История русского народного костюма на территории Старооскольского края
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс) на тему

 

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у  учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok_istoriya_russkogo_narodnogo_kostyuma.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у  учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков

Цель: привить интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

– познакомить детей с многообразием видов народного костюма Старооскольского края;

– формирование чувства эстетического удовольствия от встречи с прекрасным в ходе экскурсии в музей педагогического колледжа;

– развитие индивидуально-творческих способностей учащихся, выбравших роль экскурсовода;

– пополнение багажа искусствоведческих знаний.

Предварительная подготовка

Посещение музея – событие в жизни ребенка (посещение учеников 5 класса экспозиции «Народный костюм Старооскольского края» в музее педагогического колледжа). Учащиеся познакомились с комплексами мужской и женской одежды.

При подготовке ребята познакомились более подробно с историей возникновения музея, с народным декоративно-прикладным искусством Старооскольского края, с историей русского народного костюма. На основе этих материалов были подготовлены сообщения учеников.

Оборудование:

– народные костюмы Старооскольского края.


Ход урока

Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.

(А. С. Пушкин)

1. Организация урока

Объявление целей и хода урока.

2. Основная часть

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не обычный урок, а посиделки в школьном музее. Много лет назад на Руси в длинные  зимние  вечера молодые девушки и парни собирались у кого-нибудь в избе на посиделки. Посиделки, согласно В.Далю (знатоку русского языка), это «сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытое время года: полевые работы закончены, урожай собран.

Сегодня мы с вами говорим о русском народном костюме.

Народный костюм – это цельный пластический организм, на сложение и эволюцию которого оказывают влияние имеющиеся в наличии на данный период материалы и орнаментальная структура, складывающаяся под воздействием миропредставления народа. В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма.

Выступления учащихся с сообщениями.

Ученик 1. Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Взгляните на эти костюмы, их дивное  многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Ученик 2. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек».

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Курской и Воронежской губерний оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.

Яркий малиновый, нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.

Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Ученик 3. Одежда из Роговатовки стала своеобразной визитной карточкой Старооскольского края. Костюм состоял из поневы с прошвой, рубахи с прямыми поликами, головного убора «сороки», короткого передника, пояса-покромки.

Поневу шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани. Три полотна поневы расшивали шерстяными нитями, а четвертое – «прошву» не украшали, прикрывая ее фартуком – «завеской».

Праздничные глухие понёвы богато украшались вышивкой красными, красно-оранжевыми шерстяными нитками, шлёнкой, разноцветным гарусом широкими вертикальными полосами и прошивками. Подол понёвы обшивался широкой каймой (от 5 до 10 см), вышитой шлёнкой, иногда шерстяной цветной тесьмой, вытканной в домашних условиях, и аппликациями.

Основное поле понёвы было синим, чёрным или красным. Оно разбивалось на клетки вертикальными и горизонтальными полосами – белыми, красными, чёрными, зелеными. По мнению воронежского художника, знатока народного декоративно-прикладного искусства П.Д. Пономарёва, чёрные окна квадратов на понёве символизировали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. По народным представлениям, размер клеток женских понёв указывал, много или мало земли имеют крестьяне в данном селе.

Ученик 4. Рубаху шили из белого конопляного холста. Ворот рубахи обшивали небольшим воротником-стойкой. Рукав собирали внизу на манжет, из-под которого выпускали оборку («брыжж») из красного кумача. Верх рукава расшивали черными шерстяными нитями геометрическим орнаментом. Вышивка выполнялась мелкими стежками длиной 2-3 мм, что создавало ощущение, будто орнамент нарисован тонким пером. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. С давних времен изображение ромба с крючками символизирует плодородие. Наиболее праздничные рубахи дополнительно украшали кружевом или вставкой, расшитой золотыми нитями («золотой ремень»). Такие рубахи молодые женщины и девушки надевали на праздники, хороводы и свадьбу. У пожилых женщин рукава рубахи отделывали белым кружевом или мережкой, черный цвет исключался.

Ученик 5. Необходимой деталью как женской, девичьей, так и мужской одежды являлся пояс. Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду.

