Рабочая программа учебного курса " Моя малая родина". 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Попова Татьяна Ивановна

Данный материал  представляет собой рабочую программу по учебному курсу "Моя малая родина", разработанной в соответствии с Учебным планом  школы для 6 класса. Рассчитан на 9  часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _________Куянец Т.П.

Протокол №_1___

От «_30__»_08_____2016

Рекомендовано и утверждено педагогическим советом

Заместитель директора школы по УВР

__________Сапронова О.В.

Протокол №__1___

От «_31___»__09____2016г.

«Утверждаю»

Директор школы_________

Л.В.Проломова

Приказ №_4____

От «_01___»_09_____2016г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Моя малая родина»

для обучающихся 6 класса

Базовый  уровень

Учитель истории и обществознания

Попова Татьяна Ивановна

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в году – 0,25

Сроки реализации - 1 четверть

Учебник –

Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Моя малая родина» разработана в соответствии с Учебным планом МКОУ «Октябрьская сош». Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов обучающихся. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

На занятиях обучающиеся знакомятся с тем, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача курса заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Изучение курса предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Данная программа ориентирована на использование учебно-методического пособия Немыкина  А.Я. Географическое краеведение Воронежской области (Часть 1, Воронеж, 2013).

Личностные результаты освоения программы.

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
  • Осознание этнической принадлежности, знание истории, своего края.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Сформированность ответственного отношения к учению.
  • Готовность к исследованию природы.

 Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

  • усовершенствуют приобретённые  навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.
  • получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

Место предмета.

Учебный курс «Моя малая родина» рассчитан на 0,25 часов. Он изучается в 6 классе, по 1 часу в неделю на протяжении первой четверти.

Содержание.

 Тема 1. Введение. Любовь к родному краю. Что изучает краеведение. Понятие родной край. Понятие патриотизм.

 Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

 Геральдика. Зачем нужен герб, герб Воронежской области, герб Поворинского района.

Тема 2. Знакомство с Воронежской областью.

 Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, географическое положение Поворинского района, с. Октябрьское.

 Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы

 Характеристика рельефа своего района (села)

 Реки, озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

 Моя река.

Календарно – тематическое планирование

6 класс (9 часов)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1. Введение в краеведение

1

Что изучает краеведение

1

2

Топонимы Воронежской области

1

3

Геральдика

1

2. Знакомство с родным краем

4

Воронежская область. Поворинский район. Село Октябрьское.

1

5

Полезные ископаемые Воронежской области

1

6

Характеристика рельефа своего района (города)

1

7

Реки, озера, болота Воронежской области

1

8

Моя река

1

9

Итоговый урок. Защита проектов

1

Итого

9

Выпускник научится:

  • выбирать источники информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках  информации
  • использовать различные источники  информации
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

Основная литература

  1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013. – 90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...