Заочная экскурсия. Автор - Зуева Галина
статья по краеведению по теме

Клочкова Марина Владимировна

Я учусь  в Голяткинской средней общеобразовательной школе. Наша школа находится на территории администрации Личадеевского сельского совета и  объединяет ребят  из 5 сел: Левашово, Голяткино, Выползово, Липовка и Новая Лазоревка. (слайд 2 – Моя малая Родина)

         Каждое из  сел интересно по-своему. И сегодня я бы хотела окунуться в историю некоторых из них и рассказать о главной достопримечательности этих сёл – церквях и храмах.  Ведь раньше населённый пункт считался селом, если на его территории есть церковь. В наших селах тоже  были, а в некоторых и сейчас существуют и действуют церкви.

Я хочу предложить вам небольшую экскурсию по этим знаменитым местам, познакомить с историей  церквей: Левашово – Троицкая, Выползово – Макарьевская, Липовка – Михайло-Архангельская, Личадеево – Федоровская (построена в честь стратилата Федора), Саконы – Троицкая, Мечасово - Храм во имя спаса  Преображения Господа нашего Иисуса Христа да храм во имя святых мучеников и страстотерпцев Флора и Лавра.У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.

Мой рассказ сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_ekskursiya.doc450.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заочная экскурсия

«Храмы Нижегородского края: История и современность».

Выполнила учащаяся 11 класса Зуева Галина

Руководитель: Клочкова Марина Владимировна

Думали, что больше не услышим,

Но застыл белоколонный храм:

Звон прошёл по облакам по крышам,

А потом по дрогнувшим сердцам.

Вот он – русский,

вот – он свой, окольный,

Самый тот – малиновый, родной,

Позабытый всеми

Колокольный

Над моей старинной стороной.

        

В медном звоне сила вековая,

И любви, и верности обет

Будит всех живых, не умолкая,

Поминая всех, кого уж нет.

Кто услышит, тот умом рассудит,

И сильней уверует с тех пор:

Русь – она в душе и есть и будет,

Вечная, всему наперекор.

(слайд 1 - фото храмов. Показ во время чтения стихотворения)

Я учусь  в Голяткинской средней общеобразовательной школе. Наша школа находится на территории администрации Личадеевского сельского совета и  объединяет ребят  из 5 сел: Левашово, Голяткино, Выползово, Липовка и Новая Лазоревка. (слайд 2 – Моя малая Родина)

        Каждое из  сел интересно по-своему. И сегодня я бы хотела окунуться в историю некоторых из них и рассказать о главной достопримечательности этих сёл – церквях и храмах.  Ведь раньше населённый пункт считался селом, если на его территории есть церковь. В наших селах тоже  были, а в некоторых и сейчас существуют и действуют церкви.

Я хочу предложить вам небольшую экскурсию по этим знаменитым местам, познакомить с историей  церквей: Левашово – Троицкая, Выползово – Макарьевская, Липовка – Михайло-Архангельская, Личадеево – Федоровская (построена в честь стратилата Федора), Саконы – Троицкая, Мечасово - Храм во имя спаса  Преображения Господа нашего Иисуса Христа да храм во имя святых мучеников и страстотерпцев Флора и Лавра.( слайд - Церкви)

(слайд Липовка) Сейчас перед вами село Липовка. На данный момент это единственная действующая  церковь на территории Личадеевской сельской администрации. Но прежде мне бы хотелось несколько слов сказать об истории Липовки.

Название самого села произошло от липовых рощ.

 Рыбаков И.П. вспоминал

«В 16 веке в местности, где сейчас располагается село Липовка, останавливался со своими войсками Иван Грозный. Кругом росли прекрасные липовые рощи, солдаты делали из липы шалаши, из липы были и первые дома жителей. Поэтому и село назвали Липовкой, а было-то всего несколько домов».

        Михайло – Архангельская церковь в селе Липовка построена в 1864 году.

А в 2006 году она заново восстановлена.

        В архивной справке о Михайло-Архангельской церкви написано: 

(Слайд – Архивные документы о церкви)

     

(Слайд – Липовская церковь) Вот так она выглядела в 1930 году.

Когда было решено начать работы по сносу церкви в конце мая 1968 года, жители становились на её защиту. И как только трактора заводили моторы, жители отправляли (поднимали, сажали) своих детей и внуков в окна церкви, после чего рабочие прекращали работы. Но всё же рабочие  нашли выход из создавшегося положения, сломав церковь в ночное время.

