Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему

Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voipkro_3.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра теории и методики гуманитарного образования

Рабочая программа

«Живописное наследие Воронежского края»

 по методике преподавания историко-культурного краеведения

10-11 класс

Выполнили: педагог МБОУ СОШ №19

г. Воронеж

Терехина Елена Викторовна

Воронеж

2014

Содержание

1.Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический  план.

3. Содержание тем.

4. Литература.

Пояснительная записка

    Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области», приказом №840 от 30 августа 2013 года о внесении изменения в приказ департамента №760 был введен в качестве обязательного предмета в школах области курс краеведения, рассчитанный на 6 лет изучения (с 6 по 11 класс).

             Краеведение нередко рассматривается сегодня лишь как еще один предмет в перегруженном учебном плане. Однако это предмет не утяжеляющий, а совершенствующий образование. В нем синтезируются знания и умения практически по всем дисциплинам, причем такой синтез вполне естественен и органичен, он обусловлен опытом учащихся.

      Основными чертами курса, позволяющими выделить его в качестве отдельного предмета изучения, являются:

   - его интегративный характер, который позволяет формировать целостный взгляд учащихся на край, при этом происходит углубление представлений, получаемых при изучении различных предметов;

 - особое значение воспитательной функции. В курсе краеведения воспитательные аспекты подчиняют себе иные стороны предмета;

    - несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы, изучение местного (окружного, районного) материала, чем в других предметах;
   - большая, чем у других предметов, направленность на средовое образование;

    - выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала современной дидактики и методики. Позиция исследователя здесь в целом ряде случаев является не игровой, а реальной, и сама учебная деятельность в рамках предмета становится полем, где востребуются самые разные предметные и общеучебные знания и умения;

    - особые возможности краеведение предоставляет учащимся в развитии у них навыков работы в библиотеках, использовании справочных материалов, получении информации из СМИ;
  - обязательное включение не только материала, изучаемого на уроке, но и внеурочную и внеклассную работу.

         Исходя из вышесказанного можно выделить следующие цели и задачи краеведения:

  Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
 
 Образовательные задачи:

 - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пунка;

 - формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры

 -изучение проблем развития края (населенного пункта),
  - развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

 Воспитательные задачи:

  - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

 - формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

 - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

 - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

       Анализируя важность краеведения в учебном плане можно сделать вывод о том, что данный семинар на сегодняшний день очень актуален, позволяя обобщить и систематизировать знания учителей по предмету краеведение. Таким образом следует  выделить следующие цели и задачи данного семинара:

 Цели:

1. Познакомить педагогов с нормативно- правовой базой преподавания предмета краеведения; подготовить учителей  для преподавания историко-культурного краеведения в  образовательных организациях региона.

     2. Актуализировать знания педагогов в методах и приемах, помогающих глубже всесторонне изучать предмет краеведения

     3. Изучить методологию предмета на примере изучения вопроса развития музейного дела в Воронеже.

Задачи:

  • Формирование мотивационной готовности учителя кпедагогической деятельности в новых условиях.
  • Развитие теоретических представлений учителей о сущности, назначении, роли и функциях краеведения  основного общего образования.
  • Подготовка учителей к конструированию образовательного процесса, разработке рабочих программ, осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на формирование у учащихся новых образовательных компетенций.
  • Совершенствование способов педагогической деятельности по конструированию перспективно-тематического планирования; по организации и проведению учебных занятий, определению диапазона критериев для оценки качества образовательных процессов, проектируемых учителем в учебной и внеучебной работе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Методическая поддержка учителей  основной общеобразовательной школы в их профессиональной самореализации и самовыражении в условиях модернизации отечественной системы образования.

Компетенции (УУД), формируемые у учителей- предметников:

Познавательные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные универсальные учебные  действия:

• планирование учебного сотрудничества сколлегами и обучающимися— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Регулятивные  универсальные учебные  действия:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Структурирование учебной деятельности базируется на теоретических предпосылках системно-деятельностного, развивающего обучения. Реализуя идеи системного, личностно-деятельностного и культурно-исторического подходов, опираясь на всю совокупность научного психолого-педагогического знания, школьному педагогу предстоит формировать образовательную среду как «средства порождения субъекта учебной деятельности». Решение педагогических задач на качественно новом уровне требует освоения новых методологических подходов в образовании.

Ресурсы современного урока для реализации краеведческого аспекта

  Информационный ресурс урока, который включает в себя развитие информационной компетентности, умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения поставленных проблем.

  Мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации – умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.

  Технологический ресурс – урок, как поле использования современного технологического инструментария.

  Коммуникативный ресурс – возрастание роли личностного коммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.

