КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Ким Татьяна Александровна

КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knya_6_kl._kim_t.a._16-17_g.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА П. ХАРП

РАССМОТРЕНА

Методическим объединением

учителей русского языка и литературы

Протокол от « ___» _________ 2016 г. № ____

УТВЕРЖДЕНА

Приказом муниципального

 общеобразовательного учреждения

Школа п. Харп

от «__» _____________ 2016 г. № ____

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по

учебной работе

_______________________  И.Л.Бекало

« ___» ____________ 2016 г.

Рабочая программа

по предмету

 «Культура народов Ямала»

6 класс

Составитель программы: Ким Т.А.

п. Харп

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Программы учебного курса для 5-7 классов под редакцией Попова Ю.И.и Цымбалистенко Н.В. – Салехард, 2007.

Программа модернизирована в соответствии с новыми требованиями времени и изменившимися учебными планами.

В настоящее время курс Культура народов Ямала будет преподаваться в среднем звене основной школы (в 5, 6 и 7 классах) и рассчитан на 1 час в неделю.

Программа построена по концентрическому принципу, основные ее положения развиваются, расширяются и углубляются по мере взросления учащегося.

Программа рассчитана на русскоязычного учащегося, однако при определенной корректировке она может быть использована и в классах с учащимися коренных национальностей.

Разбивка программы на темы не имеет догматического характера, учитель имеет право диверсифицировать как количество часов, выделяемое на определенную тему, так и порядок их изучения. Очень важно при изучении курса не забывать о межпредметных связях, активно задействовать учителей тех дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к культуре и истории Ямала (всеобщей и русской истории, музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и т.п.).

Цели курса

  • Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
  • Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
  • Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
  • Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:

  1. Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов). Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).
  2. Формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры.
  3. Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера, привитие им основ экологической культуры.
  4. Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
  5. Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
  6. Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение их к простейшим трудовым процессам (обработки дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создания орнаментов и т.п.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны:

  • Назвать коренные народы на Ямале и места их проживания;
  • Объяснить разницу между язычеством и христианством;
  • Понимать роль и функции шамана у северных народов;
  • Дать определение мифу и его роли в жизни коренных народов:
  • Назвать основные ненецкие и хантыйские божества;
  • Перечислить основных писателей и поэтов коренных народов Ямала;
  • Назвать известных художников и музыкантов Ямала;
  • Перечислить основные традиционные праздники различных народов Ямала

Содержание тем учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ – 2 часа

Повторение и расширение сведений, изученных в 5 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родо-племенных отношений у ненцев и хантов в ХХ веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.

ВЕРОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ – 4 часа

Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием. Святые места у ненцев, хантов, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы (сядай и хэхэ). Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывание духов. Отношение северных народов к христианству и коммунистической идеологии в ХХ веке.

Понятие о религии и ее роли в жизни человека. Ислам у сибирских татар. Русское православие и другие христианские конфессии на Ямале.

МИФОЛОГИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ – 4 часа

Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функции мифа. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении Земли. Космос северных народов (горизонтальная и вертикальная модели). Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале.

Пантеон ненецких богов и духов (Нум, Я’ Миня, Нга и др.)

Хантыйские боги (Нуми Торум, Калташ-Эква, Мир-Сусне-Хум, Хинь и др.)

ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА – 8 часов

Рождение литературы Ямала в ХХ веке.

Очерк жизни и творчества И. Ф. Ного. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»)

Очерк жизни и творчества И. Г. Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун».

Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».

Понятие о литературной сказке. Литературные сказки Р.П. Ругина.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа

Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Особое образно-поэтическое восприятие мира коренными народами Ямала. Виды творческой деятельности: резьба по дереву и кости, лепка из глины, работа с бисером, плетение из ниток и бисера, плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Вязание кружев, поясов, подвязок. Мастерство северных женщин в изготовлении и украшении одежды из оленьей шкуры.

Межпредметные связи: этот раздел программы необходимо увязывать с уроками трудового обучения и на практике приобщить учащихся к образцам декоративно-прикладного искусства.

ЖИВОПИСЬ НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа

Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Сочетание реалистических и формалистических приемов в их живописи. Цветовая гамма их полотен. Жанровое разнообразие.

Наиболее значительные художники Ямала (К. Панков, Г.Райшев, Л.Лар, И. Худи, Г.Хартаганов и др.)

Межпредметные связи: ознакомление с творчеством вышеуказанных художников целесообразно проводить на занятиях по изобразительному искусству.

МУЗЫКА И ТАНЕЦ НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа

Современная профессиональная музыка на Ямале.

С. Няруй – создатель первого оркестрового произведения ненецкого народа («Заря над тундрой», «Ритмы тундры»). Песни С. Няруя («Олененок», «Ловля оленей», «Маленький помощник», «Ехал ненец на оленях» и др.).

Ю. Юнкеров – создатель оркестровых произведений («Северная фантазия» и др.), произведений для хора, солистов, чтецов, оркестра. Автор песен («Песня оленевода», «Казачья салехардлская»).