В Осколье бытовали два вида поясов – плетеные и тканые из цветных шерстяных и других ниток. Повседневные пояса, как правило, были узкие однотонные, свитые из двух прядей, плетеные в четыре пряди на бердышках. Нарядные пояса иногда бывали до 3-4 метров длины, ширина их колеблется от 2 до 9 и даже до 22 см. Особенно нарядными были тканые пояса-покромки, которые надевались с женской праздничной одеждой. Концы покромки заканчивались лопастями различной формы: квадратной или прямоугольной. Их украшали галуном, лентами, расшивали разноцветным гарусом, бисером, блестками. По краю делали бахрому из разноцветной шерсти в виде петель, нередко с бисером или мелкими бусинками на концах. Такими поясами два-три раза обматывали талию, а концы пояса с кисточками или бахромой с обоих боков затыкали под пояс и свешивали до колен и даже ниже. Пояса завязывали и по-другому: спереди, на боку или сзади. Узкими плетеными поясами из цветной шерсти шириной от 2 до 4 см чаще всего подпоясывали мужские рубахи.

Особенно популярными в Оскольском крае были широкие тканые шерстяные пояса-кушаки с узором в продольную полоску, обычно с преобладанием красного цвета в сочетании с белым, зеленым, синим и желтым. Иногда цвета полос переходили не резко, а с теневыми полутонами.

Кушаками подпоясывали верхнюю одежду, надевали их также с понёвой и сарафаном. Нарядные пояса органично перекликались с цветным колоритом понёв, юбок, передников, головных уборов.

Ученик 6. Основой женского головного убора была рогатая кичка. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Ученик 7. Одним из наиболее древних видов обуви оставались лапти.

Лапти – плетёная из древесной коры, главным образом из липового лыка или пеньковой веревки обувь – служили простому народу и летом и зимою, в любую погоду. Они дошли до наших дней из глубокой древности; лапти носили ещё во времена язычества. Кроме них, в древности носили башмаки из прутьев лозы, тоже плетеные.

Часто подошвы готовых лаптей оплетали («подвирали») пеньковой веревкой для прочности и тепла. Для этого использовался специальный кочедык, у которого крючок и ручка были намного длиннее обычного кочедыка. К лаптям для весны и осени пришивали толстую прорезиненную ткань или деревянные колодочки, чтобы лапти были повыше и не черпали воду и грязь. Колодки состояли из двух частей: одна часть привязывалась к стопе спереди, другая – сзади.

Лапти надевали на чулки. Сверху до щиколотки они были белыми, а ниже полностью черными. Круто связанные, хорошо увалянные, плотные, одновременно мягкие и необыкновенно теплые. Такие чулки носят роговатовские женщины и сейчас. Как и в старину, вяжут их древним способом – без пятки.

Праздничную обувь – коты надевали на несколько пар белых шерстяных чулок. По народным представлениям красивыми считались женщины с толстыми, столбообразными ногами: они прочно стоят на земле и являются опорой семьи.

Учитель. Описанные элементы костюма мы можем видеть в праздничной женской одежде жителей деревни Малявинка и села Нижне-Атаманское.

Ученик 8. Женский праздничный костюм жительницы деревни Малявинка состоит из рубахи, юбки, передника, пояса, головного убора, обуви.

Рубаха холщовая с прямыми поликами, пришитыми по утку, стан льяной, подстава – конопляная. Состоит из четырёх полных полотнищ: два спереди и два сзади, сшитые посередине груди и спины и по бокам. Вокруг горловины ткань собрана в одностороннюю густую сборку под воротник и закреплена с изнанки ручным швом. Воротник небольшой отложной, обшит по краям узорной красной нитью

Вышивка на поликах спускается вниз почти по всему рукаву, выполнена в технике «набор» красными шерстяными нитями, с вкраплением нитей чёрного цвета. В узоре вышивки соединены два вида орнамента: на поликах и манжетах – цветочно-растительный, на рукаве – геометрический, основными мотивами которого являются ромбы, квадраты, звёзды и кресты. Нарядный декор рубахи придаёт всему ансамблю необыкновенную праздничность.

Юбка домотканая шерстяная оранжево-красного цвета. Сшита руками из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и положенного вертикально. Верх юбки обшит узкой полосой домотканого сукна кирпичного цвета и густо собран кругом на пояс из неотбеленного холста, на котором пришита тёмная пуговица. К подолу пришит широкий волан из той же ткани, густо уложенный в складочку. Шов закрыт полоской сатина чёрного цвета. Такая же полоса идёт по низу, край обшит более широкой полосой той же ткани. Чёрные полоски разной ширины служат декоративным убранством юбки.    

Передник (фартук) сатиновый красный, по подолу убран цветной тесьмой, узким белым кружевом и голубой атласной лентой.

Пояс (кушак) домотканый шерстяной широкий красный, в полоску, завязывался узлом спереди.

