Проект "Наш дар бессмертный – речь" (посвящен деятельности ученого-лингвиста С.И.Коткова)
проект по краеведению на тему

Гончарова Ирина Ивановна

Данный проект представляет собой исследовательскую работу на краеведческом материале, включает доклад и презентацию к докладу, посвящен  изучению жизни и деятельности С.И.Коткова, известного ученого-лингвиста, уроженца города Тейково Ивановской области. Материал может быть использован на уроках краеведения и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

XXIII областные краеведческие чтения

учащихся Ивановской области

Краеведческая работа на тему:

«Наш дар бесценный – речь»

Афанасьева Екатерина Евгеньевна

учащаяся 6 класса МКОУ Морозовская СОШ

 Тейковского муниципального района Ивановской области

Васильева Анастасия Алексеевна

учащаяся 6 класса МКОУ Морозовская СОШ

 Тейковского муниципального района Ивановской области

Зинатуллин Илья Вадимович

учащийся 6 класса МКОУ Морозовская СОШ

 Тейковского муниципального района Ивановской области

Головачук Иван Игоревич

учащийся 7 класса МКОУ Морозовская СОШ

 Тейковского муниципального района Ивановской области

Научный  руководитель:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Морозовская СОШ

Гончарова Ирина Ивановна

155035, с. Морозово, ул. Молодежная, д.4 кв.3.

Тел. 8 49 343 48 149

Email: Morosovosoh63@mail.ru 

Морозово

2012г.

Содержание.

Введение. Язык – история народа. ………………………………………     3

Основная часть. Наш земляк – ученый лингвист…………………………4

§ 1. Биография С.И.Коткова …………………………………………......4

§ 2. Научная деятельность С.И.Коткова....................................................6

§ 3. История нашего края в трудах ученого ….………………................8

Заключение. «Слово — уникальное явление человеческой жизни.»..........9

Список литературы…………………………………………………................10

Приложение №1 ……………………………………………………................11

Приложение №2……………………………………………………….............16

Приложение №3……………………………………………………….............17

Приложение №4……………………………………………………….............19

Введение. Язык – история народа.

Как известно, текущий год был объявлен Президентом РФ Годом российской истории. Большое значение истории в жизни общества отмечали многие известные люди: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», - писал А.С.Пушкин. 

 «Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир, который … позволяет по-новому увидеть и оценить современность», - отмечал Д.С.Лихачев.

Наша малая родина, Тейковский край, – древняя земля. В ней, как в зеркале, отражается история нашего Отечества. С ней связаны судьбы многих людей, прославивших или воспевших свою Родину: святой Митрофаний Воронежский,  защитник земли русской Дмитрий Пожарский, Герой Советского Союза Дмитрий Рыжов. Продолжая линию исследования жизни замечательных земляков, мы разработали проект «Наш дар бесценный – речь…», посвященный деятельности нашего земляка, доктора филологических наук, Сергею Ивановичу Коткову.

Наш выбор не был случайным. Проведя небольшой опрос среди местного населения в рамках нашей темы, мы выявили следующее:

  • Речь – это необходимое средство общения между людьми
  • Жизнь перестанет быть полноценной, если человек утратит дар речи
  • Существует определенный дефицит знаний об истории нашего языка
  • О деятельности нашего земляка в лингвистике знают 25% опрошенных.

         Таким образом, цель нашей работы - познакомиться  с жизнью и деятельностью земляка, ученого-лингвиста, исследователя русской речи Коткова Сергея Ивановича.

Исходя из цели, мы определили задачи нашего проекта:

  1. Собрать материал о жизни ученого.
  2. Через изучение его деятельности формировать бережное отношение учащихся к истории слова и культуре речи.
  3. Углубить знания об истории малой родины и о своих земляках

Для создания проекта мы определили основные направления деятельности и методы работы над проектом:

  1. Диагностика по теме  (анкетирование) (смотри Приложение № 4).
  2. Знакомство с высказываниями писателей о русском языке и их анализ
  3. Поиск и сбор материалов о нашем земляке лингвисте С.И. Коткове:

изучение литературы по теме, работа с интернет ресурсами, установление контактов с организациями и частными лицами (МУ «Музей» г.Тейково, школа №4, ИРЯ РАН им.Виноградова, краевед С.В.Потанин и др.)

  1. Составление приложения: обработка диагностики, написание доклада,

создание презентации, оформление памятного буклета

  1. Проведение общешкольной акции «Берегите наш язык» с использованием

материалов проекта (смотри Приложение № 3).

