программа литературно-краеведческого творческого объединения "Живое слово"краеведение
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Митич (Мудрякова) Елена Николаевна

Краеведение - одна из важных и актуальных проблем в современной образовательной школе. На уроках литературы, истории и географии учащиеся получают знания с опрой на краеведческий материал, а на дополнительных занятиях мы имеем возможность их углубить и привить любовь к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_dod.rar50.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Починковский Центр дополнительного образования детей»

 

                                                                                                                Утверждена

                                                                                                                  ____________ Ковалёва Т.Д

                                                                                               директор

 

Образовательная программа дополнительного образования

«Живое слово»

литературно-краеведческого  творческого объединения «Живое слово»

 Возраст учащихся: 11-15 лет.

   Срок реализации: 1 год.

                                                                                                                              Автор:

Мудрякова Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

Починок

2012год

Пояснительная записка

     Краеведение в широком смысле слова означает совокупность научных знаний (исторических, культурных, географических и т.д.) о каком-либо крае, области, городе, деревне, селе.

     Краеведение - это сегодня одна из важнейших и актуальных проблем в современной общеобразовательной школе. Учителя истории, географии, литературы должны давать знания учащимся с опорой на местный материал. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в свою "малую" родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос.

    Очень много нужных и полезных сведений дают уроки по истории, русскому языку и, конечно, литературе. "Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами  по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова Д.С.Лихачева близки каждому учителю ,стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.

     Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

     Наш край всегда был богат талантливыми творцами прекрасных фольклорных произведений - былин, исторических песен, преданий, легенд, сказок, частушек.

          С нашей областью связаны судьбы многих поэтов и писателей, которые внесли огромный вклад в развитие русской литературы. Среди них и широко известные: М.И. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков, Б. Васильев, В. Беляев  и др.

          Систематические занятия с учащимися по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к отчему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, знакомству c бoгатствoм миpa вечных ценностей художественной культуры, созданных на смоленской земле.

     В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается

необходимость возрождения национальной культуры, отечественных корней,

освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.

         Учебный материал  данной программы подобран в соответствии с возрастом учащихся и  с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. Программа  ( для учащихся 5-9 классов, 11-15 лет) предлагает познакомиться с богатым наследием устного народного творчества и литературы Смоленской области.

   Данная программа литературного краеведения носит и прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе.

    Актуальность программы заключается в том, что как показывает  практика,  школьники среднего звена  уже имеют  сформированную  готовность к обучению, нуждаются  в новых обширных источниках знаний, в учебную программу вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды (литературное краеведение), сочетающая  продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться   и обрести новый статус в коллективе.

    Новизна программы в том, что на данный период нет разработанной типовой программы по литературному краеведению Смоленской области в системе дополнительного образования учащихся.

     

Цели и задачи деятельности:

Воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.  

Образовательные задачи:

  • поэтапное хронологическое изучение через литературные источники

истории Смоленского  края;

  • понимание взаимосвязи локального с глобальным;

 Развивающие задачи:

  • развитие навыков исторического мышления;
  • овладение умениями  планирования деятельности;
  • формирование  пространственно-временных представлений, развитие  воссоздающего воображения;
  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.

 Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

  Срок реализации программы - 1 год.


  Возраст обучающихся — школьники 11-15 лет.

   Предполагаемые результаты обучения

         Образовательные:

  • приобретение знаний по  истории родного края;
  • приобретение знаний по литературе родного края;

           Развивающие:

  • формирование  навыков исследовательской деятельности;
  • формирование познавательного интереса к процессу обучения;
  • развитие исторического мышления;
  • овладение коммуникативной культурой;
  • формирование навыков общения, публичных выступлений, оформления творческих работ;
  • личностное развитие ребенка

      Воспитательные:

  • формирование у учащихся высокой гражданской позиции, воспитание патриотизма, гордости за свой край;
  • воспитания интереса к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями земляков;
  •  воспитания уважения к традициям своего народа и чувство гордости за многовековую историю России;
  • воспитание нравственных качеств;
  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Формы подведения итогов и фиксация результатов образовательного процесса.

Диагностика.

Основные принципы диагностирования

  1. Принцип систематичности.


Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса: от начального восприятия знаний до их практического применения.


2. Принцип объективности/

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

  1. Принцип наглядности.

Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:

 Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.


Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.


Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления .

II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария

Универсальные способы отслеживания результатов:
 Педагогическое наблюдение
 Анкетирование
 Тестирование
 Тренинги
 Игры

Собеседование

Выставки

Творческий отчет
Конкурсы и т.д.

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

Реализация программы будет проводиться в виде занятий  творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия.     Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.

    Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют учащемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Формы и методы занятий разработаны исходя из возрастных особенностей школьников 11-15 лет.  

 В данной программе  используются  следующие  методы:

  1. Словесный метод – беседа, рассказ, объяснение
  2. Наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы и т.д.
  3. Игровые методы -  игра-путешествие, театрализация
  4. Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала
  5. Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
  6.  Исследовательский метод - исследование, изучение документов, их описание
  7. Информационно-рецептивный метод-восприятие осознания готовой информации

      Формы, используемые при реализации программы:

         В зависимости от содержания занятий форма работы в творческом объединении может быть:

  • лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
  •  семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
  • экспедиционной  (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
  •  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой,  подготовка докладов и т. д.);
  • литературно-творческой  (дневники, сочинения на темы похода);
  • оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета и т. д.);
  • организаторско-массовой  (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий,  проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).


        Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

 Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление литературно-краеведческой выставки или создание кабинета литературного краеведения, или  открытие школьного литературного музея, или  помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные  материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".
Ценные материалы, собранные ребятами, могут читаться на занятиях, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.

   Условия эффективности реализации программы.

  • применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс;
  • наличие учебно-методической литературы;
  • использование диагностических методик ;
  • участие родителей;
  • создание атмосферы дружелюбия и поддержка между учащимися и педагогами, родителями.

В конце 1 года обучающиеся творческого объединения должны знать:

- жанры фольклора;

- основные исторически даты, связанные со Смоленском;

- жизненный и творческий путь известных людей, чья жизнь была связана со Смоленской областью;

Уметь:

- вести записи фольклорных произведений;

- вести литературный дневник;

- составлять литературную и художественно- литературную карту;

Владеть:

- компьютерными навыками составления презентаций;

-умением декламировать литературные произведения.

Ожидаемый результат 2-го года обучения

- сформированный у учащихся устойчивый интерес к истории отечественной литературы, к знакомству с биографиями писателей, к литературному краеведению;

- сформированная мотивация к чтению художественных произведений русской классики;

- выявление творческих способностей учащихся, сформированная самостоятельность мышления при обсуждении проблем и вопросов, связанных с творчеством русских писателей и поэтов;

- проявленный навык самостоятельного анализа увиденного на экране

Содержание  программы


Определение понятия "фольклор". Фольклор, его место и роль в жизни народа Социальная природа фольклора как устного народного творчества.  Выражение в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека. Оценка в произведениях фольклора исторических событий, явлений общественной жизни, семейных отношений и духовной деятельности человека. Первые собиратели фольклора.

 Практические занятия. Запись учащимися по памяти известных им пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, сказок, народных песен и т. д. Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический

эпос, песни, сказы, частушки и др.).

Жанры фольклора. Героический эпос. Определение жанра. Исторические корни возникновения героического эпоса. Отражение в эпосе борьбы народов за независимость, против иноземных захватчиков, против феодалов-поработителей, Героический эпос: русский эпос "Слово о полку Игореве", "Задонщина", исторические песни и былины;

Историческая песня. Определение жанра; народная оценка истории и исторических лиц в исторических песнях; главные темы и любимые герои народных исторических песен; фантастичность в передаче реальных исторических образов, художественные особенности.


Былины. Определение жанра; былина как эпическое произведение с установкой на достоверность; отражение в былинах представлений народа о сущности исторических событий и процессов; воплощение в герое былин - богатыре - лучших качеств народа; патриотический смысл подвигов богатыря; героический характер былины; художественные особенности былин: исключительность события, гиперболизация образа героя, контрастность образов (добра и зла и др.).

Народная сказка.  Основная особенность жанра; роль поэтического вымысла в сказке; виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, богатырские, новеллистические и сатирические сказки, сказки-небылицы, докучные сказки и др.; нравственно-этическое, социально-политическое и общественно-бытовое содержание сказки.

