Проектная технология как способ формирования ключевых компетентностей учащихся.
статья по краеведению на тему

Коновалова Ольга Леонидовна

Материал аналитической справки. 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология как способ формирования ключевых компетентностей учащихся

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Происходит переход от традиционного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики. В основе стратегии модернизации лежит компетентностный подход.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия.

Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Наиболее важными компетентностями сегодняшнего дня считаю:

Компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результат деятельности, действовать по разработанному алгоритму, технологически мыслить в различных жизненных ситуациях.

Информационную компетентность, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Коммуникативную компетентность, т.е. способность соотносить свои интересы с интересами других, продуктивно взаимодействовать с членами коллектива, решать общую задачу, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Компетентный выпускник школы легко сможет адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, ориентироваться в разнообразных ситуациях и гигантских информационных потоках, работать в различных коллективах. А значит быть конкурентоспособным на рынке труда.

Поиск способов реализации компетентностного подхода привёл меня к проектной технологии (методу проектов).

Формирование посредством проектной технологии ключевых компетентностей учащихся стало главной целью моей педагогической деятельности.

Эта технология была выбрана мною, потому что основной её принцип – обучение посредством деятельности. Она позволяет учитывать индивидуальные интересы и способности каждого учащегося, развивать самостоятельность и инициативность. Проектная работа предполагает различные виды деятельности, следовательно, повышается двигательная активность учащихся, образовательный процесс перестаёт быть постоянным «сидением за партами». В процессе проектной деятельности создаётся ситуация успеха и делового сотрудничества учителя и ученика, происходит личностный рост каждого. Благодаря проектной деятельности  увеличиваются возможности для творчества учащихся, растёт объём знаний, добытых школьниками самостоятельно.

Для реализации цели определила следующие задачи: развитие познавательных способностей учащихся, формирование критического и творческого мышления, развитие умения работать с информацией, анализировать результаты своей деятельности, публично выступать, создание ситуации успеха и делового сотрудничества.

Система работы в проектной технологии включает три уровня:

1 уровень.

Классная работа.

  • Уроки истории.
  • Занятия элективного курса «Странички истории земли Пермской»;

2 уровень.

Внеклассная работа.

  • Занятия кружка «Родное Прикамье»;
  • Занятия в секции «Финист» Научного общества учащихся «Атлантида»;
  • Заседания клуба «Краевед» ЛТО «Маленькая страна».

3 уровень

Работа, выходящая за рамки школы.

  • Социальное проектирование.

Под учебным проектом подразумеваю комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

             Выделяю следующие этапы проектной работы: подготовка к работе, выбор темы, определение типа проекта и числа участников, обоснование проблемы, постановка цели, распределение задач по группам, поиск информации, составление технологической карты, реализация плана действий, обобщение результатов, компоновка материала, оформление проекта, подготовка к защите, презентация проекта, анализ успехов и ошибок, коррекция.

В практику вошли разные виды проектов. В соответствии с преобладающим видом деятельности: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, игровые проекты. В соответствии с предметно-содержательной областью монопроекты и межпредметные проекты. По характеру контактов локальные и внутришкольные. По количеству исполнителей индивидуальные и коллективные. По продолжительности проведения краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Но обычно дело приходится иметь со смешанными типами проектов.

  Основой для реализации проектов чаще всего является  краеведческий материал и информационно-коммуникационные технологии.

Взаимоотношения с учениками строятся на принципах гуманистической педагогики: партнёрство, сотрудничество, содружество и равноправие.

Моя педагогическая роль при этом – консультирование, наставничество, поддержка и поощрение учащихся.

Критериями оценки результатов работы учащихся являются уровни развития компетентностей, которые выражаются через соответствующие умения.

Показатели уровня сформированности компетентностей отражены в таблице:

5-8 класс.

9-11 класс.

Разрешение проблем.

Учащийся формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, контролирует деятельность, предполагает перспективы использования продукта проекта, анализирует деятельность.

Учащийся самостоятельно формулирует проблему, планирует деятельность, анализирует деятельность.

Работа с информацией.

Учащийся с помощью учителя планирует информационный поиск, применяет способ получать информацию, систематизирует и интерпретирует информацию.

Учащийся самостоятельно выбирает источники информации, находит и обрабатывает информацию, приводит аргументы, делает выводы, принимает решения в ситуации неопределённости.

Коммуникация.

Учащийся соблюдает нормы изложения сложного текста, нормы речи в сложном высказывании, использует невербальные средства воздействия на аудиторию, взаимодействует с членами группы.

Учащийся определяет средства письменной коммуникации, использует риторические и логические приёмы, успешно разрешает конфликтные ситуации в группе.

