Программа дополнительного образования детей ("Литературное краеведение")
рабочая программа по краеведению на тему

Кривошеин Николай Иванович

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей, становлению их гражданственности, формированию  патриотических убеждений, активной жизненной позиции гражданина. На занятиях обучающие приобретают новые знания об окружающем мире, знакомятся с героическими делами современников, приобщаются к культуре умственного труда, что способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств воспитанников.
Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий  по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком. Посещение мест, воспетых писателями в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_krivoshein_2.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

                      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

           

                    «Литературное  краеведение»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: литературно-краеведческая

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 11- 15 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  3 года

ПЕДАГОГ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ПРОГРАММУ:  Кривошеин Николай Иванович, педагог дополнительного образования.

Программа принята к реализации      

 Решением педагогического Совета

ГБОУ ДДЮТЭ                                                                                                                  

                                                                     Протокол № 1 от 28.08.2013

МОСКВА 2015 г.

Содержание

I. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………3

1.1 Обоснование необходимости разработки и внедрение программы ……………………….…3

1.2 Цель и задача программы ……………………………………………………………………….4

1.3 Режим занятий……………………………………………………………………………………5

1.4 Ожидаемые результаты способы проверки………………………………………………..…...5

II. Учебно-тематический план ………………………………………………………………….…......7

Первый год обучения …………………………………………………………………….………….7

Второй год обучения …………………………………………………………………………..….....7

Третий год обучения …………………………………………………………………….…………..8

III. Содержание программы ……………………………………………………….………………..8

Первый год обучения ………………………………………………………………………………..8

Второй год обучения ……………………………………………………………….……….............10

Третий год обучения ………………………………………………………………...…….………..12

IV. Подведение итогов ………….…………………………………………………….…………….14

Условия реализации программы …………………………………………………………….……. 14

VI. Литература ………………………………………………………………………………………14

5.1 Для педагога ……………………………………………………………………………………..14

5.2 Литература для воспитанников ………………………………………………………………...15


  1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей, становлению их гражданственности, формированию  патриотических убеждений, активной жизненной позиции гражданина. На занятиях обучающие приобретают новые знания об окружающем мире, знакомятся с героическими делами современников, приобщаются к культуре умственного труда, что способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств воспитанников.

        Актуальность программы: ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью,  ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.

Большое значение  краеведение имеет в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

 Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

        Практическая значимость: участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий  по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком. Посещение мест, воспетых писателями в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы.

 В организации образовательного процесса важно использовать элементы  литературно-краеведческой работы. Организация выездов, проведение экскурсий, походов выходного дня, участие в краеведческих слетах - все это требует начальной туристско-краеведческой подготовки ,что определяет принадлежность настоящей программы к образовательным программам литературно-краеведческой направленности Практические занятия в основном проводятся в выездном режиме и в форме подготовки отчетов, контрольных заданий, которые .проводятся в помещении. По содержанию деятельности литературное краеведение включает историко-литературный компонент - история литературы в Москве, памятники писателям и поэтам на территории города и области. Музейно-краеведческий компонент включает ознакомление с литературными музеями Москвы и Подмосковья.

Творческий компонент представлен:

- самостоятельными творческими работами воспитанников (в т.ч. проекты);

- художественное чтение;

- анализ художественных  произведений.

Экскурсионно-краеведческий компонент реализуется в форме практических занятий и имеет в основе посещение музеев и театров в рамках городской программы.         

В зависимости от содержания занятий формы работы в объединении могут быть:

  • лекционная (обзорные беседы педагога или доклады на заданные темы);
  • семинарская (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
  • экспедиционная / экскурсионная (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
  • учебно-исследовательская (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов , исследовательских работ);
  • литературно-творческая (дневники, сочинения по темам выездных мероприятий);
  • оформительская (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты);
  • организаторско-массовая (проведение литературных тематических вечеров,  викторин, игр в рамках  литературно- краеведческих слётов).

 Сочетание указанных видов и форм занятий повышает качество образовательного процесса.

1.2. Цель и задачи программы

Данная программа литературно-краеведческой направленности, рассчитана на

3 года обучения. Целью программы является всестороннее  развитие детей средствами литературного краеведения.

