ко дню освобождения Курска сержант Горовой уже командовал минометным расчетом. Дивизия, в которой он воевал, часто участвовала в так называемых боях местного значения, чтобы отвлечь противника от решающих сражений. Ждать подкреплений было неоткуда. На подходе к Курску в дивизии были значительные потери, но в душе, помимо горечи потерь, теплилась радость от того, что не за горами конец войны. «Война-это всегда боль, горе и страх…».(1) Ужасы войны продолжались и после того, как вся страна праздновала Победу. « После 9 мая в Германии погибла почти вся наша рота, - говорит ветеран. – Потому, что мы уже не ожидали нападения, а отдельные отряды немцев ещё скрывались в лесах»(2) За воинские заслуги Горовой Пётр Кузьмич имеет четыре ордена и более 20 медалей.

Где эти золотые буквы, понять сложно. Да, имя Перекальского, Черняховского у курян на слуху. Про Высоцкого, личность которого «всплыла» только в этом году, мы вообще ничего не знали. А ведь это он, как выяснилось, взял на себя руководство 322- дивизией после смерти Перекальского. А погиб Степан Николаевич в 8 часов утра 8 февраля на подступах к Курску. То есть фактически освобождал город Высоцкий.

Бойцы 322-й дивизии сочинили песню. Процитируем несколько строк:

«Перед смертью звал он нас,

Звал герой вперёд,

За отца, за Сталина,

За родной народ!

И друзья достойные

С Перекальским шли

В Курск его покойного

На руках несли.»(3)

С 8 по 26 февраля 1943 года Дмитрий Ефимович Высоцкий принял командование 322-й стрелковой дивизией. В курском архиве мы нашли не много информации о нём. Дмитрий Ефимович Высоцкий родился в 1902 году в селе Рогачёвка Новоусманского района Воронежской области. Награждён двумя орденами Красного Знамени. Подполковник Дмитрий Высоцкий умер ровно через год после событий в Курске-от ран, полученных в бою вблизи г. Шепетовка. Звание полковника Высоцкому, также как и Перекальскому, было присвоено посмертно.

 Толстолыченко Николай Андреевич

Большой боевой путь пройден нашим односельчанином Толстолыченко Николаем Андреевичем. Николай Андреевич родился в 1923 году. Ему было всего восемнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Николай Андреевич вместе со своими товарищами ушел защищать Родину от фашистской нечисти. Курская битва – одна из величайших битв 2-й мировой войны продолжалась с 5 июля по 23 августа. За это время советские войска, продолжая прочно удерживать инициативу, разгромили 30 фашистских дивизий. Враг потерял полмиллиона солдат и офицеров, тысячи танков, орудий и самолётов. В этой героической битве участвовал и Толстолыченко Николай Андреевич. За проявленные героизм и мужество он был награжден медалью «За отвагу». Участвовал Николай Андреевич в форсировании Днепра.

Много еще прошел с боями Николай Андреевич, освобождая Болгарию, Венгрию от фашистов.

 После войны Николай Андреевич работал в колхозе имени Советской Армии. За свой честный труд товарищ Толстолыченко не раз награждался ценными подарками, денежными премиями, грамотами. Николай Андреевич являлся ветераном труда, он награжден орденом Трудовой Славы.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны.  Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирала силы и Курская земля...

В ту первую послевоенную весну приходилось пахать на коровах, трудиться, не щадя сил, от зари до зари. Многие колхозы не только справлялись с выполнением плана весеннего сева, но и значительно превышали его. Основную массу колхозников составляли женщины. Об их самоотверженном труде говорят короткие строчки архивных документов. «Звеньевая колхоза имени Ворошилова Борщенского сельсовета Екатерина Ивановна Бобырёва вывезла 350 центнеров навоза на закреплённую за звеном территорию». Перед сельскими советами была поставлена важнейшая задача-восстановление довоенных посевных площадей, достижение довоенной урожайности и продуктивности животноводства.

Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники.                                    Каким вырастет  новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества?  Хорошо ли нам живущим  ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» решили мы с ребятами  и началась серьёзная работа.

     Погибшие живут среди живых,

     Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

     Во всех сердцах, во всех домах людских

     Неслышные шаги их раздаются.

     Забыть их – значит их предать!

     Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

     И не чугун, не бронза, не гранит, которые не раз бывали лживы,

     А память поколений их хранит. Вот почему посмертно они живы.

     Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить, чтоб небосвод был вечно голубой -  Нет, не забудем никогда героев, что ради жизни шли в бессмертный бой!        

 Нам предстояло узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа.  О героях, которые очень необходимы были тогда стране. Они проявили свои положительные качества, они-то и облегчили победу, а кто  они эти героические люди, когда то также учившиеся в школе,

                                             

2.Никто не забыт. Ничто не забыто.

    Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. В нашем селе не осталось не одного ветерана Великой Отечественной войны. Если говорить языком цифр то, по данным отдела военного комиссариата Курской области по Большесолдатскому району  проживают 23 ветерана и участника Великой Отечественной войны. Совместная работа нашей школы с общественными организациями, СДК становится системой работы. Ведётся большая поисковая деятельность. Есть уже определённые результаты.  Мы знаем, что свыше 1660 человек были угнаны на работы в Германию. 8100 наших земляков ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны, 4199 из них погибли в боях за Родину. Проверяя данные, написанные в «Книге Памяти» - мы заметили, что в ней записаны не все участники войны, мы провели поисковую работу – сверили списки погибших односельчан, стали сверять со списком на Обелиске, который стоит в центре села и на нём тоже выяснилось, что отсутствует часть фамилий; старожилы села, зная, что ведётся данная работа, стали приходить по поводу своих родственников, тех на кого нет никаких данных; вследствие этого выяснилось, что на Обелиске не хватает 55 человек. Люди отдали свои жизни и о них ничего не известно кроме года их рождения. Наша задача исправить эту ситуацию.  Как сказал фронтовик Михаил Дудин: - «Неизвестных солдат нет и быть не может, потому что мы живые, защищенные их кровью, ходим по нашей земле, дышим этим воздухом жизни, растим детей на радость нашему грядущему».  (5.с.46)      