В 1999 году в селе Липовка была возрождена православная община. Председателем общины был избран Митрофанов Иван, а затем Карпов Семён. По предложению жителей села было принято решение  о восстановлении храма на старом месте.

Работы по восстановлению храма были начаты в 2004 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского  Георгия. Строительство велось на средства прихожан и пожертвования благодетелей Ардатовского района, Нижнего Новгорода, Москвы и Тюменской области. (Большую помощь в строительстве оказал руководитель СПК Котовки Ахметин Равиль Равильевич. Стены возводили плотники из Мухтолова, жестяные работы выполняли мастера из Гремячева, изготовлением иконостаса и отделочными работами занимался житель села Липовки Курицын Василий Иванович. Остальные работы выполняли жители села, среди которых были и дошкольники и пенсионеры).

В 2006 году строительство было завершено к празднику храма – дню святого Михаила, к 21 ноября.19 декабря в день святого Николая Архиепиского Мирликийского, по благословению Архиепископа Георгия, благочинным Алексеем Весниным было произведено малое освящение храма. (В освящении храма принимали участие священнослужители Ардатовского благочиния, жители с. Липовки, с. Личадеева, с. Новая Лазоревка, с. Голяткино, глава администрации Ардатовского муниципального района Баранов В. И. и глава администрации Личадеевского сельского совета Шипова М. Ю.) 

(Слайд – современный вид церкви с. Липовка)

Сейчас перед вами вид современного здания церкви. На церковной табличке написано

Московский патриарх Нижегородская епархия

Храм в честь Архистратига  Божия Михаила.

Храм основан в 1864 году.

С. Липовка.

(слайд Троицкая церковь)

           Троицкая церковь села Левашово  хотя и не действующая, но привлекает своим видом. (Слайд – История села)

Село Левашово, в котором находится церковь,   получило свое название по имени помещика Левашова. В 19в. село было большое, состояло из 60 хозяйств, в конце века оно принадлежало двум помещикам – Жукову и Скворникову, а в начале 20в. наследницей  осталась барыня Скворникова. При ней до революции была открыта школа, которая работала до 1970г. Основное население – русские. Вероисповедание - православные. В основном население занималось земледелием и бондарным делом.

(Слайд – история создания церкви) До революции в с. Левашово было построено три церкви: первая деревянная постройка начала восемнадцатого века сгорела, вторая деревянная Дмитриевская разобрана в 1860 г. за ветхостью, Церковь каменная во имя Преображения Господня построена в 1866 г. Трехпрестольная. Один из приделов построен Петром Михайловичем Жуковым в память о дочери Настасьи, безвременно умершей в 1815 г. (разрушенный склеп умершей находится в церкви). Строительство этой церкви было   по проекту пятиглавой, но так как барин умер, и средств не хватило, то церковь построили одноглавую. Церковь работала до 1937г. Сохранилась плита о сооружении придела к церкви с надписью о том, что он построен в память дочери Настасьи, скончавшейся в 1815г. Петром Михайловичем Жуковым. (Сохранилось 20 ям (по 1 на год), где гасили известь.  Кирпич для строительства изготовляли и обжигали на месте.)

Кроме этого в селе было построено четыре часовни (последняя разрушена в 80-е годы прошлого столетия).

Священнослужителем в церкви был отец  Голубев. (После революции священник отец Голубев по доносу был арестован, но затем его выпустили.) Отец Голубев умер в 1927г. и  он был захоронен около церкви.

(Слайд – Фото церкви 1980 и 2006 годов)

 (Слайд - Выползово)

Село Выползово,  было образовано в начале 19 века. Название села – Выползово – произошло от того, что дома как бы выползали на речной откос.

Местные жители говорили о его истории так: «История села насчитывает около 200 лет и было оно образовано в начале XIXв. Название села связано с тем, что выделившись из Левашова несколько семей «выползли» на пологий речной откос р. Нучи. Село имело и другое название – Макарьевское. Здесь была одна из самых древних в округе Преображенская церковь, уже перестроенная в 1875году».

 Основное занятие жителей села было земледелие. (Семьи были большие. В избах было некрашено, черно, как в бане. Были в селе ветряная и паровая мельницы и кузница.) Основное население – русские, православные, но были в селе старообрядцы.

Церковь в с. Выползово была, как я уже говорила, одной из самых древних в округе. Однако в 1875г. она была перестроена по новому плану с разрешения Епархиального начальства. Там, где вершинка «три братца» (луг), раньше были леса и именно оттуда брали лес на строительство церкви.