Задачи:

  • способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
  •  воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
  • повышении мотивации к познавательной деятельности;
  • дать начальные знания, умения и навыки по самодеятельному  туризму;
  • научить практическому применению знаний по русскому языку и литературы в рамках литературно–краеведческой  деятельности;
  • способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных  видов литературно-краеведческой работы;
  • способствовать самоопределению обучающихся в русле традиций русской культуры;
  • воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности.;
  • ознакомить с литературно – краеведческим потенциалом Московского региона;
  • сформировать представление о Москве как культурном центре
    способствовать личностному развитию обучающихся;
  • способствовать физическому развитию и оздоровлению воспитанников
  • способствовать формированию чувства ответственности за памятные места нашего Отечества(памятники, музеи, памятники природы и их охрана);

выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно – ориентированного подхода в организации образовательной деятельности

1.3. Режим занятий.

 Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста. Общий срок реализации - 3 года. Программа первого года обучения предусматривает 228 учебных часов : 76 часов - теория, 152 часа - практика. Программа второго года обучения - 228 учебных часов: 76 часов - теория, 152  часа - практика. Программа третьего года обучения -228 учебных часов: 76 часов - теория, 152 часа - практика. Наполняемость группы: 1 год обучения -15 человек; 2 год обучения -12 -13 человек; 3 год обучения – 10 -12 человек.

1.4.Ожидаемые результаты и способы проверки.

1-й год обучения

Должны знать:

  • технику безопасности на занятиях объединения;
  • роль и значение литературного краеведения;
  • литературно-творческие навыки и литературные жанры, их особенности;
  • художественное своеобразие фольклора;
  • героический эпос русского народа.

Должны уметь:

  • пользоваться текстовым материалом (читать текст, понимать его, доступно рассказывать);
  • грамотно излагать свои мысли;
  • определять тему и идею художественного произведения;
  • работать с книгой и другими литературными источниками.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

2-й год обучения

Должны знать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
  • историю создания произведений;
  • биографии писателей, названия и содержание изученных произведений; характеристику героев;
  • характерные особенности эпохи, жизнь Москвы и Подмосковья, отражённые в изученных произведениях;
  • жанровые особенности произведения.

Должны уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  • выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
  • давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
  • составлять рассказ об авторе литературного произведения;
  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
  • выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
  • работать со справочной и критической литературой.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

3-й год обучения

Должны знать

  • технику безопасности на занятиях объединения;
  • навыки литературно-краеведческой деятельности;
  • как  обобщать факты, отбрасывать второстепенное;
  • как создавать словесный портрет литературного героя.

Должны уметь:

  • пользоваться текстовым материалом;
  • грамотно излагать свои мысли;
  • работать в музее, слушать и конспектировать рассказ экскурсовода;
  • самостоятельно разбираться в экспозиции музея;
  • составление библиографии по заданной теме.

II. Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

0

2

. Устно-народное творчество. Свобода сказки.  

35

15

20

3

Героический эпос русского народа. Былины. Древнерусская литература.

24

10

14

4

История и  литература  Москвы. Судьба знаменитых поэтов и писателей, связанных с Москвой.

44

16

28

5

Н.В.Гоголь  Работа с материалами воспоминаний современников о Гоголе.

26

12

14

6

К.Г. Паустовский – “музыкальный “ писатель. Очерк “Рождение в сказки”. Сказка “Теплый хлеб”  

47

10

37

7

А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Повести “Школа” “Военная тайна”.

48

11

37

Заключительное занятие

2

0

2

Итого часов

228

    76

152

2-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

0

2

«Золотой»  поэт России, кто он?

Гуманизм лирики А.С.Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание.

46

12

34

3

Михаил Юрьевич Лермонтов.  Личность, судьба, творчество.

24

8

16

4

Лев   Толстой-человек, личность, писатель.

34

12

22

5

Сергей   Есенин-поэт    «Серебряного     века».

33

10

23

6

М.М. Пришвин. Особенности творчества  Пришвина.

37

14

23

7

Ф.И. Тютчев. Единство мира и философия природы в его лирике.

50

18

32

Заключительное    занятие

2

0

2

Итого  часов:

228

76

152

 3-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

0

2

И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество.

48

18

30

3

А.П. Чехов-прозаик, драматург.

38

16

22

4

Творчество писателей, связанное с Петербургом (Салтыков-Щедрин, Тютчев, Достоевский и др.).

