Формирование чувства патриотизма у школьников средствами краеведческой работы
статья по краеведению на тему

Петровская Елена Алексеевна

 Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи - основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей обусловлена ещё и тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в раннем детстве. Отношение человека к своей Родине - то же, что отношение сына или дочери к своим родителям, поэтому необходимо начинать "закладывать фундамент" с младшего школьного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства  патриотизма у школьников средствами краеведческой работы

       В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому  учителю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине у младших школьников. Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений людей, т.е. искать опору в краеведческих линиях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

   Важная роль комплексного изучения своей малой Родины была осознана в России давно. В начале ХХ в. такое изучение стали называть краеведением. В работе академика Д. С. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность» очень четко сформулировано: «Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные ценители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе».

       История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Его нужно заменить служением всему человечеству. Понятие «патриотизм» у многих вызывало ироническую усмешку. Но ведь именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому нам необходимо возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу у младших школьников лучше всего с родного порога. С малой Родины.

        Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

      В нашем лицее № 9, где я работаю, систематически претворялась в жизнь  программа по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  Поэтапно проводились мероприятия: Месячник военно-патриотической работы, Шефство над памятниками, Акция «Письмо солдату», Циклы классных часов по патриотической тематике, Уроки мира и многие другие. В нашем лицее есть музей «Боевой, трудовой славы», руководителем которого я являлась много лет, работает клуб «Патриоты Дона», краеведческие кружки, базовая площадка ДАНЮИ с секциями «Краеведение» и «Литературное краеведение». Систематически проводятся краеведческие конференции. Неоднократно мои ученики были участниками  мероприятий по патриотическому воспитанию в нашем лицее. Они выступают в группе лекторов перед малышами, изучают  историю моей Родины  в экскурсионных поездках, принимают участие в муниципальных мероприятиях патриотической направленности (мастер-классах, конкурсах выразительного чтения стихотворений о Родине и т. д. )

В результате краеведческой работы младшие школьники могут получить:

- представление о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ростовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

- ознакомление с героическими страницами истории родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашего края, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

- получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Я считаю, что результатами такой большой работы может стать:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

- представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; социальной и межкультурной  коммуникации;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

      Ознакомление с историей нашего города, его характером, культурой – это, несомненно, один из самых важнейших шагов на пути к становлению маленького гражданина и, в недалеком будущем, - истинного патриота. Краеведческая деятельность позволяет ребенку, участвуя во внеклассных занятиях, совершая тематические ( заочные) прогулки и экскурсии, познакомиться со своим городом, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

        Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

          Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально-насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитываются любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

         Хорошо известно, что ведущей деятельностью для младших школьников является учебная – отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Младшие школьники любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно краеведческая деятельность, в которой младшие школьники вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формирует образ Родины.

       Органическое соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь.

      Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. Это способствует поиску детьми идеалов в наше непростое время.

      Любовь к Родине – чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в ребёнке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

        Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая эмоциональная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей патриотизма. Для того чтобы это чувство возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания о культуре страны и крае, в котором он живёт,о подвигах героев, достижениях ученых, деятелях культуры, которые прославили родной край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на НПК "Формирование экологической компетентности школьников средствами case-study"

В докладе поднимается проблема необходимости формирования у подрастающего поколения экологического сознания, основанного на экоцентрической модели развития отношений человека и природы. Рассматриваетс...

Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования

Для применения и расширения  знаний в школе необходимо  проводить и применять различные  внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, ...

Развитие национальных традиций средствами краеведческой работы

Хотела бы ознакомить вас с формами    краеведческой работы по формированию  общекультурной, национальной  идентификации личности учащихся, которая успешно реализуется в нашей ...

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Формирование экологической культуры школьника средствами математики.

Воспитание экологической культуры в рамках классно урочной системы носит фрагментарный характер. В основном используется для реализации этой цели задачная технология. Причем экологическое содержание т...

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...