"Никто не забыт, ничто не забыто..."
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Гапонова Марина Александровна

Конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.dok_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №9 имени И.С.Фрадкова»

Конспект  классного часа. Можно использовать на уроке истории или краеведения.

  1. 5-8 класс
  2. Тема «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  3. Цели:

образовательные:  дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;

воспитательные:  сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;

развивающие:  развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.

  1. Задачи:  

формировать патриотическое сознание и гражданское поведение;

развивать нравственные качества:  гуманизм, честь, долг, доброту, милосердие;

изучить участие в войне наших земляков

5.Оборудование и оформление:

  • доска украшена плакатами и цветами;
  • презентация (проектор и экран);
  • для ветеранов приготовлены цветы и открытки.

6.План классного часа

1)Вступительное слово учителя

      2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

5)Освобождение Карелии

6)Факты о Карельском фронте

7)Домашнее задание

8)Использованные ресурсы

  1. Основополагающий вопрос: Необходимость сохранить память о войне, знать имена своих героев.                          
  2. Тип занятия - комбинированный.
  3. Методы обучения: словесные (обьяснительно-иллюстративные); частично-поисковые ; репродуктивные; исследовательские.

      8.   Контроль: текущий.

      9.   Формы работы: по содержанию – беседа,

лекция при помощи слайдов, сообщение докладов учеников.

     10.  По организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах,          групповая.

11.  Использование технологий: личностно - ориентированной, технологии       развивающего обучения, традиционного обучения.

12.  Оборудование для учителя: фотографии о войне; презентация по данной теме, необходимое компьютерное оборудование.

     13. Оформление доски: дата, тема классного часа, рисунки по теме Великой         Отечественной Войны, сделанные детьми, фотографии о войне.

(слайд1) Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Мы с Вами живём в мирное время. Нам не приходилось слышать взрывов снарядов и падающих бомб. Очень трудно поверить, что человеческую жизнь можно прервать за несколько секунд. Для нас с Вами война- это история, но мы живём, благодаря подвигу наших героев-земляков, освободивших нас от немецко-финнских захватчиков. Сегодняшний классный час посвящён этой теме.

(слайд2)«Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину»
                                  Ги де Мопассан.    Звучит стихотворение.

(слайд3-4)Сообщение целей и задач классного часа:

образовательные: дать краткую информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;

воспитательные: формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;

развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.

(слайд5)Порядок работы:

1)Вступительное слово

      2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

5)Освобождение Карелии

6)Факты о Карельском фронте

7)Домашнее задание

8)Использованные ресурсы

Учитель:

Звание герой - это степень отличия, которая присваивалась за героизм и мужество, проявленные защитниками Отечества в Великой Отечественной войне. Сегодня, празднуя День Победы, давайте вспомним страницы истории и имена наших героев. Ребята, Вы подготовились к сегодняшнему классному часу, и сейчас поделитесь своей информацией с нашими гостями (приглашены ветераны) и одноклассниками.

Война -  конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

(слайд6-7)Выступает 1 ученик.

      В этом году наша страна, весь мир отмечает в мае 7о-летие Победы в Великой Отечественной войне. Четыре долгих года войны навсегда вошли в биографии людей старшего поколения. Их подвиг не померкнет в веках. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Между этими двумя датами лежат 1418 дней и ночей войны, какой еще не знало человечество по жестокости, разрушениям и человеческим жертвам.

Учитель: А что Вы знаете о Великой Отечественной Войне?(слайд8)

-учащиеся отвечают на вопрос (дома было задано, узнать информацию о ВОВ, ребята объединяются в группы и ищут информацию, делают рисунки и плакаты, готовят сообщения)

Учитель: За время ВОВ были понесены огромные людские потери СССР — 6,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн. человек.

Учитель: А что вы знаете о войне в Карелии?

(слайд9-10) Выступает 2 ученик.

В 19411944 годах финская армия оккупировала восточную Карелию, которая никогда не принадлежала ни Финляндии, ни Швеции, в составе которой находилась Финляндия до 1809 года. В Карелии был установлен режим террора, направленный против нефинноязычного населения этой территории. С 1941 по 1944 г. финны занимали здание Национального музея Карелии, здесь была их администрация.Дважды сюда приезжал финский маршал Маннергейм. Он планировал расширить границы Финляндии до Белого моря и присоединить Кольский полуостров, но его попытки оказались безуспешными.

(слайд11-12) Выступает 3 ученик.

На территории оккупированной  Карелии действовало 10 финских концентрационных лагерей, из них 6 в Петрозаводске. За годы оккупации через них прошло около 30 тысяч человек. Около трети из них погибло.  Ученик читает стихотворение Ивана Костина.