Частушки. Особенности жанра частушки; виды частушек: лирические, злободневные и шуточные; способность частушки передавать индивидуальные особенности чувств, переживаний, характеристик, быстро откликаться на конкретную обстановку времени; общественное и политическое значение частушки как средства массовой агитации.


Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества; различие между пословицей и поговоркой; краткость и выразительность пословиц и поговорок; меткость и точность их языка; утверждение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени; народная мудрость пословиц и поговорок.


Загадки. Художественное своеобразие загадок; происхождение и история развития этого жанра; виды загадок: загадки - развернутые метафоры, загадки - метонимии, загадки - олицетворения; особые разновидности загадок: математические головоломки; шуточные загадки, основанные на игре слов; отражение в загадках взглядов на жизнь, насмешливо-иронического отношения к угнетателям, народного ума, наблюдательности, творческой фантазии.
Практические занятия. Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определение жанра прочитанного произведения. Запись по памяти знакомых пословиц, поговорок, загадок.


Наш край в устном народном творчестве.  Исторические события, связанные с местным краем (борьба с иноземными захватчиками; антикрепостнические восстания; развитие промышленности; революция и гражданская война; коллективизация, борьба за утверждение социалистического строя; Великая Отечественная война и др.), и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура).  
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".

Навыки литературно-краеведческой деятельности.  Составление вопросника и запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; определение жанра записанных произведений, нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню.

Практические занятия. Тренировка в записи произведений устного народного творчества. Работа с книгой по фольклору. Запись произведения устного народного творчества со слов рассказчика, паспортизация записи.

Роль и место литературы в жизни народа.  Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью.

Древнерусская литература. Изображение земли Смоленской в памятниках древнерусской литературы. «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о Полку Игореве»

Война 1812 года в изображении русских писателей. Знакомство с писателями-героями войны 1812 года. Чтение литературных произведений, в которых описываются события, происходившие на Смоленской земле.

Практические занятия. Составление летописи Смоленского края. Чтение художественных произведений, иллюстрации к прочитанному.


Писатели и другие деятели культуры и наш край.  Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Влияние указанных деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края. Потомки писателей и других деятелей культуры.

Практические занятия. Знакомство с литературно-памятными местами города (района, края). Составление картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с местным краем. Составление хронологической таблицы по истории культуры своего города (района, края). Виртуальные экскурсии.

Наш  край в художественной  литературе.  Наш край в устном народном творчестве и в народных песнях. Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы. Знакомство (по книгам, статьям, воспоминаниям очевидцев и другим источникам) с событиями, отразившимися в творчестве писателей.  Памятники и памятные места края, запечатленные в художественной литературе.
Практические занятия. Чтение художественных произведений, связанных с местным краем.  Виртуальные экскурсии к местам и памятникам, описанным в этих произведениях. Составление альбома на тему "Наш  край в художественной литературе"

Современная литературная жизнь нашего края. Литературные объединения, общества, кружки, клубы. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов; литературные походы и экспедиции; местные литературные музеи, их деятельность.
Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города (района, края)". Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.

Литературные музеи Смоленской области.  Литературные музеи, расположенные на территории Смоленской области. Виртуальные экскурсии в музеи разных городов.

Практические занятия. Разработка виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии по литературным местам России. Просмотр видеофильмов, связанных с литературной деятельностью писателей. Создание собственных видеоматериалов.

Практические занятия. Отбор и разработка видеоматериалов.

Навыки оформительской деятельности.  Правила учета, паспортизации и экспонирования литературно-краеведческих материалов. Составление тематико-экспозиционного плана выставки по литературному краеведению.
Практические занятия. Изготовление стендов, витрин, карты походов, литературной карты родного края, оформление фотографий, папок и альбомов с материалами походов и экспедиций.


Навыки литературно-краеведческой деятельности.  Поисково-исследовательская работа: запись произведений устного народного творчества, воспоминаний и преданий, паспортизация этих записей. Умение работать с книгой и другими литературными источниками: выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме; составление аннотации к прочитанной книге; работа с каталогом; составление библиографии по нужной теме. Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.
Практические занятия. Описание и паспортизация литературных памятников.  Запись воспоминаний и преданий о писателе и его времени. Составление библиографии по теме.



