ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Калягина Татьяна Михайловна

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kalyagina.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ, с 11 лет

                                                                      Автор – составитель:

                                                                                               педагог дополнительного образования

                                                                               Калягина Татьяна Михайловна

г.Городец

2014г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т. д.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии и др.

Краеведение разделяется по формам  организации на государственное, школьное и общественное.

В школьном краеведении выделяются: учебное (его характер и содержание определяются школьной программой) и непрограммное (его содержание построено в соответствии с планом воспитательной работы школы и внешкольного учреждения).

Школьное краеведение — одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Для успешного решения этих задач необходимо, чтобы в школе подготовлялось то, что в жизни осуществляется.

Историческое краеведение, являясь частью школьного краеведения, подразделяется на историко-культурологическое, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое и др.

Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы.

Организуя походы и путешествия по родному краю, учитель не только знакомит своих питомцев с достижениями нашей Родины, но и дает возможность ярче увидеть героический путь, пройденный старшим поколением.

В походах по родному краю на живых примерах учитель раскрывает ребятам неразрывную связь наших конституционных прав и обязанностей, показывает, как претворяется в жизнь то, о чем мечтали, за что боролись деды и отцы и что нашло отражение в основном законе нашей страны. Все это, как нельзя лучше, способствует нравственному воспитанию, формированию активной жизненной позиции. Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа историко-краеведческого объединения. Объединение позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы.

Работа объединения должна строиться с учетом задач образования и комплексного подхода к воспитанию школьников.

Ведущая роль в организации работы школьного историко-краеведческого объединения и краеведческой работы отводится учителю, руководителю.

В зависимости от содержания программы, состава класса или объединения, от местных условий учитель намечает объекты исследования, формы и методы работы.

Результаты школьного краеведения зависят от того, насколько сам учитель, руководитель компетентен в области краеведения, сумел ли он заинтересовать школьников. Преподавателю необходимо хорошо знать родной край, систематически его изучать, владеть навыками краеведческой работы.

Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам как к части своей Родины.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого.

Немалую роль играет краеведение в деле воспитания патриотических чувств школьников. Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.

Патриотическая работа включает в себя единство трудового и нравственного формирования юношества. Она помогает в воспитании сильных и смелых характеров, в подготовке к самостоятельным шагам в жизни.

Хорошие возможности открывает краеведение для решения задач трудового воспитания учащихся. Знакомясь с родным краем, встречаясь с представителями рабочего класса и крестьянства, учеными, деятелями науки и культуры, представителями армии и флота, участвуя в практических трудовых делах, наши школьники могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.

Значение школьного краеведения особенно возросло в связи с переходом школ на новые учебные программы. Оно превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет ему увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.

В связи с этим представляется необходимым связать работу объединения с конкретным материалом из истории края, необходимого при изучении школьного курса отечественной истории. Это помогает решению общеобразовательных задач, более глубокому усвоению учебного материала, развитию самостоятельной познавательной деятельности и творчества учащихся, осуществлению связи школы с жизнью.

Используя краеведческий материал на уроках истории, учитель, руководитель объединения, помнит, что он имеет двоякое назначение. С одной стороны, является средством конкретизации общеисторического материала, а с другой — он входит в систему знаний по истории края. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же является его элементом.

Краеведение тесно сочетается с туризмом, с походами и путешествиями по родному краю. Овладение школьниками определенным кругом знаний, умений и навыков, необходимых юным путешественникам, предусмотрено программой «Юные туристы». Объединения, занимающиеся историческим краеведением, могут иметь разную тематическую направленность в зависимости от специальности и интересов руководителя  и участников, от местных условий.

Программа рассчитана на учащихся VI—X классов, интересующихся историей. В отдельных случаях в кружок могут записаться также ученики V класса. Большую помощь в работе могут оказать работники государственных и народных музеев. В итоге работы ребята смогут собрать краеведческий материал для школьного кабинета истории, выставок, школьных музеев, для государственных и народных музеев.

Занятия историков-краеведов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть их проводится в виде лекций. Содержание занятий следует постепенно усложнять, начиная с выполнения простейших поисковых заданий: знакомство на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры до выполнения заданий государственных и народных музеев, содержащих поиск исторических материалов, требующих хорошей исторической подготовки, умения работать с литературой, записывать воспоминания и др. Такие задания учащиеся смогут в основном выполнять в период второго и третьего года занятий.

Особое внимание следует уделять изучению родного края. Изучая археологическое наследие нашей страны, руководитель должен познакомить школьников с законодательством об охране памятников археологии, обратить их внимание «на недопустимость археологических раскопок без «открытых листов» — разрешений на исследование археологических памятников, познакомить учащихся с движением по охране памятников истории и культуры. Следует обратить внимание школьников на необходимость выполнения законодательства об охране природы и окружающей среды.