  Понимание результата – как компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной деятельности. Как способность к самообразованию – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

  Модель педагогического взаимодействия показывает, как постепенно изменяется педагогическое кредо учителя: «Я над вами», «Я вместе с вами», «Я рядом с вами».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примерные сроки

1

Правовые основы преподавания краеведения

2

2

Методика преподавания краеведения в школе

2

3

Возникновение интереса к музейной деятельности в Воронеже. Предпосылки формирования художественных коллекций

2

4

 У истоков воронежской живописи.

2

5

Художественная жизнь Воронежского края в ХХ веке

3

6

Подведение итогов семинара. Итоговая работа семинара «Виртуальная экскурсия «Музеи Воронежа». Презентация работы

3

Содержание тем:

1.Правовы основы преподавания краеведения

Закон «Об образовании в РФ», приказ департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27 июля 2012 г., приказ о внесении изменений в приказ департамента №760, №840 от 30 августа 2013 года

2.Методика преподавания краеведения в школе.

Краеведение как комплексная дисциплина. Предмет историко-культурного краеведения. Духовные ценности.  Памятники истории и культуры Принцип концентризма. Активная самостоятельная работа обучающихся. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словестно-печатный, продуктивный, исследовательский, метод проекта, технология взаимного обучения А.Г.Ривина, модульное обучение, исследовательско- поисковый.. Компетенции (УУД), формируемые у учителей- предметников. Пособия по краеведению.

3. Возникновение интереса к музейной деятельности в Воронеже. Предпосылки формирования художественных коллекций.

Возникновение интереса к музейной деятельности во времена Петра I. Первые попытки организации музеев при губернаторе Д.Н. Бегичеве.

 

4.  У истоков воронежской живописи.

  Ф.Ф. Чуриков, И.В. Шевцов, Калашников,преподаватели Воронежского кадетского корпуса -Н С. Тарачков и С.П. Павлов, М.И. Пономарев, Е.А. Киселева.
 История создания и работы Воронежской бесплатной рисовальной школы, взаимодействие с Академией Художеств. Крамской И.Н.

5. Художественная жизнь Воронежского края в ХХ веке.

Открытие  филиала  Московского ВХУТЕМАСа. Художественная жизнь Воронежского края  в послереволюционное, предвоенное время, послевоенный восстановительный период. Творчество А.А. Бучкури, М.И. Лихачев, В.П. Криворучко, Ю.Ф. Внодченко.

Литература

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

 Кривцова МА Из истории художественной жизни Воронеже второй половины XIX - начала XX вв.: М.И. Пономарев. // Из истории воронежского края: к двухсотлетию воронежского краеведения. Сб. ст. Вып. 8. / Отв. ред. А.Н. Акиньшин. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. - С. 93- 102

Кривцова М. А.

Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г.) АВТОРЕФЕРАТ

Сиденко Е.А. Мастер-класс: "Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения" : Часть1 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№4.-С.22-25.

Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008

Историко – культурное краеведение» И.П. Красикова, Ю.П. Пыльнев (под общей редакцией Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012)


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-obucheniya-istoricheskomu-kraevedeniyu-studentov-uchrezhdenii-vyssheg#ixzz2yjX69VK9

                                У истоков воронежской живописи.

Цель:

-- актуализировать знания педагогов в методах и приемах, помогающих глубже всесторонне изучать предмет краеведения;

-- изучить методологию предмета на примере изучения вопроса развития живописи в    Воронеже

-- ознакомление с историей развития живописи в Воронеже;

- формирование представления о различных сторонах жизни Воронежа.

Оборудование: мультимедийная система, презентация «Развитие живописи в Воронеже в XIX веке»

План занятия:

  1. Великие просетители и педагоги о изучении местной истории.
  2. Современные методы преподавания исторического краеведения.
  3. Изучение темы «У истоков воронежской живописи» с использованием  

        исследовательско-поисковый метода.

          1. «Представители провинциальной живописи -- Ф.Ф. Чуриков, И.В. Шевцов»;  

         2. «Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и

               активизация художественной жизни Воронеже во второй половине  XIX  

               века. Крамской Иван Николаевич»;

         3. «Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 -1917).

                Бучкури А.А.».

         4. Самоанализ деятельности и её  результатов обучающимися (рефлексия).

     IV.Подведение итогов занятия c педагогами.

Ход занятия.

  1. Великие просетители и педагоги о изучении местной истории.

