Полководцы России
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Абрамова Елена Алексеевна

Музейный урок "Полководцы России" посвящен годовщине Победы в ВОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok_polklvodtsy.doc55 КБ
Файл muzeynyy_urok_polkovodtsy.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Муниципальная общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов »

«Полководцы России»

(музейный урок, посвященный 65 - годовщине победы в Великой Отечественной войне)

                                                         Составила: Абрамова Е.А.

                                                                                     руководитель музея

                                                                                           «История школы № 12»

г. Губкин 2010 г.

Цель и задачи:  знакомство с биографией выдающегося полководца XX века Г.К. Жукова, знакомство с биографией И.Д. Черняховского, формирование нравственной культуры уч-ся, уважительного отношения к памяти своего народа.

 Тип урока: Комбинированный

Форма и методы: беседа, работа с музейными предметами.

Оборудование: компьютер и мультимедиа, словарик на столы каждому уч-ся. В музее оформляется выставка детских рисунков, посвященных ВОВ.

Литература: 

Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. В 3 томах. М.: 1987г.

Высоцкий В.В., Жиренко О.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся: 7-11 класс.- М.:5 за знания,2008-144с.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.-64с.

Ход урока

1. Оргмомент – 3 мин.

2. Основная часть – 30 мин.

3. Заключительная часть -5 мин.

4. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока.

            Эпиграф к уроку:  

                                                                    История мира – это биография великих людей.

                                                                                                                          (Т. Карнейль)  

   

                       

1.Оргмомент.

Руководитель музея.  Здравствуйте ребята! Нынешний год богат для нашей страны и для нашего края памятными датами, но одна из них особенно знаменательна. Напомните, что за дата отмечается в этом году?

Уч-ся:  65 – годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

2.Основная часть.

Руководитель музея.  Выдающийся русский художник – баталист В.В. Верещагин написал картину «Апофеоз войны». (Слайд 2). На рамке картины написано: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Эта картина тала своеобразным символом варварства, безумия войны, смерти, разорения и опустошения.

       Действительно, человечество на протяжении всей истории пережило огромное количество войн, и Россия в этом смысле не исключение. За последние  два столетия народы нашего государства принимали участие в трех самых крупных и разрушительных войнах, в которых защищали свою Родину от завоевателей. Действиями нашей армии управляли выдающиеся полководцы, об одном из которых мы с вами поговорим.

   В XX веке, пожалуй, не было гениальнее полководца, чем Георгий Константинович Жуков. (Слайд3).  Он родился 19 ноября (по старому стилю) 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. В годы детства Жукова деревня ни чем не выделялась из тысячи русских деревень. Мужчины - часто на заработках в городе, в поле - женщины и дети. Отец Жукова сапожничал в городах, мать подрабатывала на перевозке грузов. Заработки были такие, что по признанию самого Георгия Константиновича "нищие зарабатывали больше".

Уч – ся1  В воспоминаниях он напишет: "Спасибо соседям, они иногда выручали нас то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях не была исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живших в тяжёлой нужде".

Руководитель музея.   В семилетнем возрасте Георгий пошёл учиться в церковную школу к своему первому учителю Сергею Николаевичу Ремизову. В Калужской губернии было заведено отправлять мальчиков - подростков учиться в города какому-либо ремеслу. В июне 1907 года Жуков, окончив 3 класса церковно-приходской школы, отправился в Москву к своему дяде учиться скорняжному делу. Но все это время он мечтал продолжить учебу.

Уч-ся 2  «Несмотря на большую загруженность, все же находил возможность читать. Я всегда с благодарностью вспоминаю моего учителя Сергея Николаевича Ремизова, привившего мне страсть к книгам.

… Учиться мне помогал старший сын хозяина, Александр.

…  Мы взялись за дальнейшее изучение русского языка, математики и географии и чтение научно – популярных книг.

… Так больше года я довольно успешно занимался самостоятельно и поступил на вечерние курсы, которые давали образование в объеме городского училища…» Вспоминал Георгий Константинович.

Руководитель музея.   Училище Георгий Константинович закончил успешно.