Материалы походов и экспедиций должны быть тщательно обработаны.

Программа объединения четырехгодичная. Тематика третьего и четвертого года имеет целью закрепить, расширить и углубить знания, полученные учащимися, успешно работавшими в первый и второй годы занятий.

Цель программы:

Воспитание у подрастающего поколения  чувство патриотизма и любви к своей малой родине и в целом к отчизне через  изучение культурного и исторического наследия  родного края.

Задачи программы:

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать  у школьников чувство патриотизма, бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • повышать  значение школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся и сохранении исторической памяти;
  • воспитывать культуру научного исследования

 Образовательные задачи:        

  • обучить методам краеведческого исследования
  • совершенствовать навыки эффективной работы с новыми информационными технологиями, обеспечивающими сбор, хранение и обработку информации
  • обучить принципам и правилам выполнения и защиты исследовательской работы, составление портфолио

Развивающие задачи:

  • развивать навыки критического мышления, синтеза и анализа информации, а также нахождения нестандартного решения типовых задач
  • развивать  умение организовывать собственную  деятельность, планировать и контролировать ход реализации  поставленных целей и задач
  • развить умение преподносить и отстаивать свою точку зрения на примере защиты исследовательской работы
  • развить личностные качества: активность, аккуратность, дипломатичность, ответственное отношение к себе и окружающим
  • развивать коммуникативные качества обучающихся: умение выступать перед аудиторией, преподносить материал и защищать результаты своего исследования
  • привлечение обучающихся к активной творческой работе  над историческими источниками;
  • получение навыков проведения научно-исследовательской работы;
  • способствовать получению учащимися опыта организации и проведения экскурсионной работы.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к учебным занятиям по краеведению
  • активизация участия  школьников в научно-исследовательских конкурсах
  • освоение методик научно-исследовательской деятельности
  • умение обрабатывать и оформлять полученные материалы исследовательской деятельности
  • рост уровня  творческих достижений

Методы и формы работы:

  • поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.);
  • метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, экскурсиях;
  • метод контроля – самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы;
  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Учебно – тематический план объединения «Историки – краеведы».

  • 1 год обучения.
  • 4 часа в неделю, 144 часа в год.

№ п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

2

2

1.1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Что такое краеведение?

1

1.2

Оформление устава объединения, уточнение списков и обязанностей учащихся. Оформление газеты «Историки – краеведы».

1

2.

Изучение археологического наследия.

7

9

16

2.1

История письменности и летописания (занятие в музее «Дом - музей графини Паниной»).

1

1

2

2.2

Археологическое прошлое Нижегородского края и города Городца (приглашение М.Н.Еранцева).

2

2

2.3

Экскурсия в краеведческий музей (зал археологии).

2

2

2.4

Городец на Волге. Изначалие.

1

1

2.5

Работа знаменитых археологов в г.Городце. Их находки и собранные материалы.

1

1

2.6

История г. Городца в древнерусских летописях (приглашение З.С.Коноваловой).

1

1

2

2.7

Пешеходная экскурсия «Здесь даже воздух дышит стариной…» (крепостной вал, история возникновения города – крепости).

2

2

2.8

История уникальной находки – княжеского шлема.

1

1

2

2.9

Пешеходная экскурсия «В центре Древнего Городца. Детинец: история раскопок и находок».

2

2

3.

Историческое краеведение.

11

9

20

3.1

Городец в XIIвеке. «Легендарное сказание о невидимом граде Китеже» в истории Городца.

2

2

3.2

У истоков Нижегородского Поволжья.

2

2

3.3

Александр Невский и наш край.

2

2

3.4

Викторина, посвященная Дню памяти Святого Благоверного князя А.Невского.

2

2

3.5

Нашествие манголо – татар на Городец.

2

2

3.6

Экскурсия в Федоровский монастырь. Открытие марафона, посвященного А.Невскому.

2

2

3.7

Начало участия в сетевом проекте «Город Ремеслоград».

2

2

3.8

Удельное Городецкое княжество и Андрей Городецкий. Приглашение М.Н.Еранцева.

2

2

3.9

Культура и духовная жизнь Городца. Экскурсия в музей с проведением мастер – класса по гончарному делу.

1

1

2

3.10

Основные периоды развития г.Городца.

2

2

4.

Проектная деятельность. «Город Ремеслоград».

14

14

4.1

Экскурсия на строчевышивальную фабрику для взятия интервью с мастером.

2

2

4.2

Монтирование фильма и размещение его в рамках проекта «Путешествие в Ремеслоград».

2

2

4.3

Викторина «Промыслы России и Нижегородского края».

2

2

4.4

Оформление работ и размещение их в рамках проекта.

2

2

4.5

Посещение мастер – класса «Изготовление новогодней йо – йошки».

2

2

4.6

Выполнение презентации по мастер – классу и размещение ее в рамках проекта.

