Гордимся! Помним!
классный час по краеведению по теме

Юрова Ольга Николаевна

Сценарий

Всекубанского классного часа

«Гордимся,помним!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordimsya_pomnim.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 95

Сценарий

Всекубанского классного часа

«Гордимся,помним!»

 

Учитель кубановедения

Юрова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ № 95

г. Краснодар


Учитель кубановедения

Юрова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ № 95 г. Краснодар

Всекубанский классный час

«Гордимся, помним!»

Цели:

  • развить чувства сопричастности  и гордости  за свою Родину, народ и история;
  • осознание каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны,  малой Родины.
  • Развить чувства гордости выдающихся людей России и Кубани.

Задачи:

  • развивать у школьников чувство гордости за ее многонациональный народ, являющийся победителем фашизма;
  • формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
  • закрепить знания учащихся, о Великой Отечественной войне как о важнейшим историческом событии в жизни нашего народа.

Оборудование: презентация, видео.

Ход урока.

Слайд 1.Какую войну называют Великой Отечественной войной ? (Примерный ответ детей.) Вели́кая Оте́чественная война́ (1941-1945) война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). Она продолжалась 1418 дней.

Слайд 2. Полководцы Победы. Г.К. Жуков, А.И. Антонов, A.M. Василевский, Б.М Шапошников, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, И.Д Черняховский, Ф.И. Толбухин  Кроме И.В. Сталина по существу, только Г.К. Жуков, A.M. Василевский, Б.М. Шапошников, А.И. Антонов и Н.Г. Кузнецов систематически и в полном объеме занимались управлением Вооруженными Силами в стратегическом масштабе.

Слайд 3.Георгий Константинович Жуков.

Главные черты полководческого таланта Жукова - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения.

Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника.

Жукова еще отличали тщательное планирование каждой операции, их всесторонняя подготовка и твердость в проведении принятых решений. Воля и твердость Георгия Константиновича позволяли мобилизовывать все имеющиеся силы и средства войск и добиваться своих целей.

Слайд 4. Ордена и медали Великой Отечественной войны.

История ордена берёт своё начало 8 июля 1926 года, Данная награда должна была стать высшим боевым знаком отличия. Орден Ленина является высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического Отечества, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом. 

Орден Красного Знамени (до 1932 г., орден “Красное Знамя” СССР) первая, учреждённая в Светском Союзе, награда. Его учреждение произошло  в августе 1924 года постановлением ЦИК СССР. Он заменил собой орден “Красное Знамя” РСФСР, который до этого вручали  красноармейцам отличившимся во время Гражданской войны.

Орден Красного Знамени СССР предназначен для награждения: военнослужащих, сотрудников МВД и КГБ, других граждан Советского Союза и зарубежных стран за их особые заслуги по защите отечества.

Слайд 5 Ордена и медали Великой Отечественной войны.

Орден  «Отечественной войны", первый боевой орден из учрежденных во время войны. Орден "Красной звезды", учрежден в 1930 году, самая популярная награда за боевые подвиги.

Слайд 6.Ордена и медали Великой Отечественной войны.

В  1942 г. для награждения командиров были учреждены первые ордена в честь великих русских полководцев –Александра НевскогоСуворова и Кутузова.. В марте 1944 г. к ним добавились ордена предназначенный для награждения офицеров Военно – Морского Флота Ушакова и Нахимова.

Слайд 7.  Ордена и медали Великой Отечественной войны.

Орден «Победа» является высшим военным орденом В 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев. 

вручается лицам высшего командного состава Красной армии

Основания награжденияза успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной армии

 Награждение орденом «Победа» производится только Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Орден «Победа» носится на левой стороне груди на 12—14 см выше пояса.

Слайд 8. Учитель: «Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости  советских людей, поднявшихся на защиту  своей родины, своей отчизны. Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладить события тех великих, героических лет. Народ встеритил войну в разном возрасте. Кто –то  совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере.  Знаете ли вы героев ВОв , чьи имена связаны с Кубанью?

Слайд 9. Гаврилов Пётр Михайлович

После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом.

Вечером 29 июня 1941 года после бомбардировки Восточного форта (одна из бомб весом в 1,8 тонны угодила во внутреннюю подкову форта и, возможно, явилась причиной подрыва склада боеприпасов защитников), Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Несколько дней группа совершала вылазки, пока не была рассеяна.

Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича:

«…пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.