    В 1915 году, (слайд 4) когда первая мировая война была в разгаре, Г.К. Жуков был призван в армию. В царской армии он дослужился до звания унтер – офицера. В 1918 году Жуков вступает в ряды  Красной Армии. Благодаря своему таланту в 1923 году он уже был командиром полка, а в 1939 году назначается командующим ограниченного контингента советских войск в Монголии, которая вела освободительную войну против японских захватчиков. В этой войне он проявил себя талантливым военачальником. В районе реки Халкин – Гол Красная армия, пришедшая на помощь дружественному монгольскому народу, в союзе с монгольской армией под умелым командованием Г.К.Жукова, разгромила японские войска. 31 августа 1939 года последние очаги сопротивления 6-й японской армии были ликвидированы.

Уч – ся1  Его особый успех военный талант раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Г.К. Жуков разработал все основные операции советских войск и с успехом их претворил в жизнь: Московская, Сталинградская, Курская битвы, Висло – Одерская, Берлинская операции и др. (Слайд5)  Каждая из этих военных операций была грандиозной и гениальной с точки зрения военного искусства и навечно войдет в мировую историю. Проведя Берлинскую операцию, советские войска практически покончили с фашистской Германией. Эта страница войны была венцом военного гения выдающегося полководца. Она разрабатывалась Георгием Константиновичем с особой тщательностью и основательностью. На небольшом клочке земли вокруг Берлина столкнулись две огромные армады общей численностью три с половиной миллиона человек, в руках которых было сосредоточено немыслимое количество оружия и техники. Штурм вражеской столицы носил исключительно ожесточенный характер, но участь нацистких войск уже была предрешена героизмом наших воинов умелым командованием. 8 мая 1945 года представители поверженной фашистской Германии подписали Акт о безоговорочной капитуляции, и по праву главой нашей делегации был назначен Г.К. Жуков. Именно он принял акт, (Слайд 6) который поставил точку в существовании гитлеровского фашистского государства.

 Уч-ся 2    История не знала более грандиозных битв, чем те, которые вел народ в 1941-1945 годах против фашистской Германии. Победа в войне была одержана благодаря мужеству и героизму нашего народа. Однако еще не известно, какой был бы исход войны, если бы не военный гений Георгия Константиновича Жукова.

    С 1955 по 1957 гг. Георгий Константинович был министром обороны СССР, а впоследствии командовал разными военными округами. (Слайд 7).

   Жуков в народе имел большую популярность, ее можно сравнить только с популярностью главы государства.

    В 1974 году маршал Советского Союза, (Слайд 8)  четырежды герой СССР, выдающийся военачальник  Георгий Константинович Жуков безвременно ушел из жизни.

   Уже во время существования новой, демократической России был учрежден орден Г.К. Жукова.

Руководитель музея.  Ребята, расскажите, что вы знаете о битвах Великой отечественной войны?

Руководитель музея.  Каждый город, каждый населенный пункт России хранит память о самой страшной войне человечества, помня о каждом своем герое. Сегодня нам так же хотелось вспомнить о человеке, чье имя связано с Курской битвой и с боями за г. Воронеж и память о ком была не заслуженно поругана. Это Иван Данилович Черняховский. (Слайд 9) 

  Уч – ся1  Иван Данилович Черняховский (1906-1945гг.) известен не только в России, но и за ее пределами. Он вошел в историю как один из самых молодых  крупных военачальников: в 32 года он уже командовал армией, а в неполных 38 –фронтом.

    В самом начале войны Черняховский командовал танковой дивизией. На этом посту он проявил себя как талантливый и смелый военачальник.

Уч-ся 2. (Слайд 10)  Командовал танковой дивизией, танковым корпусом, армией и фронтом. Войска 60-й армии (Центральный фронт) под его командованием отличились в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, при форсировании рек Десна и Днепр. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1 степени, орденами Кутузова 1 степени, Богдана Хмельницкого 1 степени, медалями.

    В 1945 году в ходе Восточно-Прусской операции  Иван Данилович Черняховский был смертельно ранен и скончался.      

    Похоронен в Вильнюсе. (Слайд 11).

    В 1946 году город Инстербург, который находится в Калининградской области, был переименован в Черняховск.

    А уже в 1997 году, в теперь уже независимой Литве, в г. Вильнюсе, снесли памятник И.Д. Черняховскому.

Руководитель музея.  Как вы думаете, почему в Литве снесли памятник Черняховскому? Как вы к этому относитесь?

3.Заключительная  часть.

