Игра-викторина "Героические страницы истории"
план-конспект занятия по краеведению по теме

Антонова Юлия Алексеевна

внеклассное занятие для учащихся 13-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_po_istorii.docx368.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ИГРА-ВИКТОРИНА

«Героические страницы истории»

http://orgprazdnik.ru/uploads/posts/2011-04/1303484889_2.jpeg

                          АНТОНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА,

ПЕДАГОГ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ

                                                     

Г. КИРЕЕВСК

7 МАЯ 2013 ГОДА


Тема: игра-викторина «Героические страницы истории»

Цель: Привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения.

Задачи:

  • Совершенствование работы по патриотическому воспитанию;
  • Раскрытие творческой индивидуальности и развитию социальной активности молодого поколения;
  • Содействие развитию интереса учащихся к истории России;
  • Расширение кругозора учащихся в области истории;
  • Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории и национальным традициям;
  • Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к истории России, патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Форма проведения: игра-викторина

Время и место проведения: 7 мая 2013 года, МУК «Районный краеведческий музей» г. Киреевск

Участники: 30 детей и подростков 13-15 лет

Оформление: слайд презентации с названием мероприятия, рисунки детей военной тематики, музыкальное сопровождение: патриотические и военные песни

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, презентации: «Князья», «Отечественная война 1812г.», «ВОВ 1941-1945гг.», фонограммы военных песен

Методический совет: наиболее качественным мероприятие будет, если пригласить ветеранов ВОВ

Предварительная подготовка: домашнее задание для участников: выбрать капитана, название команды, девиз.

Ожидаемые результаты: повышение интереса детей к истории России; углубление знаний о важных исторических событиях и памятных датах общенационального значения; формирование у подростков уважения к своей стране, патриотизма.


ХОД ЗАНЯТИЯ

За 30 минут до начала игры-викторины звучат военные песни.

Вступительное слово.

Представление гостей         1)

            2)

3)

Жюри        1)

2)

3)

Представление команд.

I тур – Князья земли Русской

(Презентация с вопросами и ответами)

Все команды предлагают свой вариант ответа на вопросы данного тура и за правильный ответ получают 1 балл. Время на обдумывание 30 сек.

Этап 1.

Задание для команд: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:

  1. «Идите  домой  с  данью,  а я  вернусь  и  похожу  ещё». (Игорь)
  2. «Старых чти, как отца, а молодых - как братьев». (Владимир Мономах)
  3. «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце, на Дунае - там середина Земли моей». (Владимир Святой)

Этап 2.

Задание для команд: Определите, о каком из древнерусских князей идёт речь в следующих фрагментах из «Повести временных лет»:

  1. «…И когда стало смеркаться, <…> своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело». (Ольга)
  2. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа… Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских…» (Ярослав Владимирович Мудрый)
  3. «…Пошёл <…> на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолели хазар, и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Святослав Игоревич)

Этап 3.

Задание для команд: Выберете правильный ответ:

1. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»?

        а) соколиную охоту;

        б) сбор налогов;

        в) набег на соседей;

        г) сватовство.

2. Какой город «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём»?

        а) Киев;
        
б) Новгород;
        в) Чернигов;
        г) Владимир.

3. Что означало слово «рядиться» в Древней Руси?

         а) наряжаться;
        б) судиться;
        в) пировать;
        
г) договариваться.

Финал.

По трем представленным картинам задание: Назовите имя русского князя, с которым связаны сюжеты этих картин. (князь Владимир Святославович)

II тур – Отечественная война 1812 года

(презентация с ответами)

Каждой команде по очереди задается вопрос, за правильный ответ команда получает максимально 5 баллов. В случае отсутствия ответа, на данный вопрос может ответить другая команда и заработать – 3 балла. Дополнения оцениваются в 1 балл.

  1. Назовите самое известное сражение войны 1812 года. Кто был во главе армий русских и французов?

(Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа(7 сентября) 1812 года у села Бородино (в 125 км западнее Москвы). Войском русских командовал М.И. Кутузов, войском французов – Наполеон.)

  1. Кого из героев Отечественной войны 1812 года вы знаете?

