Исследовательская работа "Удивительные уголки моей малой родины"
проект по краеведению (8 класс) на тему

Белоусова Марианна Александровна

В преддверии 85 летнего юбилея Перелюбского района мы с учащимися решили отыскать достопримечательности, которые могли бы прославить наш район. Для этого провели социологический опрос, собрали материал, создали презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный социально- значимый проект «Подарок району к юбилею»

Секция:  Духовное наследие наших предков (история, краеведение)

Тема

«Удивительные уголки моей малой родины»

Автор работы: Афонина Пелагея,

Кутлугундин Дмитрий, Тыщенко Екатерина,

Чернов Владимир, Чернов Олег, Юнусов Давид,

8 класс, МБОУ «ООШ с.Кучумбетово

Перелюбского муниципального района Саратовской области»,

Саратовская область, Перелюбский р.,

с.Кучумбетово, ул.Интернациональная д.55,

33-1-22

                                Научный руководитель: Белоусова Марианна Александровна

Учитель физической культуры

МБОУ «ООШ с.Кучумбетово

Перелюбского муниципального района Саратовской области»,

Саратовская область, Перелюбский р.,

с.Кучумбетово, ул.Интернациональная д.55,

8 927 144 12 34

                                

Кучумбетово  2013

Оглавление

Введение…………………………………………………3

Основная часть

Глава 1

Памятник воину –освободителю………………………5

Глава 2

Камелик- ромашка в степи…………………………….8

Глава 3

Храм Михаила Архистратига…………………………10

Глава 4

Мечеть………………………………………………….12

Глава 5

Марьевское водохранилище…………………………..14

Заключение…………………………………………….16

Список использованной литературы………………….17

Приложение……………………………………………..18

Введение

Сегодня наш район отмечает 85 летнюю годовщину со дня своего образования. Славная дата, славная история, славные свершения.

18 июля 1928 года в селе Смоленка состоялось первое организационное заседание президиума только что образованного Смоленского районного исполнительного комитета, на котором первым председателем РИК был избран рабочий, член партии коммунистов с 1918 года Василий Иванович Мурзин. В тот же день состоялось первое заседание пленума райкома ВКП(б), где первым секретарем райкома партии был избран крестьянин Василий Иванович Кузнецов. Первоначально, до 1929 года район назывался Смоленский, впоследствии, когда органы управления были переведены в село Перелюб,- Перелюбским.

Так началась славная история нашего района . В преддверии праздника мы- учащиеся 8 класса МБОУ «ООШ с.Кучумбетово» задумались- а что же мы можем подарить на юбилей нашему району?  И вообще, кто в стране знает о Перелюбском районе, что о нем знают, какие ассоциации возникают у простого человека, когда он слышит- Перелюбский район?

Когда мы говорим Париж, представляем Эйфелеву башню, Москва- Красная площадь, Африка- пустыня Сахара. Нам стало обидно за свой район. И мы решили провести среди своих родственников социологический опрос. Вопрос был один- назовите важную достопримечательность нашего края. Из 70 опрошенных человек 50 % назвали памятник Воину- освободителю, 25 % назвали реку Камелик, 10 % опрошенных считают достопримечательностью храм Михаила Архистратига, 8 % жителей района важным объектом назвали Кучумбетовскую мечеть, и оставшиеся 7 % наших земляков остановили свой выбор на Марьевском водохранилище.

Вот это задачка! И закипела работа!

Наш класс разбился на поисковые группы. Где только нам не пришлось побывать и с кем только не пришлось поговорить… Храм, мечеть, районный музей боевой славы, районная библиотека, районная детская библиотека, музей и библиотека в районной школе, редакция местной газеты «Целинник»…

А со сколькими интересными людьми нам пришлось общаться. Хотя признаемся честно, материала оказалось не так уж и много.

Итак, целью нашей работы стало:

- Изучение историко-культурного наследия Перелюбского района ;

- Создание условий для творческого общения и сотрудничества участников ;

- Поддержка учащихся , использующих информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-Создание презентации с достопримечательностями Перелюбского района;

-Совершенствование информационно-технологических навыков участников образовательного процесса;

-Развитие творческих способностей участников проекта;

-Укрепление связей в сотрудничестве школы и семьи;

-Организация и создание выставок рисунков, поделок, стендов и т. д.