Руководитель музея.  Россия – великая многострадальная страна. Она за всю свою историю пережила огромное количество войн, но всегда выходила победительницей. В этом заслуга ее смелого и гордого народа, у которого всегда было высокое чувство патриотизма. Однако организаторской деятельностью, грамотной расстановкой сил, вдохновляющим фактором российский народ обязан великим людям, которых называют полководцами. Пусть их имена навечно останутся в истории России и памяти народа.

4.Подведение итогов.

Руководитель музея.  Давайте наше знакомство с судьбами выдающихся полководцев закончим определенными выводами. (Слайд 12).

  • Самым гениальным полководцем XX века по праву считают Г.К. Жукова.
  • Без целой плеяды талантливых военачальников наша страна не могла бы одержать победу в Великой Отечественной войне.
  • Победа в Великой Отечественной войне была одержана не только благодаря военному гению Г.К. Жукова и самоотверженности русских воинов, но и благодаря высокому чувству патриотизма всего русского народа.

 

Словарь:

Капитуляция – в международном праве прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств.

Красная Армия – название армии СССР с 1918 по 1946 год.

 



Подписи к слайдам:

Полководцы России.(музейный урок, посвященный 65 - годовщине победы в Великой Отечественной войне) Руководитель музея «История школы №12»Абрамова Е.А. В.В. Верещагин «Апофеоз войны». Георгий Константинович Жуков В 1915 году, когда первая мировая война была в разгаре, Г.К. Жуков был призван в армию. В царской армии он дослужился до звания унтер – офицера. Г.К. Жуков и маршал Тимошенко С.К.
Его особый успех военный талант раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Г.К. Жуков разработал все основные операции советских войск и с успехом их претворил в жизнь: Московская, Сталинградская, Курская битвы, Висло – Одерская, Берлинская операции и др. Каждая из этих военных операций была грандиозной и гениальной с точки зрения военного искусства и навечно войдет в мировую историю. 8 мая 1945 года представители поверженной фашистской Германии подписали Акт о безоговорочной капитуляции, и по праву главой нашей делегации был назначен Г.К. Жуков. С 1955 по 1957 гг. Георгий Константинович был министром обороны СССР, а впоследствии командовал разными военными округами Жуков в народе имел большую популярность, ее можно сравнить только с популярностью главы государства. В 1974 году маршал Советского Союза, четырежды герой СССР, выдающийся военачальник Георгий Константинович Жуков безвременно ушел из жизни. Иван Данилович Черняховский Командовал танковой дивизией, танковым корпусом, армией и фронтом. Войска 60-й армии (Центральный фронт) под его командованием отличились в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, при форсировании рек Десна и Днепр. Похоронен в Вильнюсе. В 1946 году город Инстербург, который находится в Калининградской области, был переименован в Черняховск. А уже в 1997 году, в теперь уже независимой Литве, в г. Вильнюсе, снесли памятник И.Д. Черняховскому. Самым гениальным полководцем XX века по праву считают Г.К. Жукова.Без целой плеяды талантливых военачальников наша страна не могла бы одержать победу в Великой Отечественной войне.Победа в Великой Отечественной войне была одержана не только благодаря военному гению Г.К. Жукова и самоотверженности русских воинов, но и благодаря высокому чувству патриотизма всего русского народа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе "Великие полководцы России"

Великие полководцы России прославлены своим умением управлять войсками. Биографии полководцев Великой Отечественной войны наполнены героизмом, преданностью родине, полной самоотдачей. Советские ...

элективный курс "Великие полководцы России"

Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...

«Великие полководцы России»

Разработка классного часа, посвященного 70-летию Сталинградской битвы«Великие полководцы России»...

Великие полководцы России ВОВ 1941-1945гг

Классный час,посвященный полководцам ВОВ 1941-1945гг.К классному часу созданы презентации о Г.К.Жукове и других великих полководцах,рассказывающих об их героическом пути....

ПЛАН проведения классного часа «Великие полководцы России»

ПЛАНпроведения классного часа «Великие полководцы России»      Задачи:·        Способствовать формированию гражданского самосознан...

Великие полководцы России

Игра-конкурс "Великие полководцы России"разработана учителями истории с участием учеников гимназии, которые активно участвуют в проекте.Игра предусматривает использование современных технологий, а так...

Исследовательская работа "Великие полководцы России. Государевы большие воеводы: Даниил Дмитриевич Холмский"

Исследовательская работа представлена на школьном этапе городской научно-практической конференции "Юные исследователи- будущее Севера" в секции "Гуманитарные науки". Цель исследова...