Литературно-творческие навыки .  Литературные жанры (стихи, рассказы, басни), их особенности. Газетные и эпистолярные жанры (очерки, корреспонденции, дневники, письма), особенности каждого из этих жанров. Формы литературно-творческой деятельности кружковцев: личный дневник, книга похода, "литературная страница" в школьной газете; летопись своей школы, города (села, района); литературно-краеведческий альбом; литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям-землякам; литературно-художественный календарь природы родного края и др.
 Практические занятия. Зарисовки и записи по наблюдениям дома, в школе, на загородной прогулке: пейзаж, портрет, сцена из жизни школы и др.

               

Туристские навыки.  Подготовка путешествия: разработка маршрута, распределение обязанностей в группе, составление сметы и плана путешествия, оформление путевых документов. Групповое и личное снаряжение туриста, подготовка снаряжения, укладка рюкзака. Значение физической подготовки.

Проведение путешествия: примерный распорядок дня, организация движения (скорость, ритм, нормы дневных переходов, обязанности направляющего и замыкающего), дисциплина и взаимопомощь. Организация привалов . Выбор места для бивака, установка палаток, костры, приготовление пищи. Охрана природы. Соблюдение санитарных правил на биваке. Препятствия в пути, их преодоление. Правила безопасности в пути. Этика в общении с местным населением. Ориентирование в походе при помощи карты и компаса, по местным предметам. Краеведческие навыки (описание маршрута, сбор документального материала, фотографирование).

Практические занятия. Подготовка снаряжения к путешествию, укладка рюкзака, разбивка и укладывание палатки. Распределение обязанностей.

Тренировочный поход (соблюдение режима и правил похода, исполнение возложенных обязанностей, работа в полевых условиях по темам путешествия).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Реализация программы будет проводиться в виде занятий  творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия.     Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.

    Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Формы и методы занятий разработаны исходя из возрастных особенностей школьников 11-15 лет.  

 В данной программе  используются  следующие  методы:

  1. Словесный метод – беседа, рассказ, объяснение
  2. Наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы и т.д.
  3. Игровые методы -  игра-путешествие, театрализация
  4. Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала
  5. Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
  6.  Исследовательский метод - исследование, изучение документов, их описание
  7. Информационно-рецептивный метод-восприятие осознания готовой информации

      Формы, используемые при реализации программы:

         В зависимости от содержания занятий форма работы в творческом объединении может быть:

  • лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
  •  семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
  • экспедиционной  (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
  •  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой,  подготовка докладов и т. д.);
  • литературно-творческой  (дневники, сочинения на темы похода);
  • оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета и т. д.);
  • организаторско-массовой  (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий,  проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).


   Для школьников среднего  звена очень важно практическое применение знаний, исходя из этого, большое внимание в данной программе уделяется практической работе, которая проходит в виде записей произведений фольклора, описания и паспортизации литературных памятников, составления литературной карты, походов и экспедиций и т.д.  

   Запись произведений фольклора.  Существуют три способа собирания устного народного творчества: стационарный (по месту жительства), экскурсионный (главным  образом в местах жизни и деятельности выдающихся людей)  и экспедиционный (в специально организованном маршруте, например, к очагам народного творчества или по местам жизни и деятельности известных собирателей фольклора).
Большие преимущества для начала работы фольклорного кружка имеет стационарный способ, дающий возможность полного сбора бытующих произведений фольклора, записи вариантов, обстоятельного знакомства со сказителями. Записывать произведения устного народного творчества лучше всего группой в 3-4 человека (большое количество  записывающих стесняет рассказчика, тормозит работу). Каждый  учащийся ведет запись на отдельном листе. По окончании записи тексты сверяются, составляется единая редакция. Если позволяет обстановка, запись  повторяется на следующий день и сверяется с предыдущей. Это дает возможность проверить память и манеру рассказчика, а также степень стабильности текста устного рассказа. Запись, сделанная учащимися,  должна сохранять особенности местного произношения, в том числе и ударения и, по возможности,  индивидуальные особенности исполнителя: вводные слова, прибаутки, отступления, обращения к слушателям.  Учащиеся знакомятся  также с биографией наиболее интересных рассказчиков (или певцов). Главное внимание при этом обращается  на такие факты биографии, которые характеризуют рассказчика (певца) как художника, например: у кого учился мастерству? Сам складывает или только исполняет? на каком музыкальном инструменте аккомпанирует себе? (если исполнитель – певец). После завершения работы на каждое записанное произведение устного народного творчества составляется паспорт, который вместе с текстом записи, биографией рассказчика и желательно его фотографией хранится в отдельной папке.