        Новые подходы к содержанию образования, его перестройка с учётом главной цели учебно-воспитательного процесса, отражающего социальный заказ нашего общества: формирование всесторонне развитой личности, обладающей не только знаниями и умениями, усвоенными на репродуктивном уровне, но и опытом исследовательской деятельности, требует эффективных способов её формирования. Эта задача тем более важна в свете необходимости воспитания личности, главным свойством которой будет изучение и распространение знаний по истории своей местности. О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский.  

  К. Д. Ушинский, например, в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» с горечью замечает, что «русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» . Говоря об изучении школьниками родного края в учебных заведениях Германии, Франции, Америки, Швейцарии, К.Д. Ушинский пишет: «Возьмите, например, любого маленького швейцарца, . разговоритесь с ним о Швейцарии, и он изумит вас твёрдым и чрезвычайно подробным знанием своей родины». .
 Краеведение должно начинаться с изучения истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение краеведения соблюдает принцип концентризма: обучающиеся изучают историю своей семьи, своего рода, улицы на которой они живут, школы, где учатся, родного города (села), республики, постепенно расширяя круг своих познаний. Получая творческие задания, школьники получают нравственные переживания, становятся активными творцами урока. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.

  1. Современные методы преподавания исторического краеведения.

-- Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений -- составлением родословного древа.

-- Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей школы», «Наш класс в 2015 году». Обучающиеся вместе с родителями создают «Портфолио семьи».

-- Метод коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. Работа организуется в статических парах («учитель» – «ученик»), динамических парах (четверо готовят одно задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды проговаривает и обсуждает задание), вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем и обучает по схеме с трех товарищей).
-- В старших классах этому способствует
модульное обучение. Его сущность состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем (целевым функциональным узлом, объединяющим учебное содержание и технологии овладения им).

-- Исследовательско-поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность обучающихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

  • соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.


3. Формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности
1
. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

2. Поисковый (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи,
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);

4. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;

5. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

4. Основные этапы исследовательской работы
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
 

6. Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы. 

  1. Изучение темы «У истоков воронежской живописи» с использованием  исследовательско-поисковый метода.

Работа по теме предполагает  взаимодействие с сотрудниками Воронежского областного художественного  музея им. И. Н. Крамского, педагогами городских школ искусств, посещение выставок художественных выставок.

В классе формируются динамические группы, каждая из которых получает задание в соответствии с темой занятия. Примерный план :

-- особенности общественного развития Воронежского края данного периода;

-- живописцы заданного периода, творческий путь, общественная деятельность;

-- характеристика периода как этапа развития живописи Воронежского края.

    «Представители провинциальной живописи -- Ф.Ф. Чуриков, И.В. Шевцов».

  Активизация общественной жизни города в 30-х годах XIX века, когда происходит канонизация святителя Митрофана, создается памятник-мемориал, посвященный событиям Петровского времени, приводит к попытке Федора Федоровича Чурикова (1791-1853) организовать художественную школу в крае. Выпускник Академии Художеств, oн сохранял с ней постоянную связь, информируя о всех событиях своей творческой жизни, неоднократно обращался за помощью и поддержкой.

Открытые и введенные в научный оборот документы позволили установить полное имя Чурикова, даты жизни, происхождение, основные факты его биографии, место постоянного проживания. Анализ введенных в научный, оборот архивных материалов показывает, что намерение Ф.Ф. Чурикова, в силу, как объективных, так и субъективных обстоятельств, не привело к созданию полноценно работающей школы. Автор подчеркивает, что стремление создать специальную художественную школу, находящуюся в ведении Академии Художеств, говорит о возросших эстетических потребностях провинциального общества.

-- «Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и активизация художественной жизни Воронеже во второй половине  XIX  века. Крамской Иван Николаевич».

    Во второй половине XIX века художественная жизнь провинции, и Воронеже в том числе, усложняется, являясь отражением тех процессов, которые происходили в искусству и художественной жизни России. Через личные контакты устанавливаются прочные связи с художественными кругами Петербурга и Москвы. В работе прослеживаются конкретные формы этих контактов и связей.

В 60-х гг. XIX века уже несколько выпускников, учеников Академии Художеств живут и работают в Воронеже, находя применение своим творческим силам: П. Васильев, М. Пономарев, И. Саломатин, А. Саломатин. Они приносят в провинциальный город не только академическую систему знаний, но и те новые веяния в искусстве, которые возникают в этот период в Петербурге. Через личное общение воронежские художники были осведомлены о создании и деятельности Петербургской Артели художников.. В это же время М.И. Пономарев высказывает намерение открыть рисовальный класс, находящийся в ведении Академии Художеств. Но все эти планы, показывающие возросшую активность художественных сил города, не увенчались успехом.