— Смирнов С. С. Брестская крепость, 1965 

Слайд 10. Евгений и Геннадий (Гений) Игнатовы

В октябре 1942 года Евгений Игнатов сильно простудился и на некоторое время отошёл от активной партизанской деятельности. В это время он занялся доводкой конструкции мины для диверсий на железной дороге. Мина должна была взорваться от давления поезда на рельс. Ночью 10 октября 1942 года мина была установлена на железной дороге Краснодар — Новороссийск. Конструкция мины предусматривала несколько предохранителей, последний из которых должен был быть снят после отхода партизан от железнодорожного полотна. Однако, вскоре после установки мины на шоссе появились гитлеровские броневики, а на железнодорожных путях вражеский эшелон. Поняв, что они ничего не успеют сделать, братья Игнатовы с противотанковыми гранатами бросились к железнодорожному полотну и, швырнув их в мину, привели её в действие. При взрыве эшелон, в котором находилось более 400 гитлеровских солдат и офицеров, рухнул под откос, при этом вагоны упали на броневики с немецкими автоматчиками. Сами герои погибли на глазах своего отца.

…они оба позднее погибли, вернее, пожертвовали собой. Они заложили мину под рельс, но тут на большой скорости, а главное, раньше времени стал приближаться груженый состав. Братья не успевали выдернуть последний предохранитель и, понимая, что состав, идущий на большой скорости, — добыча редкостная (скорость — гарантия того, что уничтожен он будет весь), заложенный фугас, когда состав поравнялся с ними, подорвали гранатами. Они знали, что погибнут, — и чуда действительно не произошло. При крушении состава (горы, ущелье, большая скорость), по донесению подпольщиков, погибло 500 немцев…

Вместе с братом похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище.

На месте подвига — в посёлке Баки Северского района установлен обелиск.

Именем братьев названы улица и библиотека в Краснодаре.

Слайд 11. Семья Степановых.

Степанов, Александр Михайлович (старший) (19011918) — расстрелян белыми в отместку за помощь, оказанную семьёй Степановых Красной Армии;

Степанов, Николай Михайлович (19031963[3]) — вернулся с Великой Отечественной войны инвалидом, умер от ран;

Степанов, Василий Михайлович (19081943) — погиб на фронте Великой Отечественной войны. Похоронен в братской могиле в селе Сурско-Михайловка наДнепропетровщине;

Степанов, Филипп Михайлович (19101945) — попал в плен в мае 1942 года в Харьковском котле, умер в лагере военнопленных «Форелькруц» под Падерборном;

Степанов, Фёдор Михайлович (19121939) — погиб в боях с японцами у реки Халхин-Гол;

Степанов, Иван Михайлович (19151942) — погиб на фронте Великой Отечественной войны (расстрелян немцами). Похоронен в братской могиле в деревне Драчково Смолевичского района Минской области;[4] 

Степанов, Илья Михайлович (19171943) — погиб 14 июля 1943 года в битве на Kyрской дуге, перезахоронен в братской могиле в селе Афанасове Калужской области;

Степанов, Павел Михайлович (19191941) — пропал без вести в декабре 1941 года на фронте Великой Отечественной войны;

Степанов, Александр Михайлович (младший) (19231943) — погиб на фронте Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (посмертно).

Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

Слайд 12ГОЛОВАТЫЙ Владимир Денисович (1928 -1943)
До «Владимира Денисовича» Володя не дожил, и даже в названии улицы вечно запечатлено имя « Володи Головатого», ибо ему было всего 15 лет, когда он совершил поступок, оцененный взрослыми, как подвиг достойный вечной памяти.
Володя родился в Краснодаре. Жил на ул. Кирова, 119 со своими родителями Денисом Антоновичем и Варварой Зиновьевной, которые работали на заводе «Краснолит» (ныне завод «Тензоприбор»): отец юрисконсультом, а мать - экономистом. Володя учился в 29-й и 42-й СШ, где был активистом, секретарем комитета комсомола. Когда отецушел на фронт, сын стал трудиться токарем на том же заводе. Осенью 1942 года фашистские войска оккупировали Краснодар и юный патриот решил организовать некоторых своих сверстников на сопротивление фашистам. Ребята собрали простенький радиоприемник, тайно слушали сводки Совинформбюро и распространяли их среди жителей города. Пробовали они вредить врагу и путем диверсий. Неопытность и горячность подвела юных подпольщиков. Гитлеровцы выследили Володю и схватили на Сенном базаре, когда он распространял листовки. 31 января 1943 - за 11 дней до освобождения города частями Красной Армии - Володя был казнен.
27 апреля 1965 г. в канун 20-летия Великой Победы ул. Ярмарочная была переименована в улицу имени Володи Головатого (Решение № 503).

Слайд 13. Огненное небо Кубани Александр Иванович Покрышкин(1913 – 1985)

Легендарный летчик, трижды герой Советского Союза, Маршал авиации. С первого дня ВОв  вступил в битву с фашистскими оккупантами. В период ожесточенных боев в небе Кубани, весной-летом 1943 года, он командовал полком. Здесь он ввел в тактику воздушного боя «кубанскую этажерку». Немцы панически боялись русского летчика- аса. За годы войны Покрышкин лично сбил 59 самолетов противника.