А.Пустоселов – автор увертюры-фантазии «Ваули».

Композиторы-песенники (А. Бердышев, И. Калиничев, С. Цупиков).

Исполнители ( Г. Лагей, Н. Няруй, Т. Лар, В. Лейпожих, А. Лаптандер).

Раскрытие в танцах трудовых навыков народа. Ненецкие танцы: девичий – «Звенящие ручейки», мужской – «Тынзей». Хантыйский мужской танец – «Тулыглап». Ритуальные танцы.

Современные танцевальные коллективы, оркестры, хоровые коллективы, вокальные ансамбли и фольклорные группы в автономном округе.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ – 2 часа

Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа. Связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными установлениями. Многонациональный состав жителей округа определяет праздники различной национальной и религиозной принадлежности.

Основные традиционные праздники: 

  • Рождество Христово и связанные с ним святочные обряды (коляда, гадания). Отмечается всеми христианами.
  • Праздник Медведя – комплекс ритуальных действий у хантов.
  • Навруз (науруз) и сабантуй. Отмечается татарами.
  • «Иван лун» - Иванов день. Отмечается коми-зырянами.
  • День оленевода. Праздник коренных народов Ямала.
  • Вороний праздник. Отмечается народом ханты и сибирскими татарами.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ – 3 часа

Повторение и закрепление изученного материала. Итоговый тест.


Тематическое планирование.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Введение (4 часа)

1

Сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО

1

2

Растительный и животный мир. Богатство недр

1

3

Коренные и пришлые народы

1

4

Особенности культуры северных народов

1

Образ жизни и занятия коренных народов Ямала (4 часа)

5

Понятие о кочевом образе жизни

1

6

Роль оленя и собаки в жизни кочевника

1

7

Устройство чума. Мужские и женские обязанности в тундре

1

8

Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века

1

Фольклор народов Ямала (12 часов).

9

Понятие о фольклоре

1

10

Фольклор - обобщение мудрости народа

1

11

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки

1

12

Малые жанры фольклора: заговоры, заклинания, обереги, считалки

1

13

Сборники пословиц, поговорок, загадок народов севера

1

14

Понятие о сказке как о фольклорном жанре

1

15

Классификация сказок (бытовые, о животных, волшебные)

1

16

Этическое содержание сказок народов севера

1

17

Сюжетная структура сказки

1

18

Особенности сказок народов Ямала

1

19

Собиратели фольклора на Ямале

1

20

Итоговый урок по фольклору народов Ямала

1

Декоративно-прикладное искусство народов Ямала. (6 часов)

21

Украшения одежды, оружия, средств передвижения народов Ямала

1

22

Орнамент - своеобразный культурный код народов Ямала

1

23

Художественная обработка дерева и кости. Изделия из бересты

1

24

Аппликация из ткани и сукна

1

25

Детские игрушки у ненцев и ханты

1

26

Выставка-презентация "Декоративно-прикладное искусство народов Ямала"

1

Музыка. Песни и танцы коренных народов Ямала (4 часа)

27

Музыка как выражение духа и темперамента народа

1

28

Основные музыкальные инструменты народов Ямала

1

29

Песня как источник изучения культуры народов

1

30

Своеобразие традиционного танца коренных народов

1

Игры коренных народов севера. (2 часа)

31

Игра как важнейший компонент культуры коренных народов

1

32

Виды игр у коренных народов

1

Итоговое занятие (2 часа)

33

Творческая работа по фольклору

1

34

Итоговый урок

1

35

Резерв

1

Итого:

35 часов.



Календарно-тематическое планирование уроков по Культуре народов Ямала в 6 классе.

№ п/п

Дата проведения урока

Раздел, тема урока

КЭС (Контрольный элемент содержания в соответствии с кодификатором ОГЭ/ЕГЭ)

Домашнее задание

Корректировка

Введение (4 часа)

 

1

Сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО

Рассказ "Что я знаю о ненцах?"

2

Растительный и животный мир. Богатство недр

Рассказ по плану

3

Коренные и пришлые народы

Выписать статистические данные

4

Особенности культуры северных народов

Работа с журналом "Ямальский меридиан"

Образ жизни и занятия коренных народов Ямала (4 часа)

 

5

Понятие о кочевом образе жизни

Рассказ по плану в тетради

6

Роль оленя и собаки в жизни кочевника

1.Рассказ о собаке. 2.Рассказ об олене в жизни коренных народов

7

Устройство чума. Мужские и женские обязанности в тундре

повторить  сведения об образе жизни народов Севера

8

Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века

Мальчики: рассказ об одном дне тундровика. Девочки: хозяйки чума

Фольклор народов Ямала (12 часов).

