КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knya_6_kl._kim_t.a._16-17_g.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА П. ХАРП
РАССМОТРЕНА Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от « ___» _________ 2016 г. № ____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом муниципального общеобразовательного учреждения Школа п. Харп от «__» _____________ 2016 г. № ____ |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебной работе _______________________ И.Л.Бекало « ___» ____________ 2016 г. |
Рабочая программа
по предмету
«Культура народов Ямала»
6 класс
Составитель программы: Ким Т.А.
п. Харп
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Программы учебного курса для 5-7 классов под редакцией Попова Ю.И.и Цымбалистенко Н.В. – Салехард, 2007.
Программа модернизирована в соответствии с новыми требованиями времени и изменившимися учебными планами.
В настоящее время курс Культура народов Ямала будет преподаваться в среднем звене основной школы (в 5, 6 и 7 классах) и рассчитан на 1 час в неделю.
Программа построена по концентрическому принципу, основные ее положения развиваются, расширяются и углубляются по мере взросления учащегося.
Программа рассчитана на русскоязычного учащегося, однако при определенной корректировке она может быть использована и в классах с учащимися коренных национальностей.
Разбивка программы на темы не имеет догматического характера, учитель имеет право диверсифицировать как количество часов, выделяемое на определенную тему, так и порядок их изучения. Очень важно при изучении курса не забывать о межпредметных связях, активно задействовать учителей тех дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к культуре и истории Ямала (всеобщей и русской истории, музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и т.п.).
Цели курса
- Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
- Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
- Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
- Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:
- Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов). Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).
- Формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры.
- Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера, привитие им основ экологической культуры.
- Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
- Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
- Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение их к простейшим трудовым процессам (обработки дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создания орнаментов и т.п.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
- Назвать коренные народы на Ямале и места их проживания;
- Объяснить разницу между язычеством и христианством;
- Понимать роль и функции шамана у северных народов;
- Дать определение мифу и его роли в жизни коренных народов:
- Назвать основные ненецкие и хантыйские божества;
- Перечислить основных писателей и поэтов коренных народов Ямала;
- Назвать известных художников и музыкантов Ямала;
- Перечислить основные традиционные праздники различных народов Ямала
Содержание тем учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ – 2 часа
Повторение и расширение сведений, изученных в 5 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родо-племенных отношений у ненцев и хантов в ХХ веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.
ВЕРОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ – 4 часа
Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием. Святые места у ненцев, хантов, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы (сядай и хэхэ). Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывание духов. Отношение северных народов к христианству и коммунистической идеологии в ХХ веке.
Понятие о религии и ее роли в жизни человека. Ислам у сибирских татар. Русское православие и другие христианские конфессии на Ямале.
МИФОЛОГИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ – 4 часа
Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функции мифа. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении Земли. Космос северных народов (горизонтальная и вертикальная модели). Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале.
Пантеон ненецких богов и духов (Нум, Я’ Миня, Нга и др.)
Хантыйские боги (Нуми Торум, Калташ-Эква, Мир-Сусне-Хум, Хинь и др.)
ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА – 8 часов
Рождение литературы Ямала в ХХ веке.
Очерк жизни и творчества И. Ф. Ного. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»)
Очерк жизни и творчества И. Г. Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун».
Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».
Понятие о литературной сказке. Литературные сказки Р.П. Ругина.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа
Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Особое образно-поэтическое восприятие мира коренными народами Ямала. Виды творческой деятельности: резьба по дереву и кости, лепка из глины, работа с бисером, плетение из ниток и бисера, плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Вязание кружев, поясов, подвязок. Мастерство северных женщин в изготовлении и украшении одежды из оленьей шкуры.
Межпредметные связи: этот раздел программы необходимо увязывать с уроками трудового обучения и на практике приобщить учащихся к образцам декоративно-прикладного искусства.