Основная часть. Наш земляк – ученый лингвист

         Язык – это стержень народной культуры, уникальный памятник народного самосознания. Он всегда был и продолжает оставаться живительным источником родной речи, кладезем народной мудрости. Многие деятели культуры отмечали ценность языка в жизни человека, призывали нас дорожить родным языком, любить и беречь его: «Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Р.Державин); «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н.Толстой); «Берегите чистоту языка как святыню!» (И.С.Тургенев)

          На протяжении долгих лет беззаветно служил изучению «великого и могучего» русского языка наш земляк, профессор С.И. Котков.

§ 1. Биография С. И. Коткова

Обратившись к автобиографии С.И.Коткова (см. Приложение № 1), мы прочитали: «Родился я 2 октября 1906 г. в селе Тейково Владимирской губернии.  Отец и мать работали на местной фабрике, отец - табельщиком, мать - ткачихой. Здесь я получил начальное и среднее образование»[1].

Показался интересным нам  тот факт, что семья Котковых переехала в Тейково из древнего села Сахтыш, где родился его отец Иван Семенович (1865-1950), а мать его - Александра Петровна (1884-1965), оказалась уроженкой нашего родного села Морозово. (смотри Приложение № 1).

        Дальше из разных источников мы узнали об активной и разносторонней деятельность молодого человека: в 1924 году после окончания школы Сергей Котков  занимается организацией пионерии в Тейковском уезде; работает секретарем и председателем бюро пионеров; заведует агитационно-пропагандистским отделом уездного комитета комсомола; работает заведующим клубом в поселке Нерль;

учительствует, преподавая русский язык и обществоведение.

     В это же время к Сергею  приходит и увлечение журналистикой: в конце 20-х г.  он репортер ивановских газет "Рабочий край" и "Смычка", активно участвует в литературной жизни Иванова, создает литературный кружок на фабрике им. Балашова, в 1931 году занимает должность сотрудника ивановского радиоцентра (смотри Приложение № 1).

       Как видим,  уже в юности у Сергея Ивановича проявляется особый интерес к слову: он много читает, пробует свои силы в сочинительстве, пишет стихи и заметки для областных газет. Ивановская областная писательская организация, заметившая талантливого, увлеченного юношу, направила его учиться в Москву.  Начинается, следующий этап в жизни нашего земляка. В 1931 С.И. Котков поступает на авторское отделение в редакционно-издательский институт, где учится до его закрытия в 1933, преподает в московских школах. В 1937 году он закончил вечернее отделение русского  языка и литературы  МГПИ, а в 1941 – аспирантуру МГПИ и сразу был приглашен в Таганрогский учительский институт (см. Приложение № 1).

       Но начавшаяся война резко меняет судьбу Сергея Ивановича. Институт был закрыт, и Котков С.И. выехал в родное Тейково, куда была эвакуирована его семья. Здесь он занимает место директора школы № 4, преподает литературу, русский язык, историю. В мае 1942 Сергея Ивановича призвали на службу в Красную Армию, но по состоянию здоровья он был демобилизован.

      Но, несмотря на все трудности военного лихолетья, ученый продолжает заниматься научной деятельностью, он много работает над своей кандидатской диссертацией и в 1943 году успешно защищает ее.

       1944 год становится поворотным в судьбе нашего земляка: ученый-филолог уезжает в Орел. В Орловском пединституте он выполняет обязанности декана факультета русского языка и литературы, ведет научно-исследовательскую работу. Южновеликорусская речь так очаровала Коткова, что ее изучению он посвятил свои дальнейшие исследования. В 1952 году состоялась защита его докторской диссертации «Говоры Орловской области (фонетика и морфология)», после чего С.И.Котков получил степень доктора филологических наук, профессорское звание и признание коллег (смотри Приложение № 1).

В 1954 году ученого перевели в Москву в Институт русского языка Академии наук СССР (ныне ИРЯ РАН им. Виноградова). Несколько лет наш земляк трудился в качестве заместителя директора, а затем возглавил Сектор лингвистического источниковедения и исследования памятников русского языка, главной задачей которого было изучение и издание древнерусских письменных памятников, чему ученый посвятил всю оставшуюся жизнь. По этому поводу его  ученик и друг Василий Катанов пишет: «Наука всей его жизни — языкознание. Строгий и улыбчивый, он мог подолгу говорить о красоте, звучности и многозначности русского языка…»[2]

14 сентября 1986 года Сергей Иванович Котков ушел из жизни, не дожив до своего 80-летия всего несколько дней (смотри Приложение № 1). Готовящаяся к его юбилею книга «Лингвистическое источниковедение и история русского языка» стала книгой памяти о замечательном  ученом, настоящем Рыцаре слова. 