2

2

4.7

Экскурсия в детский сад. Акция «Рождественский подарок».

2

2

5.

Туристско – краеведческие возможности родного края.

2

2

4

6.

Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны».

2

4

6

6.1

Обсуждение выбора тем работ, составление плана.

2

2

6.2

Сбор информации, написание работ.

2

2

6.3

Оформление работ.

2

2

7.

Охрана природы.

2

2

4

8.

Памятники истории и культуры.

4

16

20

8.1

Памятники истории и культуры Нижегородской области.

2

2

8.2

Памятники истории и культуры города Городца.

2

2

9.

Изучение родного края.

6

16

22

9.1

Строительство Нижегородского Кремля.

2

2

9.2

Викторина «История башен Нижегородского Кремля»

2

2

9.3

История городецкого храма Михаила Архангела

2

2

9.4

История городецкой старообрядческой церкви

1

1

2

9.5

История городецкого Феодоровского монастыря

1

1

2

9.6

Нескучный урок «О полосатой версте, семи пядей во лбу и о малом золотнике» с приглашением М.Н.Еранцева

2

2

9.7

Урок – экскурсия, посвященный 105 – летию со дня рождения Н.П.Кожанова.

2

2

9.8

Экскурсия на тему «История Олимпийских игр. Встрача с Одиноровым В.О.»

2

2

9.9

Викторина, посвященная Н.П.Кожанову

2

2

9.10

Составление презентаций на тему «Немеркнущий подвиг»

2

2

9.11

Традиционные праздники и обряды Городецкого района

2

2

10.

Военно – патриотическая работа.

12

8

20

10.1

Боевая служба городчан с XII века.

2

2

10.2

Мы вместе – единая семья. Национальные особенности Нижегородского края.

2

2

10.3

Нижегородская и городецкая символика.

2

2

10.4

Святые земли Нижегородской.

2

2

10.5

Национальное единство. К.Минин и Д.Пожарский.

2

2

10.6

Великие нижегородцы.

2

2

10.7

«За други своя…» Герои живут в нашей памяти

2

2

10.8

Городецкий район и российская история.

2

2

10.9

Городецкий район и российская история.

2

2

10.10

Мы – нижегородцы. Мы – россияне.

2

2

11.

Проектная деятельность «Моя семья в истории Великой Отечественной войны».

4

6

10

11.1

Городец и Великая Отечественная война.

2

2

11.2

ВОВ в судьбах людей.

2

2

11.3

Сбор информации, подготовка к написанию работ.

2

2

11.4

Работа по составлению презентаций и написанию сочинений «Моя семья в истории ВОВ».

2

2

11.5

Оформление и сдача работ.

2

12.

Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии.

2

4

6

Содержание учебно – тематического плана.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводная беседа (2 часа).

Задачи и содержание работы туристско - краеведческого объединения. Особенности работы историков - краеведов. Организация занятий. Значение работы.

Изучение археологического наследия (16 часов).

Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов. Использование данных археологии на уроках.

Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Изучение  археологических раскопок,  схемы раскопок, описание, зарисовка и фотографирование, хранение найденных предметов.

Историческое краеведение (20 часов).

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации краеведения (государственное, школьное, общественное). Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное. Краеведение и туризм. Фонды и экспозиция музея (школьного, народного, государственного) — источник изучения родного края. Общественно полезный характер исторического краеведения. Использование данных исторического краеведения на уроках.

Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами, фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов. Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.

Проектная деятельность (14 часов).

Участие в межрегиональном сетевом проекте «Путешествие в Ремеслоград».

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Ребятам  в рамках сетевого проекта дается возможность рассказать о жизни своих предков, об их нравах и обычаях, освоить основы народных промыслов и ремесел, приобщиться к кропотливому ручному труду, учиться вести диалог с миром, делясь своими переживаниями и впечатлениями.

Цель сетевого проекта – создание условий для развития интереса, углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно - прикладного искусства своего края.

Задачи сетевого проекта:

•        привлечь внимание к традиционным ремеслам нашей Родины, родного края;

•        способствовать эмоционально-ценностному восприятию традиционных ремесел родного края и других регионов;

•        создать условия для формирования навыков межличностного развития и сотрудничества, творческого самовыражения;

•        способствовать развитию навыков работы с различными источниками информации: справочной и художественной литературой, сетью Интернет, энциклопедическими сборниками;

•        привить уважение и любовь к труду и людям труда.

Туристско-краеведческие возможности родного края (4 часа).

Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, республиканское, союзное), развитие промышленности, сельское хозяйство, транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи, промышленные предприятия. Рекомендуемые маршруты однодневных походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю.

Практические занятия. Экскурсии по памятным местам, в музеи, на фабрики, заводы, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее интересных объектов.

Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны» (6 часов).