Моделирование уроков истории в режиме проектного обучения.

Алгоритм организации проекта на уроке включает шесть основных этапов: создание творческих групп, постановка проблемы, обмен идеями внутри группы между её участниками (круглый стол), выработка совместного решения, оформление результатов работы, защита результата поисковой деятельности, рефлексия.

Уроки истории в проектной технологии позволяют использовать широкий спектр дидактических приёмов. В первую очередь это работа в группах, где наиболее успешно формируются коммуникативная компетентность и компетентность разрешения проблем. Работая в группах, учащиеся учатся решать общую задачу, формулировать главные мысли, отстаивать свою точку зрения в диалоге. На таких уроках важна творческая атмосфера, в которой работают ученики. В группе «слабые» учащиеся, глядя на других, начинают выдвигать свои идеи, проявляют организаторские способности. В процессе рефлексии учатся анализировать деятельность как свою, так и одноклассников.

Чаще других на уроках реализуются игровые проекты. Работая в группах, ученики разрабатывают сюжетно-ролевой сценарий игры, продумывают оформление, костюмы. Например, в 5 классе при изучении темы «Религия древних греков» организую проект «Олимпийские боги», в результате реализации которого учащиеся выступают в роли греческих богов. В 7 классе после изучения темы «Социально – экономическое развитие западноевропейского общества. Повседневная жизнь европейцев в конце XV – первой половине XVII в.» в процессе проекта «Принц и нищий» ученики разыгрывают сцены из повседневной жизни европейцев конца XV – первой половины XVII в.

Следует отметить и недостатки проектной деятельности на уроке. В условиях урока чаще всего тематика проекта диктуется учителем, деятельность ученика ограничена жёсткими рамками урока.

В 7 классе в рамках предпрофильного обучения провожу элективный краеведческий курс «Странички истории земли Пермской».

Содержание программы курса предполагает решение следующих задач: познакомить учащихся с яркими страницами истории Пермского края, способствовать воспитанию любви, чувства гордости за  родной край, своей причастности к его истории и культуре. Развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае, воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение ко всему природному и предметам рукотворного мира, развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства в словарях, справочной, художественной и научно – публицистической литературе.

Любой элективный курс заканчивается элективной пробой. В качестве элективной пробы учащимся было предложено выполнить проектную работу исследовательского характера.  

Идея проекта заинтересовала учащихся. Проектная деятельность осуществлялась как на материале курса, так и на семейной  истории учащихся. На первых занятиях курса решили, какими будут работы: групповыми или индивидуальными. Предложила учащимся несколько тем будущих работ по выбору. Если учащийся предлагал свою тему, то это только приветствовалось. Иногда ребята выбирали тему, которая им явно не по силам. Здесь важно было не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы. Ребёнок, не справившийся с работой, не получивший положительного результата, может потерять интерес к проектной деятельности. Стремилась, чтобы ученики чётко определили,  на какие вопросы они хотят найти ответ, какой результат хотят получить, для чего выполняют данную работу, т.е. чётко сформулировали цель и задачи работы.

После определения темы  опять же совместно с учащимися разработали планы-графики проектов, наметили виды деятельности, этапы работы, способы оформления результатов.

Работа над некоторыми проектами требует от учащихся знаний, которые можно получить, только изучив соответствующую литературу. Очень важно научить составлять библиографический список, разъяснять учащимся, как делать выписки из литературы и источников. С этой  целью провела специальные консультации.

В результате были разработаны проекты: «Мой знаменитый дедушка», «Моя бабушка», «Лучший спортсмен школы», «Знаменитые люди моей семьи», «Топонимы посёлка Зуевский».

Презентация работ прошла в торжественной обстановке в присутствии учителей школы. Работы учащихся получили высокую оценку присутствующих.

Организуя впервые проектную деятельность в рамках элективного курса, я пришла к следующим выводам: желательно предлагать список тем работ для выбора, в среднем звене практиковать небольшие по объёму работы. Темы должны быть просты, понятны и интересны учащимся. Для формирования умения работать над проектом, необходима разработка специального инструктажа. Работы учащихся целесообразно оформлять в двух экземплярах: один учащийся оставляет себе, другой остаётся в школе. Для оказания помощи учащимся в работе над проектами учителю необходимо предусмотреть время для  консультаций. Презентацию работ проводить в торжественной обстановке в присутствии гостей:  учителей, родителей, учащихся других классов с вручением директором школы Свидетельства о прохождении курса, в котором указывается тема выполненной работы.

            

Организация проектной работы во внеурочное время.

Кружок «Родное Прикамье».