Не греет сырая осина, 
Чужая не топится печь, 
И вышел запас керосина, 
чтоб старую лампу зажечь. 
Закрыты все русские школы. 
Мать каждым куском дорожит, 
И лик поясного Николы 
В лучиновом свете дрожит…        

Учитель:  (слайды 13-15) Значительную роль в разгроме сил противника сыграли партизанские отряды, которые стали создаваться еще в начале войны. Один из них был отряд «Мстители», состоящий из партизан Пудожского района  под руководством Григорьева И.А. В очень тяжёлых условиях пришлось выполнять военные задачи нашим партизанам. Несмотря на большие трудности бригада, под командованием Григорьева И.А.только зимой 1941-42 года провела 67 боевых операций в тылу врага. Летом того же года совершила 700-киллометровый рейд. Отряд уничтожал полевой кабель, технику противника, организовывал лесные пожары, подрыв железнодорожного полотна и мостов, доставлял точные и важные сведения командованию о расположении сил противника.  Но они встречали на своём пути и сложности. Первая заключалась в суровых климатических условиях и трудности в пересечении местности по непроходимым болотам и лесам. Вторая сложность-это голод. Многие партизаны умерли не от пуль врага, а от голода. Отряд «Мстители» был послан в тыл врага, в количестве 648 человек, а вернулись только 196человек. Бригада не выполнила боевого задания, но сделала, казалось бы, невозможное. В самый опасный и решающий период войны,  когда немецко-фашистские войска стремительно рвались к Волге и Кавказу, когда на юге оборонительных боях полностью гибли полки и дивизии, она мужественно сражалась с десятикратно превосходящими силами противника на его территории. Притянув к себе весь стратегический резерв финнов на Масельгском направлении, в течение целого месяца. И то, что противнику не удалось добиться своей цели и уничтожить бригаду, что она во главе со штабом вышла в свой тыл, стало важнейшим психологическим фактором в дальнейшем ходе партизанской войны на севере.

Учитель: расскажет нам об отряде Григорьева И.А. 4 ученик (приложение 1)

Учитель: ребята, оказывается, об этих событиях написано в книге Д.Я.Гусарова «За Чертой милосердия»

Дмитрий Яковлевич Гусаров воевал в Карелии, в отряде «Боевые друзья»,участвовал в двенадцати походах партизан по тылам финской армии.В 1944 году был тяжело ранен, долгое время лечился в архангельском госпитале. После войны Гусаров стал писателем.Роман Д.Я.Гусарова «За чертой милосердия» опубликован в "Роман-газете", дважды издан в Финляндии, переведен на венгерский язык. По нему был поставлен одноименный спектакль на сцене Финского драматического театра в г.Петрозаводске.

Учитель: В этом романе в 22 главе приводится рассказ о моём дедушке Соболеве И.Ф., который был партизаном в отряде Григорьева (приложение 2,3)

Учитель: Карелия известна многими героями войны. Многие из них представлены на сайте:  http://library.karelia.ru/karelfront/page8.html

      Наши ребята подготовили рассказы о некоторых из них. Это Анна Лисицына, Мария Мелентьева, Николай Репников, Андрей Пашков, именами, которых названы улицы в Петрозаводске и Беломорске. Ученики 5-8.  (слайд 21)(приложения4-7)

Учитель: Наша школа тоже известна своим героем. Владимир Николаевич Пчелинцев обучался несколько лет в нашей школе.     Ученик 9:

      Владимир Николаевич в Сентябре 1941 года стал одним из зачинателей снайперского движения на Ленинградском фронте. 6 Февраля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. Всего уничтожил 456 солдат и  офицеров противника, в том числе не менее 14 снайперов(приложение8)

Учитель: 30 сентября 1944 года советские войска дошли до современной границы Карелии и выдворили последнего финского солдата с территории республики(слайд 22).

О Карельском фронте известны несколько интересных фактов:

Ученики 10-11 (слайды 23-26) 1)Карельский фронт действовал дольше всех других фронтов Великой Отечественной — с 23 августа 1941 по 15 ноября 1944 г. 2)Карельский фронт имел самую большую протяжённость среди всех фронтов — до 1600 км в 1943 г. 3)Имел особо сложные северные природно-климатические особенности. 4)Карельский фронт не отправлял в тыл страны на ремонт военную технику и вооружение. Этот ремонт делался в специальных частях и на предприятиях Карелии и Мурманской области.5)Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки. 6)На Параде Победы сводный полк Карельского фронта шёл первым. С тех пор традиционно на парадах 9 мая знамя Карельского фронта несут первым среди знамён фронтов.

Учитель (слайд 27): Мы изучаем историю войны, поэтому создали классный уголок «Партизанское движение в Карелии»(слайд 28)Не прекращается дискуссия о цене победы, но не подвергается сомнению бесспорный факт: подвиг советского народа, отстоявшего в  жестокой и бескомпромиссной битве за независимость нашей Родины.

(слайд 29) Историк В. О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего..." ,и это действительно так. Задумайтесь только, сколько армян погибло при освобождении Сталинграда, сколько русских при освобождении Киева, сколько украинцев при освобождении Кавказа? Война не имеет национальностей. В ходе нашего исследования мы  убедились, что наши земляки сыграли большую роль в Великой Победе. Выяснили, что необходимо сохранить память о войне. Вручение цветов и открыток ветеранам.

Учитель (слайд 30):Что нового Вы узнали о войне?Кого из выпускников нашей школы можете назвать, как героев войны? Какие факты можете назвать о войне? Какие выводы можете сделать о войне? Что можно сделать, чтоб не было войны? Выяснили, что необходимо сохранить память о войне.

Учитель (слайд 31) Домашнее задание можно выполнить по желанию. Нарисовать плакат о войне, написать сочинение по теме: «Что бы я сказал президенту Украины…» или сделать презентацию: «История моей семьи в истории войны»

(слайд32-33)Литература и ресурсы интернет.

Работу выполнила Гапонова Марина Александровна,

учитель математики первой категории.

г.Петрозаводск. Республика Карелия.

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никто не забыт, ничто не забыто.

Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...

Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Тема: 60-летие победыЦели:1.  Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2.  Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....

Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"

Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....

Никто не забыт, ничто не забыто.

10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....