ЖИВОПИСЬ НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа
Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Сочетание реалистических и формалистических приемов в их живописи. Цветовая гамма их полотен. Жанровое разнообразие.
Наиболее значительные художники Ямала (К. Панков, Г.Райшев, Л.Лар, И. Худи, Г.Хартаганов и др.)
Межпредметные связи: ознакомление с творчеством вышеуказанных художников целесообразно проводить на занятиях по изобразительному искусству.
МУЗЫКА И ТАНЕЦ НАРОДОВ ЯМАЛА – 4 часа
Современная профессиональная музыка на Ямале.
С. Няруй – создатель первого оркестрового произведения ненецкого народа («Заря над тундрой», «Ритмы тундры»). Песни С. Няруя («Олененок», «Ловля оленей», «Маленький помощник», «Ехал ненец на оленях» и др.).
Ю. Юнкеров – создатель оркестровых произведений («Северная фантазия» и др.), произведений для хора, солистов, чтецов, оркестра. Автор песен («Песня оленевода», «Казачья салехардлская»).
А.Пустоселов – автор увертюры-фантазии «Ваули».
Композиторы-песенники (А. Бердышев, И. Калиничев, С. Цупиков).
Исполнители ( Г. Лагей, Н. Няруй, Т. Лар, В. Лейпожих, А. Лаптандер).
Раскрытие в танцах трудовых навыков народа. Ненецкие танцы: девичий – «Звенящие ручейки», мужской – «Тынзей». Хантыйский мужской танец – «Тулыглап». Ритуальные танцы.
Современные танцевальные коллективы, оркестры, хоровые коллективы, вокальные ансамбли и фольклорные группы в автономном округе.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ – 2 часа
Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа. Связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными установлениями. Многонациональный состав жителей округа определяет праздники различной национальной и религиозной принадлежности.
Основные традиционные праздники:
- Рождество Христово и связанные с ним святочные обряды (коляда, гадания). Отмечается всеми христианами.
- Праздник Медведя – комплекс ритуальных действий у хантов.
- Навруз (науруз) и сабантуй. Отмечается татарами.
- «Иван лун» - Иванов день. Отмечается коми-зырянами.
- День оленевода. Праздник коренных народов Ямала.
- Вороний праздник. Отмечается народом ханты и сибирскими татарами.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ – 3 часа
Повторение и закрепление изученного материала. Итоговый тест.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Количество часов |
Введение (4 часа) | ||
1 | Сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО | 1 |
2 | Растительный и животный мир. Богатство недр | 1 |
3 | Коренные и пришлые народы | 1 |
4 | Особенности культуры северных народов | 1 |
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала (4 часа) | ||
5 | Понятие о кочевом образе жизни | 1 |
6 | Роль оленя и собаки в жизни кочевника | 1 |
7 | Устройство чума. Мужские и женские обязанности в тундре | 1 |
8 | Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века | 1 |
Фольклор народов Ямала (12 часов). | ||
9 | Понятие о фольклоре | 1 |
10 | Фольклор - обобщение мудрости народа | 1 |
11 | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки | 1 |
12 | Малые жанры фольклора: заговоры, заклинания, обереги, считалки | 1 |
13 | Сборники пословиц, поговорок, загадок народов севера | 1 |
14 | Понятие о сказке как о фольклорном жанре | 1 |
15 | Классификация сказок (бытовые, о животных, волшебные) | 1 |
16 | Этическое содержание сказок народов севера | 1 |
17 | Сюжетная структура сказки | 1 |
18 | Особенности сказок народов Ямала | 1 |
19 | Собиратели фольклора на Ямале | 1 |
20 | Итоговый урок по фольклору народов Ямала | 1 |
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала. (6 часов) | ||
21 | Украшения одежды, оружия, средств передвижения народов Ямала | 1 |
22 | Орнамент - своеобразный культурный код народов Ямала | 1 |
23 | Художественная обработка дерева и кости. Изделия из бересты | 1 |
24 | Аппликация из ткани и сукна | 1 |
25 | Детские игрушки у ненцев и ханты | 1 |
26 | Выставка-презентация "Декоративно-прикладное искусство народов Ямала" | 1 |
Музыка. Песни и танцы коренных народов Ямала (4 часа) | ||
27 | Музыка как выражение духа и темперамента народа | 1 |
