Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».
статья по краеведению на тему

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен  помнить о прошлой жизни своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа работы музея "Поиск"65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

                                                              Народ, не знающий своего прошлого,

                                                              не имеет права на будущее.

                                                                                                                   

                                                                                               А.С. Пушкин

Актуальность.

       Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен  помнить о прошлой жизни своих предков.

        Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать  историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.

          История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.

В системе дополнительного образования большое воспитательное значение имеет
работа школьного краеведческого музея по изучению истории своего родного края, которая становится одной из составных частей деятельности, как преподавателя, так  и классного руководителя.

Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры
значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Определяя задачи внеклассной работы, можно справедливо утверждать, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.



       

Цели программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  •   Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей  страны в целом.
  •   Развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
    Основные задачи:
  1.   Изучить историю возникновения и развития  основной общеобразовательной школы.
  2.   Исследовать историю своего родного края.
  3.   Проводить поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
  4.   Помочь учащимся раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
  5.   Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
  6.   Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
  7.   Проводить уроки, экскурсии в музее, посвященные истории школы для учащихся начальной и основной ступени.
  8.  Организовывать встречи с ветеранами педагогического труда, работавших в разное время в Никулинской школе.
  9. Проводить уроки мужества совместно с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны и оказывать им посильную помощь.
  10. Приобщать учащихся к поисковой деятельности по истории родного края и родной школы.
  11. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.


Содержание программы.

Основными направлениями в реализации программы музея «Поиск» будут:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Ведущими направлениями деятельности краеведческого музея «Поиск», способствующими реализации цели программы, являются:

  • Организация поисковой деятельности:

-  Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях д.Никулино.

-  Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.

-  Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

-  Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

-  Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

     -  Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и  

     рефератов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах,  

     семинарах и т.п. на уровне школы, района.

  • Оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

  • Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.

б) участие в  литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

в) участие в  районных, региональных и всероссийских  конкурсах сочинений,  краеведческих чтениях и научно – практических конференциях

           

             Общественно – полезная работа с населением:

     - Поздравления ветеранов с Днем пожилого человека, с Днем Победы.

 -Оказание посильной помощи ветеранам села (уборка снега в зимний период, осенне-весенняя уборка территории перед домом, уборка помещения).

     -Ведение дневника – перепись оставшихся в живых ветеранов, заполнение индивидуальных карточек.

Сроки действия программы.

Программа рассчитана на 4 года (с 5 по 9 классы).

Участники программы.

Совет музея «Поиск»  создан на основе (5-9-х классов).

Возраст детей, участвующих в реализации программы   с 10 до 15 лет.

Начинать работу по реализации программы можно в разное время, в разных классах.

Формы занятий.

Массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.

Режим занятий.

С 14.30 до 15.30 часов. Один раз в неделю.

Ожидаемые результаты деятельности.

Ожидаемые результаты данной программы  соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

1.Теоретическая подготовка по основным разделам программы.

2.Применение теоретических знаний на практике.

3.Формирование и развитие личностных качеств, развитие которых        осуществляется в процессе реализации программы.

Школьный краеведческий музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на воспитание детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой        Родине. 
         Краеведческое объединение  дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях.

 Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.         

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России. 

Ожидаемые результаты и способы  их проверки.

По итогам занятий  обучающиеся должны  знать:  

  •  историю своей семьи и своего рода в целом;
  •  историю названия своей деревни, историю близлежащих окрестных деревень Каширского края; улиц г.Кашира;
  • основные исторические события, происходящие на территории края в разное время;
  • историю развития школьного образования в селе на примере Никулин-

     ской школы.

должны  уметь:

  • работать с различными видами источников получения информации;
  • проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
  • грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
  • владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;
  • составлять генеалогическое древо своей семьи;

      Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

  • в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
  • в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
  • в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы оценивается

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях, муниципальных  и региональных научно-практических конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного краеведческого музея

Учебно-тематический план для 1-11 классов....

Анализ работы школьного краеведческого музея

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий ...

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоз...

План работы школьного краеведческого музея

План поможет в работе руководителям музеев...

Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий

Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....

Из опыта работы школьного краеведческого музея

Материал содержит информацию по реализации социального проекта ПАМЯТЬ...

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....