доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

Яковлева Айталина Ивановна

 

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и окружающего его мира.

Поисковая активность – одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего его мира: родной республики, родного улуса, родного поселка. Юный исследователь стремится познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устное свидетельство, документы и фотографии.

            Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся.

            Предметом данной работы являются формы организации деятельности учащихся, способствующие эффективному привитию навыков  исследовательской работы.

            Гипотеза:  Предположим, что если литературное краеведение вести как форма для исследовательской деятельности учащихся, то у школьников повысится желание самореализации личности и развитие интеллектуальных и творческих способностей.

            Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты и опыт работы сельской школы на примере МСОШ по организации исследовательской деятельности учащихся через литературное краеведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_yakovlevoy_a.i.docx131.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования»

МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»

Организация исследовательской деятельности учащихся

в условиях сельской школы

Выполнила:  учитель русского языка и

литературы МБОУ – Мастахская СОШ

Яковлева Айталина Ивановна

Мастах, 2013

Содержание

Введение..…………………………………………..……………….……………….................3

Глава I. Исследовательская деятельность учащихся в современной системе образования

  1. Исследовательская деятельность школьников: понятие, сущность, основные направления………...…………………………..…..…………………………………...………5
  2. Научно-исследовательская работа – как способ повышения качества знаний обучающихся…………………………………………………………………………………….7
  3. Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся……………………………………………………….. ……………………………….9

Глава 2. Эффективный способ организации исследовательской работы в сельской школе на примере  МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа».

2.1. Описание проводимых мероприятий………………………………………….....………12

2.2. Основные направления организации исследовательской деятельности учащихся в МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»…………...……………..……..15

2.3. Анализ эффективности введения формы организации исследовательской работы в МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа» …………………..…...……….17

Заключение………………………………………………………….…………………………..19

Список использованной литературы…...………………………….….………………………20

Введение

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и окружающего его мира.

Поисковая активность – одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего его мира: родной республики, родного улуса, родного поселка. Юный исследователь стремится познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устное свидетельство, документы и фотографии.

        Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся.

        Предметом данной работы являются формы организации деятельности учащихся, способствующие эффективному привитию навыков  исследовательской работы.

        Гипотеза:  Предположим, что если литературное краеведение вести как форма для исследовательской деятельности учащихся, то у школьников повысится желание самореализации личности и развитие интеллектуальных и творческих способностей.

        Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты и опыт работы сельской школы на примере МСОШ по организации исследовательской деятельности учащихся через литературное краеведение.

        Для решения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. Изучение необходимого материала в области формирования у школьников исследовательских навыков;
  2. Рассмотрение различных методов и приемов обучения исследовательской деятельности;
  3. Изучение опыта работы МБОУ «Мастахская СОШ» по организации исследовательской работы школьников в форме литературного краеведения;
  4. Анализ результативности участия в конкурсном движении по краеведческим исследованиям учащихся МБОУ «Мастахская СОШ»;
  5. Сформирование соответствующих выводов и заключения по исследованию и экспериментальное подтверждение гипотезы исследования.

Методами исследования являются сбор и обработка материала, анализ документов, экспериментальный метод, теоретический анализ литературы, анализ организации исследовательской деятельности, методы статистической обработки результатов.

Разработанность темы. В ходе написания работы была прочитана литература, которая помогает составить представление об организации исследовательской деятельности  и его значение в развитии школьников.

        Новизна. Проведено комплексное исследование организации исследовательской деятельности на материале родного края. В ходе исследования получены следующие результаты:

- в систематизированном виде представлена история исследовательской работы, выявлены его теоретические основания и социокультурные функции;

- показаны направления и особенности развития исследовательской деятельности МБОУ «Мастахская СОШ».

    Теоретическая значимость. Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущность исследовательской работы, понятие метода, различных приемов к обучении исследовательской деятельности учащихся. Также роль национальной культуры в школьном образовании по формированию исследовательской культуры школьников.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что формы и приемы организации исследовательской работы через литературное краеведение, представленные в данной работе, программы элективных курсов могут использовать сельские школы в нашей республике.