Обсуждение выбора тем. Написание работ в номинации Семейная реликвия».

Охрана природы (4 часа).

Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, «зеленые патрули», «голубые патрули», помощь в охране и воспроизводстве леса. Охрана местных рек и водоемов. Пропаганда охраны природы.

Практические занятия.  Работа в школьных лесничествах, охотохозяйствах, заповедниках и заказниках. Практическое участие в отрядах «зеленых патрулей», «голубых патрулей», работа по охране природы.

Памятники истории и культуры (20 часов).

Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Памятники истории и культуры родного края.

Памятники истории и культуры как средство воспитания. Изучение архитектурных ансамблей, отдельных зданий. Архитектурные памятники родного края. Разнообразие архитектурных стилей. Украшение зданий. Творчество народа. История развития архитектуры применительно к краю. Архитектор и строитель в наши дни. Выявление, изучение, охрана и пропаганда архитектурного наследия. Памятники истории и культуры — всенародное достояние. Охрана памятников истории и культуры. Поисковая работа. Использование на уроках памятников истории и культуры родного края.

Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры, архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Паспортизация памятников истории и культуры.

Изучение родного края (22 часа).

Территория и границы родного края. Понятие «родной край». Рельеф, гидрография и другие природные условия. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках.

Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю. Выполнение экспедиционных заданий. Изучение рельефа местности. Съемка местности, знакомство с памятными местами района. Фотографирование, зарисовки. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев. Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками промышленности и сельского хозяйства.

Военно-патриотическая работа (20 часов).

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в гражданской войне. Край в Великой Отечественной войне. Знатные земляки — герои войны и труда. Встречи с воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Пионеры-герои. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Наша армия на страже мира. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия. Знакомство с местами героических сражений в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Фотографирование, зарисовка и паспортизация мест. Встречи с ветеранами армии и флота, запись их воспоминаний.

Изготовление макетов землянок и других сооружений времен войны. Уход за памятниками и могилами воинов. Сбор и подготовка материалов для школьных музеев и предметных кабинетов.

Проектная деятельность «Моя семья в истории Великой Отечественной войны» (10 часов). Городец и Великая Отечественная война. ВОВ в судьбах городчан. Сбор информации. Написание работ. Составление электронных презентаций.

Записи историко-краеведческих наблюдений (8 часов).

 Ведение дневника. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей. Правила фиксирования исторических событий. Работа в фондах музеев, архивах и библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Специальный дневник для записей исторических сведений (в отличие от бытового дневника) и порядок его ведения.

Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий. Запись воспоминаний. Работа с первоисточниками. Ведение специального дневника. Каталоги и работа с ними.

Организация и проведение путешествия (6 часов).

Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. «Инструкция по организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ». Определение цели и района путешествия. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения. Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта. Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного удара, обморожений. Порядок и правила первой доврачебной помощи в походах при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для однодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.

Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Смета похода. Изготовление  необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний и отработка туристских навыков в походе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ИСТОРИКИ – КРАЕВЕДЫ».

2 год обучения

№п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теоретические занятия

Практические занятия

1.

Подведение итогов летнего путешествия

16

7

9

2.

Туристско-краеведческие возможности родного края

16

4

12

3.

Охрана природы

12

6

6

4.

Комплексное изучение родного края

34

18

16

5.

Историческое краеведение

30

10

20

6.

Изучение археологического наследия

10

2

8

7.

Памятники истории и культуры

14

4

10

8.

Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, скульпторов, архитекторов

20

5

15

9.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника

10

2

8

10.

Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии

21

3

18

11.

Подведение итогов путешествия

15

-

15

12.

Работа школьного краеведческого музея

20

4

16

13.

Путешествие (экспедиция)

-

-

-

ИТОГО

216

54

162

Подведение итогов летнего путешествия (экспедиции). Итоги летнего путешествия (экспедиции). Связь со школьной программой. Изготовление наглядных пособий для школьного музея и предметных кабинетов. Паспортизация маршрутов и памятников истории и культуры. Организация выставки лучших работ. Пропаганда работы экспедиции.

Практические занятия. Составление отчетов о путешествии. Оформление паспортов маршрутов путешествий и памятников истории и культуры. Изготовление наглядных пособий для предметных кабинетов. Подготовка материалов, собранных в экспедиции, для передачи в школьный музей. Оформление отчетной выставки. Выступление с отчетом о работе в школе,  организации, давшей задание. Оформление отчетных документов.

Туристско-краеведческие возможности родного края.

Выбор района путешествия (экспедиции). Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. Краеведческая и специальная литература по избранному маршруту.

Практические занятия. Составление схем маршрутов походов, путешествий, экскурсий и экспедиций по родному краю. Выбор экскурсионных и исторических объектов. Получение заданий и разработка маршрутов историко-краеведческих экспедиций.

