Рабочая программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Егошина Елена Владимировна

Рабочая программа по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_7_klass.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                   «Согласовано»                                 «Согласовано»                              Утверждена

Руководитель ШМО                   Заместитель директора               приказом директора

_____Софронова М.В..                     по УР     Баринова А.Н.             от__________№_______

                              Протокол № _______                     __________________                Королева М.Н.

                              От ______2014г                              «___»___________2014г            _________________

                                                                                   

                                                                                    Рабочая программа

Учителя истории I категории

Егошиной Елены Владимировны

по краеведению

7 класса

                                                                                                                    рассмотрено на заседании педагогического совета

                                                                                                                                протокол № ____ от «    »________ 2014г

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

   Преподавание краеведения в 7 классе углубляет первый концентр исторического образования, а именно изучается история земли Нижегородской.

   Программа разработана для 7 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы Г. Б. Гречухина «Нижегородский край с древнейших времён до конца XVIII века », Н. Н., ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, 2011.

   Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.

   Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю Нижегородского края и населяющих Россию народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных территорий, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике Нижегородчины. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости истории Нижегородской земли, так и её связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.

   Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.

   Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса истории краеведения состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути как нашей области, так и страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения краеведения в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.

   Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении местной и отечественной истории.

   Цели курса:

а) формирование целостного представления об историческом пути Нижегородчины и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях местной истории, о месте и роли Нижегородского края во всемирно-историческом процессе

б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире

в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе

г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности

д) формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

   

Задачи курса:

а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

б) овладение основными знаниями по краеведению, понимание места и роли Нижегородчины во всемирно-историческом процессе

в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества

г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по истории Нижегородской земли

д) формирование умения применять знания по истории Нижегородчины для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях местной истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней

ж) освоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации

з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления Нижегородской истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов

и) обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества

й) формирование умения применять усвоенные исторические знания по нижегородской истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития областей России.

   Срок реализации программы – один год.

   Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

   Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, обществознанием и МХК.

   С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:

- словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)

- частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка исторического портфолио, анализ художественного исторического произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)

- репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).

   В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.

   Режим занятий – дневной, уроки проходят в первой половине дня, по 1 часу в неделю.

   Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные:

а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России

б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия

в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека

   Метапредметные:

а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации

б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей

в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов

   Предметные:

а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством

б) овладение целостным представлением об историческом пути народов Нижегородчины, базовыми знаниями о закономерностях местной истории

в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность.

   Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:

а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС

б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

   Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды исторических источников.

   Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.

   Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

   Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Нижегородчины. Использование знаний об историческом пути и традициях народов Нижегородского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                                           Календарно-тематическое планирование по краеведению 7 класс

Номер урока

  №

Раздел

Тема

Вид занятий

Планируемый результат

Формы контроля

Дата урока

плановая

Дата урока фактическая

1

Раздел 1. 

Наш край в древности. Первые сведения из истории края

Археологическое прошлое Нижегородского края

Теория

Раскрывать значение терминов «археология», «археологический памятник», «археологическая культура». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать краеведение

Устный ответ

2

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края

Теория

Рассказывать об истории Городца. Показывать его на карте. Характеризовать реальные письменные источники, археологические данные и легендарное «Сказание о граде Китеже» в истории Городца

Устный ответ

3

Основание Нижнего Новгорода

Практика

Оценить роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси. Организовать дискуссию о спорных вопросах основания города

Дискуссия

4

У истоков Нижегородского Поволжья

Практика

Характеризовать древнюю историю Нижегородского Поволжья. Подготовить сообщение «Битва на реке Сити»

Сообщение

5

Раздел 2.

Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.)

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол

Теория

Рассказать об условиях развития Москвы. Объяснить, как стала возвышаться Тверь.

Устный ответ

6

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

Практика

Рассказывать об основных периодах истории Великого княжества Нижегородского. Сравнивать его положение в разные годы. Подготовить сообщение «Пьянское побоище»

Сообщение

7

Раздел 3.

Наш край в составе Московского государства

Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения

Теория

Рассказывать о Нижегородском крае в контексте истории России XV века. Объяснять его экономическое и политическое положение

Устный ответ

8

XVI век: под стягами Москвы

Теория

Объяснять, как Нижний Новгород попал под власть Москвы. Рассказывать о новых возможностях города в изменившейся ситуации

Устный ответ

9

Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства

Теория

Раскрывать особенности системы обороны русского государства. Объяснять место Нижнего Новгорода в ней.

Устный ответ

10

Нижегородский край в эпоху Ивана IV Васильевича Грозного

Теория

Рассказывать о Нижегородском крае в эпоху Ивана Грозного. Показывать на карте путь рати царя через Нижегородчину на Казань

Устный ответ

11

Раздел 4.