    В структуру нашей работы входят: введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении выделены предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи работы, выдвинута гипотеза. В первой главе даны понятие, сущность, основные направления исследовательской деятельности школьников, научно-исследовательская работа рассмотрена как фактор повышения качества знаний обучающихся. Во второй главе освещаются практические вопросы, как  анализ организации исследовательской деятельности в МБОУ «Мастахская СОШ». Дается описание констатирующих экспериментов, основанных на проектах «Тукулаан», «Олонхо» и «Здоровье». Рассмотрены основные направления работ. Особое внимание уделяется анализу результатов учащихся школы по организации краеведческой исследовательской работы в МБОУ «Мастахская СОШ».

Глава I. Исследовательская деятельность учащихся в современной системе образования.

1.1.Исследовательская деятельность школьников: понятие, сущность, основные направления.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Толстой.

Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с «аппетитом» знания наблюдается у детей с первого по пятый класс.

Здесь налицо противоречие между всё возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах.

Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Проводимые с 1991 года международные исследования уровня естественнонаучной грамотности учащихся показывают, что результаты российских школьников существенно ниже результатов их сверстников из стран, входящих в группу лидеров.

Разделяют исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности.

Под термином «научно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков.

         Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом  анализе и произведенных на его основании новых выводов. Необходимо отметить, что при творческом подходе главным является методика изучения источников, а не их состав.

Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу  с антропогенными загрязнениями окружающей среды.  Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических занятий, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий в научной библиотеке, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственной исследовательской работы.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются: формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач; развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний; выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

1.2. Научно-исследовательская работа – как фактор повышения качества знаний обучающихся.

Исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения.

Исследовательская работа значительно дополняет указанные способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.

К сожалению, школа уделяет недостаточно внимания основам организации научно-исследовательской работы.

Занятия научно – исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии: неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; сложность системы оценивания вкладов каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки; невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

         Одной из самых важных является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей, которые, используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.

            Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.

           Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количества научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, которые вытеснили публикации развлекательного характера, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающих их интерес к познавательной практике.

           Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.

           Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владеющих как письменной, так и устной речью. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, использованием информационных технологий при поиске информации и защите  своих работ.

  1. Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся.

        

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Школьников к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Развивают поисковую активность разные методы обучения. Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Наиболее типичным видом творчества, которое активизирует интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников, является художественное домысливание, требующее исследования текста. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет использование проблемности в обучении: умение сопоставлять, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд явлениях. Эффективным методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический.

Построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», - писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Итак, в современной практике используются следующие методы исследований:

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы.

Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь.

2. Метод моделирования является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п.

3. Метод причинно-следственного анализа позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.

4. Наблюдения — это непосредственное и целенаправленное восприятие изучаемого процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими.

5. Беседа вопросно-ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью; фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д.

6. Анкетирование и интервью. При этом необходимо соблюдать следующие требования:

— использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость;

— однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировками;

— использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов).

7. Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива.

8. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение документов, рукописей, рисунков и других работ и т.п.).

9. Статистический метод — в его пределах широко применяются следующие конкретные методики:

регистрация — выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;

ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов;

шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

10. Эксперимент. Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления.

Сегодня юный исследователь должен обладать определенными компетентностями: 

1.Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия.

2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Глава 2. Эффективный способ организации исследовательской работы в сельской школе на примере  МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа».

2.1. Описание проводимых мероприятий.

В МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа» при организации исследовательской работы учащихся школы главный акцент делается на литературное краеведение. Ведь краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением.

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального литературного краеведческого материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы), презентация полученных результатов.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:

1.  Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия. Например: «Олонхоьут ойуу тылынан эпическэй эйгэни хоьуйуута» (Ф.С.Семенов «Биэ кололоох Бэйбэлдьин тулаайах» олонхотунан) - Стручкова Ньургуяна, 10 класс;  

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер — теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Олонхо5о кордоьуу сиэрэ-туома…» - Захарова Ангелина, 7 класс; «Речевой этикет приветствия в героических эпосах народов», Софронов Любомир, 9 класс;

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Слова свободы, мужества и гнева в стихотворении П. Одорусова  «Тыыннахтар умнубат сыллара» и его перевода «Живым не забыть никогда!» Т. Петровой», Семенова Саина, 10 класс и «Они сокрушали врага и как поэт, и как солдат: Сметанин и русские поэты-фронтовики», Алексеева Мая, 10 класс;

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей улуса, наслега. Например, «Неопубликованный перевод Н.П. Егорова» (сравнение переводов повести С. Алексеева на якутский язык якутским писателем и самобытным переводчиком), Афанасьев Нифонт, 10 класс,  «Н.А. Лугинов поэзията - хоьоонунан проза ча5ылхай холобура», Михайлова Саргы, 8 класс.