 Результаты проектной деятельности.   

 Тип проекта: научно- исследовательская работа

Исполнитель проекта: одна группа (8- й класс)

Проблема: Знаменит ли Перелюбский район

Объект исследования: Достопримечательности района

Планируемый результат

Учащиеся находят информацию о достопримечательностях Перелюбского района, обрабатывают информацию и представляют полученные сведения в виде презентации.

Работа над исследовательским проектом:

Первый этап :

Обсуждение плана работы

–достопримечательности Перелюбского  района

- обсуждение плана работы над проектом: вид проекта, состав группы, содержание, поиск информации, работа с текстом, подготовка презентации, выступление, регламент для презентации,

- какие вопросы должны быть раскрыты:

Где это место расположено?

Чем оно знаменито?

Обсуждение в группе – распределение обязанностей при выполнении данного проекта

Второй этап :

Изучение литературы, поиск информации в интернете,

Работа в группе: выбор текста для презентации, подготовка необходимого иллюстративного материала, звукового оформления, отработка чтения, репетиция  выступления.

Обобщение данных

На этом этапе учитель работает с группой, следит за обсуждением.

Третий этап :

Представление проекта. За отведенное время (5-7 мин) учащиеся рассказывают о достопримечательностях Перелюбского района, стараясь сделать свои выступления запоминающимися и интересными. На данном этапе оценивается работа группы.

Глава 1

Памятник воину –освободителю

В самой глубине истории нашего района- первые шаги переселенцев в глухом Заволжье, освоение степных просторов, становление хозяйства, тяготы и лишения лихих времен, и труд крестьянский и труд ратный. И все во имя того, чтобы продолжалась жизнь в Перелюбском крае. Трудным было то начало, но преодолев все невзгоды, район поднимался и креп, осваиваясь в новой жизни. Росли хозяйственные показатели, поднимались образование, культура, медицина, лучше стали жить люди. А тут снова беда, да еще какая- война с фашистом! И Перелюбский район стал солдатом, и остался землепашцем. Около 3500 жителей и уроженцев нашего края ушли на фронт и две трети из них легли на поле брани, снискав великую славу и память о себе. Подвиги многих земляков отмечены высокими наградами Родины. Героем Советского Союза стал Василий Перетрухин, полным кавалером ордена Славы Василий Кузнецов, к званию героя Советского Союза представлялись артиллерист Михаил Лавриненко, танкист Андрей Болгов, офицер- пехотинец Иван Артюхов, орденами Боевого Красного знамени были награждены летчик Павел Саутин, разведчик Семен Коба, бронебойщик Григорий Гончаренко, партизан Андрей Зотов и другие герои. Их было много и потому мы победили. Не могли не победить, потому что и тыл был фронтом. За годы войны, работая в холоде и в голоде, труженики района кормили армию и страну, вносили средства в фонд обороны. На собранные деньги, а это около 2 млн. рублей, было построено и отправлено на фронт 18 самолетов-истребителей «Перелюбский колхозник», произведено немало другого оружия.

И в стужу, и в зной
На кургане высоком,
Овеянный славой и ветром степным,
Солдат-победитель
В молчании строгом
Пред памятью павших застыл.
Куда ни спешил бы,
О чём бы не думал,
В печали и радости ты не забудь
Ему поклониться, Солдату – Герою,
Солдату – Судьбе нам открывшему путь!

Перелюб невозможно представить без нашего памятника, стоящего на кургане, самой высокой точке нашего села. С этого места провожали своих родственников на войну матери, жены, сестры, дети.

Памятник представляет собой скульптуру солдата, преклонившего колено, в руках он держит меч. Это символ защиты Отечества, но в то же время грозное напоминание тем, кто придет к нам с оружием. Глядя на воина-освободителя, высеченного из камня, вспоминаешь слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Сам памятник появился в 1967 году. На его открытие пришло все население Перелюба и окрестных сел. В торжественной обстановке прозвучали слова ветеранов войны о том, какой ценой завоевана победа и что мы не вправе забывать об этом. Скульптор памятника Георгий Алексеевич Эпов. В монументе воина-освободителя собрана вся благодарность, уважение, память о погибших героях в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Это память о тех, кто был предан своей Родине, верен своему долгу и чести, кто отдал свою жизнь ради жизни своих отцов, матерей, жен, детей.