Кружковая работа с учащимися – это продолжение проектной работы во внеурочное время.

Разработала программу кружка «Родное Прикамье». Целью кружка является формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Задачи кружка: обучение навыкам работы на компьютере в программах Microsoft Word и Power Point, а также в сети Интернет. Осуществление информационных проектов и их оформление на компьютере.

На кружке занимаются те учащиеся, кто только начинает осваивать работу над проектами, выполняемыми с помощью компьютера. Именно здесь активно начинается работа над формированием информационной компетентности учащихся. Ученики осуществляют информационный поиск в библиотеках и в сети Интернет, учатся обрабатывать информацию, отбирать главное.

        В 2007 учебном году учениками 7-го класса были выполнены индивидуальные информационные проекты «Пермские чудеса», «Экскурсия в Кунгурскую Ледяную пещеру», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Стольный город Кунгур», «Усолье – город у соли», «Моё это место!  Настойчивым да умелым жить здесь!»  и другие.

Историко-филологическая секция «Финист»  НОУ «Атлантида».

Наиболее перспективной формой организации внеклассной работы считаю проектную деятельность, осуществляемую учащимися в рамках научного общества учащихся.

        В 2006 – 2007 учебном году в МОУ «Зуевская средняя общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся «Атлантида». Общество работает под девизом: «Стремись вперёд! Идеями гори! Мечтай! Дерзай! Выдумывай! Твори!» Ведущим направлением в работе научного общества является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе научно - исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Являясь руководителем историко-филологической секции «Финист»  НОУ «Атлантида», провожу занятия, на которых учащиеся получают инструктажи: «Как организовать интервью», «Как оформить проектную работу», «Как осуществить исследовательский проект» и др. Здесь же предлагаю памятки, необходимые для работы. На отдельных занятиях знакомлю школьников с готовыми работами. Совместно анализируем их, выявляем сильные и слабые стороны.

Приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности, на мой взгляд, является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования. Работая над исследовательским проектом, школьники нередко высказывают свою точку зрения на те или иные события, поднимают социально значимые проблемы.  Ученица 11 класса Калинина М. посвятила свою работу герою пугачёвского восстания И.Н.Белобородову, жителю с. Богородское Октябрьского района. Отметила, что в этом селе нет памятной доски этому выдающемуся земляку.

Развиваю самостоятельность учащихся, поощряю инициативу. Нацеливаю учащихся на создание практико-ориентированных проектов, продукт которых может быть использован в жизни класса, школы, посёлка. Примером является работа «История и культура моего народа», выполненная ученицей 8 класса Петуховой Полиной. Тема проекта была предложена самой ученицей. К созданию проекта ученицу побудило её участие в составе фольклорного ансамбля «Весёлые ложкари» в Фестивале детских коллективов школ и клубов национальных общеобразовательных учреждений Пермского края, состоявшемся 9 ноября 2006 года в  Бардымской гимназии. На фестивале коллективы представили электронные презентации об истории и культуре своего народа. А у коллектива «Весёлые ложкари» такой работы не было. Полина решила, что необходимо создать презентацию, которая может стать визитной карточкой посёлка Зуевский и Зуевской средней школы.

Проектная деятельность объединяет учащихся и учителей в творческие группы. Петухова П. - одна из лучших баскетболисток школы. Она заинтересовалась историей этой игры. Так возник информационный проект «Мой любимый вид спорта – баскетбол!» Руководить этой работой в одиночку мне оказалось сложно. Здесь потребовалась помощь учителя физической культуры. Возник творческий коллектив единомышленников. Стал важен не только проект, но и воспитательный результат демократического взаимодействия всех участников творческой группы.

Материалы межпредметного проекта «Октябрьский – моя малая родина» Салахатдиновой А. были использованы мною на уроках граждановедения, истории и во внеклассной работе, а также учителями природоведения, биологии и географии.  Проект  был продемонстрирован учителем биологии Новокрещенных Т.Г. в июле 2007 года на международном семинаре «Образование по устойчивому развитию в диалоге с русскими экологами» в Германии.  

Достаточно часто бывает, что цель и задачи проекта в ходе работы становятся шире, а к работе подключаются родители школьников. Так ученица Кузнецова К. в своём проекте «Сам себе голова» сформулировала проблему: выгодно ли в России заниматься фермерством? На начальном этапе она поставила цель – изучить и описать историю фермерского хозяйства своей семьи. Но, в дальнейшем, решила изучить историю фермерства в США и России начала XX века. А также взять интервью у директора местного сельскохозяйственного кооператива, побывавшего в фермерском хозяйстве современной Германии и описать его впечатления от увиденного. Так родился большой исследовательский проект. Моей задачей стало консультирование не только школьницы, но и её родителей, заинтересовавшихся проектом и активно включившихся в работу.