Отчёт о результатах индивидуального исследования оформляется в виде доклада или сообщения. Можно выделить несколько типов докладов: историографические, языковедческие, а также доклады, раскрывающие философию и мировоззрение якутского народа, нравственный воспитывающий потенциал героического эпоса, творчества якутских писателей, поэтов, наконец, своих земляков. Особый интерес представляют сообщения Аман ос, тематика которых связана с эмоциональным состоянием героев якутского героического эпоса. Особое место занимают доклады, при подготовке которых применяется так называемый мотивный анализ. Вот как могут быть сформулированы темы названных типов докладов, подготовленных на материалах литературного краеведения.

          Историографические (культурологические) темы:   «Здоровая пища: обращение к традиционной системе питания якутов», Стручкова Ньургуяна, 11 «б» класс; «Саhарбыт хаартыскалар», Егорова Вика, 5 класс; «Вклад моих земляков в развитие якутской журналистики», Егорова Марфа, 10 класс; «У истоков геральдики наслегов Кобяйского улуса», Яковлев Дьулустаан, 6 класс;

          Языковедческие темы: «Функционирование речевых формул в описании якутских красавиц олонхо», Егорова Муся, 6 класс; «Олонхоьут ойуу тылынан эпическэй эйгэни хоьуйуута» (Ф.С.Семенов «Биэ кололоох Бэйбэлдьин тулаайах» олонхотунан), Стручкова Ньургуяна, 9 класс;

Доклады на темы, проясняющие структуру и образную систему произведения: «Два представления о внешней красоте человека в героических эпосах», Егорова Муся, 5 класс;

Определённую новизну для учащихся представляет тип докладов, при работе над которыми применяется упомянутый сравнительный анализ. Вот только некоторые возможные темы: «Имманентный анализ стихотворения П. Тобурокова «Мутукча сыта» и его переводов на русский язык», Семенова Саина, 9 класс.

Эффективным методом при организации исследования учителя и школьники нашей школы называют эвристический метод, при котором расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Методические приемы, реализующие организацию эвристического метода: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем. Виды учебной деятельности школьников: подбор материала из художественного произведения, элементы анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к докладу, постановка проблемы.

Основным стержнем является исследовательский метод, суть которого заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. При этом педагоги  используют приемы постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

А также большое внимание уделяется использованию цифровых образовательных ресурсов: компьютерных программ, электронных учебников, дисков с учебными фильмами и электронными презентациями. Использование ЦОР приводит к изменению характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе, самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала), формированию новых видов учебной деятельности.

Таким образом, в школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе: от вводного курса «Введение в научное исследование», через систему занятий в секциях НОУ, в проектных часах, во внеаудиторных занятиях к выбору наставника – учителя и выбору темы исследования; от определения интересующей проблемы через начало индивидуального  краеведческого литературного исследования до его завершения и публикации.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающая уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания. Учителя-руководители проводят беседы, обзоры исследовательской литературы, исследования. В улусной научно-практической конференции в 2011 г. наша школа заняла 2 место. Большая работа проводится  по изучению олонхо, по исследованию природы, экологии родного края, изучению якутского героического эпоса, жизни и творчеству якутских поэтов, писателей, самобытных олонхосутов, накоплен богатый наглядный материал, созданы кино- и видеотека.

В школе образовательная среда разнообразна по содержанию. Она дает возможность каждому ребенку раскрыть себя и самореализоваться, позволяет выявить подлинную индивидуальность ребенка в условиях школы, а в дальнейшем - в жизни.

Таким образом, за время действия экспериментальной площадки была проведена вся запланированная работа по всем направлениям, которая не прошла даром и показала возросший уровень образования и воспитания юных исследователей-учащихся школы.