Только в годы Великой Отечественной войны в ряды Советской Армии было призвано 2835 перелюбцев, 1839 из них не вернулось… Почти каждой семьи коснулась война. У многих с полей сражений не вернулись деды, отцы, сыновья.

В строительство памятника воину-освободителю внес свой вклад каждый житель нашего района: рабочие и служащие отчисляли по однодневному заработку.

Ежегодно 9 мая в День Победы над фашистской Германией, перелюбцы приходят к монументу славы, почтить память погибших земляков, вспомнить их подвиг.

У нас сложилось несколько добрых традиций. Так в день бракосочетания каждая пара новобрачных считает своим долгом возложить цветы к подножию памятника воину-освободителю.

Ежегодно Выпускной бал в перелюбской школе заканчивается тем, что выпускники идут встречать рассвет у памятника воину-освободителю. Мы не имеем права забывать тех, кто дал нам возможность жить под мирным небом.

Сначала памятник хотели поставить в центре, но он не соответствовал своими размерами нашей площади. Потом решение пришло само собой. Так сложилось, что во время войны именно до этого месса провожали своих близких на фронт со всего района. Именно эта точка была местом сбора добровольцев. Именно отседа видно весь Перелюб, как на ладони.

На территории памятника есть земля, привезенная из Сталинграда и политая кровью наших земляков. Это Мария Николаевна Красильникова -  неугомонный наш патриот и бессменный руководитель районного музея боевой славы, командировала группу земляков в Сталинград. Они и привезли оттуда много теплых слов и воспоминаний о наших земляках, участвовавших в Сталинградской битве и памятную землю.

Мария Николаевна поддерживает связь со многими нашими земляками, в том числе и с Н.И. Зубащенко. Он был директорм Тепловской школы, затем- журналистом местной газеты, в настоящее время проживает в Украине. А совсем недавно он написал стихотворение о нашем памятнике. Слезы выступают на глазах, когда его читаешь.

И в стужу и в зной

На кургане высоком

Овеянный славой и ветром степным

Солдат -Победитель

В молчании строгом

Перед памятью павших застыл.

А рядом дорога,

Пылают закаты

И далей разбуженных зов.

Не слышат солдаты

Весёлого пенья ветров.

А как им хотелось,

А как им мечталось

Вернуться в степные края!

Но только иная им доля досталась.

Могилой им стала чужая земля.

Их время не старит,

Они молодые.

Мальчишки заволжских степей.

Приходят к кургану

Старушки седые

Оплакать своих сыновей.

Они среди нас-

Наша совесть живая,

Легенда грядущих  веков.

Мы твёрдо и смело

По жизни шагаем

Дорогою наших отцов.

Куда не спешил бы.

О чём бы не думал,

В печали и в радости ты не забудь

Ему поклониться

Солдату- Герою,

Солдату- Судьбе,

Нам открывшему путь.  

Глава 2

Камелик- ромашка в степи

Путешествие в мир краеведения хотелось бы начать с портрета дорогого и любимого всеми перелюбцами Камелика. Что не говори , а именно эта тихая степная речка положила начало освоению нашего края два века назад. Это на её крутых берегах вставали первые избы поселенцев ,здесь поили своих коней башкиры-кочевники , облюбовавшие привольные места для свободной , как им казалось, жизни. Вода в степи – это жизнь, и жизнь эта забурлила на щедрых берегах Камелика. И по сей день поит и кормит он перелюбцев , вписывает в степной пейзаж колорит своих тихих заводей, плесов, сочную зелень красавиц ветел. Но всё это лирика, а действительность такова: сегодня на Камелике живёт около 10 тысяч человек из 18 тысяч числящихся в районе. Это его водой поливаются около 2 тысяч гектаров орошаемых угодий- две трети всего, что имеется в хозяйствах района. Таков он, Камелик- работяга , Камелик- красавец. Сколько слов признательности высказано ему? И стихи о нем есть . И песни.

Здравствуй, здравствуй , Камелик!

Пусть совсем ты не велик,

Только сердце расставаться

Мне с тобою не велит-

Песню о Камелике саратовского композитора Е.Бикташева включала в свою программу артистка СССР певица Людмила Зыкина. И действительно это так, если сравнивать его, скажем, с Волгой. Но у нас в районе он – главная водная артерия ,а посему величают его перелюбцы не уменьшительным словом , а рекой , и только так.

