Рабочая программа по краеведению для 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Программа предназначена для изучения родного края и привития любви к малой родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_5_klass_fgos.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное  казенное  образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 2  г. Яранска

Утверждаю:

Директор

                                                                                     Приказ № _от________

Рабочая программа

по краеведению

 5  класс  

                                 

Автор-составитель:        

 Хорюшина    И.Г.

учитель истории и обществознания                

 первой квалификационной категории        

Яранск

 2015


Пояснительная записка

 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности)  как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувстве принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление  у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.  

 

Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации.

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Познание окружающего микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (при выполнении учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательное занятие, способствующее формированию познавательного интереса к процессу обучения.

 

Системный подход в краеведении

 

Цели краеведческого образования.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
    взаимодействовал с ним;
  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни,
    в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
  • осознавал проблемы окружающего его микромира;
  • интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию — о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

 

 

 

Цели и задачи курса:

Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.

  • Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.
  • Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической преемственности.
  • Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои суждения.
  • Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.
  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций и народностей.

Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики, политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.

Задачи программы: 

  1. Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем;
  2. Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

Основные направления краеведческой работы: 

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей нашего края; знакомство с культурой края; изучение истории Яранска.
  2.   Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа   “Мой отчий край ” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты программы “Мой отчий край ” включают следующие формы контроля: 

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития края);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);

обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ

Содержание программы

1.

Введение

Что означает «моя малая родина», «мой край».

1

 1

2.

История школы

Экскурсия  в краеведческий  музей.

 

1

 1

Творческая работа «Моя школа»

1

1

3.

Моя малая родина – город Яранск

История города Яранска.

Герб г.Яранска

1

1

2

Улицы и здания  родного города. Экскурсия.

1

1

2

Практическая работа «Дома рассказывают»

 1

 1

Практическая работа «Памятники истории и культуры г.Яранска».

 1

 1

Святые места родного края

1

 

 1

Благовещенская церковь-памятник истории и культуры.

1

1

2

Краеведческая игра «Город чудный, город древний»

 1

 1

4.

Наши земляки

Яранские умельцы. Л.Л.Шамшуренков-изобретатель самобеглой коляски. Экскурсия.

1

1

2

Знатные люди нашего края. Практическая работа.

1

1

2

Краеведческий конкурс знатоков родного края.

2

2

Поход выходного дня

 1

 1

5

Моя семья.

Моя родословная.

Моя семья. Происхождение имени, фамилии. Практическая работа «Откуда мое имя»

1

1

2

Родственные отношения.

Составление родословной

 

1

 1

Творческая работа «Моя родословная»

 1

 1

Семейный альбом – летопись семьи.

1

1

2

История семьи в истории страны.

1

 

 1

Семейные праздники и традиции.

 

1

 1

6

Военные события

Яранск и Великая Отечественная война.

1

1

2

Война в памяти народной. Практическая работа по сбору воспоминаний.

 

1

 1

Великая Отечественная война и моя семья. Практическая работа «Составление плаката Памяти»

1

1

 1

Краеведческая игра « мой край »

  2

  2

Итого:

 

 

 34

    :

       

 

 

План методической работы педагога

№п/п

Виды деятельности

Сроки

1.

Изучение, анализ литературы, средств массовой информации

В теч.года

2.

Подготовка выступлении на методобъединении ПДО

3

Разработка учебно-методического материалов

В теч.года

4.

Разработка и проведение открытого урока

февраль 2014г.

5.

Подготовка материалов для участия в фестивале «Открытый урок»

Декабрь 2013г.

6.

Обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности в детском объединении

До 1 марта 2014г.

 

 

Литература для педагогов

1. Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с.

2. Клестова Г.А.Рабочая тетрадь по истории для самостоятельной работы учащихся. – Киров, 2007. – 128 с.

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги . – Киров, 1995.

4. Энциклопедия Земли Вятской. Том 4. История. – Киров, 1995.

5. Энциклопедия Земли Вятской. Том 9. Культура и искусство. – Киров, 1995.

6. Историко-этнографический атлас Кировской области – М.: Издательство ДИК, 1998. – 40 с.: ил., карт.

7. Хрестоматия по истории Кировской области. – Киров, 1982.

8. Балыбердин А.Г. Повесть о стране Вятской. – Киров, 2006.

9. Тинский А.Г. Вятская мозаика. – Киров, 1994.

10. Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. - Киров, 2005.

11. Востриков В. Над Вяткою старинный городок. – Киров, 1993.

Литература для детей

  1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. – Киров, 1989.
  2. Изергина Н.П. Писатели в Вятке. – Киров, 1979.
  3. История города Кирова: Пособие для учащихся. – Киров, 1974.
  4. Клестова Г.А. На земле Вятской. – Киров, 2006.
  5. Пленков В.Г. Вятские умельцы. – Киров, 1991.
  6. Маракулин П.П. Записки вятского Робинзона: сборник рассказов, очерков, миниатюр. – Киров, 1997.
  7. Эммаусский А.В. К вопросу о времени основания г. Вятки (Кирова). – Киров, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....