Описание и паспортизация литературных памятников  проводится по следующему плану: название памятника; его местонахождение; вид, стиль сооружения, из каких материалов сделан памятник, примерный или точный возраст памятника; состояние памятника (хорошее, удовлетворительное, плохое, указываются основные дефекты); подвергался ли данный памятник перестройкам и перепланировкам, если да, то каким и когда; что в нем расположено (живут жильцы, находится склад, пустует и т. д.); в чьем ведении находится памятник, состоит ли на учете как памятник культуры; основные факты жизни и творчества писателя (художника, композитора и др.), связанные с данным памятником. К паспорту прилагаются фотографии памятника, зарисовки и план здания.


Составление литературной или литературно-художественной карты родного края проводится следующим образом: на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры. Около названий населенных пунктов  помещаются их портреты (в овале размером 2 х 2,5 см или 3 х 4 см, в зависимости от размера карты). Рядом с названиями проставляются номера. На полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный пункт. Для оживления карты  прямо на ней рисуются одним тоном популярные силуэты памятных мест края (дом, ворота, памятник и т.д.). Разноцветными пунктирными линиями наносятся на карту литературные маршруты по родным местам.


 
Походы и экспедиции - наиболее популярные и любимые школьниками формы литературно-краеведческой работы. Они  делятся на  следующие виды: фольклорные, биографические, по литературным местам, археографические (поиски и собирание старинных книг, древних памятников письменности). Походы и экспедиции обогащают ребят навыками самостоятельной деятельности, углубляют и расширяют их знания, полученные ранее. Собранные и обработанные учащимися материалы оказывают большую помощь всей школе в учебной и внеклассной работе по литературе.
Литературно-творческая деятельность учащихся в походе и экспедиции  имеет различные формы:  
книга похода (общий походный дневник); личные дневники и записные книжки участников похода; письма; корреспонденции в печать, на радио и др.
Общий
походный дневник отражает основное содержание похода (экспедиции), жизнь походного коллектива с конкретными характерными эпизодами и характеристиками отдельных участников группы. Он  насыщен конкретными фактами познаваемого, впечатлениями и мыслями.

Ведение общего дневника. На широких полях каждой страницы записываются все основные факты походной жизни, включая дежурства, меню походной кухни, перечисляются названия населенных пунктов, километраж пути, фамилии и имена людей, адреса и т. д. Основное же место страницы занимают литературное описание главных событий похода, экспедиции, содержание работы группы в музеях, беседы с населением, исторические справки о местности и населенных пунктах, различные наблюдения в пути, пейзажные зарисовки. Мысли и впечатления подаются от конкретных лиц. Это могут быть выдержки из личных дневников участников похода (экспедиции). Большое значение имеет художественное оформление книги: заголовки; карты отрезков пути на каждый день; зарисовки памятников, характерных деталей построек, костюмов, художественных изделий, бытовой утвари; виды местности и т. д.


Большое значение имеет
ведение литературных записей каждым участником похода. Личный дневник дисциплинирует учащегося, приучает его лучше видеть, больше запоминать, осмысливать познаваемое, разбираться в своих впечатлениях. Записи в личном дневнике ведутся ежедневно, по свежим следам событий. Только ребята не должны записывать все подряд. Нужно выбирать то, что в течение походного дня оставило в памяти наибольший след. Это  может быть эпизод из жизни походного коллектива, или встреча с интересным человеком, или произведение искусства, увиденное в музее. Большую ценность представляют высказанные в дневнике мысли, впечатления, характеристики.

        Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

 Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление литературно-краеведческой выставки или создание кабинета литературного краеведения, или  открытие школьного литературного музея, или  помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные  материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".
Ценные материалы, собранные ребятами, могут читаться на занятиях, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.