А теперь о происхождении названия. Почему именно Камелик? Точного ответа на этот вопрос пока не найдено, но есть несколько версий ,заслуживающих  внимания.

Вот, например,  в «Географии Саратовской области» указывается ,что название

«Камелик» произошло от древнеиндийского слово «Кем»-вода и это сохраняется в названиях некоторых рек Азии. Это одна версия.

Вторая связана с появлением башкир на его берегах. Двигаясь с севера на юг , кочевники переправлялись через неизвестную речку, причем переправлялись на лодках. Словосочетание «Камелик» означало «плавать на лодке» или «использовать лодку».Это вторая и, казалось, очень убедительная версия. Однако, при глубоком изучении архивных документов, выясняется , что до прихода башкир на реке уже стояли села перелюбские.

 И тут выясняется , что в нашем крае  во второй половине 17 века проживали сербы. Можно смело предположить ,что, продвигаясь по Иргизу вверх ,сербы не могли обойти вниманием степную светлую речушку , в низовьях которой имелись благодатные для жизни места. Речушка была безымянной, и по лету заливная часть поймы её покрывалась ковром ромашек…Почему бы этим словом не назвать речку?

После такой находки оставалась самая малость – заглянуть в сербско-хорвато-русский словарь ,что  и сделал наш главный редактор районной газеты «Целинник» Юрий Иванович Бычков. Все правильно! Ромашка значит «белая рада» или «камилица» . Видимо, этим словом первоначально именовалась наша река.

 Теперь о возрасте Камелика. Он измеряется миллионами лет. Это можно проследить на тектонических и геологических исследованиях, которые проводились на территории Саратовской области  и нашего района в частности. Известно, долгие и долгие миллионы лет в наших краях плескалось древнее море. Оно то отступало, то вновь поднималось. Наконец, к началу неогенного периода, без малого 30 миллионов лет назад, с резкими отступлением морских вод произошёл речной размыв Заволжья .Образовались глубокие речные долины. Не исключено, что именно тогда прорезал своё русло и Камелик.

Как и большинство малых рек  Заволжья, Камелик питается талой водой, частично- от выпадения дождей и родниками.

Деятельность человека, особенно в 60- 80 годах, сильно изменила образ Камелика, причем в худшую сторону. Перехваченный в нескольких местах плотинами, он буквально зачах и потихоньку, особенно около сел, превратился в большую сточную яму.

 Каждый год по весне речка напрягает свои мускулы и могучим ударом талой воды сносит все запруды на своем пути, устремляется в Большой Иргиз и дальше. Но как только слабеют вешние воды, человек своими железными машинами преграждает путь реке тысячами тонн грунта, чтобы на следующий год эта земля была опять смыта в реку. А в результате- забиты родники и река мелеет на глазах.

Несмотря на потребительское отношение человека Камелик продолжает оставаться Камеликом, как бы трудно ему не приходилось, и продолжает служить людям добрую службу.

Глава 3

Храм Михаила Архистратига

В далеком 1948 г. большая группа переселенцев из Украины основала на берегу небольшой степной реки Камелик село, которому суждено было стать одним из самых известных и преуспевающих в Саратовском Заволжье. Государственные крестьяне, давшие ему жизнь, с первых лет пребывания в степной глухомани не только обустраивались, поднимали целину, но думали и о хлебе духовном. Село росло быстро, через 10 лет в нем проживало около 3000 человек, и именно тогда, собрав немалые средства, крестьяне поставили в центре Перелюба большой, величественный православный храм- самый большой в округе. Как и все остальные церкви, перелюбская была построена из дерева на каменном фундаменте. А так как в приходе имелось 700 душ мужского пола, то церковь получила статус двухпрестольной. Сообща решили, что она будет носить имя Архистратига Михаила. Два престола предполагали службу двух священников, такого же количества псаломщиков, пономаря и т.д. Решением Святого Синода от 4 марта 1885 года священникам было положено жалованье в размере 141 р. 12 к. в год, псаломщикам- 35 руб. 28 коп. Земельных угодий храму по особому межевому плану отведено не было, однако сельское общество выделило приходу «по обоюдному соглашению» 99 десятин (около 100 га) земли в окрестностях Перелюба. Так что, кроме основной деятельности священнослужители занимались еще и хлебопашеством. В церкви велась метрическая книга (она, к сожалению, не сохранилась), имелась библиотека. Интересно, что с каждым годом количество книг в ней увеличивалось. К 1918 году в библиотеке насчитывалось 1530 книг.   В 1865 году в селе произошло важное событие- в приходе открыли первую в нашем крае школу- церковноприходскую. С 1869 года учителем в ней начал работать выдающийся просветитель и педагог нашего края И.С.Баландин. Было ему в то время всего 16 лет. Авторитет священников был очень велик в народе. Первыми священнослужителями в Перелюбе были Михаил Васильевич Правдин, Алексей Александрович Жмакин, псаломщики Тимофей Давыдов и Кириченко, дьякон Евгений Виноградов.