 § 2.  Научная деятельность ученого.

        «Слово — уникальное явление человеческой жизни. Это поистине чудесный дар, которым мы обладаем», - писал С.И. Котков.[3] Именно изучению слова Сергей Иванович посвятил всю свою жизнь.  «Он  не  просто  произносил  русское слово. Он любовался им и счастлив  был,  открывая  в  нём богатырскую силу», - вспоминает журналист В. Катанов.[4]

         По мнению профессора С.И.Коткова, исторический путь русского языка можно проследить через рукописное наследие наших предков. Именно поэтому по его инициативе при ИРЯ АН был создан отдел рукописей, где были возрождены традиции издания памятников языка,  разработаны «Правила лингвистического издания памятников древнерусской письменности».

          В своих трудах Котков обосновал возможность изучать разговорную речь прошлых эпох по деловой письменности. Он редактировал и принимал участие в подборе скорописных материалов для сборников: «Памятники южновеликорусской письменности» (1977, 1982, 1990, 1993), «Памятники деловой письменности XV–XVI вв. Рязанский край» (1978), «Памятники деловой письменности XVII в. Владимирский край» (1984) (смотри Приложение № 2) .

Под редакцией С.И. Коткова увидело свет более 20 изданий памятников русского языка. Среди них такие шедевры древнерусской письменности:

«Изборник Святослава» 1076 г. (1965), «Синайский патерик XI-XII в.в.» (1967),

«Грамотки XVII – начала XVIII в.» (1969),«Успенский сборник XII-XIII в.в.» (1971),

«Назиратель XVI в.» (1973), «Выголексинский сборник XII в.» (1977),«Московская деловая и бытовая письменность XVIII в.» (1981),4 т.  рукописной газеты «Вести-Куранты» (1972, 1976, 1980, 1983) (смотри Приложение № 2).

      Известны его статьи, посвященные изучению памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (смотри Приложение № 2). Ученый дает толкование отдельным лексемам (болонье, галица, смага, струга, зегзица, запасти, лелеяти, крычати, потяти, щекотати, незнаемь и др.), а также анализирует спорные чтения памятника (въ стазби, подобіе, на канину и др.). Свои выводы лингвист обосновывает параллелями, извлеченными из памятников деловой письменности, диалектных записей и фольклорных текстов. В своих работах С.И.Котков неизменно подчеркивал необходимость изучения языка  «Слова…» на основе привлечения лексики восточнославянской письменности и живых современных говоров, особенно южновеликорусских, поскольку в них сохранились следы породившей «Слово…» эпохи. Эти новые в языкознании идеи Коткова стимулировали дальнейшее изучение памятника в новом направлении.

Работа над памятниками древней письменности требовала особой кропотливости. Вот что по этому поводу пишет в воспоминаниях ученица Коткова, старший научный сотрудник ИРЯ  РАН  Л. Ю. Астахина: «Углубляясь в книги и статьи С.И. Коткова, понимаешь: все у него продуманно, выстрадано, никогда не встретишь поспешных заключений. В работе он был требователен к людям, потому что беспощадно требовательным он был к себе. Над одной страницей машинописного текста он мог работать не день и не два…».[5]

Такое внимание к слову удивляет и восхищает. Это и позволило ученому открыть для широкого круга читателей памятники  русского слова. Истории отдельных слов Сергей Иванович посвящает замечательную книгу «Сказки о русском слове» (1964) (смотри Приложение № 2).

§ 3.История нашего края в трудах ученого.

Особого внимания для нас в наследии ученого заслуживает книга «Памятники деловой письменности 17 века. Владимирский край» (см. Приложение № 2). Во-первых, это живая история нашего родного края, в  ней собранны уникальные документы, мимо которых Сергей Иванович, помня о своих тейковских корнях, не мог пройти. В книге есть упоминания о знакомых нам селениях: Григорьеве, Зернилове, Стебачёве, Сахтыше, Морозове, Кибергине, Клочкове, Корине, Максимцеве, Богатырёве.

Во-вторых, изучая рукописи с  точки зрения языка, ученый делает историческое открытие: он находит одно из первых упоминаний о селе Тейково, датированное 11 октябрем 1613 года.  Документ составлен по поводу раздела двора «Якова Иванова Сына Молчанова между братьями его Григорием Большим и Григорием Малым».