Организую групповые проекты. Например, межпредметный практико-ориентированный проект «Краеведческая игра «Милый край! Сторонушка родная!». Объяснила проектантам основные правила работы в группе, помогла распределить роли в группе, стремилась создать условия, при которых каждый участник  будет активен.

Одним из самых важных этапов работы является презентация готового продукта. Подготовка к презентации включает сбор материалов проекта в специальную папку-портфолио, выбор формы презентации, подготовку к ответам на вопросы оппонентов. Моя задача на этом этапе – предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм презентации.

Итогом работы секции «Финист» НОУ «Атлантида» является конференция. Учащиеся, выполнившие самые лучшие работы, награждаются грамотами, которые вручаются на общешкольной линейке.

Работа в рамках научного общества даёт наибольшие возможности для формирования ключевых компетентностей учащихся. Не ограниченная жёсткими временными рамками, она позволяет наиболее полно реализовать свой творческий потенциал каждому ребёнку.

Клуб «Краевед» ЛТО «Маленькая страна».

Одной из форм краеведческой работы в Зуевской средней школе стал клуб «Краевед», действующий в летний период в ЛТО «Маленькая страна».  

Клуб объединяет учащихся 12-14 лет. Целью клуба является формирование знаний о своей малой родине, воспитание бережного отношения к окружающей природе, памятникам культуры. Объединение строит работу на принципах добровольности, открытости, коллективного принятия решений, творческого подхода к любому делу. Вместе со школьниками разработали эмблему, выбрали девиз, которым стали строчки из стихотворения Л.Татьяничевой: «Урал. Уралу. Об Урале… И всё о нём, всё об одном!» На первом этапе существования клуба организовала конкурс стихов собственного сочинения о малой родине, экскурсионную поездку в Кунгурскую Ледяную пещеру и Кунгурский краеведческий музей, эколого-краеведческую экскурсию в д. Бикбай Октябрьского района на гору Чакра-Тау, экскурсионную поездку в п.Суксун на завод «Суксунский самовар», на водопад «Плакун», провела игру «Интеллектуальное казино «Краевед», викторину «Моя малая родина», игру «Покорение космоса», устный журнал «Любовь моя, жизнь и работа, земля моя русская – Пермь». Ребята оформили альбом-отчёт о работе клуба.

Программа второго этапа деятельности клуба предполагает работу над коллективным проектом «Краеведческая азбука», цель которого – составить в алфавитном порядке краткие иллюстрированные статьи по истории посёлка Зуевский. Проект позволяет систематизировать местный краеведческий материал, даёт возможность объединить учащихся разных классов общей целью. Работая в большом разновозрастном коллективе, школьники учатся разрешать конфликтные ситуации, находить компромиссы, брать на себя ответственность за выбранное решение.

Социальное проектирование, выходящее за рамки школьного образования.

Наиболее значимыми являются проекты, направленные на решение проблем социума. Совместно с учителем биологии руковожу социальным проектом  «Красота. Здоровье. Дети» (рабочее название проекта «Украсим школу своими руками»). Цель проекта – оборудование школьной площадки для отдыха и учебных занятий на открытом воздухе. Так как в посёлке Зуевском нет детского сада, площадка станет местом отдыха детей дошкольного возраста и их родителей. В работе принимает участие команда работников школы, которая строит крытую беседку, устанавливает скамьи на территории школьного двора и команды учеников, которые  участвуют в конкурсе «Классная клумба». Главная задача каждой команды школьников – разработать дизайн клумбы и разбить её на пришкольном участке. Проект способствует эстетическому и трудовому воспитанию учащихся. Соревновательный элемент положительно влияет на качество выполнения проекта. Формируется умение коллективно планировать работу, взаимодействовать с партнёрами.

Под моим руководством вместе с работником сельской библиотеки, заместителем директора по воспитательной работе ученица 8 класса Елисеева Ю. работает над проектом «Летопись Басинского сельского поселения». Ученица составляет летопись Зуевской средней школы, которая  войдёт в библиотечный фонд.  Работа в команде со взрослыми, направленная на выполнение социального заказа, несомненно способствует личностному росту ученицы, развивает чувство ответственности, стремление быть полезной обществу.

Социальный проект «Свет родных берёз» стал победителем регионального конкурса «Мой вклад в охрану окружающей среды» и получил денежный грант. В рамках проекта запланировано строительство экологической площадки в берёзовой роще посёлка Зуевский, проведение эколого-краеведческих мероприятий для школьников и местного населения, очистка территории берёзовой рощи и озера от мусора.