52

20

32

5

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Проблематика и поэтика  его рассказов.

42

10

32

6

А.А.Блок. Художественные и идейно – нравственные  аспекты Блока.

44

10

34

Заключительное занятие

2

0

2

Итого часов:

228

76

152

               

III. Содержание программы.

 Первый год обучения.

Тема 1.  Введение.
Теория. Роль и значение литературного краеведения. Всестороннее  развитие детей средствами литературного – краеведческой деятельности. Техника безопасности во время проведения экскурсий.
Тема 2. Теория.  Жанровое  разнообразие фольклорных произведений. Отличие художественной литературы от научной. Устное народное творчество. Свобода сказки. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок сказка ,, Царевна – лягушка”. Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. Иван – царевич – победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы – Яги, Кощея – Бессмертного. Победа добра и зла. Волшебная богатырская сказка героического содержания ,,Иван – крестьянский сын и чудо - юдо“. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказок в оценке народа. Поэтика сказок .
Практика. Самостоятельная подготовка киносценария по эпизодам сказки ,, Царевна – лягушка”.
Экскурсия «Дом Сказки «Жили - были» .Выездное занятие в г.Углич.
Тема 3. Героический эпос русского народа. Былины .
Теория. Отличие былины от сказки. Художественные особенности былин. Былина  ,,Вольга и Микула Селянинович”. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие , мастерство, чувство собственного достоинства , доброта, щедрость, физическая сила.
Былина ,, Илья Муромец и Соловей – разбойник “. Бескорыстное служение родине  и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Возникновение древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Сюжет русских летописей. ,,Повесть временных лет”, как литературный памятник . Герои летописного сказания .Патриотизм летописи. Фольклор и летописи.
Практика. Развитие устных речевых способностей ребят, вовлечение в  словарный запас слов и выражений, свойственных устному народному творчеству. Самостоятельная подготовка киносценария одного из сюжетов былины. Экскурсия. Музей древнерусского искусства и культуры. Выездное занятие в усадьбу Муром.
Тема 4. Теория. Историческая и литературная Москва. Жизнь и творчество писателей и поэтов, родившихся в Москве (Крылов , Лермонтов, Пушкин, Бальмонт и Грибоедов, Державин). Знакомство с биографией И.А. Крылова жанровые признаки на примере басен ,,Свинья под дубом”. ,,Волк на псарне”.  ,,Ворона и Лисица”.Отражение исторических событий в басне ,,Волк на псарне”. Патриотическая позиция автора. Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости в баснях ,, Свинья под дубом”, ,,Ворона и Лисица”

 Детство и юность Пушкина, влияние народного творчества на будущего поэта. Интерес Пушкина к истории России. Детство и литературная деятельность М.Ю.Лермонтова. интерес к истории России. К.Д. Бальмонт. Лирика Бальмонта. Совершенство стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образом. Творчество  Г.Р. Державина. Державин и Москва. Действо А.С. Грибоедова. Взгляды и наблюдения Грибоедова за жизнью московского творчества в послевоенное время (после 1812 года). Как это отразилось в его произведениях.
Практика. Самостоятельная работа ребят с ,,Записками из известных всем произведений и подлинных дел, заключающие в себя жизнь Гаврилы Романовича Державина, им самим написанное “.Занятие концерт. Выразительное чтение стихов Лермонтова, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Бальмонта. Исполнение стихов этих поэтов под аккомпанемент гитары. Посещение  ,, Государственного литературного музея ”. Выездное занятие в усадьбу  Вязьма ( А.С.Грибоедов)
Тема 5. Теория. Николай Васильевич Гоголь .Поэма «Ганц  Кюхельгартен» Встреча Гоголя с Пушкиным и Лермонтовым. Н.В.Гоголь В Москве.
Практика .Работа   с материалами воспоминаний современников о Гоголе.

 Самостоятельная творческая работа по теме ,,Москва и Н.В.Гоголь”
Тема 6. Теория. К.Г. Паустовский.  О творчестве писателя. Очерк “Рождение в сказки”. Объяснение психологических причин постоянного рождения сказок. Сказка “Теплый хлеб” сказочный сюжет и реальные факты. Столкновение эгоизма  и добрых чувств. Победа добра  Роль природы в произведениях Паустовского.  