Охрана природы. Закон об охране природы. Участие школьников в мероприятиях по охране природы, ее рациональному использованию и защите от загрязнения окружающей среды. Пропаганда природоохранительных знаний.

Практические занятия. Выполнение заданий туристско-краеведческой экспедиции  школьников «Отечество» по направлению «К тайнам природы», заданий общества охраны природы и Министерства мелиорации и водного хозяйства. Выполнение заданий «Рекам — чистую воду». Шефство над лесопарками, работа в лесничествах, охотхозяйствах, заповедниках и заказниках. Участие в лесопосадках и уход за ними.

Комплексное изучение родного края. История края. Родной край в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Центр родного края и его история. История фабрик, заводов. Выдающиеся люди края — герои революции, войны и труда. История школы. Памятные места края. Использование краеведческого материала на уроках.

Практические занятия. Походы, путешествия, экскурсии и экспедиции по родному краю. Выполнение заданий Всероссийской туристско-краеведческой программы школьников «Отечество». Изучение экономики и культуры. Съемка местности. Знакомство с памятными местами района, описание, фотографирование, зарисовка этих мест. Паспортизация памятников. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев. Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками промышленности и сельского хозяйства.

Историческое краеведение. Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное. Особенность школьного краеведения и его задачи. Краеведение и туризм. Краеведческие объекты как источник изучения родного края. Использование данных исторического краеведения в воспитательной работе и на уроках. Историческое краеведение и источниковедение.

Практические занятия. Знакомство с краеведческими и историческими объектами, их паспортизация, фотографирование и зарисовка. Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.

Изучение археологического наследия. Советская археология. Поселения и погребения как археологические объекты. Археологическая разведка и раскопки. Правила и порядок работы археологов. Обработка археологических материалов. Использование археологических материалов на уроках.

Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Археологические исследования — полевые и камеральные. Участие в археологических раскопках. Подготовка схем раскопок. Оформление «открытых листов» — разрешений специальных органов на право раскопок и разведок археологических объектов. Обработка археологических материалов. Определение возраста памятника. Использование археологического материала в школьном музее и предметном кабинете.

Памятники истории и культуры. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое, художественное. Виды памятников: археологические, исторические, документальные (акты органов государственной власти, другие письменные и графические документы, древние и иные рукописи и архивы, фольклор, музыка, редкие печатные издания), историко-революционные памятники. Памятники трудовой славы. Памятники культуры. Монументы. Народное творчество. Памятники истории и культуры — всенародное достояние. Охрана и использование памятников истории и культуры. Поисковая работа школьников. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры, рациональное их использование. Памятники истории и культуры в краеведческой работе. Использование на уроках памятников истории и культуры родного края.

Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры, их паспортизация, фотографирование, зарисовка. Выполнение заданий Общества охраны памятников истории и культуры.

Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов.

Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов, и их значение в изучении культурной сокровищницы народа. Мемориальные музеи-заповедники. Музеи-квартиры. Художественные музеи и галереи. Памятники архитектуры. Деревянное зодчество. Гражданские постройки. Памятники советской архитектуры. Монументы. Садово-парковое искусство. Изучение и охрана памятников.

Практические занятия. Знакомство с памятными местами, Фотографирование, зарисовка и описание этих мест. Встречи с представителями науки, писателями, художниками, скульпторами, архитекторами, запись их воспоминаний. Выполнение заданий Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции школьников «Отечество». Оформление материалов для школьных музеев и предметных кабинетов.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. Фиксирование исторических событий. Изучение литературы— специальной и художественной. Беседы с очевидцами и запись их воспоминаний. Использование технических средств: магнитофонов, диктофонов. Работа в фондах музеев, архивах и библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Специальный дневник для записей исторических сведений (в отличие от бытового дневника) и порядок его ведения.

Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами. Способы фиксирования исторических событий. Запись воспоминаний. Магнитофонные записи и их расшифровка. Работа с первоисточниками. Ведение специального дневника. Каталоги и работа с ними. Работа в фондах музеев.

Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста, Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Определение цели и района путешествия. Комплектование группы. Распределение обязанностей с учетом опыта прошедшего сезона. Разработка маршрута, схемы маршрута и графика движения. Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте. Режим дня. Приготовление пищи. Дневки, разбивка бивака. Выполнение экспедиционных заданий. Естественные препятствия и способ их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного ударов, обморожений. Первая доврачебная помощь в походе при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок и шины. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для многодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.

Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Смета похода. Подбор и изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и выработка туристских навыков в походе.

Подведение итогов путешествия. Оформление дневниковых записей, сверка собранных материалов с опубликованными источниками. Проверка фактов и дат. Консультации со специалистами. Оформление результатов практических работ кружка. Состав фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьного кабинета истории. Изготовление стендов (экспонатов) для школьных музеев и предметных кабинетов. Отчет перед организацией, давшей задание на путешествие (экспедицию). Пропаганда похода среди ребят.

