Выступление на районном методическом объединении по Духовному краеведению Подмосковья.2015 г.
методическая разработка по краеведению на тему

Тема выступления "Формирование духовно - нравственных ценностей через предметы "Краеведение" и "Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня становится гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_dkp.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»

учитель духовного краеведения Подмосковья  и краеведения

Степанова Надежда Афанасьевна

Формирование духовно – нравственных ценностей через предметы «Краеведение» и  «Духовное краеведение Подмосковья»

  • Как дом без фундамента непрочен, так и человек без доброго воспитания – несчастен…

.

        Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир  юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре  и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня становится гуманизация  жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

        Говоря о процессе «духовно - нравственного воспитания»,  мы  имеем в виду процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика
(терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечества, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

        Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым источником отражением духовной жизни народа. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии.   Ведь именно христианская православная  религия  с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного  сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы  и ценности жизни. Христианство учило людей  уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой  культуры, а  православно-христианские  принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными  возможностями. Именно  на их основе возможно преодоление современного кризиса  культуры и  образования, кризиса  внутреннего мира человека.

                Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы.  Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях  школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеале. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

                Курс «Духовное краеведение Подмосковья»  предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так  на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

                На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

                Вопрос формирования духовно-нравственных ценностей на уроках ДКП с использованием нетрадиционных форм деятельности и ИКТ является весьма актуальным. Если использовать на уроках краеведения и ДКП  нетрадиционные формы деятельности и ИКТ, то это будет способствовать:

1.формированию духовно-нравственных ценностей

2.расширению кругозора учащихся

3.развитию творческих способностей

4.повышению качества знаний учащихся

        5. формированию навыков подлинно исследовательской деятельности.

                Уроки «Маршруты духовного краеведения Подмосковья» по таким темам как, «Новомученики и Исповедники земли Российской» ( в 9 кл),  «Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?» (в 8 кл.) позволяют взволновать юные души школьников. Дети с удовольствием делают проекты, и даже звонком  с урока нельзя их оторвать от работы.

                Русское православное искусство развивает душу. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует не только на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком нравственной системы ценностей.

                Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества.        Таким образом,  актуальность изучения предмета  «Духовное краеведение Подмосковья  обусловлена, прежде всего, социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников.

     В решении этих задач, очень сложных, отчасти и помогает такой предмет, как «Краеведение», который в нашей школе существует с 1996 г.. Данный курс ставит целью историко-культурологическое и духовно-нравственное образование школьников.

        Интересно проходят интегрированные уроки по краеведению и духовному краеведению Подмосковья. Большим интересом у учеников пользуются нетрадиционные формы обучения, такие как музейные уроки, уроки-экскурсии (непосредственно посещение и заочные экскурсии), уроки-путешествия, КВН-ы, научно-практические конференции. С удовольствием ребята принимают участие в деловых играх и проектной деятельности.   

        Нетрадиционные формы работы и использование ИКТ открывают для          ребят возможности распознать в себе талант, данный Богом, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и  жизнь сама по себе становится творчеством,  значит, душа «трудится», а термин «духовность» - это не пустой звук.

        Не могу не сказать о большом потенциале в формировании духовно-нравственных ценностей у школьников — это уроки ОРКСЭ.

Осуществляется урочная деятельность (уроки ОРКСЭ) и  внеурочная деятельность (экскурсии, участие в праздниках,  концертах,  выставках, изготовление поделок, просмотр и обсуждение фильмов, добрые дела,  разработка и реализация социальных проектов). Здесь можно говорить и говорить. Кто преподает этот предмет знает, о чем я говорю.

И вообще, очень хорошо, начинать прививать все доброе в детях,начиная с 1 класса. Именно с малого возраста мы можем получить духовно-нравственного гражданина нашего общества.

        Однако возлагать все наши надежды на духовно - нравственное воспитание только в рамках «Краеведения» и «Духовного краеведения Подмосковья» было бы неразумно. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий общества, семьи и учителей, систематической и планомерной работы.

    Только совместными усилиями семьи  и школы мы сможем  воспитать в наших детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение видеть в окружающем мире красоту. Сделаем попытку соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье.

 ___________________________________________________________________  

Р.S: Удивительно актуальными становятся слова классика прошлого столетия Антуана-де-Сент Экзюпери:

«Человек в мою эпоху умирает от жажды. Есть только одна проблема, одна – единственная во всём мире: вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы…. Нельзя, понимаете ли, нельзя больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами. Больше нельзя! Перед нами стоит одна проблема: снова открыть, что есть жизнь духа, более высокая, чем разума, единственная способная удовлетворить человека».

А вот, что говорил русский Святой Преподобный Серафим Саровский:

«Матушка, матушка! Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложиться им потом».