Практика .Выездное занятие в г.Ефремов Тульской области.  Посещение музея Паустовского в Москве.

Тема 7. Теория. А.П. Гайдар.  Обыкновенная биография в необыкновенное время. Повесть “Школа”. История создания. Герои повести. Борис Гориков – собирательный образ. Повесть   “Военная тайна”.

Практика. Выездное занятие в усадьбу Кунцево.  
Тема 8.  Итоговый контроль. Защита творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

Второй год обучения.
Тема 1. Введение.
Теория. Роль и значение литературного краеведения.

Практика. Самостоятельная работа над сообщением. Роль и значение литературного краеведения в моей жизни”
Тема 2. ,,Золотой поэт России, кто он?”
Теория. Гуманизм лирики А.С. Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание Стихи о дружбе. Лицейская лирика Пушкина. Политическая лирика. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Философская лирика. Тема жизни и смерти. Тема ,,маленького” человека в произведениях Пушкина. Композиция и жанровое своеобразие «Повестей Белкина»  («Выстрел», «Метель», «Гробовщик, «Станционный смотритель»). Мировое значение творчества А.С.Пушкина.
Практика. Самостоятельная подготовка проектов по творчеству А.С.Пушкина. Трехдневная экскурсия. ,, Псков. Пушкинские горы. Михайловское”.

Тема 3. Михаил Юрьевич Лермонтов.

Теория Биография поэта. Ранняя лирика Лермонтова. Лирика второго периода(1837-1841 г.г.) Патриотическая лирика поэта. Поэма «Демон». Тема личности в ее отношении к обществу.

Практика. Выездное занятие в усадьбу Середниково.
Тема 4. Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель.
Теория. Жизнь и творчество писателя. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражения в трилогии ,,Детство”, ,,Отрочество”, ,,Юность”. Роман – эпопея ,, Война и мир”. Партизанская война на страницах романа – эпопеи и её героя. Анализ фрагмента ,,Петя Ростов” из романа- эпопеи ,,Война и мир”. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой трагическая гибель Пети.
Духовные искания Л.Н. Толстого и их отражения в позднем творчестве писателя
Практика(3 ч). Выставка фотоматериалов; подготовка иллюстраций по биографии и произведениям писателя.
Экскурсия  ,,Ясная Поляна”.
Тема 5. Сергей Есенин – поэт  ,,Серебряного века”.
Теория. Сергей Есенин как национальный поэт. Любовная тема в лирики С.А. Есенина ,,Собаке Качалова”, ,,Шаганэ ты моя, Шаганэ “и др. Художественный мир сборника ,,персидские мотивы”. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятие гибели русской деревни. ,,Не жалею, не зову, не плачу”, ,,Мы теперь уходим понемногу”, ,,Сорокоуст”.
Практика. Самостоятельный сбор материала по теме ,,Прототипы есенинской лирики”.Экскурсия по есенинским местам  (Рязань, Константиново, Спасск- Клепики).
Тема 6. Теория. М.М. Пришвин. Особенности творчества  Пришвина. “Что есть правда, какая она, где живёт и как её найти”. Трудный путь человека правде жизни. “Быть счастливым – делать добро”. Человек в окружающем  мире.

Практика. Выездное занятие в усадьбу Хрущёво Орловской области. Выездное занятие в усадьбу Дунино.

Тема 7. Теория. Ф.И. Тютчев. Единство мира и философия природы в его лирике. Политические и историко – философские  взгляды  Тютчева. Тема России в его творчестве. Любовная лирика.

  Практика. Выездное занятие в усадьбу  Мураново. Посещение музея  «Овсюг»  (Орловская обл.).

Тема 8. Заключительное занятие.
Практика. Проектная деятельность по творчеству А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина (по выбору).
Третий год обучения.
Тема 1. Введение.
Теория. Всестороннее развитие детей средствами литературного  краеведения. Техника безопасности при проведение  экскурсий.

Тема 2. И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.
Теория. И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. Художественное мастерство Тургенева – рассказчика. Общественно – политические взгляды писателя. Цикл рассказов  «Записки охотника» и их гуманистический пафос. ,,Бирюк”  как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. « Русский язы», «Близнецы», « Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.
Практика. Самостоятельная работа над сочинением – миниатюрой ,,Каким я представляю себе  И.С. Тургенева”.Экскурсия. Спасск – Лутовиново  (Орловская область).
Тема 3 . А.П. Чехов – прозаик, драматург.
Теория. Этапы биографии Чехова Ранние юмористические рассказы. Темы и проблемы мелиховского периода творчества Чехова.

Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско- психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»). «Футлярное» существование, образы будущего- темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. А. П. Чехов и Московский художественный театр. Чехов- драматург.

Практика. Самостоятельная работа над сочинением- миниатюрой «Каким я представляю себе Чехова».

Экскурсия «А. П. Чехов в Москве».

Экскурсия «Мелехово»  (Усадьба А. П. Чехова).

Тема 4. Творчество писателей, связанное с Петербургом.

Теория. Творчество писателей, связанное с Петербургом. (Салтыков- Щедрин, Тютчев, Достоевский).

М. Е. Салтыков- Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью власти.

Жизнь и творчество Тютчева. Наследник классицизма и поэт романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей. Идеал Тютчева- слияние человека с Природой и Историей, с «божеско- всемирной» жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы.

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Практика. Экскурсия «Литературный Петербург».

Тема 5. Теория.  И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. Проблематика и поэтика  его рассказов. Психологизм и особенности рассказов бунинской прозы. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Практика. Выездное занятие в усадьбу

Тема 6. Теория.  А.А.Блок. Художественные и идейно – нравственные  аспекты Блока. Темы и образы лирики поэта. Мир стихий поэзии  Блока. “Страшный мир” в его поэзии. Россия в лирике Блока. От “Возмездия” к “Двенадцати”.

  Практика. Выездное занятие в усадьбу Шахматова-Тараканово

Тема 7. Заключительное занятие.

Проектная деятельность. Жизнь и творчество Тургенева ,  Чехова , Салтыкова- Щедрина , Тютчева , Достоевского (по выбору).

IV. Подведение итогов:

  • наблюдение за детьми в процессе работы;
  • тестирование;
  • коллективные творческие работы;
  • беседы с детьми и их родителями.

V. Условия реализации программы.

Для реализации настоящей программы требуется класс, обеспеченный техническими средствами обучения:

  • Компьютер с  высокими техническими характеристиками.
  • Сканер;
  • Телевизор;
  • DVD-плеер;
  • Мультимедийный проектор с экраном;
  • Аудиоустройство;
  • Видеоаппаратура;
  • Фотоаппарат;

VI. Литература

5.1. Для педагога:

  1. История советской многонациональной литературы. (Подготовлено АН СССР и Институтом мировой литературы им. А. М. Горького). М., Наука, т. 1, 1970; т. 2. кн. 1, 1971; т. 2. кн. 2, 1972; т. 3, 1970; т. 4, 1972; т. 5, 1974; т. 6, 1974.
  2. Шонин В. А. Литература народов СССР. Пособие для учителей. М, Просвещение, 1977.
  3. Очерки истории отдельных литератур народов СССР. - Краткая литературная энциклопедия, т. 1-9. М., Советская энциклопедия, 1962-1978.
  4. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия. 1965, с. 518-520.
  5. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965.
  6. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М, Изд-воАПН РСФСР, 1962.
  7. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
  8. Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
  9. Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 1969.
  10. Дунаева Т. Литературные экскурсии по городу. Из опыта экскурсионной работы в Одессе. -В кн.: Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 1970, с. 82-89.
  11. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 1979.
  12. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М, Учпедгиз, 1963.
  13. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение. 1972.
  14. Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1969.
  15. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 1977.
  16. Пришвина В. Д. Наш дом. М., Молодая гвардия, 1977.
  17. Путеводители по литературным музеям.

 5.2. Литература для воспитанников:

  1. Литература народов СССР, Книга для чтения в средней школе. Ц„ Просвещение, 1970.
  2. Андроников И. Л., Воспоминания, Беседы, Детская литература. 1975.
  3. Кодыш Э.Н. Судейство соревнований по пешеходному туризму. Методические рекомендации. СЮТ, Москва, 1995 год.
  4. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм техника преодоления препятствий. Методические рекомендации. Москва, СЮТ, 1995 год.
  5. Физическая тренировка в туризме. ЦРИБ "Турист", 1989 год, Москва.
  6. Детский туризм в России. Очерки истории. 1918-1998 гг. Составитель Ю.С.Константинов М: ЦДЮТур МОРФ, 1998 год
  7. Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы. Приказ 707 МКО от 25.09.01 года.
  8. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М: ЦДЮТур МОРФ, 1995 год.
  9. Антропов К,Расторгуев М. Узлы.- М:ЦДЮТур МОРФ, 1994 год
  10. Рыжавский Г.Я. Биваки. -М: ЦДЮТур МОРФ, 1995 год.
  11. Усыкин Г.С. В классе, в парке, в лесу.-М: ЦДЮТур ИОРФ,!((: год.
  12. Программы кружков "Юные экологи-краеведы", "Туристы-экологи", Младшие-инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке". Составитель Л.Е.Куприна. -М: ЦРИБ "Турист", 1991 год.
  13. Куликов В,М, Походная туристская игротека. СБ. ? 1 и 2.М: ЦДЮТур МОРФ, 1994 год.
  14. Сборник нормативных документов по туристско-краеведческой работе с учащимися.
  15. Составитель В.М. Куликов.-Ч.1и2.-М: ЦРИБ "Турист", 1991 год.
  16. Учебные топографические карты. И. Сергеев    "Царицыно" 1 и 2 книги. Страницы истории. Изд. МГАП "Мир книги". М., 1991,1994 годы.
  17. Сборники методических материалов по изучению истории Москвы и России "Мой город моя судьба". М: ЮОУ МКО ЦДЮТЭ 1996-1997 год. Составитель Балясникова О.ПА
  18. Окружная целевая комплексная программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Сыны Отечества" .под редакцией Шуклиной М.А. Минько Н.ГА М: ЮОУ МКО ,1999 год
  19. Азбука туриста-эколога Л.Е.Куприна.-М:ЦРИБ"Турист", 1991 год
  20. Куприна Л.Е. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы.- Капинин.: ЦС ЮТ М НО РСФС Р, 1990 год
  21. Основы медицинских знаний учащихся. \под редакцией М.И.Гоголева.-М:Просвещение, 1991 год.
  22. Бардин К.В. Азбука туризма:Пособие для руководителей туристских походов в школе.-М:Просвещение, 1973 год
  23. Шибаев А.С. Переправа.: Программированные задания. -М: ЦДЮТур МОРФ, 1996 год
  24. Шибаев А.С. В горах: Программированные задания. -М :ЦДЮТур МОРФ, 1997 год
  25. Спортивные карты по ориентированию. Полигоны Москвы и Московской области.
  26. Серия "Мир туристских интересов"-12 книг М:Профиздат, 1988 год
  27. Серия "По родным просторам"-16 книг- М:"ФИС" 1980-1990 гг.
  28. Серия "Дороги к прекрасному"- 14 книг-М:"Искусство" 1988 год
  29. Л.Ганиченко Котелок над костром. Москва. Издательский дом "Вокруг света", 1994 год.
  30. Составитель М.И. Крайман У туристского костра. МГСЮТур, Москва, 1997 год.
  31. С.Владимирский Гитара для всех. Москва, "Пионерская правда", "Рось", "Фантастика для всех", 1994 год.
  32. Кодыш Э.Н. Судейство соревнований по пешеходному туризму. Методические рекомендации. СЮТ,Москва, 1995 год.
  33. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм техника преодоления препятствий. Методические рекомендации.Москва, СЮТ, 1995 год.
  34. Выготский Л. , Воображение и творчество в детском возрасте, М, 1967
  35. Детское творчество БСЭ, М. 1972, т.8
  36. Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся, М. 1975
  37. Гальперин Ю. Литературные вечера, М. 1974
  38. Квятковскии Е.Б. Творческая деятельность - условие повышения воспитательного влияния литературы на учащихся, «Советская педагогика», М, 1977г.
  39. Занимательная грамматика. Москва, ОМЕГА, 1996 год.
  40. И.Г.Сухин Литературные Викторины. "Новая школа" Москва, 1994 год.
  41. Запоминание лиц и имен. И.Матюгин..Е.Чакаберия. Москва, ЭИДОС, 1994 год.
  42. Е.И.Волобуев, М.И. Ципоруха Кто вы, великий неизвестный?. Москва "Знание", 1995г.
  43. Энциклопедия головоломки для детей и взрослых. Сост. ,И.Н.Кириченко"Сталкер", 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...