Практические занятия. Подведение итогов путешествия. Оформление стендов и альбомов. Изготовление наглядных пособий для школьных музеев и предметных кабинетов. Итоговая выставка, вечер. Отчет перед организациями, давшими задание.

Работа школьного краеведческого музея. Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Путеводители и каталоги. Фонды музея и их значение. Правила отбора, учета, хранения и консервации экспонатов. Разработка текстов экскурсий — обзорной и тематической. Урок (фрагмент урока) в музее. Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Массовая работа музея. Связь с государственным (народным) музеем. Паспортизация школьных музеев, присвоение звания «Школьный музей». Всероссийский смотр работы школьных музеев. Условия смотра, подтверждение звания «Школьный музей». Массовая работа школьного музея в микрорайоне школы. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах.

Практические занятия. Сбор материалов для музея в туристских походах и путешествиях. Экспозиция музея. Составление тематико-экспозиционного плана. Фонды музея. Правила отбора, учета, хранения и консервации экспонатов Подготовка экскурсоводов. Составление текста обзорной и тематических экскурсий. Сменные выставки. Уроки в музее.

Путешествие (экспедиция). Во время экспедиции практически отрабатываются навыки и умения, полученные на занятиях кружка.

Учебно-тематический план

3 год обучения

«Драгоценное наследие»

Наименование тем разделов

Кол-во часов.

Всего:

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Народные промыслы Городецкого района.

Городец и городецкая роспись.

Золотное шитье.

16

10

6

3.

Архитектура Городца 19 века.

Деревянное зодчество.

10

3

7

4.

Легенды Городецкой земли.

20

5

15

5.

Игрушки нашего края.

Городецкая игрушка. Ермиловская игрушка.

8

2

6

6.

Духовное наследие.

 Храмы Городца.

10

3

7

7.

Памятные места в честь благоверного князя А.Невского.

9

2

7

8.

Центры промыслов и ремесел на городецкой земле.

Гончарное производство.

10

2

8

9.

Промыслы Нижегородского края.

2

2

-

10.

Городец на литературно-художественной карте.

12

6

6

11.

Организация краеведческих экспедиций.

41

2

39

12.

Экскурсионная работа.

36

6

30

13.

Современный Городец

38

18

20

14.

Итоговое занятие.

2

2

-

                                                     

  Итого: 216 часов.

3 год обучения. Содержание учебно-тематического плана.

1. Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности.

2. Народные промыслы Городецкого района. Истоки городецкой росписи. Виды и направления развития промыслов края. Золотное шитье.

Практическое занятие. Экскурсия  на фабрику «Городецкая роспись» и строчевышивальную фабрику.

3. Архитектура Городца 19 – нач.20 в. в. Архитектура домов по улицам А.Рублева и Купеческая. Элементы украшения дома. Стиль постройки.

Деревянное зодчество. Мифологические существа: птица-сирин, берегиня, алконост, грифон.  Тип застройки дома: четырехстенок, пятистенок.

Практическое занятие. Экскурсия по старым улицам. Составление презентации «Деревянное кружево старого города».

4.Легенды Городецкой земли. Предание о городецкой росписи.

 Хозяйка Пановых гор. Гора Ши-Хан. Легенда о Свято озере.

Практическое занятие. Мини –экспедиция «По следам преданий»

5.Игрушки нашего края. Деревянная городецкая игрушка. Жбанниковская свистулька. Ермиловская игрушка.

Практическое занятие. Экскурсия в детский музей на Купеческой.

6.Духовное наследие. Храмы Городца. Михайло-Архангельский собор. Покровская церковь. Спасский храм. Феодоровская церковь. Троицкий собор. Старообрядческая церковь

Практическое занятие. Экскурсия «Храмы города», подготовка презентации.

7. Памятные места в честь благоверного князя А. Невского. История названия улицы А.Невского.  Мемориал.Памятник А.Невскому.  Поклонный камень. Поклонный крест.

Практическое занятие. Экскурсия по местам, связанным с именем А.Невского.

8. Центры промыслов и ремесел на Городецкой  земле. д.Смиркино. – центр гончарного производства, д.Жбанниково -  центр жбанниковской игрушки, д.Воронино и Зарубино - ткачество и лозоплетение.

Практическое занятие. Мастер-класс по изготовлению  жбанниковской свистульке.

9. Промыслы Нижегородского края. Хохломская роспись. Игрушка Полох-Майдана. Металлическое производство Павлово. Глиняная игрушка Растяпино. Кожевенные заводы Богородска. Льняное производство Чкаловска.

Практическое занятие. Игра «Узнай роспись».

10.Городец на литературно-художественной карте. Яхонтов - создатель театра одного актера в в Москве. И. Г. Блинов – изограф-самоучка.