Перелюбская церковь, как и все остальные в районе, попала под каток уничтожения в середине 1930 годов прошлого века. В 1935 году с колокольни сняли колокола. Самый главный из них весил более 200 пудов. Колокола разбили на земле и увезли на металлолом. Церковь разобрали по бревнышку и в 1937 году  из них построили первую среднюю школу.

Спустя много лет, в 1992 году в Перелюбе открыли молитвенную комнату и освятили в ней со временем престол во имя Архистратига Божия Михаила. Священник Константин Солнцев служит в нашем заволжском селе уже шесть лет - он приехал сюда практически сразу же после освящения храма в Перелюбе, в 2004 г. Построена церковь была по инициативе активных прихожан с помощью руководителей района на месте кинотеатра «Победа». Сегодня в храме регулярно проходят богослужения, и он снова становится центром духовности православных нашего района.

Храм, который был разрушен в 1935 году, помнит Нина Николаевна Смагина, согбенная старушка, она помнит , как разрушали церкви в Перелюбском районе, - их было около десяти, все деревянные. Свозили их в Перелюб , здесь и разбирали:  и из Смородинки, и из Грачей, и из Анин Верха. Пока рушили там, в Перелюбе  церковь стояла. Ее стали раскатывать в 1935 году. Колокол снимал местный герострат по фамилии Крамарчук- вместе с колоколом упал и разбился насмерть. Тогда здесь служил священник по имени Волков, который после закрытия храма устроился работать в контору по заготовке сырья бухгалтером.. Сохранился домик, принадлежавший церкви, возможно, причтовый дом.

После разрушения храмов по домам ходила «комиссия» во  главе с ярым коммунистом и атеистом, звали его Георгием. После его обхода горели костры из церковных книг. Кому- то удавалось сохранить иконы, а остальными образами покрыли крышу в новой школе. Но и школа, и жилой дом, и музей, и детский сад, выстроенные из церковных бревен, сгорели.

А сейчас храм Михаила Архистратига стоит в центре села, каждое лето утопает в цветах, там всегда бегают ребятишки, светлый , чистый , красивый.

Глава 4

Мечеть

Духовная жизнь башкир Саратовской губернии в первой половине 19 в . имела черты присущие традиционному обществу. Как и  во всём остальном башкирском мире, они  сочиняли и писали песни, рассказывали сказки,  исторические легенды. Молодёжь устраивала игры-  "уен".

Важное место в духовной жизни  до революции 1917 г. принадлежало исламу. Так повелось исстари , что татары и башкиры на новом месте  одновременно со строительством  жилья общими усилиями строили молельный дом. Самой древней считается мечеть в деревне Имелеево (Кыпсак), построенная в 1799 г. Самая древняя была основана в конце 80-х гг. 18 в. Переселенцами из Карагай-Кипчакской волости  6-го башкирскаго кантона во главе с Имелеем Акировым.

У башкир второй юрты первая мечеть появилась в деревне Максютово. В центре юрты  и волости деревни Кузябаево мечеть была построена  в 1818 г., перестроена  в 1837 г. Она обслуживала  также население соседней деревни Кунакбаево.

В деревне  Кучумбетово мечеть построена в 1827 г.  В 1834 г. указным  муллой был Курмангали  Яхин,  36 лет. Здесь молились не только кучумбетовцы, но и жители соседних деревень- Байгундино и Ишимбаево .

Одной из самых "молодых" была мечеть в селе Уразаево. Она была построена в 1830 г., перестраивалась в 1837 г. Первыми служителями были мула Ишбулат  Масков и Амангильда  Максютов.