  С 70-х гг. XIX века на развитие изобразительного искусства Воронежа, наряду с Академией Художеств, оказала влияние деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. Это были первые художественные выставки, которые всесторонне освещались в местной прессе. Обзоры выставок - первые опыты воронежской художественной критики.

  Всего в Воронеже с 1874 по 1899 гг. прошло пять выставок передвижников, одна основная и четыре параллельных дополнительных выставки. В воронежской прессе с обзорами выступают несколько авторов: М.И. Пономарев, Л.Г. Соловьев, С. Смирнов, "-въ", «Пчелинец». Все они подчеркивали, значение выставок для развития духовной жизни провинциального города, отмечали, что подобные выставки формируют более высокий уровень эстетических потребностей.

 Биография, общественная деятельность, творческий путь Крамского И.Н.

-- «Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 -1917)».

    Целенаправленная работа по открытию художественной школы начинается с 1889 года Все слои воронежского общества поддержали создание Кружка любителей рисования, в число членов-учредителей вошло более 80 человек. В ходе организационной работы, в декабре 1891 г., впервые прошла выставка воронежских художников.

   19 ноября 1892 г. были утверждены «Устав Кружка любителей рисования в г. Воронеже» и «Устав рисовальной школы при Кружке любителей рисования в г Воронеже». Кружок любителей рисования, через избираемый, Комитет, руководил деятельностью школы; назначал преподавателей, утверждал программы обучения, ведал всеми финансовыми вопросами.

10 января 1893 г. состоялось первое официальное собрание членов Кружка любителей рисования

14 февраля 1893 г. школа начала свою работу. Именно этот день можно считать датой основания Воронежской бесплатной рисовальной школы. Занятия проводились по будним дням вечером, после рабочего дня, и воскресным и праздничным дням.

Разумеется, в школе полностью отказались от оригиналов, не было длительного рисования и простейших орнаментов и гипсовых частей человеческой фигуры, главным была натура.

Преподаватели ориентировались на индивидуальные способности каждого ученика, поскольку подготовка и возраст были различны. Сознательный подход к обучению избавлял от заучивания определенных приемов, ставка была сделана на овладение общими методами изобразительного искусства: Учащиеся были свободны в определении того, сколько времени им заниматься в школе и чему отдавать предпочтение. Как правило, новички, незнакомые с азами изобразительного искусства, занимались в подготовительном отделении. По мере работы школы к работе на подготовительном отделении подключились старшие ученики школы.

  Лишь после двух лет работы, когда обозначились конкретные результаты и ученики школы, П. Шмаров и М. Федоров, успешно учились в Академии Художеств, руководители Комитета Кружка любителей рисования, обращаются в Академию Художеств за поддержкой.

 Особая роль здесь принадлежит Вере Александровне Сомовой, жене губернского предводителя дворянства С.М. Сомова, которая в 1895 г. стала председателем Комитета кружка любителей рисования и возглавляла его до 1900 года.

  С 1895 связь с Академией Художеств становится постоянной и устойчивой, школа вошла в число тех учебных заведений, которые находились под покровительством Академии. С этого времени стал ежегодно составляться отчет о деятельности Кружка любителей рисования и работе школы, который'печатался, как в местной печати, так и отдельной брошюрой

    1907-1908 учебном году занятия в школе вели Василий Александрович Жданов и Александр Алексеевич Бучкури; 1909-1911 -Андрей Яковлевич Одинцов и Николай Андреевич Кондрашин, 1911-1912 –Цискунов  Александр Дмитриевич и Баранов Петр Алексеевич; 1913-1916 -заведующий и преподавать школы-Баранов Петр Алексеевич.

     Важной«частью учебного процесса являлись выставки. С 1893 года местные художественные выставки в Воронеже стали проходить регулярно на базе рисовальной школы, которая приобрела известность в городе и губернии. Они,  как правило, проходили в помещении Мариинской женской гимназии. Всего за годы работы школы было проведено девять выставок.

 Биография, общественная деятельность, творческий путь Бучкури А.А.
    События  начала XIX  века  внутри страны внесли свои коррективы В 1917-1918 гг школа не работала В 1919 году в этом здании был открыт филиал Московского ВХУТЕМАСа. Начинается новая страница в истории художественной жизни Воронежа.

3. Самоанализ деятельности и её  результатов обучающимися (рефлексия).
     
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

  IV.Подведение итогов занятия c педагогами.

Педагогам также можно предложить упражнение «Плюс-минус-интересно», либо задание «Незаконченное предложение»:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я научился…
  5. у меня получилось …
  6. меня удивило…
  7. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая м...

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС....

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Краеведение. 7 класс

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета  «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и ор...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» для 8-х классов

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:-  «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Минист...