На церковном колоколе сохранилась надпись: «1802 лета поставича сей колокол в Ардатовскую округу в с. Макарьевское Выползово тож в церкви Преображения Господня».

В 1937 году церковь закрыли. Колокола сбросили. Но колокол до сих пор цел, и жители села используют его в случае пожара, чрезвычайных событий.

Ломать церковь стали уже после 1948 года.

Кроме колокола сохранились титульный лист церковной книги с данными о церкви (слайд – титульный лист) на котором написано:

Местоположение церкви твердое ровное. Погост церковный неограждён, заключающий в себе земли, состоящей под церковью 136 квадратных сажень.

Наружность церкви.

Здание твердое, деревянное на каменном фундаменте.
Построена когда и кем неизвестно. В 1875 году церковь тщанием прихожан перестроена по новому плану с разрешения Епархиального начальства.
Построен на ней большой осьметричный купол.
Обита как церковь, так и купол новым тесом и покрыта белилами.
Покрыты церковь и колокольня листовым железом и окрашены медянкою
Стоимоть перестройки обошлась прихожанам в 2960 рублей.

Жителями был представлен ещё один документ:

Бумага 1915 года от 4 августа.

Благочинный первого округа Ардатовского уезда Павел Павлович Похвалинский сделал оценку церковного имущества, 162 предмета, и оценил на сумму 2035 рублей 15 копеек. Но общество и церковный староста Михаил Крылов страховать отказались.

Также у местных жителей села сохранились изыск (запрос) на предбрачное свидетельство и предбрачное свидетельство.

В изыске просят предоставить сведения о девице Анне Ивановне Зеленовой жительнице села Выползова. (слайд изыск (запрос) на предбрачное свидетельство)

Причту Спасо-Преображенской церкви села Выползово, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии.

Села  Круглова гражданин Василий Яковлев Шишкин усватал за себя невесту, жительствующую в вашем приходе селе Выползове – гражданку Анну Ивановну Зеленову, о коей просим Вас ведать надлежащее предбрачное свидетельство.

Сергиевской церкви села Круглово причта:

Священник Павел Зелиногорский.

Диаконь Леонидъ Тезаровъ

(Слайд - Предбрачное свидетельство)

в предбрачном свидетельстве, выдаваемом жениху о его невесте говорится:

«Вследствие вашего отношения от 22 июня сего года за №34 относительно крестьянской девицы Устины Тимофеевой Бедняковой (Душиной), желающей вступить в брак с крестьянским сыном села Выползова Василием Степановым Киселёвым, о котором Вас уведомляем:

  1. Что означенная девица Устина действительно есть дочь крестьянина села Личадеева Тимофея Матвеева Беднякова;
  2. Вероисповедания православного;
  3. У Исповеди и Св. Тайн  Причастия  в минувшую четыредесятницу не была;

4.     От роду имеет семнадцать лет (рождена в 1886 году 18 сентября);

  1. Родства либо каких других препятствий нам ни коим не заявлена и с нашей стороны нет;
  1. В брак вступает с вышеозначенным женихом с дозволения родителей;
  1. Поручители по невесте могут быть крестьяне села Личадеева Николай Матвеев и Семен Матвеев Бедняковы и Михаил Павлов Беспалов, есть неграмотные.

        Всё вышеизложенное удостоверяем подписью сприложением церковной печати.            

                                         Села Личадеева.  Священник         Дьякон           Псаломщик»

                   

(Слайд Федоровская церковь)

Село Личадеево – один из старейших населённых пунктов Ардатовского района. С древнейших времён в Личадееве образовалась мордовская община. Правителем этого общества был мордвин Лицадей.  Отсюда и название села. Уже в начале 17 века при описании границ земельных угодий с. Мечасова упоминается «мордовская деревня Лицадеево». Затем большинство населения стало русским. Личадеево в то время в отличие окрестных помещичьих и вотчинных сел находилось в казённом ведении. Личадеевские плотники славились своей искусной резьбой, украшавшей не только дома, но и церкви Личадеева, Ардатовского уезда.

До 1917 года в Личадееве была волость и Личадеево считалось волостным центром.