 

9

Понятие о фольклоре

Заполнить сравнительную таблицу

10

Фольклор - обобщение мудрости народа

Выучить тезисы. подобрать 10 пословиц о севере

11

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки

Сочинить загадки об олене, чуме, собаке, северном сиянии

12

Малые жанры фольклора: заговоры, заклинания, обереги, считалки

Создать мини-сборник произведений малого жанра

13

Сборники пословиц, поговорок, загадок народов севера

 

14

Понятие о сказке как о фольклорном жанре

Прочитать сказку "О храбром Яндо и его сестре Тэюнэ"

15

Классификация сказок (бытовые, о животных, волшебные)

Подготовить пересказ сказки о животных

16

Этическое содержание сказок народов севера

Анализ сказки по плану

17

Сюжетная структура сказки

Подготовка к проверочной работе

18

Особенности сказок народов Ямала

Запись в тетрадь анализ сказки с точки зрения особенностей

19

Собиратели фольклора на Ямале

Повторить все сведения по теме

20

Итоговый урок по фольклору народов Ямала

Ответить на вопросы в тетради

Декоративно-прикладное искусство народов Ямала. (6 часов)

21

Украшения одежды, оружия, средств передвижения народов Ямала

Рисунок украшений одежды

22

Орнамент - своеобразный культурный код народов Ямала

Рассказ о значении орнамента

23

Художественная обработка дерева и кости. Изделия из бересты

Рисунок изделия с украшением

24

Аппликация из ткани и сукна

Изготовить аппликацию на северные мотивы

25

Детские игрушки у ненцев и ханты

Изготовить или нарисовать куклу

26

Выставка-презентация "Декоративно-прикладное искусство народов Ямала"

 

Музыка. Песни и танцы коренных народов Ямала (4 часа)

 

27

Музыка как выражение духа и темперамента народа

Чтение песни по хрестоматии (выписать особенности)

28

Основные музыкальные инструменты народов Ямала

План раздела учебника

29

Песня как источник изучения культуры народов

Таблица "Песни народов севера

30

Своеобразие традиционного танца коренных народов

Подготовка к проверочной работе по теме

Игры коренных народов севера. (2 часа)

31

Игра как важнейший компонент культуры коренных народов

Разучить одну игру для проведения в классе

32

Виды игр у коренных народов

Подготовиться к итоговой работе по курсу

Итоговое занятие (2 часа)

 

33

Творческая работа по фольклору

Подготовиться к исполнению песни народов Ямала

34

Итоговый урок

 

35

Резерв

Итого:

35 часов



Приложение.

Перечень учебно-методического обеспечения

Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. – 352 с.

Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. – 265 с.

Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. - Екатеринбург: Сред.- Урал. кн. изд-во, 2000. – 112 с.

Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993.

География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001.– 328 с.

Географический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. – М.: Издательство ДИК, 1999. – 24 с.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 608 с.

Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 344 с.

Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. -Екатеринбург-Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.

Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский, Ю.П. История Ямала.- Тобольск: Издательский центр НТФ АТИКО, 1994.- 126 с.

Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 224 с.

Канакин И.А. Языки соседей (о хантыйском и ненецком). – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1996. – 124 с.

Комаров С.А., Лагунова О.К. О характеристике литературного мышления народов Севера (экологическая проблематика, жанровые ориентиры) // Космос Севера: Сборник статей. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. - С.89-98.

Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: О поэтах и прозаиках Западной Сибири последней трети ХХ века. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2003. – 352 с.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 136 с.

Лар Л.А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. – 173 с.

Лар Л.А. Ненцы: шаманы и связь с богами // Космос Севера: Сборник статей / Редактор-составитель О.К.Лагунова. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С.13-21.

Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Л.А.Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. – 294 с.

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 1.- М.: Концерн «Литературная Россия», 1998. - 536 с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 2. - М.: Концерн «Литературная Россия», 1999. – 548 с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5 –7 классы. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.- 134 с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ в.: Пособие для учителей литературы старших классов. – 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. - 160 с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в ХХ веке: Учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 222 с.

Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994. – 173 с.

Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 248 с.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 228 с.

Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: Русский Двор, 1995. - 336 с.

Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 172 с.

Художественные и публицистические тексты, очерки

Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову: Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1992. – 281 с.

Истомин И.Г. Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.1. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997. – 432 с.

Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – Свердловск, 1982.

Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М., 1986.

Неркаги А. Анико из рода Ного // Неркаги А.П. Молчащий: Повести.- Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С. 307-403.

Омельчук А.К. Ее величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991.208 с.

Омельчук А.К. Рыцари Севера. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 192 с.

Омельчук А.К. Север с большой буквы: Очерки. – М.: Современник, 1989. – 272 с.

Омельчук А.К. Частное открытие Сибири: Каждый сам открывает свою родину. – Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. – 392 с.

Ругин Р.П. Мелодии полярного круга: Стихи. Том 2. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 288 с.

Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.1. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кулайская культура (эпоха раннего железного века). Культура народов Ямала.

Цивилизация не обладала письменностью и была существенно удалена от европейских цивилизаций того времени, в результате чего о её существовании ничего не было известно до середины XX века. Об удивитель...

Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Культура народов Ямала.

Усть-Полуйское святилище – археологический «клондайк», уникальность которого по возрасту и  значимости сопоставима с Троей – находится на северном полярном круге.Это один из самых...

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...

Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...