"История Христорождественской церкви села Полховский Майдан"
статья по краеведению на тему

Краеведческий материал об истории храма с. Полховский Майдан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hram.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «История Христорождественской

церкви села Полховский Майдан»



План.

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1.Строительство храма.

2.2.Устройство храма.

2.3.Священнослужители.

3.Заключение.

4. Литература.

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего…

М.Горький.

Россия, Русь – наша великая Родина! Поражаешься её бескрайними просторами, бесконечно тянущимися полями и лесами, голубыми лентами больших и малых рек. А над всей этой красотой возвышаются золотые купола многочисленных православных храмов. В старину им отводилось самое высокое место, чтобы люди отовсюду могли созерцать великое творение рук человеческих.

По толковому словарю, « храм православный – специальное здание, посвящённое Богу и предназначенное для публичного и частного богослужения». Храм в православном понимании – это «дом Господень», «земное небо», «дом молитвы»: вся жизнь христианина от рождения (крещения) и до смерти (отпевания) должна быть связана с храмом. В храме человек вступает в непосредственное общение с Богом, обращается к Нему с молитвой. Храмы строились по поводу важнейших церковных  или исторических событий на средства царей, князей, церковных деятелей, купцов, простых мирян.

Во все времена люди тянулись к Богу. Христорождественская церковь села Полховский Майдан была построена в 1844 году «усердием и иждивением» прихожан и стоила 15.000 рублей ассигнациями.

Наше село до 1842 года было деревней, принадлежащей приходом к селу Вознесенскому Заводу. Решение построить храм возникло именно тогда. В этом же году был выдан план на построение каменной церкви, утверждён штат причта и восьмого сентября заложена была церковь. Верующие с особым усердием включились в работу. Средства на постройку святыни выделяла из своего скудного бюджета практически каждая семья. Все силы, умения были вложены в строительство. По преданию, в раствор для кладки добавляли яичные желтки, которые должны были придать большую крепость строению. В 1844 году в конце сентября окончена кладка трапезной церкви, а 22 октября 1845 года освящается придел на правой стороне во имя Рождества Пресвятой Богородицы благочинным села Ермишинского Завода священником Василием Лавровым.

Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо. Количество куполов строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять- Христа и четырёх апостолов. У нашего храма две главы, которые соединяют два естества ( Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.

Храм, символизирующий единение земли и неба, представляет собой образ мироздания, созданного Богом. Храм воспринимался и понимался как символ упорядоченного, гармонизированного мироздания. Сам он удивительно гармоничен, поражает простотой и лёгкостью конструкций, а между тем уже более полутора веков радует глаз, вызывает радость и гордость за свой народ. Купол храма венчает крест, который был поставлен 8 сентября 1852 года.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях- защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам,- символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа.

Изначально купола нашей церкви были выкрашены в синий цвет, по нему были рассыпаны звёзды. Но в последнее время, когда символика себя утрачивает, купола красят и в серебряный, и в зелёный цвета.

Храм- это удивительный мир со своей особой историей. Здесь всё обращает на себя  наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишённой глубокого духовного смысла.

Главная часть храма- алтарь, который символизирует Царствие Небесное. Алтарь находится в восточной части храма, он ориентирован на ту сторону света, где восходит солнце. По вере христиан, Иисус Христос есть « восток», от Него воссиял вечный Божественный свет. В алтаре священнослужители совершают богослужение, мирянам вход туда запрещён. В центре алтаря находится самое святое место в храме- престол, на котором совершается таинство святого причащения. По вере христиан, на престоле присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священники.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой- иконостасом, уставленном иконами. В иконостасе имеются три двери или « трое врат». Самые большие- средние- называются Царскими Вратами, через них проходить разрешается только священникам.

В 1857 году в марте « был выправлен» план и указ на устройство иконостаса нашей церкви, который в том же году и был устроен. Куплен он был готовым из церкви села Ермишинский Завод.

В храме имеется канунник- низенький столик с распятием и подставкой для свечей. Перед канунником служат панихиды, то есть заупокойные богослужения.

В 1854 году около храма построена была колокольня, 18 октября был поставлен на ней крест. Колокольный звон созывал верующих для молитвы и возвещал о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется « благовест». Звон во все колокола по поводу праздника- « трезвон». Звон по поводу печального события называется « перезвоном».

В 1858 году 8 мая церковь была освящена благочинным села Куликова Михаилом Григорьевичем Прудковым во имя Рождества Иисуса. Престолов два: в честь Рождества Христова ( 7 января) и Рождества Пресвятой Богородицы ( 21 сентября).

Первым священником Полх- Майданской церкви был Василий Дмитриевич Щеглов, причитником – казначей Фёдор Иванов, пономарём- Константин Гаврилов.

В 1911 году приходом приобретено паникадило- большой подсвечник со множеством свечей стоимостью 700 рублей. В 1912 году 21 июля храм посетил Преосвященный Кирилл.