2.2. Основные направления организации исследовательской деятельности учащихся

 в МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа».

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Мастахская средняя общеобразовательная школа» создано научное объединение учащихся, которые проявляют интерес к исследовательской работе, стремятся реализовать свои способности в новом увлекательном деле. На начальном этапе работы (в младших или средних классах) показывается значение исследовательских умений и навыков для дальнейшего обучения, создаются условия для мотивации к самообразованию и саморазвитию личности. Ожидаемые результаты дифференцируются в зависимости от возраста. Подростки участвуют в коллективной исследовательской работе, старшеклассники выполняют индивидуальное исследование, в том числе используют проектную методику.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение»  повсеместно введен в школах. Так, в последние годы основное внимание НОУ МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа» было сосредоточено именно на научно-исследовательской работе по краеведческому материалу.

С 2008 года реализована программа «Нэhилиэккэ олонхо эйгэтин кэнэтии, муудараhын, философиятын  олохсутуу». Актуальность изучения в школе олонхо диктуется необходимостью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия своего народа, формирования у них нравственно-эстетических идеалов в период социальной нестабильности, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения олонхо.

Наша программа основана на философской концепции формирования человеческой души «Кут-сюр» народа Саха. Нужно отметить ее стержневую линию, осмысляющую развитие человека и общества в согласии с Природой.

Мы уверены, что настало время воспитывать наших детей на традициях, на философии Олонхо. Олонхо, как сокровищница вековой мудрости народа, должна служить средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания гармонично развитой личности, почитающей свою самобытную национальную культуру, богатый язык, высоко ставящей достоинство народа саха. Через философию олонхо мы можем приобщать молодое поколение к народной педагогике, этнической и экологической культуре своего народа.

С 2009 г. введена программа «Юный эколог-исследователь» с целью организации исследовательской работы учащихся в природе, воспитания у школьников основ экологической культуры, изучения родного края, самореализации учащихся в мероприятиях экологической направленности в связи с открытием природного парка «Тукулаан». Она даёт возможность учащимся изучить в естественных условиях растения и животных в составе природных комплексов-экосистемНаряду с теоретическими занятиями и практикумами большое внимание в работе уделяется экскурсиям, походам, исследовательской работе в природе, реализации детских природоохранных проектов.

Исходили из того, что учащиеся должны знать не только теоретические основы наук, но и уметь оценивать экологическую обстановку на той территории, где проживают, проводить исследования воздуха, леса, озера,  участвовать в практических природоохранных мероприятиях. Такой подход дал положительные результаты: возрос интерес учащихся к исследованиям в природе, организовано научное руководство исследовательскими работами, появились призовые места на республиканских конкурсах  учащихся.

С 2009 года в МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа» работает проект «Здоровье».  Так как мы понимаем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В рамках реализации образовательной программы МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа», одного из ее направлений «Программы здоровья», мы сегодня обращаемся к этому вопросу.

Работает совет НОУ, раз в год проводится общешкольная конференция. На конференцию учащиеся представляют работы, как связанные с учебными предметами (химия, история, биология, география, математика, музыка, физика), так и междисциплинарные (краеведение, экологический мониторинг, исследование социальных явлений). Особое внимание уделяется литературному краеведению.

2.3. Анализ эффективности введения формы организации исследовательской работы в МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»

Проанализируем итоги работы по организации исследовательской деятельности в МБОУ ««Мастахская средняя общеобразовательная школа» за последние три учебных года.

Результативность в конкурсном движении исследовательских работ школьников за 2010-2013 учебных годах:

2010-2011 у.г.

2011-2012 у.г.

2012-2013 у.г.

Уровень достижений на улусном уровне

44,2

76%

59%

59,7%

Уровень достижений на региональном уровне

47,3

48,3%

50%

48,5%

Уровень достижений на республиканском уровне

33,8

14,7%

60%

36,1%

        Полученные данные выразим в диаграмме:

Вывод: Из данной таблицы можно сделать вывод, что:

- уровень достижений на улусном уровне высок был в 2011-2012 учебном году, а в 2010-2011 учебном году– низкий показатель;

- уровень достижений на региональном уровне все три года остается на одном уровне;

- уровень достижений на республиканском уровне – низкий показатель наблюдается в 2011-2012 учебном году, самый высокий уровень – 2012-2013 учебном году;

- в общем, можно сказать, что увеличивается результативность участия школьников в НПК разных уровней.