Мечети  по традиции являлись  не только домам для общей молитвы ,  но и единственными  центрами,  где крестьянские дети могли  получить хотя бы элементарное образование и воспитание, научиться читать и писать . Ясно, что в первой половине 19 в. образование среди башкир и татар носило сугубо религиозный  характер: условия обучения, уровень преподавания были крайне низкими; охват детей незначительный. Могли учиться в основном дети более состоятельных родителей.

За 200 с лишним лет постоянной жизни на берегах Камелика перелюбские башкиры сумели сохранить свои самобытный язык, культуру, обычаи и нравы- духовную основу. И во многом потому, что все эти годы старались крепко держать свою веру. Даже тогда, когда казалось, воинствующий атеизм победил и нет возврата к мусульманской религии. Однако даже во времена советской власти в глубине народной души продолжала гореть искра той веры, которую башкиры восприняли много веков тому назад. А когда в стране начались новые времена, эта искра превратилась в неослабевающий силы очаг, не позволяющий людям заблудиться в греховных лабиринтах современной жизни.  В 1995 году в с.Кучумбетово возродился мусульманский приход, который возглавил молодой священнослужитель имам- хатип Мансур Юнусов (он- отец нашего одноклассника Юнусова Давида). А в 2008 году в селе была построена мечеть.

Прежняя Кучумбетовская мечеть стояла когда- то на берегу Камелика, и пять раз в сутки призывной голос муэдзина заставлял правоверных, оторвавшись от земных дел, обращать свои взоры и души к Всевышнему. А Всевышний учил добру, миру, порядочности, почитанию старших и другим ценностям человечества. Надо полагать, в скором времени свое великое предназначение оправдает и новая кучумбетовская мечеть. Ну, а потомки оставят в своей памяти имена тех людей, которые служили верой и правдой своему народу.                                          

Глава 5

Марьевское водохранилище

Два самых больших и знаменитых водохранилища на территории района – Марьевское и Тепловское .Наибольшее значение для перелюбцев имеет Марьевское. Строить его начали в 1967 году в верховье Камелика , там, где собирают в него воду Бирючий и Потайной долы. Через год строительство плотины, длина которой около километра, было окончено.За две весны оно наполнилось, образовав огромный водоём емкостью 22 млн.кубических метров и длиной около 5 километров. Отсюда в Прелюб и Иваниху протянулись водоводы, которые обеспечивают нужды почти семи тысяч человек. Кроме того к водохранилищу привязали около 500 гектаров орошения  на Марьевке – отделении  АО «Саратовское», которое кормит не только большое общественное , но и частные стада.

Третья задача водохранилища- создание зелёной зоны и преображение степи. И эта задача удалась. Правда, не сразу . Поначалу, несмотря на запрет ,берега его бездумно распахивались почти до самого урёза ,и весенние воды, дожди несли сюда  великое множество ила. Водохранилище ,естественно, обмелело, и его объём уменьшился. Но зато скоро берега обсадили деревьями, которые пошли в  рост. Первые посадки , особенно по правому берегу, со временем превратились в настоящий лес, через который даже пройти трудно. В 90-х годах Перелюбский лесхоз продолжил озеленение, и теперь посадки поднимаются довольно широкой полосой с обеих сторон водохранилища. Общая их площадь  приближается к 500 гектарам.

Марьевское водохранилище становится всё больше местом отдыха перелюбцев. Не раз встречали здесь самарцев , которые проводят  на тенистых берегах свой отпуск. Ну  а счёт любителей порыбачить идёт на сотни.

Строительство Марьевского водохранилища имело и свою отрицательную сторону . Оно резко нарушило режим Камелика. Обычно в раздополье , во многом за счёт таяния снегов в верховьях реки ,ежегодно на всём его протяжении взламывался лёд, уносился мусор, очищались перекаты и омуты. В среднем течении вода регулярно выходила из берегов, заливала пойменные озёра и старицы, тогда же сюда заходила и рыба .Это был отработанный тысячелетиями  процесс. С 1968 года он оказался нарушенным ,что, конечно, навредило Камелику и природе , которая его окружает.