Предлагаю Вам список литературы по теме: «Православное воспитание» (приложение №1), который я надеюсь, поможет Вам совместно с детьми погрузиться в удивительный мир Православной культуры и русской педагогической мысли.

Приложение № 1

Список рекомендованной литературы для родителей

по теме «Православное воспитание»:

  1. Аз, Буки, Веди. Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников. М: Белый город, 2006.
  2. Брайер В.В. Добрые сказки. М: Даниловский благовестник, 2006.
  3. Вавилонская башня и другие библейские предания. Пересказ для детей. Под ред. К.И. Чуковского. М:  Росмэн, 2001. (Библиотека младшего школьника).
  4. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб: Русская Симфония, 2005.
  5. Детский катехизис. Ответы на вопросы детей о Боге, церкви и вере в современном мире. М: Ковчег, 1998.
  6. Дёмина С.  Образ школы, учителя, ученика. М: «Ковчег», 2009.
  7. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры. Сборник. М: Институт экспертизы образовательных программ и государственно - конфессиональных отношений, 2007,
  8. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. М: Свет православия, 2008.
  9. Ильин И.А. О России и русской душе. Собр. соч.: в 10т., т.6 – М: 1994.
  10. Ильин И.А. О русской культуре. Собр. соч.: в 10т., т.6 – М: 1994.
  11. Ладомир книга для чтения по православной культуре. Самара: Книга,2005.
  12. Киркос Р.Ю. Православное воспитание дошкольного возраста. СПб: Сатисъ, 2007.
  13. Кривцова М. Дети и Бог. Мысли о детской вере. М: Лепта, 2009.
  14. Макаренко А.С. Книга для родителей. Лениздат: 1981.
  15. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М: «Правда», 1988.
  16. Мирпольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. М: Православный Свято - Тихоновский гуманитарный университет. 2006.
  17. Монах Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. М: Духовное преображение, 2010.
  18. Мосх Иоанн. Луг духовный. М: Сибирская благовонница, 2009.
  19. Некрылова А. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб: Азбука-Классика, 2007.
  20. Попов Л.А. Грани духовности. М: Педагогика, 1996.
  21. Родное слово. Сборник произведений К. Ушинского, Ф.Фета, Ф.Тютчева, И. Тургенева и др. М: Белый город, 2006.
  22. Святочные рассказы. М: Дар, 2008.
  23. Священник Родион. Знаменитые люди: путь к Богу. СПб: Канон, 1999.
  24. Сказания. Древнерусская духовная литература,  т.1, 10-12 вв. М: Фавор – XXI, 2004.
  25. Сказания. Древнерусская духовная литература,  т.2, 13-15 вв. М: Фавор – XXI, 2004.
  26. Сказания. Древнерусская духовная литература,  т.3, 16-17 вв. М: Фавор – XXI, 2004.
  27. Сухомлинский В.А. О воспитании. М: Политическая литература. 1985.
  28. Учение о семейной жизни Филарета Московского. М: Благовест, 2004.
  29. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия. Учебник и сборник произведений классической литературы для школьного и домашнего чтения в 2 книгах. М: Лествица, 2000.
  30. Флоренский П.А. О цели и смысле прогресса. Соч.: в 4 т., т.1. – М: 1994.
  31. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. Книга для учителей и родителей. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 1998.
  32. Шевченко Л.Л.Практическая педагогическая этика. Книга для учителей и родителей. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 1997.
  33. Школа православного воспитания. Составитель сборника А.Н. Стрижев. М: Паломник, 1999.
  34. Шмелёв И.С. Душа России. СПб: Сатисъ, 1998.
  35. Шмелёв И.С. Лето Господне. СПб: Сатисъ, 1996.
  36. Ямбург Е.А. Педагогический декамерон. М: Дрофа, 2008.
  37. Янушкявичюс Роман и Янушкявичене Ольга. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М: Про-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения.  (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Статья.

Статья по теме:"Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения"  (выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Статья. Выступление на районном методическом объединении учителей математики. 2013 г.

Методический материал. Статья: "Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения".(Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении "Здоровесберегающие технологии в школе"

Докладна районном методическом объединении учителей начальной школы Кубецкой Тамары ВикторовныТема «Здоровьесберегающие технологии в МОУ Кузнецовской ОШ» «Забота о здоровье – это важнейший труд в...

Выступление на районном методическом объединении по духовному краеведению Подмосковья по теме: "Роль семьи в православном восприятии мира школьника"

Духовно-нравственное развитие детей невозможно без участия семьи, т.к. именно в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. Православные родители стараются воспитывать своих детей чере...

Выступление на районном методическом объединении в рамках методической недели "Современным детям - современное образование!"

Презентация выступления демонстрирует обобщение методического и практического опыта применения в образовательном процесе современных образовательных технологий и приемов, позволяющих осуществить иннов...