   Предполагаемые результаты 2-го года обучения:

- сформированный у учащихся устойчивый интерес к истории отечественной литературы, к знакомству с биографиями писателей, к литературному краеведению;

- сформированная мотивация к чтению художественных произведений русской классики;

- выявленные творческие способности учащихся, сформированная самостоятельность мышления  при обсуждении проблем и вопросов, связанных с творчеством русских поэтов и писателей;

- проявленный навык самостоятельного анализа увиденного на экране ;

- хорошо сформированная монологическая речь, поставленная дикция, умение сосредоточиться и погрузиться в проблему при участии в коллективно- творческом деле.

         

Формы подведения итогов и фиксация результатов образовательного процесса.

  Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить  представления педагога  о детях,  которые  занимаются в творческом объединении, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Основные принципы диагностирования

1.Принцип систематичности

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса- от начального восприятия знаний до их практического применения.


2. Принцип объективности

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности.

Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:

 Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.


Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления .

II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария

Универсальные способы отслеживания результатов:
 Педагогическое наблюдение
 Анкетирование
 Тестирование
 Тренинги
 Игры

Собеседование

Выставки

Творческий отчет
Конкурсы и т.д.

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

         

Формы диагностики ожидаемых результатов

Вводный контроль

Текущий контроль

Промежуточный

контроль

Итоговый  контроль

Итоги реализации образовательной программы

1) анкетирование, прослушивание и собеседование при приеме в группу;

2) педагогическое наблюдение

1) фронтальные собеседования;

2) беседы с воспитанниками;

3) просмотры подготовленных  индивидуальных слайд-фильмов

4) просмотры  

коллективных

творческих работ;

5) педагогическое наблюдение;

6) диагностические тесты;

7) самооценка воспитанников.

1) полугодовое итоговое занятие (просмотры и  собеседование)

2) диагностические тесты;

3) самооценка воспитанников.

1)годовое итоговое занятие (просмотры и  собеседование);

2) диагностические тесты;

3) самооценка воспитанников.

1) итоговое занятие  (просмотры лучших слайд-фильмов и  собеседование);

2) диагностические тесты;

3) самооценка воспитанников.

  1. Список  литературы:

  1. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 1962.
  2. Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".
  3. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., Международные отношения, 1979.
  4. Дунаева Т. Литературные экскурсии по городу. Из опыта экскурсионной работы в Одессе. - В кн.: Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 1970, с. 82-89.
  5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  6. Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 1969.
  7. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 1979.
  8. Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1969.
  9. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
  10. Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
  11. Природоохранительное просвещение. Сборник. М., Знание, 1980.
  12.  Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".
  13. Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".
  14. Путеводители по литературным музеям.
  15. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1963.
  16. Сегал Е. А. Здесь живут книги. Художественно-документальный очерк. М., Детская литература, 1974.
  17. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. 2-е изд., М., Издание Всесоюзной книжной палаты, 1960.
  18. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 1977.
  19. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965.
  20. Интернетресурсы.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество

часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Набор детей. Комплектование группы. Инструктаж по ТБ

2

2

2

Фольклор, его роль и место в жизни народа

4

2

2

3

Жанры фольклора

30

24

6

4

Наш край в устном народном творчестве

12

6

6

5

Навыки литературно-краеведческой деятельности

8

4

4

6

Роль и место литературы в нашей жизни

2

2

7

Древнерусская литература

8

4

4

8

Война 1812 года в изображении русских писателей

12

10

2

9

Писатели и другие деятели культуры и наш край

10

6

4

10

Наш край в современной художественной литературе

10

6

4

11

Современная литературная жизнь нашего края

8

6

2

12

Литературные музеи Смоленска и Смоленской области

10

6

4

13

Виртуальные экскурсии по литературно-историческим местам

32

20

12

14

Навыки оформительской деятельности

14

8

6

15

Литературно-краеведческая деятельность

14

6

8

16

Творческая мастерская

20

10

10

17

Экскурсии, походы по литературным местам Смоленской области

8

2

6

Итого:

204

124

80

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

программа литературно-краеведческого общества "Спутники Достоевского"

Программа дополнительного образования для обучающихся в 8-11 классах. Уникальна тем, что основана на краеведческом материале, связанном с деятельностью племянника Ф. М. Достоевского - Ф. М. Достоевско...

Литературно-краеведческая квест-игра «ЖИТЬ В ЗАВЕТНЫХ ТВОРЕНЬЯХ…». (Жизненная и творческая стезя Игоря Игнатенко)

Расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по биографии и творчеству Игоря Игнатенко....

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...