Вытянутое по меридиану водохранилище во время сильного северного ветра превращается в гигантского разъярённого зверя , стремясь вырваться из тисков плотин и берегов. Такой прорыв может принести неисчислимые беды району , и поэтому центральную часть плотины укрепили бетоном.11 мая 1991 года, во время урагана страшной силы ,едва не случилась трагедия : огромные, трёхметровой высоты волны почти разбили земляную часть плотины , и только мужество и стойкость людей  смогли остановить напор стихии. После этого места волнобоя забили крупным бутовым камнем, устранив тем самым возможность разрыва плотины водой.

Зимой водохранилище усиленно сбрасывает уровень (если он повышен), чтобы весной избыточная вода не превысила критическую массу. На этот случай влево от плотины сделан широкий обход, который не забетонирован. Вода неоднократно, что называется, переливалась через край ,но ниже она уходит широким и неглубоким потоком, и потому больших следов размыва после себя не оставляет.

Искусственные водоемы стали неотъемлемой частью нашего заволжского пейзажа. Мы к ним привыкли как к чему-то само собою разумеющемуся. И это хорошо.

Заключение

Памятник воину- освободителю ( это один из трех- четырех памятников такого размаха на всю Россию), река Камелик, храм Михаила Архистратига, Кучумбетовская мечеть, Марьевское водохранилище- это историко-культурные памятники природы и человечества, на примере которых происходит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, любовь к малой Родине, чувство гордости, чувство патриотизма, святости родных мест.

Для нас все дорого в нашем родном краю: его народ, земля, история, его сегодняшний и завтрашний день. Нам дорог наш родной край за его неповторимую природу, воспетую местными поэтами.

Человеку особенно дорог тот край, где прошло его детство. Для нас детство – это речка в пушистых ветлах, цветы, душистые яблоки, искусственный пруд, это игры и детские забавы. Это улыбка мамы, ее забота, а иногда и наказание за шалости. Детство – самое беззаботное время, в которое иногда хочется вернуться. Наши детские годы – это первые воспоминания о родном крае, это то, с чего начинается моя Родина.

Я люблю свой родной край за его трудолюбивый народ, который многое пережил, но оптимизма, веры, надежды не потерял. Русский народ выстоял и победил в годы Великой Отечественной войны. Он всегда был и остается образцом героизма и верности своей Отчизне. Я люблю свой народ за то, что он создал великую культуру, великий язык, который, по словам А. Толстого, «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрела, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый».

Мы очень гордимся тем , что выполнили такую сложную работу. К месту сказать, что социологический опрос нас не подвел. Те достопримечательности, которые мы исследовали, действительно оказались нашими местными историческими ценностями, потому что поиск в интернет- пространстве не дал результатов ни о наших достопримечательностях , ни о других с таки же названием. Теперь  с гордость можно связать Памятник воину- освободителю, реку Камелик, храм Михаила Архистратига, Кучумбетовскую мечеть, Марьевское водохранилище с Перелюбским районом.

Н .Григорьева «Родная сторона»

Клин журавлиный , улетая,

Крылом помашет, как рукой.

Их увидав, я забываю

Печаль, рожденную тоской.

Вот так хотя бы раз подняться,

На землю глянуть свысока,

Хотя б на миг с землей расстаться,

Рукой потрогать облака

И увидать, как ты привольна,

Моя родная сторона,

Как необъятна и просторна-

Ты у меня навек одна

Список использованной литературы

1.Бычков Ю.И. В степях под Перелюбом (исторические очерки) Саратов 1995.

2.Бычков Ю.И. Рашитов Ф.А. Башкиры на Камелике (историко- этнографические очерки) Саратов ,2006.

3. Бычков Ю.И. Родина рассветная моя (исторические очерки) Саратов 2013.

4.Подшивка районной газеты «Целинник»

5. География Саратовской области, Саратов, 1997.

6. Фотографии из личного архива учащихся.

Приложение

Презентация «Удивительные уголки моей малой родины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентацияРодники моей Малой Родины

результаты исследовательской деятельности...

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

«Символика моей Малой Родины» (7-11 лет, младшая возрастная группа) Исследовательская работа

laquo;Символика моей Малой Родины»(7-11 лет, младшая возрастная группа) Исследовательская работа...

Исследовательская работа «Символика моей малой Родины»

laquo;Откуда мы? Кто мы?» - извечный вопрос всех поколений…Посёлки, деревни, сёла…Тихие, скромные названия… Но какой добротой и  нежностью веет от них. За каждым назва...