Анализ работы школьного научного общества показывает, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности в условиях Мастахской средней общеобразовательной школы решает несколько важных педагогических проблем: стимулирование интеллектуальной активности обучающихся; привитие уважения и любви к истории, природе, творческому наследию родной земли;  приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности; профессиональное самоопределение, подготовка к вузовскому образованию.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что литературное краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как:

  1. У учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные,  информационные и коммуникативные способности;
  2.  У учащихся углубляются краеведческие знания, представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны.
  3. учащимися осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже именно на занятиях краеведением.
  4. У учащихся повышается уровень знаний по теории литературы;
  5. У учащихся развиваются общеучебные умения и навыки (работа с научной и дополнительной литературой, занятие самообразованием)
  6. У учащихся растут личностные качества, влияющие на становление личности ученика

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся подразумевает создание новой модели школы, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования. Проведение школьниками исследований определяет для учителя  большой фронт инновационной деятельности. Исследовательская деятельность в данном случае выступает, как механизм формирования мотивационной сферы учащегося, коррекции его самооценки, как элемент профориентационной работы. И наверно, не является случайным, что участники исследовательской работы нашего, вышеописанного эксперимента, на сегодняшний момент все трое являются студентами вузов республики.

Список использованной литературы:

  1. Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.
  2.  Райер Г. Современные технологии профессионального обучения: учебно – методич. пособие. – Омск. 2001.
  3.  Рождественская И.В.   Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
  4.  Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
  5.  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
  6.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
  7. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России, стр. 44-48; "Русский язык в школе" №2, 2004.
  8.  Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Программа литературного образования 5-11 классы, М., Просвещение, 2001.

Приложение №1.

Работа руководителя  с учащимся над исследованием проводится по следующим этапам:

1. Предварительный. На этом этапе проводится диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. Также идет формирование общих представлений об исследовательской работе; знакомство с достижениями лингвистической науки и систематизация, расширение и углубление знаний о языке, развитие языковой рефлексии.         

  1. Выбор  проблемы исследования. Цель данного этапа: предварительная ориентация в выборе проблемы исследования. На этом уровне идет обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании языка, тематики предстоящих конференций учащихся и наличием подходящего краеведческого материала.
  2. Изучение научной литературы. На этом этапе работы решается задача обучения учащихся практическим навыкам работы с краеведческим материалом, со справочной и научной литературой. Учащиеся заняты сбором по теме; разными видами сбора информации, выделением главной мысли, конспектированием; обсуждением прочитанных работ.
  3. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования.
  1. Выбор темы

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования)

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

  1. Сбор материала

Обучение сбору языкового материала или организации лингвистического эксперимента

Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала

  1.  Обработка полученного материала

Обучение лингвистическому анализу и статистической обработке полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм

Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала

  1. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

  1. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию научного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

  1.  Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников

  1.  Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования

Введение философии и педагогики Олонхо в учебно-воспитательный процесс МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа» ведется по следующим аспектам:

  • Изучение традиций и обычаев народа Саха, сопоставление фольклора народа Саха с эпосом других народов на уроках  культурологии;
  • Соблюдение моральных и нравственных устоев, изучение принципов воспитания в Олонхо, отношение к природе, соответствие речи с  поведением героев народного эпоса;
  • Изучение строения и интерьера жилого дома  и орудий труда наших предков по этнографии;
  • Отношения героев и второстепенных персонажей Олонхо по этике;
  • Изучение истории народа по описанию древней Земли Олонхо;
  • Изучение и применение на уроках физкультуры и на спортивных  кружковых занятиях национальных видов спорта, развитие в учащихся силы, ловкости, выносливости;
  • Изучение языковых средств, речевых формул-клише Олонхо на уроках якутского языка и литературы, сопоставление героического эпоса двух народов на уроках русского языка с целью подтверждения уникальности каждого народа;
  • Изучение значения цифр в Олонхо, логики Олонхо, мер длины Олонхо на уроках математики;
  • Объяснение понятий физиология человека в Олонхо, строения растений Олонхо, биоэнергия человека на уроках биологии;
  • Обучение мотивам народных песен  тойук, ознакомление с народными музыкальными инструментами хомус, дунур, купсуур  на уроках музыки и на занятиях фольклорного кружка;
  • Изучение чертежей  жилого дома – балагана, ураЬа и  домашней утвари на уроках черчения.