Е. Расторгуев – самобытный художник.  Современные художники.

Практическое занятие. Просмотр и анализ иллюстраций картин художников.

11.Экскурсионная работа. Разработка маршрута  экскурсии.

Практическое занятие. Проведение экскурсии, анализ структуры экскурсии.

12.Современный   Городец. Экономическое и культурное развитие города. Развитие музейного дела и туризма.

13. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.  

                                       

4 год  обучения

«Юный экскурсовод».

Учебно-тематический план.

                                               

Наименование тем разделов

Кол-во

часов.

Всего:

теория

практика

1.

История музейного дела в России.

     10

    4

      6

2.

Основы теории и организации музейного дела.

      8

    2

      6

3.

Сущность и специфические особенности школьного музея.

      8

    2

      6

4.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

     10

    4

      6

5.

Собирательская поисковая работа.

     30

    4

    26

6.

Учет и хранение фондов.

     12

    4

     8

7.

Экспозиционная работа.

     20

    4

     16

8.

Культурно-массовая работа.

     12

    4

      8

9.

Подготовка музейной экскурсии,в т.ч. подтемы :

  1. Основные принципы подготовки проведения экскурсии в школьном музее.
  2. Тема и цель экскурсии.
  3. Изучение темы экскурсии.
  4. Отбор экспонатов и составление маршрутов.
  5. Работа над содержанием экскурсии.
  6. Экскурсионные методы и приемы.
  7. Отработка и сдача экскурсии.
  8. Дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства

экскурсоводов.

    12

     5

     16

      6

     14

     10

     12

     15

    2

     1

     4

     2

     4

      4

      2

      3

     

     10

     4

    12

     4

     10

      6

     10

     12

10.

Подготовка и проведение экскурсий по городу и памятным местам.

    16

     4

     12

                                                    Итого:      216 часов.         54                 162

4 год обучения. Содержание учебно-тематического плана.

1.История музейного дела в России.

Начало коллекционирования древностей. Петр 1 и его кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи  собрания памятников искусства  и древности в ХУ111-Х1Х вв. Научные общества и музеи в Х1Х веке. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Ведущие музеи страны.

Практические занятия.        

Знакомство по литературе, кино - фотоматериалам, в ходе экскурсий с музеями разных профилей; беседа с сотрудником местного музея об истории музея, формировании его коллекций; проведение викторины по музеям нашей    страны.

2.Основы теории и организации музейного дела.

Общественно-научная сущность музея. Социальные функции музея. Музей и краеведение. Памятниковая  основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе.  Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Музейная сеть России. Музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.

Практические занятия.

Знакомство с местными государственными, заводскими, колхозными музеями; экскурсии по экспозиции, встречи с работниками музеев.

3.Сущность и специфические особенности школьного музея.

Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе.

Соответствие содержания работы музея программным требованиям, краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь деятельности музея с развитием и направленностью туристско-краеведческой работы в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.

Практические занятия.

Знакомство с организацией и содержанием туристско-краеведческой  работы в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями деятельности школьного музея; посещение с той же целью соседских школьных музеев.

4.Фонды музеев.

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение , классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация  фондовой работы в школьном музее.

Практические занятия.

Изучение законодательных и нормативных документов о Музейном фонде России, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея, вычерчивание соответствующих схем; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием составленных схем; определителей и каталогов музейных коллекций.

5.Собирательская /поисковая / работа.

Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием массовых туристско-краеведческих мероприятий .основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Инструктивные  требования к организации и проведению походов учащихся.

Практические занятия.

Разработка и проведение поиска по конкретной, достаточно узкой теме с использованием форм текущего комплектования и целевого двухдневнего похода.

6.Учет и хранение фондов.

Задачи учетно - хранительской работы. Инвентарная книга.  Шифровка. Прием и выдача предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Практические занятия.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

7.Экспозиционная работа.

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Тематико-экспозиционной комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место  подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.                                                                                                                                                                                                         

Практические занятия.

Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с последовательной  отработкой  этапов и приемов экспозиционной работы; создание параллельно выставки-передвижки.

8.Культурно-массовая и политико-воспитательная работа на базе школьного музея.

Основные требования: высокий идейно-теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи , слеты ветеранов, конференции, линейки, литературно-исторические композиции, викторины, конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.

Практические занятия.

Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в проведении нескольких плановых мероприятий; самостоятельная подготовка и проведение одного массового мероприятия с использованием созданной выставки.

9.Подготовка музейной экскурсии. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования экскурсий в учебной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

Практические занятия.

Прослушивание тем экскурсий разных типов (по городу, в музее, по памятным местам), беседа с методистом государственного музея или городского экскурсионного бюро о работе экскурсовода; изучение тематики экскурсий в школьном музее; встреча с руководителем и экскурсоводами  музея; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего варианта тематики экскурсий.                                                                                                                                                                   

Тема и цель экскурсии.

Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.

Практические занятия.

Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий в музее; составление примерного плана каждой экскурсии, определение целеустановки.

Изучение темы экскурсии.

Составление библиографии по теме экскурсий. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений, выдержек из документов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.

Практические занятия. (проводятся в библиотеке, фондах и экспозиции музея).

Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам в соответствии с рекомендованной схемой; составление летописи основных событий, картотеки экспонатов по каждой теме, запись полученных сведений на  карточки экспонатов и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах.

Отбор экспонатов и составление маршрута.

Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях  разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.

Практические занятия.

Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с учетом тематического плана соответствующего раздела экспозиции; отбор экспонатов с группировкой  по подтемам и вопросам экскурсии, расстановка карточек экспонатов в соответствии с проделанным отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.

Работа над содержанием экскурсии.

Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания подтем и отдельных вопросов экскурсии применительно к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания. Полноценность раскрытия отдельных вопросов и учет времени. Логические переходы, их варианты. Система выводов и обобщений в экскурсии. Заключительная беседа, ее содержание и порядок проведения.

Практические занятия.

Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной  и заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям; отработка порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов; формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.

Экскурсионные методы и приемы.

Взаимодействие методов экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Моторный метод, ограниченность его применения в музейной экскурсии.

Практические занятия.

Отработка на экспозиции методики проведения  показа и анализа группы экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий; составление вопросника и проведение тематической беседы входе экскурсии.

Отработка и сдача экскурсии.

Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии.

Практические занятия.

Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение всех подготовительных экскурсий, проведение пробных групп.

        

Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода.

Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов-однотемников. Учет активности и заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки экскурсии. Форма методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии. Школа юного экскурсовода. Конкурсы, взаимо-прослушивания, рецензирование экскурсий товарищей.

Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским экскурсионным бюро.

Практические занятия.

Доработка и совершенствование  экскурсий с учетом замечаний и предложений комиссии, бесед с экскурсантами; составление методических разработок; проведение взаимопрослушивания  экскурсоводов с написанием письменных рецензий, совещаний однотемников; составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея; изучение восприятия экскурсантами проводимых экскурсий путем анкетирования, наблюдения и устного опроса.

10.Подготовка и проведение экскурсии по городу и памятным местам.

История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской экскурсии, их классификация. Памятники истории и культуры, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и эмоциональное значение. Экскурсионные элементы в походах по местам революционной, боевой и трудовой славы русского народа. Особенности методики  проведения городской экскурсии . Требования к маршруту. Роль моторного метода. Приемы показа памятных мест, исторических объектов, произведений искусства. Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах микрорайона.

Практические занятия.

Прослушивание одной-двух городских экскурсий с обсуждением и разбором специфических особенностей этих экскурсий; подготовка и проведение экскурсии по микрорайону.

Литература.

  1. Адрианов Ю. А.  Культура в ретроспективе : события, имена, традиции. /В.А. Шамшурин/-ГИПП «Нижполиграф» 1994г.-64с.
  2. Адрианов Ю. А. Китежская Русь; Стихи о Нижегородском Заволжье. /Ю.А. Адрианов/-Н.Новгород, 2000г-60с.
  3. Баканина Ф.М. Заповедные места Нижегородской области  /Ф.М. Банина, Е.В. Лунина. / -Н.Новгород: ВВКИ,1991.-264с.
  4. География Нижегородской области. Учебное пособие.- Н.Новгород: Волговятское кн. изд-во, 1991.-207с.
  5. Камерилова Г.С. Географический атлас Нижегородской области-Н.Новгород: Верхневолжское АГП 2005г.
  6. Кулинич Г.С. География Нижегородской области. Учебное пособие /В.В. Николина/-Н.Новгород: ВВКИ 1991г.
  7. Климова Л.А. Сказания, легенды, предания Городской земли-г. Городец: Джессика, 1996г.
  8. Кузнецов Е.В. Нижегородский край в документах, рассказах, мнениях. Хрестоматия /Б.И. Гудков/- М.1992г.
  9. Мельников П.И. В лесах. /П.И. Мельников/- М.: Сов. Россия, 1986г.
  10. Наш край. /Гл. ред. И.А. Щеглов/-Н.Новгород: изд-во “Нижегородская ярмарка”, 1997-432с.
  11. Терентьев А.А. Климат конца 20 в. В средней полосе Нижегородской области. /А.А. Терентьев, В.И. Колтунин/-Н.Новгород: Из-во Вектор-ТИС,2004-374с.
  12. Чуянов С. Городецкие Праздники- Н.Новгород. Арника, 1995.
  13. Хобибулина Р.Д. Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей /Л.А. Хобибулина/- Н.Новгород 2005г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....