 Совместно  с СДК мы оформили Книгу Памяти, куда постарались занести все фамилии ветеранов Великой Отечественной войны нашего села. О 87 ветеранах в сельской библиотеке оформлена папка « Их помнят, их знают, ими гордятся!». Там же оформлены тематические папки: «Фронтовики наденьте ордена», « Всегда на первом рубеже», «Свой век мы прожили не зря», «Мне Родину спасать досталось»

3. Односельчане в годы Великой Отечественной войны

     

Во время мероприятия, посвящённого ветеранам «Вспомним мы, как это было», труженики тыла рассказывали о нелёгком труде в годы войны: «Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд, Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.

В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили рыбу. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было не легче чем на войне, а может и трудней.» 

На основе собранного материала была разработана презентация (в электронном виде):                                                                                                                               1.Помнит мир спасённый.

 Составлен сценарий и проведено мероприятие посвященное Дню памяти начала Великой Отечественной войны 22июня:                                                                                                                                   - составлен список участников войны призванных из села Борщень, не занесённых в Книгу Памяти по Курской области;                                                                                                         -список погибших односельчан в годы войны, имён которых нет на сельском памятнике;                                                                                                                         - собраны альбомы  «Они сражались за Родину»,  «Набат нашей памяти», «Подвиги их бессмертны».  

Мы считаем, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди военного поколения: голод, холод, они понимали, что без их помощи страна просто не обойдётся.         

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

 Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

                                              Заключение 

1.  «Этот день мы приближали, как могли». Вклад моих земляков в победу.                                                                                                                                Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи. Всюду изыскивались, мобилизовывались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашей Курской области, вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей,  сбор денег и вещей в фонд обороны страны... Куряне и наше село внесли свою долю  во вклад Победы. Тогда люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Самоотверженно трудились колхозники весной 1943 года, ведь фронту нужен был хлеб, поэтому все усилия жителей Большесолдатского района были направлены на восстановление разрушенного хозяйства. Многие колхозы не только справлялись с выполнением плана весеннего сева, но и значительно превышали его. Колхоз имени Капустино Извековского сельсовета выполнил план на 135 процентов, колхоз «Колос» Розгребельского сельсовета – на 133. По состоянию на 10 октября 1943 года в районе было уже восстановлено 60 молочнотоварных ферм с поголовьем коров более 1240 голов и 20 овцеводческих ферм с численностью овец в 178 голов. Подводя итоги 1943 сельскохозяйственного года, было отмечено, что труженики района проделали большую работу, выполнив в целом государственный план сдачи хлеба, молока, мяса.

  1. Эпохой бессмертия мы рождены.                                                                                     Поклонимся великим тем годам.    

Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно.                                                                                                                                                      Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя –ПАМЯТЬ.     Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки  жили в свободной стране, были счастливы, свободны.                                                                                                                                          Мы можем долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Мы часто думаем, а смогли бы мы ?… вытерпеть все то, что вытерпели они?                                          И нам хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Нам есть с кого брать пример в жизни. Мы постараемся поступать так, чтобы нам не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Мы будем достойны  Вас, наши дорогие предки.

                                                       Литература:

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

4. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

5. Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.

6.Рождественский Р. «Реквием» «Детская литература», 1984.

7. Материалы школьного музея.

8.Материалы из газеты «АиФ-Курск» №6, 2013г.

9. «Друг для друга» № 6 (956) 5 февраля 2013г.

10. «Единая Россия» № 6 (209) 15 февраля 2013г; № 8 (211) 28 февраля 2013г.

При подготовке использованы материалы:

Федеральная архивная служба России (Росархив):
kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru

Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа»http://podvignaroda.mil.ru/

Книга Памяти по Курской области

Материалы Борщенского СДК, школьного музея «Боевой и трудовой славы» МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"

В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...

Проектная работа , посвящённая памятникам Отечественной войне 1812 года

Проектная работа поможет узнать о памятниках ,которые напомнят о великих сражениях русской армии ,  великих полководцах и гениралах, которые оказали на ход войны 1812 года. Данная работа завоевал...

Исследовательская работа «Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве» на немецком языке

Каждый год в нашем городе проводится конкурс проектов-исследований "Шаг в будущее". Конкурс проводится по всем дисциплинам. В этом году к конкурсу добавились номинации, посвященные 70-летию Великой би...

Исследовательская работа «Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве» (на русском языке)

После выступления с данной проектной работой на немецком языке  мне поступило предложение о переработке данного проекта на русский язык. Так как материал можно будет использовать и на уроках исто...

Практическая работа по теме "Отечественная война 1812 г."

Практическая работа по теме "Отечественная война 1812 г." предназначена для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Данная работа позволяет отрабатывать регулятивные УУД: сворачивать текст...

Проектная работа " Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Зеленоград"

В материалах работы представлены памятники ВОВ на территории г. Зеленограда, одного из административных округов Москвы, по земле которого прошла передовая линия фронта....

Контрольная Работа по Великой Отечественной войне

Контрольная работа содержит 3 задания. Ребенок наугад выбираетт по одному заданию каждого блока и дает развернутый ответ на вопрос...