Приложение №2.

Так, в  2010-2011 учебном году в кустовой экологической научно-практической конференции (с Сайылык) приняли участие 4 работы: «Доруобуйа муннуга» (Винокуров Георгий, Иванов Коля – 3 класс); Сайылыгым муоттээх салгына» (Саввинова Настя – 1 класс), «Кыыс о5ону иитии» (Чувашова Аля – 4 класс), «Сайылык» (Анисимова Аина – 4 класс).

На улусный конкурс «Золотое перо-2010» в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто» было представлено 7 работ, в номинации «След войны в моей семье» - 5, а в номинации «Тема войны» - 1 работа. В республиканских литературно-педагогические чтениях памяти И.И. Танаринского  приняло участие 19 работ, в том числе: доклад учащихся – 1, творческая работа учащихся – 10, презентация – 5, рисунки детей – 2, перевод -1.  А на Региональный Сметанинский праздник к юбилею поэта представлено: в конкурс «Эдэр куоластар» - 5, в конкурсе перевода – 9, в конкурсе юных ораторов Аман ос – 9, в конкурсе иллюстраций по произведениям Т.Е. Сметанина – 15 работ.

Таблица участия учащихся в конкурсном движении в 2010-2011 у.г.

Всего работ

  секции

Якутская филология

Русская филология

Иностранный язык

История родной земли

здоровье

Природа и экология

Социально-математ

Конкурс рисунков, презентации

Кустовой уровень

4

1

-

2

1

-

-

-

-

Улусный уровень

29

16

4

-

3

1

1

4

-

Региональный уровень

50

9

14

3

2

1

2

2

17

Республиканский уровень

22

11

1

0

1

0

1

1

7

всего

105

37

19

5

7

2

4

7

24

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что наблюдается динамика повышения количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. Отрадно отметить резкий скачок с 34 учащихся до 105, участвовавших в НПК кустового, улусного, регионального, республиканского уровней, что составляет 78% от всего состава учащихся школы. Также повысился уровень участия юных исследователей школы, что говорит о повышении качества подготовки учащихся учителями-предметниками.

Из таблицы видно, что из общего числа работ школьников – 105 по  краеведению написано 98 работ,  7 работ –  по другим отраслям.  Показатели таблицы выразим в диаграмме:

Далее распределяем работы школьников по краеведению по направлениям: якутская филология, история родной земли, природа и экология, русская филология, культура здоровья. Показатели  выразим в процентах (в диаграмме):

Вывод: Из 105 исследовательских работ школьников по литературному краеведению на якутском, русском, английском и французском языках (работы, изучающие тексты, философию, нравственный потенциал олонхо, сравнение и проведение параллелей между произведениями якутской и русской литератур, изучение творчества талантливых людей родного края – известных писателей, поэтов республики, улуса, самобытных переводчиков, олонхосутов) написана 61 работа, это составляет 58%, что говорит о преобладании литературно-краеведческих работ школьников в общем числе исследовательских работ учащихся школы.

        Результативность в конкурсном движении исследовательских работ школьников в 2009-2010учебном году:

Уровень достижений на улусном уровне – 44,2%;

Уровень достижений на региональном уровне – 47,3%;

Уровень достижений на республиканском уровне – 33,8%.

В 2011-2012 учебном году на школьную конференцию было представлено  94 работы: из них на улусную НПК «Шаг в будущее» представлено- 16 работ, на улусный конкурс исполнителей олонхо – 5 работ;  на региональном уровне – 22, из них на региональную  НПК «Шаг в будущее» - 7 работ, на республиканскую  НПК «Шаг в будущее» - 1 работа,

Всего работ

  секции

Якутская филология

Русская филология

Иностранный язык

История родной земли

здоровье

Природа и экология

Социально-математ

Кустовой уровень

-

-

-

-

-

-

-

-

Улусный уровень

30

9

7

2

4

3

3

2

Региональный уровень

22

9

7

4

-

-

-

2

Республиканский уровень

42

16

7

4

2

4

7

2

всего

94

34

21

10

6

7

10

6

Из таблицы видно, что из общего числа работ школьников – 94 по  краеведению написано 88 работ,  6 работ –  по другим отраслям.  Показатели таблицы выразим в диаграмме:

Далее распределяем работы школьников по краеведению по направлениям: якутская филология, история родной земли, природа и экология, русская филология, культура здоровья. Показатели  выразим в процентах (в диаграмме):

Вывод: Из 94 исследовательских работ школьников по литературному краеведению на якутском, русском, английском и французском языках (работы, изучающие тексты, философию, нравственный потенциал олонхо, сравнение и проведение параллелей между произведениями якутской и русской литератур, изучение творчества талантливых людей родного края – известных писателей, поэтов республики, улуса, самобытных переводчиков, олонхосутов) написано 65 работ, это составляет 69,6 %, что говорит об увеличении числа краеведческих работ.

Результативность в конкурсном движении исследовательских работ школьников в 2011-2012 учебном году:

Уровень достижений на улусном уровне – 76%;

Уровень достижений на региональном уровне – 48,3%;

Уровень достижений на республиканском уровне – 14,7%.

В  2012-2013 учебном году в улусной дистанционной научно-практической конференции «Любовь к малой родине» приняли участие 9 работ: «Аьахтааччы – торут обугэм сирэ» (Алексеев Коля – 8 класс); «Айыл5ам хамыйах кэримэ» (Винокурова Ира – 7 класс), «У истоков геральдики наслегов Кобяйского улусаРС(Я)» (Яковлев Дьулустаан –6 класс), «Акклиматизация как условие размножения пеляди в озере Быранатталаах» (Михайлов Петя – 8 класс) и другие.

Таблица участия учащихся в конкурсном движении в 2011-2012 у.г.

уровень

Всего работ

секции

Якутская филология

Русская филология

Иностранный язык

История родной земли

здоровье

Природа и экология

Социально-математ

Кустовой уровень

-

-

-

-

-

-

-

-

Улусный уровень

32

6

6

2

10

2

4

2

Региональный уровень

10

2

1

1

1

1

1

3

Республиканский уровень

6

-

1

2

-

-

-

3

всего

45

8

8

5

11

3

5

8

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что наблюдается динамика понижения количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью - отмечается скачок с 94 учащихся до 45, участвовавших в НПК кустового, улусного, регионального, республиканского уровней. Это объясняется следующими причинами:

  1. В предыдущие годы было много юбилейных дат местных писателей, поэтов;
  2. Отсутствие НПК, проводимой на базе МБОУ «Мастахская СОШ», в которой участвуют все желающие и нет проблемы с транспортом.

Но повысился уровень участия юных исследователей школы, что говорит о повышении качества подготовки учащихся учителями-предметниками.

Из таблицы видно, что из общего числа работ школьников – 45 по  краеведению написано 37 работ (82 %),  8 работ –  по другим отраслям (17,7%).  Показатели таблицы выразим в диаграмме:

Далее распределяем работы школьников по краеведению по направлениям: якутская филология, история родной земли, природа и экология, русская филология, культура здоровья. Показатели  выразим в процентах (в диаграмме):

Вывод: Из 37 исследовательских работ школьников по литературному краеведению на якутском, русском, английском и французском языках (работы, изучающие тексты, философию, нравственный потенциал олонхо, сравнение и проведение параллелей между произведениями якутской и русской литератур, изучение творчества талантливых людей родного края – известных писателей, поэтов республики, улуса, самобытных переводчиков, олонхосутов) написана 21 работа, это составляет 55,2%, что говорит о преобладании литературно-краеведческих работ школьников в общем числе исследовательских работ учащихся школы.

        Результативность в конкурсном движении исследовательских работ школьников в 2012-2013учебном году:

Уровень достижений на улусном уровне – 59%;

Уровень достижений на региональном уровне – 50%;

Уровень достижений на республиканском уровне –60%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в школе

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Технология исследовательской деятельности в сельской школе

Темами наших исследований стали «Диалектные слова села Никаноровка», «Самые распространенные фамилии никаноровцев  и их происхождение», «Прозвища никаноровцев»...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...