(М.И. Кутузов, И.П. Багратион, генерал М.Б. Барклай-де-Толли, Н.И. Раевский, Н. Дурова, Д.Давыдов, М.И. Платов, М.А. Милорадович, Н.А. Тучков, Д.С. Дохтуров и др.)

  1. Какое важное решение было принято на военном совете в Филях?

(Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению)

  1. Как назывались военные формирования, создавшиеся во время Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?

(народное ополчение)

  1. В ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 года поставлено множество памятников и мемориалов. Назовите наиболее известные из них.

(храм Христа Спасителя – Москва, ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной – Санкт-Петербург, военно-исторический музей Бородино, музей-панорама «Бородинская битва». Кроме того, много памятников в Михайловском районе Московской области, а также в городе Смоленске и Смоленской области)

  1. Он, бесспорно, принадлежал к числу выдающихся военных и государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова, имя его «должно служить украшением нашей истории». «Подвиги Ваши – достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России, - писал ему А.С. Пушкин. Его воспели в своих стихах Пушкин, Лермонтов, Жуковский, декабрист Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Назовите его.

(генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов(1777-1861). Выдающийся русский военачальник и администратор, герой Отечественной войны 1812 года, член государственного совета (1831).

  1. Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите ее.

(Василиса Кожина, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии).

  1. Где находится усыпальница М.И. Кутузова?

(в Казанском Соборе Санкт-Петербурга – Невский проспект)

III тур – Черный ящик

Выносят черный ящик под музыку «Что, где, когда». Для всех команд звучит вопрос, и кто первый правильно отвечает, получает – 5 баллов.

Вопрос для команд: Первая священная история (Библия)

IV тур – История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Звучит музыка из к/ф «Офицеры». Каждая команда получает листочки с заданиями, каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время выполнения задания – 3 минуты.

Задание для команд: Выберите правильный ответ и подчеркните его:

  1. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?
  • «Запад»
  • «Восток»
  • «Центр»
  1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
  • 900
  • 1418
  • 200
  1. Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?
  • Москва
  • Севастополь
  • Новороссийск
  1. Битва на Курской дуге продолжалась:
  • С 5 июля по 23 августа 1943 года
  • С 7 августа по 26 сентября 1941 года
  • С 23 июня по 29 августа 1944 года

V тур – ВОВ в вопросах и ответах

(презентация с ответами)

Для всех команд звучат вопросы, кто первый правильно отвечает, получает  максимально 5 баллов. Какая крепость приняла первой атаку фашистов 22 июня 1941 года? (Брестская крепость)

  1. Что вы знаете о подвиге экипажа Н.Ф. Гастелло и его последователях? (командир экипажа Н.Ф. Гастело направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.)
  2. Какой подвиг совершил под Москвой Виктор Талалихин? (первым совершил ночной таран на фашистов в воздушном бою)
  3. Где и когда совершили свой подвиг 28-панфиловцев? Что тогда сказал политрук В.Г. Клочков своим бойцам? (16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, 28 бойцов 4-й роты во главе с политруком в. г. клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек погибли) Фраза В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, - позади Москва!»)
  4. Где и когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии?(8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорст)
  5. Назовите дату освобождения Киреевского района от немецко-фашистских захватчиков. (15 декабря 1941 года)
  6. Назовите фамилии киреевчан – героев Советского союза. (Тесаков, Афанасьев, Захаров)

VI тур – Угадай песню военных лет

Разная военная музыка звучит по очереди для каждой команды, согласно вытянутым капитанами команд номерам. Правильно отгаданная песня – 5 баллов. Если же у команды ответа нет, то право ответить передается другой команде – 3 балла.

Задание команде: Узнать по музыке военную песню. Минусовки: 1-В землянке, 2-Катюша, 3-Священная война, 4-Три танкиста, 5- Темная ночь, 6-Смуглянка, 7-Синий платочек.

Слово ветерану

Песня для ветеранов ВОВ «Не отбирайте солнца у детей»

(исполняет Тарасова Анастасия п/клуб «Родничок»)

Общая песня «День победы» (1 куплет и припев) и вручение подарков ветеранам

Текст песни:

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Подведение итогов и награждение команд

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"

Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"

На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...