Социальное проектирование – основа успешной работы с классом

В 2008 году выпустила 11 класс. Сплочению коллектива способствовало участие школьников в социально-культурных проектах: «Здоровым будешь – всё добудешь» - выигравшем в районном конкурсе, проекте «Весёлые ложкари» - победителе конкурса ООО «ЛУКОЙЛ – ПЕРМЬ». В рамках последнего проекта в объединении «Весёлые ложкари» ребята объездили почти весь Пермский край с концертами, участвовали в 5 региональных фестивалях, посещали дома престарелых и школы Октябрьского района. Такая практика способствовала формированию прочного коллектива, творческих способностей, а также толерантности и милосердия к окружающим людям.

В этом учебном году работаю с 5 классом. Ребята выразили большое желание помочь старшеклассникам в реализации социального проекта «Свет родных берёз» в июне 2009 г. Поддерживаю их инициативу, обучаю продуктивной работе в группах, умению находить компромисс в конфликтных ситуациях. С этой целью разработала программу развития класса «Мы вместе». Основными методами работы с детьми являются тренинги, творческие мастерские, мини-проекты.

Работая три года в проектной технологии, я пришла к следующим выводам: овладение учащимися проектной работой возможно только под руководством учителя. Наиболее привлекательны для учащихся краткосрочные и среднесрочные проекты, в процессе длительной работы у учащихся нередко теряется интерес к проекту. Тема проекта должна быть интересна ребёнку. Наиболее успешны те проекты, тему которых ученик предложил сам. Каждый проект должен обязательно заканчиваться рефлексией. Это может быть устная беседа с проектантом после процедуры защиты.

Также убедилась, что успех работы зависит от следующих условий: проектная работа должна осуществляться систематически: в урочной и внеурочной деятельности. Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Нужно помочь учащимся увидеть в проектной работе способ саморазвития и самосовершенствования. Необходимо постоянно поддерживать интерес к работе, способствовать созданию рабочей атмосферы, поощрять творческую инициативу и поиск. Следует воздерживаться от негативных оценок, дать возможность каждому школьнику ощутить свои силы, поверить в себя. Обучение учащихся проектной деятельности требует от учителя собственных навыков исследовательской работы, организаторского мастерства, увлечённости данным видом работы.

Основываясь на результатах своей работы, я сделала вывод: проектный метод – один из самых эффективных на сегодняшний день в педагогической практике. Позитивные результаты проектной деятельности – свидетельство успешного формирования ключевых компетентностей учащихся. Благодаря проектной деятельности за три года

- вырос интерес учащихся к предмету. Увеличилось количество желающих принять участие в олимпиадах и конкурсах по истории (на 53 %). Увеличилось количество призовых мест в олимпиадах и конкурсах (на 33,7 %). Увеличилось число  учащихся, выбирающих для сдачи  государственного экзамена предмет «История России» (на 6,6 %). Участие в конкурсах позволяет школьникам занимать лидирующие позиции в рейтинге учащихся Октябрьского района. В 2007 году Петухова П. по результатам рейтинга была награждена поездкой на Кремлёвскую новогоднюю ёлку.

- улучшилось качество образования, о чём свидетельствует рост качества знаний (на 15 %) и позитивные результаты итоговой аттестации. В течение последних трёх лет учащиеся 9-х и 11-х классов успешно сдали выпускные экзамены по тестовым технологиям и в форме ЕГЭ. Успеваемость в 9-х классах составила 100 %,  качество знаний – 100 %;  в 11-х – успеваемость – 100 %,  качество знаний – 50 %.

- в школе создан банк работ учащихся. Многие работы детей размещены в Интернете. Проектными работами пользуются педагоги и школьники на уроках и внеклассных мероприятиях.

- от простых работ учащиеся перешли к более сложным социальным проектам. Ранее социальными проектами учащиеся школы не занимались и грантов не выигрывали.

- выпускники школы, обучаясь в ВУЗах и ССУЗах, применяют умения и навыки, приобретённые в школе в процессе проектной деятельности. Так выпускница 2007 г. Калинина М., обучаясь в Пермской медицинской академии, пишет статьи в газету «Медик Урала», активно участвует в конкурсах исследовательских работ.

Организация проектной деятельности – очень сложное, но удивительно благодарное дело. Работая над проектами, и ученик, и учитель приобретают уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Проектная работа формирует невероятно большое количество умений и навыков, которые  составляют ключевые компетентности учащихся.

Проектная технология – это технология XXI века, так как именно она, прежде всего, предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориен­тировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на фор­мирование историко-познавательной, инфо...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.

Выступление  о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...