РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 9 класс основного общего образования
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Михайлова Вера Михайловна

             Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации,  Устава МОУ Краснополецкая СОШ, учебного плана МОУ Краснополецкая  СОШ на 2014-2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_9.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

    +                                                                            02.04.                                                                                                                                                                            

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснополецкая средняя общеобразовательная школа

Торопецкого района Тверской области

                           

        

Согласовано:                                                                                       Утверждаю:

На заседании педагогического совета        Приказ № 33 от 28.08.2014года

Протокол №1 от 28.08.2014 года                 Директор школы:В.И.Замыслова          

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                        ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 9 класс

основного общего образования

Срок реализации: 1 год (2014/2015 учебный год)

                                                2014 год, Захоломье

                                                  Оглавление.  

1.Пояснительная записка……………………….3 стр.

2. Цели курса…………………………………….3 стр.

3.Содержание программы по краеведению…….4 стр.

4.Тематическое планирование…………………8 стр.

5.Учебно-методический комплекс…………………9 стр.

6.Требования к уровню подготовки  обучающихся…..9 стр.

7. Нормы оценок по краеведению…………………….9 стр.

                                                       

                                                           Пояснительная записка

               Программа  курса  краеведения, изучаемого по первой модели  (от первобытной эпохи до начала XXI века) составлена на основе рекомендаций ведущего специалиста отдела инновационной педагогической практики ТОИУУ, заслуженным учителем РФ Савиновой О.В., на основе  учебного плана МОУ Краснополецкая СОШ на 2014-2015 учебный год; годового календарного учебного графика работы МОУ Красноолецая СОШ на 2014-2015 учебный год;

          Данная модель предполагает изучение истории Тверского края, начиная с вопроса его заселения в первобытную эпоху и до наших дней.

          Реализация данной программы осуществляется в объёме 34 часа (1 час в неделю), в течение одного года.

                                                               Цели курса

  • Способствовать духовному становлению личности, приобщая учащихся к историко-культурному наследию родного края.
  • Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
  • Расширить  представления учащихся об истории в целом и региональной и локальной истории в частности
  • Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.
  • Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края /политическому, социально-экономическому, культурологическому/.
  • Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение к своим корням, своей малой родине.
  • Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям.
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности.

                                                        Преемственность в изучении.

                   Содержание программы курса краеведения  определяется с учетом принципа преемственности и  специфики исторического образования. Изучая историю на ступени основного  общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Учитывая специфику исторического образования, в курсе краеведения объектом  изучения является история родного края. Данная программа предусматривает изучение  истории Тверского края. В программе выделены следующие разделы: «От первобытности к государственности», «Великое княжество Тверское», «Тверская земля в составе Московского княжества», «Реформы и революция в Тверском крае», «Тверская земля в советское время». На каждом этапе реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплина

                                             Содержание программы

     Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел – один из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час).

    Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область – великий водораздел трех морей.. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславльского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в.  Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII – начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV – начале XVI в. Литература.  «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов)

       Тема 3. Тверские земли в XVI – XVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI – XVII вв. Развитие земледелия и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь, Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской   Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны – ставка Ивана Грозного. Тверская земля в к. XVI – н. XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия II. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина -Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв. Развитие  научных знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ – отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская щкола иконописи в XVI – XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов).

       Тема 4. Тверские земли в XVIII веке Тверской край при Петре 1. Влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края.  Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Города Тверской губернии: численность, социальный состав, занятия населения. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов. Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. Причины строительства системы. Проект М. Сердюкова. Строительство и дальнейшая реконструкция системы, ее эксплуатация. Петр I в Вышнем Волочке. Развитие Тверского края в 30- 80-е годы XVIII в. Территория и население. Развитие земледелия.  Положение крестьяне Тверского края: категории, занятия, повинности Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их экономическая специализация. Место Тверского края во всероссийском рынке. Ярмарки края /Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке/. Образование Тверского наместничества и губернии. Осуществление административной реформы Екатерины II на территории края. Образование Тверской губернии в составе Новгородского наместничества: состав, система управления, формирование губернский учреждений. Получение Тверской губернией статуса самостоятельного административного образования. Перепланировка Твери и ее образцовая застройка командой П. Никитина. Роль М. Казакова в работе «архитектурной команды». Перепланировка уездных городов. Культура Тверского края в XVIII в. Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела.  Д. Карманов, Т. Волосков, Л. Сабакин, П. Суворов, И. Третьяков, Д. Ильин. Расцвет архитектуры.  Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М. Казаков. Н. Львов. С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии Осташкова. М. Колокольников. Е. Камеженков – академик живописи. В. Б. (4 часа)

       Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в 1812 – 1861 гг. Тверской край в начале XIX вв. Экономический и культурный подъем края. Тверь – центр наместничества в составе Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Оживление общественной жизни Твери. «Малый двор» Г. Ольденбургского. О. Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К. Росси- главный архитектор Тверской губернии. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. Формирование тверского дворянского ополчения и егерского батальона. Отряд Е. Суворова. Пожертвования населения. Поставки провианта и фуража для армии. Участие тверских частей в заграничных походах русской армии. Герои войны 1812 г. – уроженцы Тверского края: А. Сеславин, Н. Свечин, З. Олсуфьев. Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. Появление первого городского театра /Осташков/, библиотеки /Осташков/,  газеты / «Тверские губернские ведомости»/. Дворянские усадьбы – центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых. Выдающиеся деятели культуры края: А. Измайлов, Ф. Глинка, И. Лажечников, А. Куницын, А. Венецианов и его школа, Н. Уткин, М. Воробьев. Губернский архитектор И. Львов. Первые русские фольклористы И. Сахаров, А. Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле. Хозяйство Тверского края в 20-50- е годы XIX в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. (3 часа).

       Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Численность и положение крестьян накануне реформы.  Тверской губернский комитет для составления проектов улучшения быта крестьян. А. Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права. Протест тверских мировых посредников. Осуществление реформы в губернии и ее результат. Развитие капиталистической промышленности в губернии. Земская реформа. Проведение земской реформы в Тверской губернии. Деятельность земств в крае.  Земские деятели. П. Максимович. Культура Тверского края во второй половине XIX - начале XX вв. Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Подъем духовной жизни губернии: создание музея, деятельность ТУАК Литература. Тверской край в жизни  и творчестве М. Салтыкова-Щедрина, А. Островского Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова и др. Крестьянский поэт С. Дрожжин. Театр. Музыка.  Д. Леонова, Е. Лавровская, В. Андреев, Т. Филиппов. Архитектура, Живопись. Тверской край в жизни и творчестве И. Левитана, Г. Сороки, П. Чистякова, И. Шишкина. В. Серова, Н. Богданова-Бельского. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. (3 часа)

       Тема 7. Тверская губерния с начала ХХ века по 1917 год. Экономика губернии на рубеже XIX – XX веков. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале ХХ в. Положение рабочих Тверской губернии. Борьба рабочих за его улучшение: стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков. События 1905-1907 гг. на территории края. Выступления рабочих  Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. Тверская губерния между революциями. Осуществление земельной реформы в Тверском крае. Начало экономического подъема в крае. Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. (2 часа)

      Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тверская губерния в 1917 г. Тверской край на различных этапах революции 1917 гг. События и деятели. Установление Советской власти. Тверской край в годы гражданской войны. Трагедия братоубийственной войны на территории края. Социально-экономическая жизнь Тверского края в 20-30-е гг. ХХ века. Экономический и политический кризис после окончания гражданской войны.  Тверской край в годы НЭПа. Проведение индустриализации в крае. Коллективизация в Тверском крае. Наш край в годы массовых репрессий. Экономическое развитие края накануне войны. Культура Тверского края в 20-30-е годы. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории края. Массовый героизм. Партизанское движение. Уроженцы края – герои войны. Память потомков.   (4 часа).

     Тема 9. Тверской край во второй половине ХХ – начале XXI века. Калининская область в послевоенный период. Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма Наш край в период хрущевской «оттепели» и реформ. Калининская область в годы «застоя». Культурная жизнь Калининской области в 1946-1985 гг.  Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки и в постперестроечный период. Тверская область в начале XXI века. (3 часа). Итого:34часов.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

Данная программа предполагает использование учителем личностно-ориентированных технологий, технологий критического мышления, модульных технологий, информационно-коммуникационных технологий, компетентностного подхода в обучении. Предполагается использовать такие формы урока как:  урок – путешествие, заочная экскурсия, практикум, урок-дискуссия, урок-игра, турнир, викторина, защита проекта, устный журнал.