Нижегородский край в XVII веке

Смута и Нижегородский край

Теория

Рассказывать о событиях Смуты в Нижегородском крае. Характеризовать позицию нижегородцев по отношению к событиям в Москве

Устный ответ

12

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского

Практика

Раскрывать сущность поступка Минина и Пожарского. Подготовить сообщение на тему «Жизнь Минина и Пожарского»

Сообщение

13

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII веке

Теория

Называть её причины и сущность бунтов на Нижегородчине. Раскрывать новые черты хозяйственной жизни в XVII веке. Рассказывать об участии нижегородцев в восстании Разина

Устный ответ

14

Города и посады Нижегородского Поволжья, Нижний Новгород в XVII веке

Теория

Объяснять, как развивались города Нижегородчины в XVII веке. Указывать новые тенденции хозяйственной жизни

Устный ответ

15

Промышленная Балахна

Теория

Рассказывать о балахнинском усолье как производстве мануфактурного типа. Объяснять, почему балахнинская добыча соли со временем сошла на нет

Устный ответ

16

Арзамас в XVII веке

Теория

Сравнивать позиции Арзамаса в начале и середине XVII века. Акцентировать внимание на хозяйственной жизни города и его участии в восстании Разина

Устный ответ

17

Макарьевская ярмарка

Теория

Называть причины возникновения ярмарки. Характеризовать особенности её торговли

Устный ответ

18

Нижегородчина и церковный раскол

Практика

Объяснять причины противостояния Никона и Аввакума.  Сделать акцент на их идейной борьбе. Составлять сообщение об Аввакуме

Сообщение

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край в составе Московского государства»

Практика

Выполнять самостоятельную работу по изученному разделу

Тесты

20

Раздел 5.

Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II

Рождение губернии Нижегородской

Теория

Рассказывать о рождении Нижегородской губернии. Описывать её социально-экономическое развитие

Устный ответ

21

Пётр I в Нижнем Новгороде

Теория

Рассказывать о приезде в Нижний Новгород Петра I. Описать положение города в глазах императора

Устный ответ

22

Питирим и нижегородское старообрядчество

Теория

Рассмотреть основные течения старообрядчества. Рассказать о Питириме

Устный ответ

23

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.)

Теория

Соотносить ценности дворян и крестьян. Формировать образ нижегородских бунтарей. Рассмотреть особенности крестьянской войны на территории края

Устный ответ

24

Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг.

Теория

Выделять основные этапы истории Нижегородского наместничества. Рассказывать о его губернаторах

Устный ответ

25

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества

Теория

Называть результаты социально-экономического развития Нижегородского наместничества. Рассказывать, что оно собой представляло

Устный ответ

26

Города, промышленность, ремёсла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье

Теория

Рассказывать об основных достижениях экономики Нижегородского Поволжья. Осветить историю малых городов региона

Устный ответ

27

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы

Теория

Рассказывать о природных богатствах Приокского горного округа. Объяснять влияние промышленников Баташевых на экономику Нижегородчины

Устный ответ

28

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещённого абсолютизма»

Теория

Анализировать состояние и трудности духовной сферы горожан. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе развития науки, культуры и образования

Устный ответ

29

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещённого абсолютизма»

Практика

Составлять сообщение о Кулибине, Ананьине, Лобачевском

Сообщение

30

Сергач в 11 – 17 веках.

Теория

Называть результаты социально-экономического развития в данный исторический период.

Сообщение.

31

Сергач в 18 – 20 веках.

Теория

Называть результаты социально-экономического развития в данный исторический период.

Сообщение.

32

История родного села.

Теория.

Знать историю своей малой Родины.

Сообщения.

33

История сел Сосновки, Мигина, Вершинина, Блрисовки.

Теория

Знать историю своей малой Родины.

Сообщения.

34

Повторительно-обобщающий урок

Практика

Выполнять итоговую самостоятельную работу

Тесты

                Перечень учебно-методического обеспечения

а) Методические и учебные пособия:

1. Нижегородский край: факты, события, люди, Н. Ф. Филатов, А. В. Седов, Н. Н., НГЦ, 1997

2. Г. Б. Гречухин, рабочая программа «Историческое краеведение», раздел «Нижегородский край с древнейших времён до конца XVIII века», Н. Н., ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, 2011

б) Оборудование и приборы:

1. Локальная сеть

2. Компьютер

Список литературы

а) Литература:

    1. Богородицкая Н., Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников, Н. Н., 2000

    2. Каптерев Л., Нижегородское Поволжье X – XVI веков, Горький, 1979

    3. Карпенко В., Великие князья нижегородские, Н. Н., 2003

    4. Морохин Н., Наши реки, города и сёла, Н. Н., 2007

    5. Седов А., Глядя с откоса. Рассказы о родном крае, Н. Н., «Нижегородская ярмарка», 1995

б) Интернет-ресурсы:

     1. http://www.lib.ru

     2.  http:/www.artlib.ru

     3. http://liberte.newmail.ru

Приложения

Основные понятия: археология, сказание, стол, побоище, твердыня, кремль, рать, усолье, мануфактура, никонианин, ревнитель, губерния

Списки тем рефератов, проектов, творческих работ:

  1. Жизнь К. Минина
  2. Нижегородцы в восстании С. Разина
  3. Балахнинское усолье
  4. Родина огнепального Аввакума
  5. Изобретения И. П. Кулибина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....