28 | Основные музыкальные инструменты народов Ямала | 1 |
29 | Песня как источник изучения культуры народов | 1 |
30 | Своеобразие традиционного танца коренных народов | 1 |
Игры коренных народов севера. (2 часа) | ||
31 | Игра как важнейший компонент культуры коренных народов | 1 |
32 | Виды игр у коренных народов | 1 |
Итоговое занятие (2 часа) | ||
33 | Творческая работа по фольклору | 1 |
34 | Итоговый урок | 1 |
35 | Резерв | 1 |
Итого: | 35 часов. |
№ п/п | Дата проведения урока | Раздел, тема урока | КЭС (Контрольный элемент содержания в соответствии с кодификатором ОГЭ/ЕГЭ) | Домашнее задание | Корректировка |
Введение (4 часа) |
| ||||
1 | Сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО | Рассказ "Что я знаю о ненцах?" | |||
2 | Растительный и животный мир. Богатство недр | Рассказ по плану | |||
3 | Коренные и пришлые народы | Выписать статистические данные | |||
4 | Особенности культуры северных народов | Работа с журналом "Ямальский меридиан" | |||
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала (4 часа) |
| ||||
5 | Понятие о кочевом образе жизни | Рассказ по плану в тетради | |||
6 | Роль оленя и собаки в жизни кочевника | 1.Рассказ о собаке. 2.Рассказ об олене в жизни коренных народов | |||
7 | Устройство чума. Мужские и женские обязанности в тундре | повторить сведения об образе жизни народов Севера | |||
8 | Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века | Мальчики: рассказ об одном дне тундровика. Девочки: хозяйки чума | |||
Фольклор народов Ямала (12 часов). |
| ||||
9 | Понятие о фольклоре | Заполнить сравнительную таблицу | |||
10 | Фольклор - обобщение мудрости народа | Выучить тезисы. подобрать 10 пословиц о севере | |||
11 | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки | Сочинить загадки об олене, чуме, собаке, северном сиянии | |||
12 | Малые жанры фольклора: заговоры, заклинания, обереги, считалки | Создать мини-сборник произведений малого жанра | |||
13 | Сборники пословиц, поговорок, загадок народов севера |
| |||
14 | Понятие о сказке как о фольклорном жанре | Прочитать сказку "О храбром Яндо и его сестре Тэюнэ" | |||
15 | Классификация сказок (бытовые, о животных, волшебные) | Подготовить пересказ сказки о животных | |||
16 | Этическое содержание сказок народов севера | Анализ сказки по плану | |||
17 | Сюжетная структура сказки | Подготовка к проверочной работе | |||
18 | Особенности сказок народов Ямала | Запись в тетрадь анализ сказки с точки зрения особенностей | |||
19 | Собиратели фольклора на Ямале | Повторить все сведения по теме | |||
20 | Итоговый урок по фольклору народов Ямала | Ответить на вопросы в тетради | |||
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала. (6 часов) | |||||
21 | Украшения одежды, оружия, средств передвижения народов Ямала | Рисунок украшений одежды | |||
22 | Орнамент - своеобразный культурный код народов Ямала | Рассказ о значении орнамента | |||
23 | Художественная обработка дерева и кости. Изделия из бересты | Рисунок изделия с украшением | |||
24 | Аппликация из ткани и сукна | Изготовить аппликацию на северные мотивы | |||
25 | Детские игрушки у ненцев и ханты | Изготовить или нарисовать куклу | |||
26 | Выставка-презентация "Декоративно-прикладное искусство народов Ямала" |
| |||
Музыка. Песни и танцы коренных народов Ямала (4 часа) |
| ||||
27 | Музыка как выражение духа и темперамента народа | Чтение песни по хрестоматии (выписать особенности) | |||
28 | Основные музыкальные инструменты народов Ямала | План раздела учебника | |||
29 | Песня как источник изучения культуры народов | Таблица "Песни народов севера | |||
30 | Своеобразие традиционного танца коренных народов | Подготовка к проверочной работе по теме | |||
Игры коренных народов севера. (2 часа) | |||||
31 | Игра как важнейший компонент культуры коренных народов | Разучить одну игру для проведения в классе | |||
32 | Виды игр у коренных народов | Подготовиться к итоговой работе по курсу | |||
Итоговое занятие (2 часа) |
| ||||
33 | Творческая работа по фольклору | Подготовиться к исполнению песни народов Ямала | |||
34 | Итоговый урок |
| |||
35 | Резерв | ||||
Итого: | 35 часов |
Приложение.