Платок ситцевый красноузорный, набивной. Повязывали платок по-разному: два конца завязывали спереди под подбородком или сзади, выпуская вниз два сложенных углом конца.

В комплекс входили кожаные коты.

Ученик 9. В женский праздничный костюм жительницы села Нижне-Атаманское  входили следующие элементы: рубаха, юбка, передник, пояс-кушак, головной убор, шейные украшения, обувь.

 Рубаха прямополиковая холщовая (лён). Состоит из четырёх полных полотнищ, расположенных симметрично по два спереди и сзади, сшитых посередине груди, спины и по бокам. Воротник прямоугольный, очень высокий отложной, застёгивается на маленькую пуговицу. Пройма по шву на груди глубиной 19,5 см. Рукава очень длинные. Сшиты рукава из полутора полотнищ, соединены с поликами и полотнищами стана узкой вышитой мережкой. Полотнища стана и полики густо собраны под воротник «на ребро». Так же «на ребро» уложены рукава внизу на манжеты, из-под которых выпущены белые холщовые брыжжи. Оригинально декорированы сами манжеты: белый холст прошит фигурными стежками белыми льняными нитками. Между ними очень мелкая красно-чёрная орнаментная вышивка.Геометрический узор вышивки выполнен красными и чёрными нитями, покрывает полики и спускается до локтя.  

Юбка однотонная – тёмно-красная, сшита из четырёх полотнищ фабричной ткани (сатин). Вверху собрана в одностороннюю складку на узкий пояс, изготовленный из цветной байки. Слева на поясе пуговица. Внизу на подоле нашиты на одинаковом расстоянии одна от другой три оранжевые ленты. Край обнесён оранжевой ворсистой тесьмой.  

Передник короткий сатиновый красный, украшен по низу цветными атласными лентами, полосами чёрной и золотой тесьмы.

Пояс домотканый шерстяной красный, по которому идут четыре продольные разноцветные полосы, на концах бахрома. На концах поперёк пояса идёт вышивка в технике «крест» синими, зелёными и чёрными шерстяными нитями.

Обувью в комплексе служили кожаные коты.

Ученик 10. Мужская одежда была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах. Как правило, мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косоворотки. Порты изготовляли из полосатого домотканого материала или набойки. Зимой поверх полотняных портов надевали суконные штаны. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. Кроме того, русские считали, что пояс оберегает человека от нечистой силы (особенно от лесных и домашних духов), способствует благополучию и удаче того, кто его носит. У русских широко бытовали тканые, вязанные и плетеные пояса. Изготовляли их из льняной и шерстяной пряжи.

Ученик 11. Верхняя одежда, которую надевали поверх комнатной, была многообразна. Мужская верхняя одежда отличалась от женской отделкой и украшениями, крой же был практически одинаков. Шили верхнюю одежду из сукна, шерстяной ткани, меха и украшали вышивкой, аппликациями из кожи и ткани.

Зимой носили шубы, тулупы, полушубки черного и коричневого цвета. Как правило, надевали их мехом внутрь. Одежда из овчины (тулуп или шуба) была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты от недоброго человека.

Ученик 12. Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.

Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. Разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке прялки – изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбов или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.

Учитель. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.


3. Закрепление изученного материала

  • Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? (Вышивкой)
  • А какими узорами вышивали одежду? (Цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками)
  • А откуда люди брали эти узоры? (Из природы)
  • Ребята, а где обычно располагают узоры на рубахе? (На рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин. Нагрудные узоры – защищали сердце и легкие, наплечные – охраняли руки, наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.)
  • А какие цвета используют при вышивке? (Яркие, теплые – красные).
  • А орнамент должен выделяться на фоне рубахи? (Да)
  • Назовите составные части женского костюма? (Основными частями женского народного костюма были рубаха, юбка, передник, пояс, головной убор, обувь)
  • Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

4. Домашнее задание

Нарисовать русские народные костюмы.


Литература

  1. Андреева, Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: "Паритет", 2006.
  2. Беликова, Т.П., Емельянова, М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003.
  3. Емельянова, М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX – начало XX века). – Старый Оскол: издательство кпц «Роса», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русского народного костюма.

Конспект будет полезен для воспитателей и классных руководителей....

Методическая разработка История родного края. Русский народный костюм.

    Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями  нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некото...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Презентация "История русского народного костюма"

Краткий обзор истории русского народного костюма....

Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс

Внеурочное мероприятие на  тему "История русского народного костюма" 4 класс...