Слайд 13. Огненное небо Кубани . Евдокия Давыдовна Бершанская (1913 – 1982)

 В ходе Великой Отечественной войны возглавила один из женских бомбардировочных авиаполков. Атаки женского полка были так удачны, стремительны и точны, что немцы прозвали женщин-лётчиц «ночными ведьмами». Единственная женщина, удостоенная ордена Суворова, почетный гражданин города Краснодара.

Слайд 15. Лев Михайлович Доватор  (1903 – 1941) 

Генерал-майор, Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командовал кавалерией, которая была названа «Неустрашимой». Известен успешными операциями по уничтожению немецких войск. За голову Доватора немецкое командование назначило крупную награду, но его кавалеристы были неуловимы.

Был застрелен при осмотре боевых укреплений.

Памятник героям обороны Москвы в 1941 году и могила Л. М. Доватора на Новодевичьем кладбище (Слева)

Слайд 16. Молодогвардейцы.

Слайд 17 . Победа на фашистами. 

В начале февраля 1943г. советские войска начали Краснодарскую наступательную операцию. Пытаясь задержать продвижение наших войск, немецкое командование создаёт вокруг Краснодара сильно укреплённую систему обороны. Подступы к городу фашисты изрыли противотанковыми рвами, окопами, траншеями. Дороги, тропы, открытая местность, всё было заминировано.. На ближних подступах к Краснодару с юга вели бои с немецко-фашистскими захватчиками. Они уничтожили гарнизон врага в ауле Шенджий и, выйдя на левый берег Кубани, стали наводить переправу. На подступах к городу 9-10 февраля части 9-й гвардейской дивизии,  31-й стрелковой дивизии и 40-й отдельной мотострелковой бригады продолжали вести наступательные бои и к 9-и часам 11 февраля заняли совхоз «Агроном», Динскую, Старокорсунскую.

Взводу разведчиков 121-го полка 9-й горнострелковой дивизии, наступавшей со стороны Динской, было поручено водрузить Советский красный флаг на здании крайкома партии. Группа из 11 разведчиков выполнила задание.

Вскоре над городом взвилось Красное знамя. Было 5 часов утра 12 февраля 1943 года.

Слайд 19. «За нами Москва…»

Слайд 20 Они защищали Москву

Слайд 21-22. Блокадный Ленинград

Слайд 23.(просмотр видеоряда после слов учителя)

Еще Минин и Пожарский подняли народное ополчение. При Петре I был создан Преображенский полк, рекрутскую повинность несли 25 лет. В Отечественную войну 1812 года появляется партизанское движение на ровне с регулярной царской армией. 23.02.1918 г  создается Красная рабоче- крестьянская армия. И вот вторая мировая где свое мужество проявили офицеры и солдаты  Советской армии. С 1979 по 1988 г. Советская армия выполняла свой интернациональный долг в республике Афганистан. В начале 90-х годов прошлого столетия Российская армия наводила конституционный порядок в Чеченской республике.

Слайд 24

На территории РФ 70 лет мир, нет войны. Скажите, ребята, мальчики должны нести срочную воинскую службу?

Слайд 25

Кто согласен с тем, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, выйдите ко мне. Давайте возьмемся за руки и сформулируйте экологически правильную просьбу, которую можно отправить в космос для ее исполнения.

Слайд 26.(просмотр видеоклипа М.Кожевниковой и В. Гогунского)

Я предлагаю вам объединиться в импровизированный флешмоб.

(дети хором поют припев:

Кто если не я, если не ты

                Сделает первый шаг для своей страны

                Кто если не мы скажет сейчас :

« Мы не хотим войны! Мы объявляем мир»

Слайд 27. Минута молчания .

Слайд 28. Спасибо за внимание!

Учитель: Идут годы сменяются десятилетия, но подвигу народа в Великой Отечественной войне  - суждено навсегда остаться в истории.

Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остается среди нас, и мы должны к ним бережно относиться, не забывать их великий вклад в Великую Победу.

Ребята, а в современном мире можно ли обойтись без войны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час "Гордимся,помним"

Всекубанский классный час  «Гордимся, помним!» является кульминацией серии классных часов, посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны, начавшейся с классного часа «100 дней до Вел...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Гордимся, помним!», посвященный 70-й годовщине Победы. ...

Цели:воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.Задачи:расширение знаний учащихся о героической истории нашего н...

Доклад "Гордимся, помним!" ( на татарском языке)

Цель выступления:  знакомства школьников с героическими страницами истории России, а также формирования положительной нравственной оценки подвига во имя Родины....

Реферат тема: «Гордимся, помним»

Поколения связаны одной нитью, слабой и непрочной. Это нить – память. Мы не те, от кого будет зависеть, насколько прочной будет она. Память – это способность сохранить и воспроизвести в сознание...

рисунки "Гордимся, помним, сохраним!"

Рисунки изостудии "Фантазия" Балаклавского ДДиЮТ города Севастополя...

Разработка Единого Всекубанского классного часа ,, ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ ! “

Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся Задачи: - расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ; - воспитывать...

Гордимся, помним!

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку.  Главное же – о них пом...