Перечень учебно-методического обеспечения
Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. – 352 с.
Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. – 265 с.
Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. - Екатеринбург: Сред.- Урал. кн. изд-во, 2000. – 112 с.
Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993.
География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001.– 328 с.
Географический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. – М.: Издательство ДИК, 1999. – 24 с.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 608 с.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 344 с.
Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. -Екатеринбург-Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.
Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский, Ю.П. История Ямала.- Тобольск: Издательский центр НТФ АТИКО, 1994.- 126 с.
Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 224 с.
Канакин И.А. Языки соседей (о хантыйском и ненецком). – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1996. – 124 с.
Комаров С.А., Лагунова О.К. О характеристике литературного мышления народов Севера (экологическая проблематика, жанровые ориентиры) // Космос Севера: Сборник статей. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. - С.89-98.
Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: О поэтах и прозаиках Западной Сибири последней трети ХХ века. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2003. – 352 с.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 136 с.
Лар Л.А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. – 173 с.
Лар Л.А. Ненцы: шаманы и связь с богами // Космос Севера: Сборник статей / Редактор-составитель О.К.Лагунова. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С.13-21.
Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Л.А.Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. – 294 с.
Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.
Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 1.- М.: Концерн «Литературная Россия», 1998. - 536 с.
Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 2. - М.: Концерн «Литературная Россия», 1999. – 548 с.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5 –7 классы. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.- 134 с.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ в.: Пособие для учителей литературы старших классов. – 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. - 160 с.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в ХХ веке: Учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 222 с.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994. – 173 с.
Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 248 с.
Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 228 с.
Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: Русский Двор, 1995. - 336 с.
Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 172 с.
Художественные и публицистические тексты, очерки
Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову: Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1992. – 281 с.
Истомин И.Г. Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.1. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997. – 432 с.
Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – Свердловск, 1982.
Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М., 1986.
Неркаги А. Анико из рода Ного // Неркаги А.П. Молчащий: Повести.- Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С. 307-403.
Омельчук А.К. Ее величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991.208 с.
Омельчук А.К. Рыцари Севера. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 192 с.
Омельчук А.К. Север с большой буквы: Очерки. – М.: Современник, 1989. – 272 с.
Омельчук А.К. Частное открытие Сибири: Каждый сам открывает свою родину. – Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. – 392 с.
Ругин Р.П. Мелодии полярного круга: Стихи. Том 2. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 288 с.
Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.1. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кулайская культура (эпоха раннего железного века). Культура народов Ямала.
Цивилизация не обладала письменностью и была существенно удалена от европейских цивилизаций того времени, в результате чего о её существовании ничего не было известно до середины XX века. Об удивитель...
Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Культура народов Ямала.
Усть-Полуйское святилище – археологический «клондайк», уникальность которого по возрасту и значимости сопоставима с Троей – находится на северном полярном круге.Это один из самых...
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...