Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков» Тема :«Юные герои большой войны»
методическая разработка по краеведению ( класс) на тему

Лапшина Елена Викторовна

Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.

Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.

Представления о результате:

Личностные (ЛР) – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков.

Метапредметные (МПР) – формировать умение работать с картой, с информационными источниками.

Регулятивные –  понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах.

Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карта краснодарского края,звездочки, текстовый материал, клей,шаблоны голубей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvobozhdenie_kubani.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков»

Тема: «Юные герои большой войны»

Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.

Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.

Представления о результате:

Личностные (ЛР) – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков.

Метапредметные (МПР) – формировать умение работать с картой, с информационными источниками.

Регулятивные –  понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах.

Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карта краснодарского края,звездочки, текстовый материал, клей,шаблоны голубей.

МЕТОДЫ:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Ход занятия.

I.Орг. Момент.

Мирного неба Вам,

Мирного неба всем,

Мирного неба мне,

Мирного неба всей нашей Земле!

 II.Актуализация знаний.

-Почему именно такими пожеланиями друг другу мы начали урок?

-Скажите, всегда ли так было?

-Какие годы были самыми страшными для нашей Родины?

-Когда началась Великая Отечественная война война?

-Кому мы обязаны своей мирной жизнью и счастливым детством?

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю,

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии.

(фильм)

Серьезное место в захватнических планах Гитлера занимала Кубань. Фашисты пытались завладеть портовыми городами Черного моря. Мечтали использовать плодородные почвы края, чтобы обеспечить себя продовольствием, их манила нефть Майкопа и цемент Новороссийска.

 -Летом 1942 года фашисты начали наступление на край. К сентябрю  им удалось занять почти всю территорию Кубани, в 1943 году Кубань была освобождена

- III. Постановка темы урока.

-Чем знаменателен 2013 год для жителей Кубани?

( 1943году Кубань была освобождена от нмецко-фашистских захватчиков. 2013 год-70 лет освобождения Кубани)

Михаил Пришвин сказал: «Есть у каждого на Родине, что-то такое дорогое, о чем хочется сказать вслух  на весь мир.»

-Посмотрите внимательно на эту фотографию. Что необычного вы увидели на ней?

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Работа по теме урока.

На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно- жить.

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Дети войны.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

         ПРИШЕЛ  ЧАС - ОНИ  ПОКАЗАЛИ,  КАКИМ ОГРОМНЫМ   МОЖЕТ   СТАТЬ  МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ   СЕРДЦЕ,  КОГДА   РАЗГОРАЕТСЯ  В  НЕМ    СВЯЩЕННАЯ  ЛЮБОВЬ  К  РОДИНЕ  И  НЕНАВИСТЬ  К  ЕЕ  ВРАГАМ. И сегодня их имена знает вся страна.

-Таких детей много по всей стране.

 Среди них есть наши земляки. На уроке мы познакомимся с некоторыми из них, проведем исследовательскую работу и создадим диафильм под названием

«Юные герои большой войны».

-Прочитайте девиз нашего урока.

“Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!» 

-Как вы понимаете эти слова?

-Ребята, кто из вас знает, что такое диафильм? (Диафильм - расположенные в определенной последовательности фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой).

IV.Работа по теме урока.

1.Работа в группах.

  • Работа с картой.

-Отметьте на карте место борьбы юных героев с врагом.

  • Работа с текстом.

-Составьте рассказ по плану:

а)где жил юный герой;

б)как боролся  с врагом;

в) как погиб юный герой.

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

- Почему фашистам удалось схватить Колю?

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

-Как Ваня помогал бороться с врагом?

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…                           

-Как вы думаете, почему фашистов разозлила игра на скрипке?

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступления фашистов на Новороссийск, важный морской порт, Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Витя Новицкий из Новороссийска.

- Почему в план немцев было необходимо овладеть этим городом.

- ( морской порт, большой цементный завод)

ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

-Можем ли мы назвать поступок мальчика героическим?

        Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.

V.Закрепление.

-Давайте еще раз вспомним их фамилии:

-Назовите  имена и фамилии детей, помогавших освобождать нашу родину от врагов.

  • Составление кроссворда.

1.Назовите фамилию мальчика, который жил в нашем Кущёвском районе в  ст. Кисляковской  (Шульга Николай)

2. Назовите фамилию мальчика, который жил в ст. Усть-Лабинской (Пинкензон Муся)

3. Назовите фамилию мальчика, который жил в г. Анапа (Каширин Владик)

4. Назовите фамилию мальчика, который жил в г. Новороссийске (Новицкий Виктор)

5. Назовите фамилию мальчика, который жил в ст. Новопокровской(Масалыкин Иван)

-Ребята, какое слово получилось ключевым  в кроссворде? (герои)

-Можем ли мы назвать всех этих ребят юными героями? Почему?

-Все эти дети были пионерами. Вы ученики 3 класса, 19 мая на день рождения пионерской организации, вы вступите в ряды пионеров Кубани, дадите клятву пионеров и своей учебой, поведением, поступками докажите, что достойны носить пионерский галстук.

И сейчас в память о юных героях, которые отдали свою жизнь за то, чтобы мы жили под мирным небом, давайте сделаем голубя Мира.

(Звучит  песня)

VI.Итог урока.

Над нами небо голубое,

Нам жизнь счастливая дана,

И мы обязаны с тобою

Запомнить эти имена.

Герои наши – просто дети,

Чью жизнь оборвала война.

И мы должны запомнить эти,

Запомнить эти имена!

-Давайте почтим память юных героев минутой молчания.                  

  • Минута молчания

VI. Рефлексия.

- Ребята, какие чувства возникали у вас в течение урока?

- Что вы расскажете об уроке своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Завершение битвы за Кавказ

внеклассное мероприятие, урок мужества. Можно использовать для младших школьников и для 5-11 классов...

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час "Освобождение Краснодарского края от немецко - фашистских захватчиков»

Классный час посвящен исторической теме, связанной с фактами Великой Отечественной войны и освобождению Кубани от немецко-фашистких захватчиков. Соотвествует гражанственной, патриотической и духовно- ...