Во время лихолетья двадцатых годов, когда повсеместно разрушались храмы, Христорождественская церковь также подверглась нападению со стороны большевиков, которые во что бы то ни стало хотели её закрыть. Но, по рассказам очевидцев, на защиту храма встало всё село, от мала до велика. Вооружившись топорами да вилами, полх-майданские мужики да бабы храм свой отстояли, не дали дикости и невежественности изуродовать, уничтожить великое творение рук человеческих. Церковь жила даже в те суровые годы, и священники доносили до народа веру во Христа.

Но всё же в 1935 году храм был закрыт, богослужения возобновились только во время Великой Отечественной войны в 1944 году. И потянулись в храм старики, бабы и подростки молиться за спасение Руси и всего мира.

Более чем через сто лет после его постройки, в 1957 году, был произведён ремонт храма: покраска всей крыши, церкви и куполов, а также смена крестов на колокольне и настоящей летней церкви. Новые кресты были сделаны из дуба, обшиты белым железом, покрашены бронзой и поставлены на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа при священнике Амелине Тихоне Филимоновиче.

Второе рождение храм обретает в девяностые годы прошлого века, когда настоятелем становится протоиерей Виктор Алексеевич Филяев. Интересна судьба этого человека. Родился в деревне Марьино в 1961 году в семье крестьян, казалось бы, что ему уготовано: школа, армия, а потом работа в колхозе. Но нет. С детских лет его притягивала церковная служба, вера в Бога. На становление нравственных ориентиров большое влияние оказала его бабушка Ефросинья Семёновна Филяева, глубоко верующий человек. С ней ещё мальчишкой он неоднократно бывал на службе в нашем селе. В то время в Вознесенском районе было только две церкви: в селе Бутаково и у нас. Эти два храма устояли во времена атеизма. Виктор твёрдо решает стать священником. В 1980 году он поступил в Московскую духовную семинарию. Послушание нёс в хоре №2 под руководством протоиерея Зотина Якимчука. Пел в хоре отца Архимандрита Матфея ( Мормиля), два года ипподдиаколетвовал у Святейшего Патриарха Пимена. В сан священника рукоположен был 29 апреля 1984 года епископом Александром. Четвёртого июля принят в клир Горьковской области и назначен настоятелем Екатерининской церкви города Ветлуги. А 11 марта 1985 года назначен в качестве настоятеля Христорождественской церкви села Полх- Майдан.

От Нижегородской епархии был избран членом Поместного собора, а также был избран епархиальным собором на Съезд православной молодёжи. Отец Виктор был активным послушником перенесения мощей Преподобного Серафима Саровского. 1 августа 1991 года совершал проскомидию в селе Дивеево, выходил на встречу со святым крестом ко Патриарху Алексию Второму. С 1991 по 2004 год был Благочинным Ардатовского, Вознесенского, Дивеевского и Первомайского округов. Всеобщими усилиями за время его благочиния было открыто и восстановлено 9 приходов. 23 года отец Виктор окармливал свою паству на послушание при Полх- Майданской Христорождественской церкви. Уже скоро 9 лет ( 29 апреля 2008 года) как ушёл из жизни земной отец Виктор. Но его прихожане помнят о нём и надеются, что батюшка будет молиться перед Господом о их спасении.

Сейчас службу в нашем храме ведёт отец Александр (Ларин). Храм за последние годы преобразился: современные пластиковые окна, железные двери. Но сам облик несёт в себе культуру наших предков, не зря в 1989 году нашу церковь поставили на госохрану как памятник истории и культуры.

 Каждое воскресенье и каждый праздник колокольный звон зовёт нас к христианской вере. Этот путь непростой, тернистый и скорбный. Но когда человек вступает на него, Господь помогает ему выдержать всё.

Список  используемой литературы.

1Данилова Г. И..Мировая художественная культура. Москва; Дрофа, 2009 г.

2.Энциклопедия Российской истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания церкви в селе Кутьино

Архив собран Рязановой Ниной Сергеевной (Из воспоминаний коренных жителей села о строительстве церкви в Новобурасском районе Саратовской области (1900 год - начало строительства храма)....

Научная работа .Тема "История одной церкви"

научная работа .Описание истории разрушенной церкви в Батуринском сельском поселении. Воспоминания старожилов.интересные факты...

Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »

Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История Россошанских церквей» для учащихся 6 х классов

Рабочая программа по модулю «История россошанских церквей» направлена на знакомство с православной историей родного города, храмами, как памятниками истории и архитектуры....

КТП по Истории Русской Церкви

Календарно-тематическое планирование по истории Русской Церкви , основанное на житиях и деятельности русских подвижников....

Классный час "История Краснокутской церкви"

Класный час посвящён истории развития Краснокутской церкви...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Что мы подразумеваем, говоря о духовно-нравственном воспитании современного ребенка? Скорость и информационная загруженность современного бытия, казалось бы, не оставляет времени на философские размыш...