Проверка и оценка результатов обучения по данной программе осуществляется в таких формах, как устный опрос, контрольное и проверочное тестирование (письменное, компьютерное), исторический диктант, творческие работы (доклад, реферат, сочинение).

 

       

 Тематическое планирование. Историческое краеведение 9 класс.34часа

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Тверская область – Великий водораздел трёх морей.

1

2

 Первоначальное расселение Тверского края. Тверской край в эпоху неолита.

1

3

Тверской край в бронзовом  и раннем железных веках.

1

4

Славянское освоение Великого водораздела. Формирование государственной территории.

1

5

6

 Образование Тверского княжества. Княжение Михаила Ярославовича.

Тверские земли при приемниках Михаила Ярославовича. Тверское княжество во второй половине 17 века.

1

7

Культура Тверского края в XIII— начале XVI вв.

1

8-9

Тверские земли в первой половине

XVI в.

2

10

Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины

1

11

Тверской край на рубеже XVI – XVII вв.

1

12

Расселение карел на Верхней Волге

1

13

Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.

1

14

Культура Тверского края в конце

 XVI – XVII вв.

1

15

Тверские земли при Петре I . Вышневолоцкая водная система.

1

16-17

Развитие Тверского края в 30-80-е гг. XVIII в.

2

18

Культура Тверского края в XVIII в.

1

19

Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г.

1

20

Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в.

1

21

Хозяйство Тверского края в 20-50- е гг.XIX в.

1

22-23

Реформы 60-70-х годов XIX в. Тверской губернии

2

24

Культура Тверского края во второй половине XIX – начале XX в.

1

25

Экономика губернии на рубеже XIX-XX веков

1

26

Рабочее движение. События 1905—1907 гг. в губернии

Тверская губерния между революциями

1

27

Тверская губерния в 1917 г. и в годы гражданской войны

1

28

Социально-экономическая и политическая жизнь края в 20-30-е годы ХХ века

1

29

Калининская область в годы Великой отечественной войны

1

30

Торопец прифронтовой

1

31-32

Калининская область в 1946- конце 90-х годов ХХ века

2

33

Тверская область, Торопец в начале XXI века

1

34

Урок повторения и обобщения за курс 9 класса.

1

Итого:

34 часа

Учебно-методический комплекс:

1.Учебник История Тверского края» под редакцией В.М.Воробьёва 2006г

2 Сборник очерков «Торопец прошлое и настоящее» составитель Л.Г.Нефёдова

Требования  к уровню подготовки:

В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:

  • Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и локальной истории.

 -  Знать основные факты и события из истории края.

  • Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю и культуру.
  • Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей на территории края и его уроженцев.
  • Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного развития края в различные исторические эпохи.

     В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей

    В области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать  позиции участников исторического процесса/

    В области социальной компетенции - формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам;  развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.

   В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию

 Критерии оценки качества знаний.                                                                                                  Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

     Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

«отлично»

         Умеет применять  счет лет в истории

  • Устанавливает длительность и синхронность событий
  • Показывает по карте несложные объекты
  • Умеет элементарно читать карту с опорой на легенду
  • Умеет элементарно обобщать исторические факты
  • Правильно употребляет и применяет изученные исторические термины  в устной речи
  • Дает отзыв на ответ учащегося
  • Умеет ориентироваться в учебнике.

        «хорошо»

  • Умеет применять  счет лет в истории
  • Устанавливает длительность и синхронность событий
  • Показывает по карте несложные объекты
  • Умеет элементарно читать карту с опорой на легенду
  • Умеет элементарно обобщать исторические факты
  • Правильно употребляет и применяет изученные исторические термины

       «удовлетворительно»

  • Умеет применять  счет лет в истории
  • Устанавливает длительность и синхронность событий
  • Показывает по карте несложные объекты

   «неудовлетворительно»

  • Не умеет применять счет лет в истории
  • Не устанавливает длительность и синхронность событий
  • Не может ориентироваться в исторической карте
  • Не знает ни одного исторического термина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования

Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и  авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Рабочая учебная программа по химии на уровень основного общего образования (8-9 класс)

рабочая программа по химии на уровень основного общего образования 8-9 классы (по О.С. Габриеляну)...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...