Другое  упоминание о Тейкове встречается в «Отказе пустошей Володимира да Салтана Хметевских стряпчему Фёдору Иванову сыну Басову в Сахтыше и Тейковском стане Суздальского уезда», написанном села Тейкова церковным дьячком Степанко Ондреевым.  Этот документ датирован 22 мая 1626 года.

Благодаря открытию нашего земляка, в 2013 году мы отметим знаменательную дату - четырехсотлетие Тейкова!

Заключение. «Слово — уникальное явление человеческой жизни»

         Замечательный ученый, наш земляк, Сергей Иванович Котков, внес значительный вклад в развитие отечественной науки: оставил нам свыше 100 трудов по проблемам диалектологии и истории русского языка, более 20 изданий памятников русского языка, новое направление в отечественной русистике – лингвистическое источниковедение

Вклад ученого в национальное  языкознание высоко ценили его великие современники  академики В.В. Виноградов и Д.С. Лихачев.

Память о Сергее Ивановиче живет и на родной земле. На фасаде четвертой  школы г.Тейкова установлена мемориальная доска в честь ученого. Творчеству известного земляка посвящаются выставки его работ, публикации в районной газете «Наше время»; был выпущен  альманах «История Тейкова в лицах», в который вошли доклады о С.И. Коткове, присланные его коллегами и учениками из разных уголков России. Его помнят, любят и чтут.

         Многие  русские писатели и деятели культуры призывают нас дорожить родным языком, любить, беречь его. Замечательные слова о русском языке принадлежат и нашему земляку, доктору филологических наук, профессору Сергею Ивановичу Коткову: «Являясь великим творением предков и современного поколения, язык объединяет нас, славно служит для выражения мыслей и чувств. От мудрой, бессмертной книги до заветной лирической песни - все исполняется на этом чудесном языке. Владеть им - большое счастье».[6] Так давайте же дорожить им, «великим и могучим» русским языком, любить и помнить о корнях своих! 

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь (И.Бунин)

Литература:

Источники:

1. Материалы предоставленные музеем школы №4 г.Тейкова: копии фотографий, рисунков, документов.

Литература:

  1. Альманах. История Тейкова в лицах// Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. 2008 г.
  2. Глинкина Л. Незабываемые встречи. // Наше время. 2006. 30 сентября
  3. Катанов В. Наставник и друг// Орловская правда. 2007 г. 19 января
  4. Котков С.И., Астахина Л.Ю. Памятники Деловой письменности XVII века. Владимирский край. М. 1984.
  5. Котков С.И. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М. 1980.
  6. Котков С.И. Сказки о русском слове. М. 1967.
  7. Наши земляки (К столетию исследователя русского языка профессора С.И.Коткова)// Наше время. 2006 г. 9 сентября.
  8. Потанин С. Лики тейковской истории// Наше время. 2006 г. 14 октября.

Интернет ресурсы:

  1. Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 2: И–М. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2008// http://moscow-tombs.narod.ru/1986/kotkov_si.htm
  2. Потанин С. Исследователь истории русского языка С.И. Котков: жизнь и деятельность// http://liga-ivanovo.narod.ru/potan07.htm 
  3. Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 томах / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. кол.: Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко, О. В. Творогов (отв. ред.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 3. К—О. С. 89—90//  http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-0891.htm 

[1] Потанин С. Исследователь истории русского языка С.И. Котков: жизнь и деятельность// http://liga-ivanovo.narod.ru/potan07.htm  

[2] Катанов В. Наставник и друг// Орловская правда. 2007 г. 19 января

[3] Котков С.И. Сказки о русском слове. М. 1967.

[4] Катанов В. Наставник и друг// Орловская правда. 2007 г. 19 января

[5] Потанин С. Исследователь истории русского языка С.И. Котков: жизнь и деятельность// http://liga-ivanovo.narod.ru/potan07.htm  

[6] Котков С.И. Сказки о русском слове. М. 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выдающиеся ученые лингвисты

Презентации о ученых-языковедах. Работы учеников....

Ученые-лингвисты

Информация о великих ученых-русистах и их достиженияхвызывает особый интерес у школьников подросткового возраста. Ведь они стремятся быть независимыми, равняются на взрослого человека как на образец. ...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Сведения об основных ученых-лингвистах

Ученые-лингвисты (для подготовки к олимпиадам)...

Лигвистическая конференция Вклад ученых-лингвистов в развитие русского литературного языка

Лингвистическая конференция "Вклад ученых- лингвистов в развитие русского литературного языка"...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...