По данным книги «Ардатовский край: прошлое и настоящее» церковь в Личадееве существовала в 19 веке. Она была построена в честь Стратилата Федора и называлась Федоровской. Церковь посещали православные прихожане. Около церкви находилось церковно – приходское училище (слайд – Церковно приходское училище). В нём обучались не только жители Личадеева, но и жители близлежащих сел (Выползова, Голяткино, Левашово, Мечасова)  

В селе Личадеево были не только православные люди, и поэтому существовало еще несколько религиозных групп: старообрядческая, евангелисты, баптисты. У православных работала церковь, у старообрядцев  - молельня, остальные секты работали на домах. В период 1930 – 1940 гг. были ликвидированы церковь, церковная колокольня, сняты колокола и разобраны на металлолом. Здание старообрядческой молельни было оборудовано под клуб, однако христианская вера в людях осталась, и молитвенные сборы проходили на частных квартирах.

                               

Храм во имя спаса  Преображения Господа нашего

Иисуса Христа,

 да храм во имя святых мучеников и страстотерпцев

Флора и Лавра

в селе Мечасово.

Село Мечасово относится к числу древнейших сел нашего района. Название села образовано от имени Мечас. В 16-18 веках это имя было распространено у мужчин мордовских, эрзянских родов. Уже в начале 17 века Мечасово было крупным сельским центром русского православного населения. в 1621 – 1623 годах с. Мечасово относилось к Иржинскому стану Арзамасского уезда. В эти годы оно было вотчиной княгини Ульяны – вдовы боярина князя Ивана Васильевича Голицына. Село было пожаловано княгине Ульяне и её дочери первым царём из династии Романовых – Михаилом Фёдоровичем.

В Мечасове в 20-е годы 17 века было 2 православных храма: храм во имя спаса Преображения Господа нашего Иисуса Христа да храм во имя святых мучеников и страстотерпцев Флора и Лавра. Оба храма были деревянными. Более древним – ветхим – был храм Флора и Лавра. В Преображенском храме имелось три образа: Деисус, образ Спаса Преображения и Пречистой Богородице. Звон пяти колоколов Преображенского храма собирал жителей села и окрестных деревень к церковным службам и праздникам, оповещал их о радостных событиях и народных бедах. В «Ветхом» храме хранились образы Флора и Лавра и Пречистой Богородицы. Церковная утварь была деревянной, в распоряжении священников имелось напрестольное Евангелие, печатные Апостол, Шестоднев, Псалтирь, два Трефолоя и два Служебника. Церковь по сельским меркам считалось богатой, т. к. за ней было закреплено 20 четей пашни, сенокосные угодья»

                               

Раскопки, производимые в 1955 – 1956 годах, обнаружили на правом берегу Тёши следы поселения древних людей, живших более 5 тысяч лет назад. Основным занятием местных племен были рыболовство и охота. На левом берегу Тёши были найдены следы более позднего поселения, относящегося к 9 веку. Здесь были найдены изделия из металла и гончарная посуда.

Название же села впервые встречается в документах 15 века, ранее чем упоминалось об Ардатове.

Согласно записям царского летописца, Иван  Грозный  останавливался в селе Саконы во время одного из своих походов. О чём на воротах старой деревянной церкви в селе Саконы до 1872 года сохранялась надпись: «Тут был царь Иван Васильевич 24.07.1552 г.» в то время церковь имела название «Церковь Ивана Великого». Построена она была в 1864 году. Сейчас она переименована в Троицкую. Церковь не действовала  в течение небольшого промежутка времени. На это время всё  церковное имущество хранилось в отдельном доме, колокола вообще не снимались. При советской власти церковь была отделена от государства, а народ от церкви. Поэтому не разрешалось комсомольцам и партийным работникам крестить детей, венчаться, исполнять другие церковные обряды. Но вера в душе народа всё равно жила, и все эти обряды  исполнялись, хотя и  нелегально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочная экскурсия по блоковским местам в Подмосковье"

Презентация содержит слайды, передающие красоту русской природы, окружавшей поэта с раннего детства, атмосферу родового поместья Шахматово. Каждое изображение сопровождается стихотворными строками А...

Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть

Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...

«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс

Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...

Заочная экскурсия по Некрасовским местам

"Всему начало здесь, в краю моем родимом!"  Н. А. Некрасов...

Урок развития речи -заочная экскурсия "Память о Матвее Платове". Презентация.

Представляю презентацию для проведения урока развития речи с использованием регионального компонента. Урок проводился в коррекционной школе I вида при изучении темы "Рассказ о знаменитом земляке". Пос...

Урок с презентацией "А.С.Грибоедов: личность и судьба" Автор - Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум

Данный урок - первый в системе уроков по изучению биографии и творчества А.С.Грибоедова. Цель урока: знакомство учащихся с личностью писателя, его жизненным кредо, его интересами, увлечениями, занятия...